Рабочая карта урока по теме "Водоросли - самые простые и древние растения Земли"
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Елисеева Марина Александровна

Учебный материал представляет подборку заданий для изучения нового материала, на основе   технологии  Развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodorosli-rabochaya_karta_uroka.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Водоросли – самые простые и древние растения Земли.

Цель урока:  Научиться самостоятельно осваивать  информацию, используя текст  учебника и презентацию.

  1. Составь 4 вопроса к уроку, сочетая слова из первой и второй колонки:

Почему?

водоросли

Что такое?

зеленый цвет

Где?

хроматофор

Зачем?

самые простые растения

Какие?

хламидомонада

2. Нарисуй строение одноклеточной водоросли хламидомонады и подпиши на рисунке:

1– оболочку, 2 – цитоплазму, 3 - жгутики, 4 – светочувствительный глазок,

5 - хроматофор

Подумай, а какое значение для жизни хламидомонады имеют эти части клетки.

3. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:


Хламидомонада - ……клеточная  водоросль ……………. формы.  Снаружи покрыта  прозрачной и плотной …………… .  В цитоплазме  располагается чашевидный ………… .. благодаря которому  хламидомонада  создает ………………….  . От переднего конца клетки отходят ……….. жгутика, при помощи которых хламидомонада …………. .  Движение происходит в сторону ………….. и определяет водоросль направление движения с помощью ……………… …………….. .

4. Обсуди в паре ответ:

А)  Многие считают, что водорослями  называются все водные растения. Так ли это?

Б)  Ботаники, ученые изучающие растения, называют водоросли низшими  организмами,   значит, ли это что водоросли – это те растения, которые  живут в  низу?

5. Составь схему, показывающую разнообразие водорослей в природе, приведи к ней примеры.  

Водоросли

_________                __________                     __________

(бурые, красные, зеленые, одноклеточные, многоклеточные, порфира,  ламинария,  макроцистис, фукус, спирогира, вольвокс).

6. Прочитай   текст№ 1,  страницы  №  71 – 72  учебника и  ты узнаешь о значении водорослей в природе и для человека. С помощью  текста  отметь в тетради важную информацию по плану:

Я это знал

Я это не знал

Меня это удивило

 7. Домашнее задание: задание № 10 на стр.  72


Текст № 1. 

Бурые водоросли добывают по всему миру и даже специально выращивают на фермах. Их клетки покрыты снаружи особыми веществами – пектинами. Пектины могут связывать воду, превращая ее в кисель. Это их свойство используется для изготовления мороженого, соков, консервов, пластмасс, лаков, красок. Из бурых водорослей также получают спирт, который используется для изготовления взрывчатки. А  в фукусе  содержится  важный химический элемент - титан, из него делают сверхпрочные сплавы, которые могут служить, например,  протезами человеческих костей. Пектины используют для борьбы с лесными пожарами: добавляют их  в воду. При этом образуется студенистая масса, которая очень медленно испаряется. Ею и обрабатывают горящие предметы.

Многие водоросли используются в пищу. Например, ламинария богата углеводами, витаминами и йодом.  В 1 тонне водорослей содержится несколько килограммов чистого йода.  Этот химический элемент очень важен для здоровья человека. Без него может возникнуть заболевание «кретинизм» (умственная отсталость), поэтому  необходимо, чтобы  в пище обязательно содержался йод.  Зная,  какую пользу может принести ламинария (ее  еще называют морская капуста),  император Китая  в 8 веке  издал указ, обязывающий всех жителей его страны  употреблять ее в пищу.  Человек так же широко применяет  и красные водоросли - порфиру. В Азии из нее готовят салаты, супы, приправы. Из порфиры получают важнейшее вещество агар – агар, без него не возможна кондитерская промышленность: конфеты, мороженое, варенье, мармелад, пастила

А зеленую хлореллу  используют для  очистки бытовых стоков воды, восстановления воздуха в замкнутых пространствах, например, на  космических кораблях и подводных лодках. А еще в свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. По содержанию белка урожай одноклеточной водоросли хлореллы с 1 га равен урожаю картофеля с 10 га. Урожай хлореллы не дает отходов: нет корней, стеблей, листьев, все ее тело — питательный продукт. Первым растением, совершившим космический

полет, была тоже хлорелла.  
         Водоросли входят в состав планктона, что означает, “скиталец”, и представляет скопление в толще воды множества микроскопических, одноклеточных водорослей. Они служат пищей  для морских обитателей. Например, синий кит  (самое большое современное животное, его длина достигает 33 
метров, а вес может значительно превышать 150 тонн)  большой любитель планктона.

Текст № 1. 

Бурые водоросли добывают по всему миру и даже специально выращивают на фермах. Их клетки покрыты снаружи особыми веществами – пектинами. Пектины могут связывать воду, превращая ее в кисель. Это их свойство используется для изготовления мороженого, соков, консервов, пластмасс, лаков, красок. Из бурых водорослей также получают спирт, который используется для изготовления взрывчатки. А  в фукусе  содержится  важный химический элемент - титан, из него делают сверхпрочные сплавы, которые могут служить, например,  протезами человеческих костей. Пектины используют для борьбы с лесными пожарами: добавляют их  в воду. При этом образуется студенистая масса, которая очень медленно испаряется. Ею и обрабатывают горящие предметы.

Многие водоросли используются в пищу. Например, ламинария богата углеводами, витаминами и йодом.  В 1 тонне водорослей содержится несколько килограммов чистого йода.  Этот химический элемент очень важен для здоровья человека. Без него может возникнуть заболевание «кретинизм» (умственная отсталость), поэтому  необходимо, чтобы  в пище обязательно содержался йод.  Зная,  какую пользу может принести ламинария (ее  еще называют морская капуста),  император Китая  в 8 веке  издал указ, обязывающий всех жителей его страны  употреблять ее в пищу.  Человек так же широко применяет  и красные водоросли - порфиру. В Азии из нее готовят салаты, супы, приправы. Из порфиры получают важнейшее вещество агар – агар, без него не возможна кондитерская промышленность: конфеты, мороженое, варенье, мармелад, пастила

А зеленую хлореллу  используют для  очистки бытовых стоков воды, восстановления воздуха в замкнутых пространствах, например, на  космических кораблях и подводных лодках. А еще в свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. По содержанию белка урожай одноклеточной водоросли хлореллы с 1 га равен урожаю картофеля с 10 га. Урожай хлореллы не дает отходов: нет корней, стеблей, листьев, все ее тело — питательный продукт. Первым растением, совершившим космический

полет, была тоже хлорелла.  
         Водоросли входят в состав планктона, что означает, “скиталец”, и представляет скопление в толще воды множества микроскопических, одноклеточных водорослей. Они служат пищей  для морских обитателей. Например, синий кит  (самое большое современное животное, его длина достигает 33 
метров, а вес может значительно превышать 150 тонн)  большой любитель планктона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Технологическая карта урока обществознания "Познай самого себя" 6 класс

Тема урока Познай самого себяДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель урока- способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и ...

Технологическая карта урока английского языка Простое прошедшее время

Технологическая карта урока  английского языка в 6 классе по теме "Simple Past"...

Методическая разработка. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление союзов в простых и сложных предложениях" для 7-го класса.Цели урока: Достижение обучающимися предметных и метапредметных рез...

Технологическая карта урока химии по теме: «Простые вещества-металлы»

актуализация имеющихся у учащихся знаний о металлах, их физических свойствах, особенностях и применении...

Технологическая карта урока математики на тему "Простые и составные числа"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА»Тема: Простые и составные числа.Класс: 6 (глухие).УМК: Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных ор...