Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Ерофеева  Анна Александровна

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по УМК Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klassa.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа 9 класса

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнительные элементы содержания

Домашнее задание

Примечание

1

Введение. Уровни организации живой материи

Дать знания о биологии как науки

вводный

Биология как наука. Становление биологии. Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология

Давать определение терминам. Приводить примеры практического применения биологических знаний. Характеризовать биологию как науку. Объяснять роль биологии

Сообщения: свойства  живого; уровни организации

2

Свойства живого

Дать знания о свойствах живого

комбинированный

Жизнь, биосистема, наследственность, изменчивость. Отличия живой и неживой природы

Называть свойства живого. Доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Стр.7-11, вопросы 4-9

Эволюция живого мира на земле - 19

3

Видовое разнообразие

Дать знания об видовом разнообразии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таксон, система, иерархия. Уровни организации живой материи. Видовое разнообразие, царства живой природы

Называть уровни организации жизни, царства, таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации

/2, Вопросы 1-4, сообщение о Ламарке

4

Предпосылки теории Дарвина

Дать знания о возникновении предпосылок возникновения теории Дарвина

комбинированный

Эволюция, искусственный отбор. Путешествие Дарвина. Учение Дарвина об искусственном отборе

Давать определение понятиям. Описывать предпосылки теории Дарвина. Объяснять причину многообразия домашних животных и растений

Представления Линнея. Взгляды Ламарка. Факторы эволюции

/3, в. 1-3

5

Учение Дарвина об естественном отборе

Дать знания о естественном отборе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наследственная изменчивость. Борьба за существование

Давать определение понятиям. Называть основные положения ЭУ Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование

/5 в. 1, 2, 5,7

6

Учение Дарвина о естественном отборе

Дать знания о естественном отборе

комбинированный

Естественный отбор – движущая сила эволюции. Проявление в природе естественного отбора. Положения учения Дарвина

Давать определение понятиям. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора

/5

7

Формы естественного отбора

Дать знания о формах естественного отбора

комбинированный

Формы естественного отбора

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры отборов. Характеризовать формы отбора

/6

8

Приспособленность организмов к среде обитания

Дать знания о приспособленности как понятии

комбинированный

Приспособленность вида, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологическая адаптация. Многообразие адаптаций

Раскрывать содержание понятий. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей  среде. Объяснять относительный характер приспособлений

Развитие приспособлений

/7-9

9

Выявление приспособленности к среде обитания

Дать знания об адаптации

комбинированный

Адаптация. Приспособительные особенности

Выявлять и описывать разные способы приспособленности

Практическая работа «выявление приспособленности к среде обитания»

Выводы по работе

10

Вид и его критерии

Дать знания о виде

комбинированный

Вид, виды-двойники, ареал. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический

Перечислять критерии вида. Доказывать  необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства видов

/10, в. 1,4

11

Популяция

Дать знания о популяции

комбинированный

Популяция. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики вида. Популяция – элементарная эволюционная единица

Называть признаки популяций, приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция

/10, в.6

12

Видообразование

Дать знания о процессе видообразования

комбинированный

Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы

Приводить примеры различных видов изоляции

Роль полиплоидии в процессе видообразования

/11

13

Биологические последствия адаптации

Дать знания о биологических последствиях адаптации

комбинированный

Биологический прогресс, регресс, макроэволюция. Главные направления эволюции

Давать определение понятиям. Раскрывать сущность эволюционных изменений

/12

14

Главные направления эволюции

Дать знания о главных направлениях эволюции

комбинированный

Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция

Давать определение понятиям. Называть основные  направления эволюции

Общие закономерности эволюции

/12

15

Обобщение

16

Возникновение жизни на Земле

Дать знания о теориях возникновения жизни на земле

комбинированный

Гипотеза, коацерваты, пробионты. Теория Опарина

Давать определение понятиям. Характеризовать основные представления о возникновении

17

Архейская и протерозойская эры

Дать знания об эре древнейшей жизни

комбинированный

 Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты

Давать определение понятиям, описывать начальные этапы биологической эволюции, называть сущность гипотез образования эукариотической клетки

Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, участие в формировании первичных почв. Эры и периоды в развития жизни

\15 в.1-4

18

Палеозойская и мезозойская эры

Дать знания о развитии жизни в палеозое и мезозое

комбинированный

Ароморфоз. Растения и животные палеозоя и мезозоя. Появление и эволюция сухопутных растений и животных. Ароморфозы палеозоя и мезозоя. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

Давать определение терминам, приводить примеры ароморфозов. Называть приспособления растений и животных в связи  с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных

/ 16-17,в. 1-4после 16 и в. 2,4,6 после 17

19

Кайнозойская

Дать знания о развитии жизни в кайнозое

комбинированный

Идиоадаптации , ароморфоз. Растений и животные кайнозоя. Появление покрытосеменных и млекопитающих. Изменения  животного и растительного мире в палеогене и неогене

Давать определение терминам. Приводить примеры.

/18-19, в.1-3

20

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

Дать знания об эволюции  человека

комбинированный

Антропология,  антропогенез, движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Стадии развития. Происхождение рас. Биосоциальная сущность человека.

Давать определение терминам, называть признаки человека. Определять систематическое положение человека. Объяснять роль человека в природе, родство человека с млекопитающим. Перечислить факторы антропогенеза. Доказывать единство человеческих рас.

Антинаучная сущность расизма

/ 20. Вопросы 1-4

Структурная организация живых организмов - 14

21

Цитология как наука. Неорганические вещества клетки.

Дать знания о цитологии как науки,  дать понятие о химическом составе клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цитология, микроэлементы и макроэлементы. Особенности  химического состава живых организмов. Неорганические вещества и их роль в природе. Вода и минеральные соли

Давать определение терминам. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов, биологическую роль воды, биологическое значение

Буферность. Осмос и осмотическое давление. Осмотическое поступление молекул в клетку.

/21, вопросы 1-4

22

Органические вещества клетки

Дать знания об органических веществах клетки

комбинированный

Углеводы. Липиды. Гормоны. Органические вещества, их роль в  организме. Биологическая роль углеводов.

Приводить примеры углеводов и липидов. Называть  органические вещества клетки. Характеризовать роль углеводов и липидов классифицировать углеводы

/22 вопросы 1-4, 5, 8-9

23

Белки.

Дать знания о пептидах

комбинированный

Белки, гормоны, ферменты. Уровни  организации белковой молекулы. Функции белковой материи

Давать определения понятиям. Называть функции белков. Составлять полипептид. Объяснять причины многообразия функций белков.  Объяснять процесс денатурации и ренатурации

Белки простые и сложные. Денатурация белков

/ 22 вопросы 1-4

24

Нуклеиновые кислоты

Дать знания о ДНК и РНК

комбинированный

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид. Пространственная структура ДНК. Виды РНК и их нахождение в клетке функции нуклеиновых кислот. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации

Называть нахождение  молекулы ДНК в клетке. Перечислять виды РНК и их функции. Сравнивать строение ДНК и РНК

/ 22 вопросы 11-12

25

Обмен веществ

Дать знания об обмене веществ

комбинированный

Ассимилиция и диссимиляция. Фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ

Давать определение понятиям. Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии

Транспорт в веществ через клеточную мембрану

/ 23, 24

26

Пластический обмен

Дать знания о биосинтезе белка

комбинированный

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон. Свойства генетического кода. Механизм транскрипции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации. Биосинтез углеводов

 Давать определение терминам. Называть свойства генетического кода. Роль РНК и ДНК в биосинтезе белков. Описывать процесс биосинтеза белка

Фотосинтез, хемосинтез как способы питания

/ 23, вопросы 1-5

27

Энергетический обмен Внутриклеточное пищеварение. дыхание

Дать знания об энергетическом обмене.

комбинированный

Гликолиз. Брожение. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы энергетического обмена

Давать определение понятиям. Анализировать содержание терминов. Перечислять этапы диссимиляции. Называть  вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена веществ. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии

/24, вопросы 1-4

28

Клеточное строение организмов. Бактериальная клетка

Дать знания о клеточном строении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Прокариоты. Клетки бактерий. Строение прокариот. Значение образования спор. Условия гибели спор.

Давать определении терминам. Различать отличительные признаки прокариот и эукариот. Описывать строение бактериальной клетки, механизм спорообразования. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот

/ 25 вопросы 1-5

Практическая работа «Изучение клеток бактерий»

29

Органоиды эукариотической клетки

Дать знания о строении эукариотической клетки

комбинированный

Органоиды. Цитоплазма. Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма. Органеллы. Включения. Особенности строения растительных клеток.

Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды клетки, функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать пластиды растительных клеток, различать виды ЭПС. характеризовать органоиды клетки

Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание

/ 26, вопросы 1-4

30

Ядро

Дать знания о ядре и его функциях

комбинированный

Прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор, диплоидный набор. Функции ядра. Расположение и число ядер. Состояние хроматина. структуры ядра

Описывать строение ядра. Давать определение понятиям. Объяснять механизм образования хромосом.

Механизм образования хромосом

/27, вопросы 1-7

31

Строение растительной и животной клеток

Дать знания об отличительных особенностях  растительной и животной клеток.

комбинированный

Особенности строения растительной, животной и грибной клеток

Распознавать основные отличия клеток. Работать с микроскопом. Сравнивать растительные и животные клетки.

Практическая работа «Изучение к леток растений и животных»

32

Деление клеток

Дать знания о клеточном цикле

комбинированный

Митотический цикл. Интерфаза. Митоз. Редупликация. Хроматиды. Деление клеток эукариот. Биологический смысл митоза. Деление клеток прокариот. размножение

Приводить примеры деления клеток у различных организмов. Называть фазы митотического цикла, процессы, составляющие жизненный цикл клетки. Описывать процессы, объяснять биологический смысл митоза

Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма

/ 28 вопросы 1-5

33

Клеточная теория строения организмов

Дать знания о клеточной теории строения

Урок обобщения

Цитология. Клетка как биосистема. Основные положения клеточной теории

Называть жизненные свойства клетки, положения клеточной теории. Доказывать, что клетка – живая структура. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организма

34

Зачет «Клетка»

Урок контроля и обобщения

Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5

35

Размножение организмов.  Бесполое размножение.

Дать знания о размножении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения

Дать определения основным понятиям. Называть основные  формы размножения, виды бесполого и полового размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

/ 30 вопросы 1-5

36

Мейоз. Половое размножение.

Дать знания о половом размножении организмов.

комбинированный

Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Конъюгация. Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение и его значение. Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток.

Выделять различия в строении половых клеток. Объяснять биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Гаметогенез. Стадии гаметогенеза. Механизм мейоза. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Генетические заболевания, связанные с нарушением деления клеток.

/31 вопросы 1 -  5

37

Онтогенез.

Дать знания об онтогенезе

комбинированный

Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез. Рост и развитие организма. Онтогенез и его этапы. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства

Давать определение понятиям. Характеризовать сущность эмбрионального развития, рост организма. Анализировать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, воздействующие на здоровье

Основные закономерности дробления. Образование бластулы. Гаструляция.первичный органогенез. Воздействие факторов сред на эмбриональное развитие


/32 вопросы 1-6

38

Постэмбриональное развитие.

Дать знания о постэмбриональном периоде развития организма

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Постэмбриональный период. Формы постэмбрионального развития. прямое и непрямое развитие. Метаморфоз. Изменение организма при постэмбриональном развитии. старение

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода. Объяснять биологическое значение метаморфоза

Воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

/33 вопросы 1-4

39

Обобщение.

Урок контроля и обобщения

Наследственность и изменчивость - 13

40

Основы генетики

Дать знания о генетике как науке

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аллельные гены. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание

Давать определение понятиям. Называть признаки биологических объектов- генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании  естественно-научной картины мира. Объяснять значение гибридологического метода Менделя

/35-36

41 - 42

Дигибридное скрещивание

Дать знания о дигибридном, полигибридном скрещивании

комбинированный

Гомозигота,  гетерозигота, доминантный признак. Рецессивный признак. Неполное доминирование. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. условия проявление закона независимого наследования. Правило единообразия. Закон  расщепления

Давать определении понятиям. Составлять схему наследования при моно- и дигибридном скрещивании, анализирующего скрещивания. Определять фенотип по генотипу и наоборот. Называть условия проявления законов

Сцепленное наследование

/37, задачи

43

Генетика пола

Дать знания о наследовании пола.

комбинированный

Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Половые хромосомы. Соотношение полов. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования

Давать  определение понятиям. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека

Значение генетики в медицине

/ 39

44 -45

Решение генетических задач

Научить составлять и разрабатывать методы решения генетических задач

Комплексный урок

Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании, при неполном доминировании, наследовании, сцепленном с полом.

Решать генетические задачи

46

Наследственная изменчивость

Дать знания о генотипической изменчивости

комбинированный

Геном. Изменчивость, мутации. Мутаген. Полиплоидия. Изменчивость – свойство организма. Основные типы изменчивости. Виды мутаций. Синдром Дауна. Виды мутагенов

Давать определение терминам. Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры мутаций

Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутаций в эволюционном процессе. Опасность загрязнения среды мутагенами.

/41 вопросы 1- 4

47

Ненаследственная изменчивость.

Дать знания о ненаследственной изменчивости

комбинированный

Изменчивость. Модификации. Норма реакции. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях

Давать определение терминам. Приводить примеры модификационной изменчивости, нормы реакции, зависимости проявления нормы реакции на условия среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно

/ 42

48

Выявление изменчивости организмов

Развитие практических навыков

Урок комплексный

Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости Практическая работа «выявление изменчивости»

Выявлять и описывать  различные формы изменчивости организмов

49

Обобщение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

50

Селекция как наука.

Дать знания о селекции как науке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений. закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород, сортов. Характеризовать роль учения Вавилова. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных  растений

Вавилов и его роль в науке

/ 43 вопросы 1-4

51

Методы селекции.

Дать знания о методах  селекции

комбинированный

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, порода, сорт. Основные методы селекции растений и животных. Виды искусственного отбора. гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искусственный мутагенез.

Давать определение понятиям. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород и сортов. Характеризовать методы селекции растений и животных

/ 44 вопросы 1-7 подготовить сообщение о проблемах биотехнологии

52

Достижения и основные направления современной селекции

Дать знания о значении селекции

комбинированный

Биотехнология. Штамм. Основные направления селекции микроорганизмом. Значение селекции. Микробиологический синтез

Давать определение понятиям. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. объяснять роль биологии в практической деятельности. Оценивать значение генетики для развития с/х

/45

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии - 11

53

Биосфера. Структура, границы.

Дать знания о биосфере

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение Вернадского

Давать определения понятиям. Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы, характеризовать живое вещество, биокосное, косное. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранение биосферы.

Вернадский – основоположник учения о биосфере. Работы Вернадского.

/ 46 вопросы 5,6,8

54

Круговорот веществ в природе

Дать знания о круговороте веществ в природе

комбинированный

Биогеохимические циклы, биогенные элементы. Микроэлементы. Гумус, фильтрация.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора, проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме

Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод животными фильтраторами. Укрепление и аэрация почв.

/ 47 составить схему круговорота воды, серы, углерода, азота в природе.

55

Экологические факторы

Дать знания об экологических факторах среды

комбинированный

Экология, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. экология- наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и взаимосвязи. Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды

Давать определения понятиям. Приводить примеры факторов. Выявлять приспособленность организмов к действию факторов.

/ 50, 51 вопросы 1-7, 1-4

56

Биогеоценозы. Видовое разнообразие

Дать знания о биогеоценозе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Популяция, биоценоз, экосистема. экосистемная организация живой природы. Естественные и природные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистемы.

Давать определение терминам. Называть компоненты биогеоценоза, признаки популяции, показатели структуры популяций, признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры экосистем

Биоценозы. Плотность популяций, биомасса биоценозов.

/ 49, 52 вопросы 2-3

57

Пищевые связи в экосистемах.

Дать знания о пищевых связях в экосистемах

Урок комплексного применения ЗУН

Трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещества, поток энергии. Солнечный свет – энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистеме. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе. Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества.

Давать определения терминам. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять  схемы пищевых сетей. объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов

Правило 10%. Пирамиды численности и биомассы. Перевернутая пирамида

/52 вопросы 4-7

58

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

Дать знания о биотических взаимосвязях

комбинированный

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм/ типы взаимодействий разных видов

Давать определение терминам. Называть типы взаимодействий. Приводить примеры.

/ 53 вопросы 1-6

59

Изучение и описание экосистемы родного края

Дать знания о методах изучения биосферы.

комплексный

Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса, взаимоотношения организмов. Состояние экосистемы моей местности

Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы своей местности. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Выполнение практической работы «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

Подготовить сообщение о ресурсах Земли.

60

Природные ресурсы и их использование

Дать знания о природных ресурсах

комбинированный

Агроэкосистема, природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Проблемы рационального природопользования. Стратегии природопользования и их последствия.

Давать определения терминам. Приводить примеры агроэкосистем,    исчерпаемых и неисчерпаемых  природных ресурсов. Сравнивать природные и агроэкосистемы. Раскрывать сущность рационального природопользования

Виды деятельности в области охраны природы.

/ 54 вопросы 1-6

61

Роль человека в биосфере

Дать знания о роли человека в биосфере

комбинированный

Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы  воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия.

Раскрывать роль человека в биосфере. Называть причины, вызывающие экологический кризис

/ 54 подготовить сообщение о хозяйственной деятельности человека

62

Последствия деятельности человека с экосистемах

Дать знания о последствиях деятельности человека

комбинированный

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

/ 55, 56. Подготовить сообщение  об экологических проблемах

Практическая работа «анализ и оценка последствий деятельности человека  в экосистемах»

63

Экологические проблемы

Дать знания об экологических проблемах

комбинированный

Экологические проблемы. Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей

Называть современные  глобальные проблемы, антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы. Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения.

Региональные и локальные экологические проблемы, их влияние на жизнь людей

Повторение - 5

64

Становление современной теории эволюции

Обобщить и повторить тему

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Разноуровневые тесты

65

 Клетка- структурная единица живого

Обобщить и повторить тему

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Разноуровневые тесты

66

Закономерности наследственности и изменчивости.

Обобщить и повторить тему

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Разноуровневые тесты

67

Взаимодействие организма и среды обитания

Обобщить и повторить тему

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Разноуровневые тесты

68

Контрольная работа

Обобщить и повторить тему

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....