Методический конструктор урока биологии (автор Мясников А.А.)
методическая разработка по биологии по теме

Мясников Александр Александрович

Разработанный мной методический конструктор современного урока с учётом требований ФГОС второго поколения имеет ряд преимуществ: во-первых, он существенно сэкономит как минимум до 70% времи педагога для подготовки к уроку; во-вторых, учитель только заносит некоторую информацию в оболочку технологической карты урока и выделяет в ней те моменты, которые планируется реализовать на конкрентном уроке; в-третьих, в данный конструктор включены все основополагающие требования ФГОС второго поколения к методической состовляющей современного урока Следует отметить, что составленный на основе методического конструктора конспект урока в целях экономии средств не рекомендуется распечатывать на бумажные носители, а использовать его исключительно в электронном виде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.konstruktor_uroka_myasnikov_a.a.docx48.95 КБ

Предварительный просмотр:

              Технологическая карта урока

             

Ф.И.О. учителя: Мясников А.А.
Предмет: Биология
Класс:

Дата урока:
Тип урока:
комбинированный

Автор УМК: Н.И.Сонин., В.Б.Захаров

Автор Рабочей программы: А.А.Мясников

Тема урока:

Цель:

Задачи:

- дидактическая:

- воспитательная:

- развивающая:

Методы обучения:

Оборудование (средства обучения):   

Дидактическая структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые

УУД

(нужное выделить)

Планируемые предметные результаты

(в соответствии с Рабочей программой)

Организационный момент

Приветствие учащихся, регистрация посещаемости учащимися учебного занятия, создание комфортной психологической атмосферы (вероятен элемент импровизации).

Создаёт ситуацию успеха на уроке.

Демонстрируют готовность к уроку и участвуют на паритетной основе с учителем в создании атмосферы сотрудничества на предстоящем учебном занятии. Включение в деловой ритм.

Регулятивные:

  • управлять своей деятельностью;
  • целеполагание;
  • контроль и коррекция;
  • инициативность и самостоятельность;
  • определять цели и задачи урока;
  • планировать деятельность;
  • выделять и осознавать то, что подлежит усвоению;
  • прогнозировать результаты;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё;
  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («ложно, истинно, существенно, не существенно»);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого;
  • находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные:

  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи;
  • оказывать положительное влияние на поведение товарища;
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
  • социальное взаимодействие;
  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
  • находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • сравнивать разные виды текста по главной мысли;
  • различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую;
  • пересказывать по плану;
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • писать небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Познавательные:

  • работать с информацией;
  • работать с учебными моделями;
  • использовать знако-символические

            средства, общие схемы

            решения;

  • объяснять значения новых терминов и понятий;
  • рефлексировать;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;
  • составлять схемы-опоры;
  • работать с таблицей, графиком, диаграммой;
  • выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения,

              классификации,

              установления аналогий,

              подведения под

              понятие;

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде;

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
  •  выявлять сходство и различия объектов;
  • выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • обсуждать проблемные вопросы;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
  • выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели);
  • преобразовывать объект:

импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы;
  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,

государству;

  • проявлять понимание и уважение к ценностям культур других

народов;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной

страны;

  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • соотносить поступок с моральной нормой;
  • оценивать свои и

чужие поступки;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и

чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • мотивировать свои действия; выражать готовность в любой

ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
  • выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

 

 

 

 

Актуализация ранее усвоенных ЗУН

Организует с позиций уровневой дифференциации (нужное выделить):

  1. письменную форму

дифференцированного

               контроля ЗУН (задания

               базового и повышенного

               уровней сложности по выбору

               учащегося);

  1. устную форму

              контроля ЗУН

             (индивидуальная ,

              фронтальная);

  1. альтернативную форму

контроля ЗУН (зачёт, постановка опыта, защита проекта или реферата, индивидуальная работа с дидактической карточкой, представление выполненного творческого задания – презентация, кроссворд и т.д.).

При выставлении отметок учащимся на уроке комментирует их.

 Выполняют (нужное заполнить и выделить):

  • тест №

Тема «………….. «

  • сам.работа №

Тема « …………….. «

  • пересказ ранее усвоенной учебной информации по теме: «       « с возможным использованием наглядного пособия или других средств обучения)

  • задания альтернативной формы контроля ЗУН

Изучение нового материала

Проводит параллель с ранее изученным учебным материалом и новым учебным материалом. Выдвигает проблему, гипотезу, предлагает проблемную ситуацию в доступной для восприятия учащимися форме.

Подводит учащихся к теме урока и его главной цели (целеполагание).

Совместно с учащимися определяет план  урока (прописать):

                      План.

Выделяет важнейшие термины и понятия (дидактические единицы), вытекающие из учебного материала урока (прописать):

        1.

        2.

        3.

Кратко сообщает учащимся общие сведения по каждому пункту плана урока, активно используя наглядности, демонстрации, ТСО, дополнительную литературу (прописать):

        1.

        2.

        3.

Предъявляет содержание учебного материала с опорой на когнитивно-деятельностные установки.

В процессе краткого поэтапного изложения учебной информации акцентирует внимание учащихся на так называемые «белые пятна», которые предстоит им самостоятельно на уроке изучить (указать):

        1.

        2.

        3.

Осуществляет координационную функцию. Направляет и корректирует ход самостоятельной учебной деятельности учащихся направленной на усвоение нового знания данном этапе урока.

Консультирует учащихся по возникающим у них вопросам.

Организует индивидуальное сопровождение  (специальной) группе учащихся.

Совместно с учащимися принимает участие в обсуждении результатов полученных ими  в ходе самостоятельной познавательной деятельности направленной на открытие нового знания.

Организует первичное обобщение и систематизацию знаний с участием учащихся (фронтальная форма).

Вспоминают ранее пройденный (изученный) материал и отвечают на вопросы учителя. Актуализация жизненного опыта. В процессе обсуждения с участием учителя формулируют тему текущего учебного занятия, его цель, план работы, а также осуществляют пробные попытки определения актуальности  сформулированной темы урока.

Записывают в рабочую тетрадь дату, тему и план урока

Заносят в рабочую тетрадь определения (значения) терминов и понятий (возможна работа с учебником или другим источником учебной информации).

Конспектируют в рабочую тетрадь ключевые моменты  рассказа или объяснения учителя.

Самостоятельно более детально прорабатывают учебную информацию (открытие нового знания), по теме урока (нужное выделить):

  • в индивидуальном режиме;
  • совместно в группе.

В качестве источника учебной информации выступают

(нужное выделить):

 -  текст параграфа учебника «Биология

    7 класс» (дополнительно указать

    страницы);

 -  ТСО (световой микроскоп и

    микропрепараты; видеофильм;

    тематические презентации);

 -  раздаточный дидактический

    материал;

 -  ИКТ;

 -  таблицы, рисунки и схемы,

    выступающие в качестве

    демонстраций к уроку;

 -  дополнительная литература;

 -  Интернет-ресурсы;

 - коллекции;

 -  муляжи внутренних органов

    животных, гербарии растений.

Результаты самостоятельного изучения учебной информации по теме урока излагаются в рабочей тетради учащимся в виде (нужное выделить):

 -  таблицы;

 -  схемы;

 -  конспекта;

 - рисунка;

 -  составление плана;

 -  тезирования учебной информации;

 -  аннотирования учебной информации;

 -  ранжирования учебной информации;

 -  составление модели или некоторого

    порядка опорных сигналов

    характеризующих изучаемые

    дидактические единицы;

 -  определение алгоритма постановки

    опыта (эксперимента);

 -  описательной характеристики

    биологических процессов и явлений;

 -  тематического тезауруса.

Закрепление нового материала

Организует работу учащихся с понятийным аппаратом урока в форме (нужное указать):

 -  кроссворда;

 -  фронтальной беседы;

 -  индивидуальной (персональной)

     беседы с отдельными учащимися;

 -  индивидуальной письменной

     работы учащегося у классной

     доски;

 -  терминологического диктанта.

Организует первичную диагностику качества усвоения изученного (разобранного) на уроке учебного материала посредством (нужное указать):

 -  самостоятельной работы;

 -  теста;

 -  фронтальной беседы;

 -  работы отдельных учащихся с

    дидактическими карточками

 -  работы учащихся с раздаточным

    дидактическим материалом

    (гербарии, муляжи, модели-

    аппликации, рисунки и др.).

Подводит совместно с учащимися итоги первичного контроля ЗУН и даёт установку на необходимость коррекции ЗУН, если таковая необходима.

Выполняют установку учителя на закрепление полученного нового знания

Отрабатывают умения применения нового знания на практике (в жизни).

Выполняют типовые задания на отработку полученных знаний.

Осуществляют контроль усвоенного нового знания по форме предложенной учителем, но с обязательным включением (нужное указать):

  • самоконтроля;
  • взаимоконтроля.

Рефлексия

Организует в сотрудничестве с учащимися общую рефлексию итогов учебного занятия с последующим её переходом в саморефлексию учащихся

Выполняют установку учителя на рефлексию итогов урока. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности на уроке и соотносят степень их соответствия. Установление степени решения проблемы, проблемной ситуации и доказанности гипотезы.

Саморефлексия собственных результатов (новообразований) учебного труда по следующей схеме (заполнение рефлексивного листа):  

  • Мои достижения:
  • Мои затруднения:

Возможно использование индикаторов для обратной связи (например, цветные сигнальные карточки).

Домашнее задание

Сообщает учащимся содержание домашнего задания (нужное выделить):

  1. актуализировать учебную информацию (содержание классной работы) из рабочей тетради;
  2. повторить стр.  ……учебника;
  3. уметь правильно написать и дать определение (значение) ключевым терминам и понятиям урока;
  4. индивидуальные творческие задания (подготовить информационное сообщение, выполнить индивидуальный проект, изготовить модель, составить тематический кроссворд, дать ответы на вопросы дидактической карточки и др.);
  5. выполнить групповой проект;
  6. составить опорную логическую схему на основе учебного материала;
  7. заполнить таблицу;
  8. создать тематическую мультимедийную презентацию;
  9. нарисовать рисунок и указать условные обозначения на нём;
  10. подготовиться: к тесту, к самостоятельной работе по теме «…….».

Оглашая домашнее задание, предлагает учащимся следующие познавательные установки (нужное выделить):

        -  на закрепление знаний;

        -  на развитие творческого уровня

           знаний;

        -  на выработку умений и

           навыков.

Очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания (нужное указать):

         -  обязательный;

         -  углубленный;

         -  творческий.

Комментирует специфику выполнения домашнего задания учащимися (схема когнитивных установок):

          -  что нужно выполнить;

          -  почему это нужно выполнить;

          -  как это выполнить;

          -  какие могут быть сложности;

          -  на что обратить внимание.

После звонка с урока прощается с учащимися.

Записывают домашнее задание в дневник школьника.

С разрешения учителя (после звонка с урока) покидают классную комнату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методические приемы для конструктора уроков биологии

В данной статье собраны и кратко описаны методические приемы, позволяющие повысить познавательный интерес к предмету....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Методический конструктор урока

Методический конструктор урока...

Методический конструктор внеурочной деятельности (Авторы Д. В .Григорьев., П.Д. Степанов)

Материал включает в себя все разделы воспитательной работы классного руководителя за учебный год...