Методические приемы для конструктора уроков биологии
материал по биологии по теме
В данной статье собраны и кратко описаны методические приемы, позволяющие повысить познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_dlya_konstruktora_urokov_biologii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы для конструктора уроков биологии
Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться я яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний. Изучение нового может начинаться с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с таинственной шкатулки, с необычного описания объекта изучения. Заинтриговать учащихся могут факты из серии «Правда ли, что…….», необычный рисунок, загадка, видео- или музыкальный фрагмент.
У каждого учителя в его «методической копилке» есть множество различных приемов, которые без систематизации трудно удержать в голове. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Использование конструктора снижает время на подготовку к урокам, повышает их многообразие, что повышает интерес учащихся к предмету и сказывается на качестве обучения. Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов биологии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.
Методические приемы, используемые в конструкторе уроков
1. «Мыслительная разминка»
Один, два несложных вопроса на размышление; угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»; придумайте вопрос(или угадайте вопрос учителя); поясните эпиграф; определите тему урока, исходя из интригующего вступления; закончите стихотворные строки; отгадайте загадку.
2. «Да – нетка»
Ведущему, который загадал биологический объект, задаются несколько наводящих вопросов.
3. Удивляй! Отсроченная отгадка
В начале урока дается загадка ( удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
4.Фантастическая добавка
Дополнение реальной ситуации фантастикой.
5. « Светофор»
При опросе учащиеся поднимают карточки разного цвета, которые означают их готовность к ответу: красная –« я не знаю», зеленая –« знаю».
6. Щадящий опрос
Учитель задает вопросы. Ученик первого варианта выступает в роли контролирующего, а ученик второго варианта – в роли проверяющего. Затем их роли меняются.
7. Игра «Биологическая эстафета»
Класс делится на три команды по рядам. Ученик записывает на листе бумаги один признак организма и передает лист другому члену команды. Или ученики по очереди выполняют задания на доске, например, рисуют схему соцветия по описанию и названию.
8. Взаимоопрос « Ты мне, я - тебе»
Ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам.
9. Мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется фронтально со всем классом.
10. Игра « Горячий стул»
Ученик пишет на доске термин, относящийся к теме урока. Другой ученик садится на стул спиной к доске и отгадывает этот термин, задавая любому ученику класса вопросы, требующие ответа «да» или «нет».
11. Пресс – конференция ( класс задает вопросы вызванным к доске ученикам)
12. Графический диктант
13. Минутные вопросы
14. Вырази мысль другими словами
15. Вопросы к тексту
Учащиеся составляют разные виды вопросов: репродуктивные, расширяющие, проблемные.Вопросы могут начинаться:
1. произвольно
2. докажите, что…….
3. объясните, почему……..
4. какой вывод можно сделать из……..
5. какое строение имеют……..
6. правда ли, что………
7.каким образом..
Проверка данного вида работы проводится несколькими способами:
1. выборочно или у всего класса;
2. заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других;
3. организовать работу в парах или группах (результаты передают учителю);
4. провести конкурс на лучший вопрос;
5. организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам;
Оценивается качество вопросов и умение на них отвечать.
16. Найди ошибки в тексте (опрос, перед объяснением)
17. Составление плана (статьи, параграфа)
18. «Расскажи мне, расскажи» (за 1 мин надо ответить на большее число вопросов)
19. Вопросы к рисунку
- Как назвать рисунок?
- Что на нем показано?
- Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их.
- Сделайте вывод.
- Какие признаки показаны? Не показаны?
- Какую информацию о …… можно получить?
- Найдите информацию о ……….
- Разделите объекты на две группы
- Какими общими признаками обладают эти ….
20. Биологическое лото
21.Составление схем
22. Игра « Биологический конструктор»
С помощью картонных деталей конструктора проверяются знания учащихся о простых и сложных листьях, о видах листорасположения, о строении пестичных, тычиночных и голых цветках и т.д.
23.Игра « Что это такое?»
За 1мин один ученик объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.
24. Тестовый контроль
Выбрать один правильный ответ
25. « Правильно – неправильно»
Найти правильное утверждение.
26. «Узнай орган по таблице»
Один ученик получает список органов, которые нужно показать по таблице, второй называет эти органы. Время 1 мин.
27. Повторяем с контролем!
Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей изученной теме ( проводится на последних уроках по определенной теме).
28.Тест « Ключевое слово» (перед изучением новой темы)
Ключевое слово состоит из букв – правильных ответов на вопросы теста.
29. « Словоежка»
За определенное время необходимо составить список ключевых слов, «утерянных» в рассказе.
30. Показательный устный ответ
Ученик демонстрирует блестящий ответ у доски на вопрос со свободным ответом, остальные слушают.
31. « Излагай кратко, логично, по существу!»
Вызванный ученик записывает на доске ответ на небольшое задание, остальные учащиеся анализируют.
32. Взаимоанализ
Учащиеся отвечают на вопрос со свободным ответом. Затем происходит обмен работами для их анализа самими учениками и сравнение ответов с эталоном.
33. «Мыслительный лист»
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос или решить биологическую задачу. Ученики должны высказать любую версию. Правильный ответ оценивается +. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает оценку «5».
34.Конкурс загадок
Учащиеся отгадывают, составляют загадки, делают подборки загадок по определенной теме.
35. Опрос по цепочке
Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и право ответа передается другому.
36. Игра « Цепочка»
Класс делится на три команды по рядам. Первый член команды выбирает один из рисунков и отвечает на первый пункт плана характеристики изображенного объекта. Количество пунктов в плане соответствует числу учеников в команде.
37. « Черный ящик» ( «Таинственная шкатулка»)
38. Тихий опрос
Учитель беседует с одним или несколькими учениками полушепотом, остальные заняты другим делом.
39. Фактологический диктант
Проводится по 5 – 7 базовым вопросам в быстром темпе.
41. Заполнение таблицы
42. Работа с терминами
43. Демонстрация видеофильма
44. Демонстрация опытов
45. Демонстрация анимации
Игра – тренинг
46.Тренинг «Термины»
- Тренинг « Соответствие» (предсердие: сердце = желчный пузырь: ?)
- Тренинг «Логическая цепочка» (организм, почки, мочеточник, удаление жидких продуктов, выделительная система или ядро -? –атом - ? – вещество)
- Тренинг «Разделите на группы» (легкие, сердце, сосуды, кровь, трахеи, жабры)
- Тренинг «Сгруппируй» (почки, сердце, легкие, кишечник, артерии, мочевой пузырь, желудок, бронхи)
51.Тренинг «Определите по описанию»
(орган, систему органов, организм, систематическую единицу)
52.Тренинг «Дополните ряд. Обобщите» ( стебель, лист, корень, ……)
53.Тренинг « Последовательность»
Укажите правильную последовательность (процессов, систематических групп, фаз развития и т.д.)
54.Тренинг «Продолжите предложение»
- Тренинг»Четвертый лишний»
- Биология в числах
- Биология в картинках
58. « Сочинялка» (д/з)
Написать сочинение или сказку.
59. Синквейн (д\з)
Синквейн – творческая форма рефлексии, способствующая развитию критического мышления. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
60. Составление рассказов по заданным словам (д\з)
При изучении нового или повторении материала (на основе прочитанного в учебнике текста).
1.Сначала опорные слова даются в последовательности, соответствующей в учебнике (для слабых учеников);
2. Затем слова даются без определенной последовательности;
3. Вносятся « лишние» слова, которые не могут быть использованы в тексте (для сильных учеников).
Необходимо: озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос отвечают, какой вопрос к нему можно задать.
61. Составление текстов с пропущенными словами
(д\з для слабых учеников)
62. Составление рассказов с биологическими ошибками.
(д\з для сильных учеников)
А) работа с готовыми текстами;
Б) составление текстов в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествии
63. Составление тестов (д\з)
Эта работа предлагается после изучения темы. Тесты разрабатываются к параграфу или разделу.
64.Составление кроссвордов (д\з)
Можно предложить составить кроссворд с фрагментами по изученной теме (на каждое слово в кроссворде делается рисунок)
65. «Самооценка»
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………
66. «Мордашки»
Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭЙДЕТИКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
Вашему вниманию предоставляется статья, в которой подробно рассмотрены некоторые приемы эйдетики, используемые на уроках биологии. Характерной особенностью разобранных приемов является то, что на свои...
Методический конструктор урока биологии (автор Мясников А.А.)
Разработанный мной методический конструктор современного урока с учётом требований ФГОС второго поколения имеет ряд преимуществ: во-первых, он существенно сэкономит как минимум до 70% времи педагога д...
Курсовая работа "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"
Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии...
Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"
Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"...
3 приема ТРКМ для уроков биологии
Коллеги!Предлагаю Вашему вниманию 3 приема технологии развития критического мышления на уроках биологии:"Кластер" (к теме "Земноводные" - 7 класс)"Инсерт" (к теме "Заболевания органов пищеварения" - 8...
«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»...
Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии
Моделирование – знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами моделирования.Сознательное ...