Организация трудового коллектива учащихся на учебно-опытном участке школы
статья по биологии (5 класс) по теме

Моритоева Галина Цыбендоржиевна

Тема труда, трудовое воспитание, обучение и приумножение трудовых традиций,  складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение и приобщали детей к труду с самого раннего детства. Воспитание детей в домашнем, общественно полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям каждого народа.

Изучая работы А. С. Макаренко по организации трудовых коллективов учащихся, мы следовали  его советам многие годы работы на учебно-опытном участке в дальнейшем: УОУ школы.  Как в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, организация летних работ организуется по двум принципам: производственному и по возрасту, основным признаком организации является признак производственный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Моритоева Галина Цыбендоржиевна

Учитель биологии

МБОУ «Узонская СОШ»

Дульдургинский район

Организация трудового коллектива учащихся на учебно-опытном участке школы

Тема труда, трудовое воспитание, обучение и приумножение трудовых традиций,  складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение и приобщали детей к труду с самого раннего детства. Воспитание детей в домашнем, общественно полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям каждого народа.

Изучая работы А. С. Макаренко по организации трудовых коллективов учащихся, мы следовали  его советам многие годы работы на учебно-опытном участке в дальнейшем: УОУ школы.  Как в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, организация летних работ организуется по двум принципам: производственному и по возрасту, основным признаком организации является признак производственный.

Работа по организации детских трудовых отрядов основана на следующих положениях А.С. Макаренко:

-все воспитанники разделяются на отряды, которые являются отрядами и на производстве;

-величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек. Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя. Как показал опыт, первичный коллектив, если он составлен из большого числа членов, слабо подчиняется руководству своего старшего, а старший не в состоянии охватить всех членов отряда.

-организуя первичный коллектив по производственному признаку, нельзя оставлять без внимания возрастных различий. 

Учебно- опытный участок- лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательских, проектных, опытнических работ в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ. Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растении, а также на экологическое воспитание

Перед началом всех работ на учебно-опытном участке школы организуется собрание  (линейка) учащихся  5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 10-х  классов, где утверждается график выходов учащихся, выборы  звеньевых отрядов, которых ребята обычно выбирают сами, это в основном хорошо успевающие учащиеся,  обладающие личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием, честностью. На педсовете коллектива утверждается план работы на УОУ и назначаются руководители отрядов из числа педагогических работников по определённому графику.

       При организации трудовых отрядов детей на УОУ школы учитывается возраст учащихся, так, например, учащиеся 10 классов в нашей школе работают в самом начале с  26 мая.  По традиции школы каждый год учащиеся 10-х классов должны проходить производственную практику в течение 10 дней.  По усмотрению администрации школы учащиеся  могут делиться и на другие отряды: отряд ремонтников (мальчики), отряд маляров (девочки), это зависит от количества учащихся.   Отряд 10-го класса на УОУ выполняет организационные работы: весенняя уборка, ремонт ограды, колодца, инвентаря, планирование севооборота, закладка грядок, посев овощных культур с мелкими семенами (морковь, лук, укроп, свекла).

        В дальнейшем  учащиеся  5-х, 6-х, 7-х, 8-х  классов,  работают, отдельно образовывая свои отряды. Каждый отряд отрабатывает 10 дней.   У каждого производственного отряда своя учебно-опытническая работа по выращиванию овощных культур, с учётом возраста учащихся.

Например, учащиеся 5-х, 6-х классов работают с крупными семенами, ставят опыты с тыквами, кабачками.  5 класс, отряд «Тыквин» работали над темой « Влияние замачивания семян на всходы тыквы». Они ведут дневник наблюдения за данной культурой, который передается следующему отряду. Дети проводят все сельскохозяйственные работы:  это вскапывание участка вручную, внесение органических удобрений, разбивка участка  на опытные поля. Обязательно оставляют контрольное поле, где не проводится опыт, также ведутся все способы ухода за культурой: поливка, прополка, рыхление, подкормка. 6- ой класс работал с семенами кабачков и работал над темой «влияние внесения органических удобрений».

За всеми видами работ следит звеньевой отряда, а руководитель отряда направляет труд учащихся.

Учащиеся работают по графику, в течение всего вегетационного периода, начиная с мая месяца по сентябрь. 7 класс, отряд «Кочан», работали с белокочанной капустой, сорт «Слава », их тема  «Влияние внесения  органических и минеральных удобрений на рост и развитие капусты белокочанной». Отряд 10 класса работали над темой « Влияние подкормки минеральными удобрениями на урожай лука». И отряд 8 класса  изучали тему « Влияние прореживания на урожайность моркови».

При выращивании овощных растений у ребят формируются навыки работы с почвой, ухода за сельскохозяйственными культурами, воспитывает ответственное отношение, дисциплинирует учащихся, свой опыт они передают младшим школьникам.

В труде каждого из них видно, на что они способны, главное умело руководить, чтобы не навредить. Любая похвала руководителя должна распространяться на всех членов коллектива, необходимо умело ставить цель, задачи, выполнять все работы вместе с детьми, тогда и будет результат.

Правильно организованный труд воспитывает ребёнка, способствует его развитию, так как у него  во время работы работают все системы органов, а если работа выполняется с настроением, это вдвойне хорошо, формируется положительное отношение к труду сельчанина, особое внимание  уделяю эстетике труда, красоте и грядок и клумб. Как приятно смотреть на клумбы цветов и симметрично расположенные грядки на УОУ школы выполненные руками учащихся. Главное  – увлечь ребят.

Работа руководителя рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему всего коллектива учащихся. На УОУ школы трудовые коллективы учащихся во главе со звеньевым считают выполнение производственного плана.

По направлению к решению этой задачи руководитель должен проявлять свою заботу во всех областях работы: рабочий настрой, дисциплина, обеспечение инвентарем, борьба с простоями и прогулами, следить за организацией работ, за чередованием режима труда и отдыха, правильно вести документацию, т. е. дневники наблюдения, дневник учета посещаемости и записи о выполненной работе.

Обо всех неполадках должен советоваться с заведующим УОУ, обсуждать наболевшие вопросы , в конце рабочего дня, но, чтобы обсуждения  не происходили в рабочее время, чтобы, ни один учащийся не отрывался  во время работы.

Звеньевые вместе с руководителями имеют следующие функции:

а) следят за  порядком, ТБ, чтобы вовремя приходили на работу, заканчивали её;

б) наблюдают за санитарным состоянием отряда.

После работы с инвентарем и почвой они следят за санитарным состоянием рук, ног, чистотой инвентаря. Если кто – то поранился, учащиеся оказывают медицинскую помощь, для этого обязательно на УОУ школы заведующему необходимо иметь аптечку;

в) следят за успехами учащихся, организовывают помощь отстающим;

г) добиваются повышения культурного уровня (не кричать, не ругаться, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия.

д) воспитывать уважение к чужому труду.

Можно сказать, что руководитель и звеньевой, являются помощниками классным руководителям и заведующему УОУ.

В конце рабочего дня, а учащиеся работают по 3  часа, звеньевые  сдают руководителю огородный инвентарь, рапортуют о проделанной работе, о состоянии своего отряда, о проступках, нарушениях режима труда и отдыха, если они имели место.

Сами советуют, какой отметкой оценить работу каждого участника трудового коллектива. Это очень важно, так как  именно итог работы воспитывает человека. А мне, как заведующему, такая информация даёт возможность немедленно реагировать на поступки и события, что имеет большое воспитательное значение.

Все звеньевые и руководители составляют центральный орган самоуправления - совет коллектива.

Осенью, в конце сентября, после уборки урожая, подводится итог работы учащихся на УОУ школы.

Урожай сдаётся  в школьную столовую, для удешевления школьного обеда. А для всех учащихся проводится традиционный праздник КТД « Золотая осень», с выставкой овощей и цветов, с различными поделками и композициями, конкурсами (сервировка стола, рисунки и т.д.) Награждаются лучшие овощеводы, выносятся благодарности с занесением в личное дело.

В становлении экологической культуры детей особое место занимает проектно- исследовательская работа. В процессе внеурочной  работы  по биологии были проведены проектные и исследовательские работы с заинтересованными, желающими учащимися. Такие работы как: «Мой школьный двор», «Преобразование УОУ школы», с которыми выходили на районные , окружные, краевые НПК и заняли призовые места в 2011, 2012г.г.  Также участвовали в  окружном конкурсе проектов учебно- опытных площадок экологической направленности, где стали победителями в 2010г. В 2012-2013 учебном году наша школа в окружном конкурсе, по результатам подготовки к учебному году в номинации «Лучшее подсобное хозяйство» заняла 3 место, где рассматривалась работа на УОУ.

Одним из важных результатов в организации работы учащихся на учебно-опытном участке и воспитании у них бережного отношения к результатам своего труда считаю тот факт, что если в первые годы были случаи краж выращенной продукции, то за последние 10 лет этого не было; нет поломанных деревьев в дендрарии, сорванных цветов в цветнике.

Вот таким образом, используем педагогические советы А.С.Макаренко, мы формируем трудовые отряды в летнее время на УОУ школы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Организация работы на учебно-опытном участке.

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких пере...

Материалы по организации деятельности учебно-опытном участке. МОУ «СОШ №3»

Учебно-опытный участок СОШ №3 был основан в 1996 году. С 2007 года заведующей УОУ является учитель истории Мирошниченко Вера Александровна. Мирошниченко Вера Александровна имеет педагогический стаж 28...

«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...

Трудовое воспитание учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.

Трудовое воспитание учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.         И. Я. Яковлев глубоко верил в трудолюбивый чувашский народ. Важнейшими истоками е...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...