Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по УМК Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klassa.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа 9 класса
№ | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дополнительные элементы содержания | Домашнее задание | Примечание |
1 | Введение. Уровни организации живой материи | Дать знания о биологии как науки | вводный | Биология как наука. Становление биологии. Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология | Давать определение терминам. Приводить примеры практического применения биологических знаний. Характеризовать биологию как науку. Объяснять роль биологии | Сообщения: свойства живого; уровни организации | ||
2 | Свойства живого | Дать знания о свойствах живого | комбинированный | Жизнь, биосистема, наследственность, изменчивость. Отличия живой и неживой природы | Называть свойства живого. Доказывать, что живые организмы – открытые системы. | Стр.7-11, вопросы 4-9 | ||
Эволюция живого мира на земле - 19 | ||||||||
3 | Видовое разнообразие | Дать знания об видовом разнообразии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таксон, система, иерархия. Уровни организации живой материи. Видовое разнообразие, царства живой природы | Называть уровни организации жизни, царства, таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации | /2, Вопросы 1-4, сообщение о Ламарке | ||
4 | Предпосылки теории Дарвина | Дать знания о возникновении предпосылок возникновения теории Дарвина | комбинированный | Эволюция, искусственный отбор. Путешествие Дарвина. Учение Дарвина об искусственном отборе | Давать определение понятиям. Описывать предпосылки теории Дарвина. Объяснять причину многообразия домашних животных и растений | Представления Линнея. Взгляды Ламарка. Факторы эволюции | /3, в. 1-3 | |
5 | Учение Дарвина об естественном отборе | Дать знания о естественном отборе | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Наследственная изменчивость. Борьба за существование | Давать определение понятиям. Называть основные положения ЭУ Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование | /5 в. 1, 2, 5,7 | ||
6 | Учение Дарвина о естественном отборе | Дать знания о естественном отборе | комбинированный | Естественный отбор – движущая сила эволюции. Проявление в природе естественного отбора. Положения учения Дарвина | Давать определение понятиям. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора | /5 | ||
7 | Формы естественного отбора | Дать знания о формах естественного отбора | комбинированный | Формы естественного отбора | Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры отборов. Характеризовать формы отбора | /6 | ||
8 | Приспособленность организмов к среде обитания | Дать знания о приспособленности как понятии | комбинированный | Приспособленность вида, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологическая адаптация. Многообразие адаптаций | Раскрывать содержание понятий. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособлений | Развитие приспособлений | /7-9 | |
9 | Выявление приспособленности к среде обитания | Дать знания об адаптации | комбинированный | Адаптация. Приспособительные особенности | Выявлять и описывать разные способы приспособленности | Практическая работа «выявление приспособленности к среде обитания» | Выводы по работе | |
10 | Вид и его критерии | Дать знания о виде | комбинированный | Вид, виды-двойники, ареал. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический | Перечислять критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства видов | /10, в. 1,4 | ||
11 | Популяция | Дать знания о популяции | комбинированный | Популяция. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики вида. Популяция – элементарная эволюционная единица | Называть признаки популяций, приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция | /10, в.6 | ||
12 | Видообразование | Дать знания о процессе видообразования | комбинированный | Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы | Приводить примеры различных видов изоляции | Роль полиплоидии в процессе видообразования | /11 | |
13 | Биологические последствия адаптации | Дать знания о биологических последствиях адаптации | комбинированный | Биологический прогресс, регресс, макроэволюция. Главные направления эволюции | Давать определение понятиям. Раскрывать сущность эволюционных изменений | /12 | ||
14 | Главные направления эволюции | Дать знания о главных направлениях эволюции | комбинированный | Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция | Давать определение понятиям. Называть основные направления эволюции | Общие закономерности эволюции | /12 | |
15 | Обобщение | |||||||
16 | Возникновение жизни на Земле | Дать знания о теориях возникновения жизни на земле | комбинированный | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Теория Опарина | Давать определение понятиям. Характеризовать основные представления о возникновении | |||
17 | Архейская и протерозойская эры | Дать знания об эре древнейшей жизни | комбинированный | Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты | Давать определение понятиям, описывать начальные этапы биологической эволюции, называть сущность гипотез образования эукариотической клетки | Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, участие в формировании первичных почв. Эры и периоды в развития жизни | \15 в.1-4 | |
18 | Палеозойская и мезозойская эры | Дать знания о развитии жизни в палеозое и мезозое | комбинированный | Ароморфоз. Растения и животные палеозоя и мезозоя. Появление и эволюция сухопутных растений и животных. Ароморфозы палеозоя и мезозоя. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | Давать определение терминам, приводить примеры ароморфозов. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных | / 16-17,в. 1-4после 16 и в. 2,4,6 после 17 | ||
19 | Кайнозойская | Дать знания о развитии жизни в кайнозое | комбинированный | Идиоадаптации , ароморфоз. Растений и животные кайнозоя. Появление покрытосеменных и млекопитающих. Изменения животного и растительного мире в палеогене и неогене | Давать определение терминам. Приводить примеры. | /18-19, в.1-3 | ||
20 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека | Дать знания об эволюции человека | комбинированный | Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Стадии развития. Происхождение рас. Биосоциальная сущность человека. | Давать определение терминам, называть признаки человека. Определять систематическое положение человека. Объяснять роль человека в природе, родство человека с млекопитающим. Перечислить факторы антропогенеза. Доказывать единство человеческих рас. | Антинаучная сущность расизма | / 20. Вопросы 1-4 | |
Структурная организация живых организмов - 14 | ||||||||
21 | Цитология как наука. Неорганические вещества клетки. | Дать знания о цитологии как науки, дать понятие о химическом составе клетки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Цитология, микроэлементы и макроэлементы. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества и их роль в природе. Вода и минеральные соли | Давать определение терминам. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов, биологическую роль воды, биологическое значение | Буферность. Осмос и осмотическое давление. Осмотическое поступление молекул в клетку. | /21, вопросы 1-4 | |
22 | Органические вещества клетки | Дать знания об органических веществах клетки | комбинированный | Углеводы. Липиды. Гормоны. Органические вещества, их роль в организме. Биологическая роль углеводов. | Приводить примеры углеводов и липидов. Называть органические вещества клетки. Характеризовать роль углеводов и липидов классифицировать углеводы | /22 вопросы 1-4, 5, 8-9 | ||
23 | Белки. | Дать знания о пептидах | комбинированный | Белки, гормоны, ферменты. Уровни организации белковой молекулы. Функции белковой материи | Давать определения понятиям. Называть функции белков. Составлять полипептид. Объяснять причины многообразия функций белков. Объяснять процесс денатурации и ренатурации | Белки простые и сложные. Денатурация белков | / 22 вопросы 1-4 | |
24 | Нуклеиновые кислоты | Дать знания о ДНК и РНК | комбинированный | Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид. Пространственная структура ДНК. Виды РНК и их нахождение в клетке функции нуклеиновых кислот. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации | Называть нахождение молекулы ДНК в клетке. Перечислять виды РНК и их функции. Сравнивать строение ДНК и РНК | / 22 вопросы 11-12 | ||
25 | Обмен веществ | Дать знания об обмене веществ | комбинированный | Ассимилиция и диссимиляция. Фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ | Давать определение понятиям. Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии | Транспорт в веществ через клеточную мембрану | / 23, 24 | |
26 | Пластический обмен | Дать знания о биосинтезе белка | комбинированный | Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон. Свойства генетического кода. Механизм транскрипции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации. Биосинтез углеводов | Давать определение терминам. Называть свойства генетического кода. Роль РНК и ДНК в биосинтезе белков. Описывать процесс биосинтеза белка | Фотосинтез, хемосинтез как способы питания | / 23, вопросы 1-5 | |
27 | Энергетический обмен Внутриклеточное пищеварение. дыхание | Дать знания об энергетическом обмене. | комбинированный | Гликолиз. Брожение. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы энергетического обмена | Давать определение понятиям. Анализировать содержание терминов. Перечислять этапы диссимиляции. Называть вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена веществ. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена | Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии | /24, вопросы 1-4 | |
28 | Клеточное строение организмов. Бактериальная клетка | Дать знания о клеточном строении | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Прокариоты. Клетки бактерий. Строение прокариот. Значение образования спор. Условия гибели спор. | Давать определении терминам. Различать отличительные признаки прокариот и эукариот. Описывать строение бактериальной клетки, механизм спорообразования. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот | / 25 вопросы 1-5 | Практическая работа «Изучение клеток бактерий» | |
29 | Органоиды эукариотической клетки | Дать знания о строении эукариотической клетки | комбинированный | Органоиды. Цитоплазма. Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма. Органеллы. Включения. Особенности строения растительных клеток. | Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды клетки, функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать пластиды растительных клеток, различать виды ЭПС. характеризовать органоиды клетки | Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание | / 26, вопросы 1-4 | |
30 | Ядро | Дать знания о ядре и его функциях | комбинированный | Прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор, диплоидный набор. Функции ядра. Расположение и число ядер. Состояние хроматина. структуры ядра | Описывать строение ядра. Давать определение понятиям. Объяснять механизм образования хромосом. | Механизм образования хромосом | /27, вопросы 1-7 | |
31 | Строение растительной и животной клеток | Дать знания об отличительных особенностях растительной и животной клеток. | комбинированный | Особенности строения растительной, животной и грибной клеток | Распознавать основные отличия клеток. Работать с микроскопом. Сравнивать растительные и животные клетки. | Практическая работа «Изучение к леток растений и животных» | ||
32 | Деление клеток | Дать знания о клеточном цикле | комбинированный | Митотический цикл. Интерфаза. Митоз. Редупликация. Хроматиды. Деление клеток эукариот. Биологический смысл митоза. Деление клеток прокариот. размножение | Приводить примеры деления клеток у различных организмов. Называть фазы митотического цикла, процессы, составляющие жизненный цикл клетки. Описывать процессы, объяснять биологический смысл митоза | Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма | / 28 вопросы 1-5 | |
33 | Клеточная теория строения организмов | Дать знания о клеточной теории строения | Урок обобщения | Цитология. Клетка как биосистема. Основные положения клеточной теории | Называть жизненные свойства клетки, положения клеточной теории. Доказывать, что клетка – живая структура. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организма | |||
34 | Зачет «Клетка» | Урок контроля и обобщения | ||||||
Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 | ||||||||
35 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Дать знания о размножении | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения | Дать определения основным понятиям. Называть основные формы размножения, виды бесполого и полового размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | / 30 вопросы 1-5 | ||
36 | Мейоз. Половое размножение. | Дать знания о половом размножении организмов. | комбинированный | Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Конъюгация. Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение и его значение. Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток. | Выделять различия в строении половых клеток. Объяснять биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Гаметогенез. Стадии гаметогенеза. Механизм мейоза. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Генетические заболевания, связанные с нарушением деления клеток. | /31 вопросы 1 - 5 | |
37 | Онтогенез. | Дать знания об онтогенезе | комбинированный | Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез. Рост и развитие организма. Онтогенез и его этапы. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства | Давать определение понятиям. Характеризовать сущность эмбрионального развития, рост организма. Анализировать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, воздействующие на здоровье | Основные закономерности дробления. Образование бластулы. Гаструляция.первичный органогенез. Воздействие факторов сред на эмбриональное развитие |
| |
38 | Постэмбриональное развитие. | Дать знания о постэмбриональном периоде развития организма | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Постэмбриональный период. Формы постэмбрионального развития. прямое и непрямое развитие. Метаморфоз. Изменение организма при постэмбриональном развитии. старение | Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода. Объяснять биологическое значение метаморфоза | Воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | /33 вопросы 1-4 | |
39 | Обобщение. | Урок контроля и обобщения | ||||||
Наследственность и изменчивость - 13 | ||||||||
40 | Основы генетики | Дать знания о генетике как науке | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Аллельные гены. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание | Давать определение понятиям. Называть признаки биологических объектов- генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании естественно-научной картины мира. Объяснять значение гибридологического метода Менделя | /35-36 | ||
41 - 42 | Дигибридное скрещивание | Дать знания о дигибридном, полигибридном скрещивании | комбинированный | Гомозигота, гетерозигота, доминантный признак. Рецессивный признак. Неполное доминирование. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. условия проявление закона независимого наследования. Правило единообразия. Закон расщепления | Давать определении понятиям. Составлять схему наследования при моно- и дигибридном скрещивании, анализирующего скрещивания. Определять фенотип по генотипу и наоборот. Называть условия проявления законов | Сцепленное наследование | /37, задачи | |
43 | Генетика пола | Дать знания о наследовании пола. | комбинированный | Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Половые хромосомы. Соотношение полов. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования | Давать определение понятиям. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека | Значение генетики в медицине | / 39 | |
44 -45 | Решение генетических задач | Научить составлять и разрабатывать методы решения генетических задач | Комплексный урок | Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании, при неполном доминировании, наследовании, сцепленном с полом. | Решать генетические задачи | |||
46 | Наследственная изменчивость | Дать знания о генотипической изменчивости | комбинированный | Геном. Изменчивость, мутации. Мутаген. Полиплоидия. Изменчивость – свойство организма. Основные типы изменчивости. Виды мутаций. Синдром Дауна. Виды мутагенов | Давать определение терминам. Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры мутаций | Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутаций в эволюционном процессе. Опасность загрязнения среды мутагенами. | /41 вопросы 1- 4 | |
47 | Ненаследственная изменчивость. | Дать знания о ненаследственной изменчивости | комбинированный | Изменчивость. Модификации. Норма реакции. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях | Давать определение терминам. Приводить примеры модификационной изменчивости, нормы реакции, зависимости проявления нормы реакции на условия среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно | / 42 | ||
48 | Выявление изменчивости организмов | Развитие практических навыков | Урок комплексный | Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости Практическая работа «выявление изменчивости» | Выявлять и описывать различные формы изменчивости организмов | |||
49 | Обобщение | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||||
50 | Селекция как наука. | Дать знания о селекции как науке. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений. закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород, сортов. Характеризовать роль учения Вавилова. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений | Вавилов и его роль в науке | / 43 вопросы 1-4 | |
51 | Методы селекции. | Дать знания о методах селекции | комбинированный | Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, порода, сорт. Основные методы селекции растений и животных. Виды искусственного отбора. гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искусственный мутагенез. | Давать определение понятиям. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород и сортов. Характеризовать методы селекции растений и животных | / 44 вопросы 1-7 подготовить сообщение о проблемах биотехнологии | ||
52 | Достижения и основные направления современной селекции | Дать знания о значении селекции | комбинированный | Биотехнология. Штамм. Основные направления селекции микроорганизмом. Значение селекции. Микробиологический синтез | Давать определение понятиям. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. объяснять роль биологии в практической деятельности. Оценивать значение генетики для развития с/х | /45 | ||
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии - 11 | ||||||||
53 | Биосфера. Структура, границы. | Дать знания о биосфере | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение Вернадского | Давать определения понятиям. Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы, характеризовать живое вещество, биокосное, косное. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранение биосферы. | Вернадский – основоположник учения о биосфере. Работы Вернадского. | / 46 вопросы 5,6,8 | |
54 | Круговорот веществ в природе | Дать знания о круговороте веществ в природе | комбинированный | Биогеохимические циклы, биогенные элементы. Микроэлементы. Гумус, фильтрация. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора, проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме | Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод животными фильтраторами. Укрепление и аэрация почв. | / 47 составить схему круговорота воды, серы, углерода, азота в природе. | |
55 | Экологические факторы | Дать знания об экологических факторах среды | комбинированный | Экология, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. экология- наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и взаимосвязи. Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды | Давать определения понятиям. Приводить примеры факторов. Выявлять приспособленность организмов к действию факторов. | / 50, 51 вопросы 1-7, 1-4 | ||
56 | Биогеоценозы. Видовое разнообразие | Дать знания о биогеоценозе | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Популяция, биоценоз, экосистема. экосистемная организация живой природы. Естественные и природные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистемы. | Давать определение терминам. Называть компоненты биогеоценоза, признаки популяции, показатели структуры популяций, признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры экосистем | Биоценозы. Плотность популяций, биомасса биоценозов. | / 49, 52 вопросы 2-3 | |
57 | Пищевые связи в экосистемах. | Дать знания о пищевых связях в экосистемах | Урок комплексного применения ЗУН | Трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещества, поток энергии. Солнечный свет – энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистеме. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе. Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества. | Давать определения терминам. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых сетей. объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов | Правило 10%. Пирамиды численности и биомассы. Перевернутая пирамида | /52 вопросы 4-7 | |
58 | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. | Дать знания о биотических взаимосвязях | комбинированный | Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм/ типы взаимодействий разных видов | Давать определение терминам. Называть типы взаимодействий. Приводить примеры. | / 53 вопросы 1-6 | ||
59 | Изучение и описание экосистемы родного края | Дать знания о методах изучения биосферы. | комплексный | Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса, взаимоотношения организмов. Состояние экосистемы моей местности | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы своей местности. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | Выполнение практической работы «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». | Подготовить сообщение о ресурсах Земли. | |
60 | Природные ресурсы и их использование | Дать знания о природных ресурсах | комбинированный | Агроэкосистема, природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Проблемы рационального природопользования. Стратегии природопользования и их последствия. | Давать определения терминам. Приводить примеры агроэкосистем, исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов. Сравнивать природные и агроэкосистемы. Раскрывать сущность рационального природопользования | Виды деятельности в области охраны природы. | / 54 вопросы 1-6 | |
61 | Роль человека в биосфере | Дать знания о роли человека в биосфере | комбинированный | Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия. | Раскрывать роль человека в биосфере. Называть причины, вызывающие экологический кризис | / 54 подготовить сообщение о хозяйственной деятельности человека | ||
62 | Последствия деятельности человека с экосистемах | Дать знания о последствиях деятельности человека | комбинированный | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы | / 55, 56. Подготовить сообщение об экологических проблемах | Практическая работа «анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | |
63 | Экологические проблемы | Дать знания об экологических проблемах | комбинированный | Экологические проблемы. Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей | Называть современные глобальные проблемы, антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы. Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. | Региональные и локальные экологические проблемы, их влияние на жизнь людей | ||
Повторение - 5 | ||||||||
64 | Становление современной теории эволюции | Обобщить и повторить тему | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневые тесты | ||||
65 | Клетка- структурная единица живого | Обобщить и повторить тему | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневые тесты | ||||
66 | Закономерности наследственности и изменчивости. | Обобщить и повторить тему | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневые тесты | ||||
67 | Взаимодействие организма и среды обитания | Обобщить и повторить тему | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневые тесты | ||||
68 | Контрольная работа | Обобщить и повторить тему | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестовая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....