Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
статья
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Важно чтобы в школе ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_iss.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ « Моготская СОЩ» Тындинского района, Амурской области
Учитель биологии-химии О. В. КУЗЬМИНА
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Важно чтобы в школе ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.
Научное общество учащихся (НОУ) – это один из путей организации их исследовательской деятельности. Работа научного общества должна строиться на основе личностно-ориентированного обучения и реализовывать задачи углубления знаний по предмету, вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, ознакомления их с методами и приемами научного исследования, а также вырабатывать необходимые для этого качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплину. Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, выступая на различных конференциях, учатся отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Опыт показывает, что те ребята, которые занимались в научном обществе, становятся более успешными студентами, а впоследствии и более креативными работниками.
Перед тем как приступить к ее практической реализации, необходимо ответить на следующие вопросы:
-как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?
-каково содержание этой деятельности?
-как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?
Для ответа на эти и другие вопросы в школе проводится серия семинаров
по организации научно-исследовательской деятельности среди учащихся. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:
1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
2) возможности решения данной проблемы в педагогической практике;
3) собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;
4) обмен мнениями.
Самым сложным этапом в создании научного общества является выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Этот этап можно назвать диагностическим. Можно использовать следующие тесты:
-на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.
-тест позволяющий, прогнозировать успехи, в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.
-шкала личностной тревожности ( ЛТ)
- шкала ситуативной реактивной тревожности
-многофакторный личностный опросник.
После диагностики проводим анализ полученных результатов. Формируем группы учащихся. Проводим тренинги, деловые игры, рефлексию и мониторинг. То есть работа на этом этапе ориентирует ребенка на успех.
Создание в сельской школе при малом количестве учащихся научного общества по секция фактически невозможно. Поэтому мы формируем одну разновозрастную группу,каждый учащийся работает в индивидуальном темпе и имеет свой способ продвижения. В совет НОУ входят учащиеся и учителя.
Одной из важных задач руководителя НОУ является привлечение новых учащихся. Такая работа проводится, начиная с 5-го класса. Я предлагаю ученикам небольшие, но интересные проекты, включая в них обязательный элемент исследования. Чем старше учащиеся, тем сложнее проекты. Очень важно не допустить, чтобы работа носила реферативный характер.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – подготовительный этап. При планировании на учебный год выделяю ведущую тему, которая будет вынесена на проектирование. Так, в этом году ведущей в 5-м классе стала тема по биологии« Клетка растительного организма». После этого планирую индивидуальные и групповые темы, работа по которым требует от учащихся усвоения необходимых программных знаний и формирования собственного опыта. В 8-м классе ребята работали над проектом «Самое удивительное вещество на Земле», после этого один ученик всерьез занялся исследовательской работой «Изучение органолептических и химических свойств питьевой воды».
При проведении лабораторных работ на уроках биологии и химии использую следующие принципы:
.-Материалы лабораторных работ подбираю так, что они побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе
-Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке
. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты
Для привлечения учащихся в научное общество использую и творческие домашние задания (написать сказку, стихотворение по теме урока, проделать доступные опыты).
Основной проблемой в работе научного общества является выбор методик исследований, т.к. их подробные описания встречаются в специальной литературе нечасто, да и найти такую литературу в глубинке достаточно сложно. Но выход есть и из этой ситуации: методики исследований можно найти в интернете (речь идет только о методиках, а не о перекачивании готовых работ).
Возникает проблема и рецензирования работ учащихся специалистами по профилю. Рецензирование необходимо для того, чтобы руководитель и ученики могли увидеть просчеты в работе, научились грамотно оформлять работы. Но и здесь помогает участие исследовательских работ в различных конкурсах, где дается рецензия на работу.
Вот уже несколько лет руководя работой научного общества, я замечаю, что основная цель некоторых учеников, приходящих в НОУ, – занимать призовые места на конференциях. Цель благая, но задача руководителя – нацелить ребенка на практический выход работы, ее пользу для общества. Правда, обидно, что не всегда этот практический выход можно реализовать в жизни, т.к. результаты работ зачастую не интересуют администрацию сельского совета, а на претворение некоторых рекомендаций в жизнь у них просто нет денег. Но думаю, что со временем и эту проблему можно будет решить.
Ну и, конечно, каждый учитель должен помнить, что в настоящее время во многих отдаленных регионах нашей страны НОУ – это одна из немногих возможностей самореализации учащихся, повышения их самооценки, это место, где они могут получить необходимые знания и умения для проведения исследовательской деятельности.
Вот как отвечают ребята на вопрос: «Что значит для тебя научное общество?»
«Я мечтаю стать врачом, а каждый врач, по моему мнению, чтобы успешно лечить, должен заниматься исследовательской деятельностью, и я надеюсь, что в академии я смогу заняться исследовательской деятельностью, используя тот багаж знаний, который получила в нашем научном обществе».
«Меня очень волнует экологическая обстановка в нашей стране и мире. Свою жизнь я хочу связать с экологией и экологическим мониторингом, а для этого я должен овладеть основами научных исследований».
А для руководителя научное общество учащихся – это возможность роста, как духовного, так и профессионального. А это уже шаг вперед.
Используема литература:
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина Современный урок. Часть 1 . научно-практическое пособие для учителей – Ростов – н/Д: «Учитель», 2008
- Н.С. Мурадова Семинары по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
- Е.И. Рогова настольная книга практического психолога: учебное пособие: 3-е издание – М: Гуманит. изд. центр Владос – 2000
- Г.И. Осипова Малая академия наук – Волгоград « Учитель»- 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы
Окружающий человека мир многолик и многогранен. С самого раннего детства человек исследует этот мир, и добытые самос...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы.
Из опыта работы....