Организация работы на учебно-опытном участке.
методическая разработка по биологии по теме

Алексеенко Надежда Владимировна

 

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.

         Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?

         Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая,  к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Дом детского творчества»

Сузунского  района

 Новосибирской области

VI Областной тур Всероссийского заочного конкурса методических материалов для учреждений дополнительного образования детей

эколого-биологической направленности.

Номинация:

«Методическое обеспечение прикладной деятельности».

Организация

учебно-опытного участка.

Выполнила Алексеенко Надежда Владимировна,

 методист по эколого-биологическому направлению ДДТ

Сузун, 2012г.

                                                                                                 

Содержание работы.

 Введение……………………………………………………………………..3                        Глава I . Сельскохозяйственное  опытничество…………………………. 5

1.1. Специфические особенности с/х опытничества………………. 5

1.2. Связь опытнической работы с учебными предметами……….6

1.3. Назначение опытнической работы……………………………  7

Глава II. Содержание опытнической работы…………………………… .8

2.1. Требования к опытнической работе…………………………....8

2. 2. Выбор тем опытов………………………………………………9

2.3. Учебно-познавательное значение опытов……………………. 10

Глава III Учебно-опытный участок в условиях сельской школы…..….. 11

        3.1.Учебно-опытный участок школы как центр  экологического

                образования учащихся……………………………..………….. 11

        3.2. Планировка территории учебно-опытного участка………….12

        3.3.Перспективный план работы на учебно-опытном участке…...14

        Заключение……………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………18

Приложение………………………………………………………………….20

Введение

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.

        Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?

        Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая,  к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.

В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.

Поэтому особенно важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников  в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы.  Отношение к земле это не просто любовь к родному краю, которая может успешно воспитываться у учащихся в процессе краеведческой, туристической работы и в других многообразных формах внеклассной и внешкольной работы. Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца. Опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

 Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях.  Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

        При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический  кругозор.

Цель: разработать проект учебно-опытнического участка сельской школы

Задачи:

        1. Сформировать  у обучающихся осознанное стремление к использованию с/х опытничества в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно полезного, производительного труда;

        2. Сформировать  у обучающихся доступные умения и навыки по выращиванию культурных растений;

        3. Осуществлять экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении сельскохозяйственных работ;

        4. Реализовать тесную, целенаправленную связь обучения с с/х трудом по возделыванию растений на школьном учебно-опытном участке;

        5. Использовать знания по основам растениеводства в целях трудового воспитания и ориентации учащихся на с/х профессии;                                                                        

        6. Показать практическое значение ботанических знаний как научной основы растениеводства.

Глава  I. Сельскохозяйственное опытничество.

Специфические особенности с/х опытничества.

 Учебно-опытный участок должен быть базой опытнической работы обучающихся. В процессе осуществления  опытно-практических работ у обучающихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и с/х труду и другая внеклассная работа.

        С/х опытничеством школьников принято называть практическую деятельность обучающихся, связанную с углубленным изучением живой природы, экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности с/х культур, с учетом возможностей местных климатических условий, с природоохранительной деятельностью обучающихся, работой в уголках живой природы, на пришкольных опытных участках.

        Организация с/х опытничества обучающихся во внеурочное время требует учета ряда специфических особенностей. Одна из них: подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы. Другая особенность связана с тем, что в опытничество, требующее нередко значительного напряжения, сил и времени, школьники включаются по собственному желанию, которое возникает у них из-за интереса к той или иной отрасли науки, производства. Таким образом, добровольное начало – это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами.(1)

        Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность, самостоятельность. Развитие этих качеств - необходимое условие для воспитания творческой инициативы ребят. Поэтому опора на самостоятельность, активность, инициативу у учащихся на развитие опытнической работы является важнейшей особенностью внеклассной работы с юными натуралистами.

        Наконец, чрезвычайно важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильным для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.

        Опытническую работу школьников можно считать одной из форм соединения обучения с производительным трудом, эффективного средства усвоения учащимися основных понятий курса обучения на теоретическом и практическом уровнях. Опытничество – целенаправленный поиск ответа на поставленный экспериментатором вопрос, в ходе которого приходится решать многие задачи, различные по своей сложности, длительности и значимости.

        Опытно-практическую работу на пришкольном участке следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии, и она служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.(2)

________________________________

1. Горский В.А. Внеклассная работа по тех. творчеству и с/х опытничеству.-М.: Просвещение, 1985.-с. 17

2. Маленкова Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).

1.2. Связь опытнической работы с учебными предметами.

        Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии,  некоторых тем физики, математики.  Теоретические  знания по этим предметам находят свое применение  в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.

        Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1-11 классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

        Рассматривая назначение опытнической работы, на первый план ставить научную ценность ее результатов. Это означает, что такая работа должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. Если эти данные не вызывают  сомнений, то на их основе можно готовить практические рекомендации для с/х производства, и в первую очередь на базовых хозяйствах.

        В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

                Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности, теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей работе: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

        Опытническая работа проводится в классе, на учебно-опытном участке и должна быть тесно связана с обучением. Исследовательский метод познания особенно уместен при выполнении лабораторно-практических работ, при изучении новых приемов агротехники, вопросов экономики и организации сельского хозяйства. С/х опыт проводится обычно несколько месяцев, поэтому основной  объем опытнической работы выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу.[1]

1.3. Назначение опытнической работы.

Перед проведением опытов необходимо определить их назначение:  

-уточнить, какие новые понятия будут при этом сформированы  и какие из уже имеющихся понятий расширены;

- какими методами познания овладеют учащиеся;

- какие познавательные интересы школьников будут удовлетворены;

- какие потребности появятся у школьников;

- какое влияние эта работа окажет на ориентацию учащихся на сельскохозяйственные профессии.

 Опытническая работа невозможна без глубоких теоретических знаний по учебным и прикладным предметам. Например, в опытнической работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и растениеводству, по математической статистике.

        В опытнической работе небезразличен и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные  опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.(1)

 В соответствии со школьными программами по биологии и с/х труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные с/х растения, а также животных и ставят с ними опыты.(2)

_____________________________

1. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – с.25 – (Б-ка учителя биологии).

2. Леонтьева М. Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. (б-ка «Сельская школа России»).


Глава II. Содержание опытнической работы.

2.1. Требования к опытнической работе.

Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание, а также экологические аспекты предстоящей деятельности.

 Предлагается такая последовательность выполнения работы, которая показана на схеме.

Схема

последовательности выполнения этапов опытнической работы.

____________________________

Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – с.31-(Б-ка учителя биологии).


        Прежде чем приступить к проведению опытов на школьном учебно-опытном участке,  учащиеся должны ознакомиться с требованиями к опытнической работе: каждый опыт ставится на двух делянках – опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т. д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух  повторностях; четко формулируется тема, цель каждого опыта и намечается план его проведения.

        На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

        Постановка опытов по выращиванию растений требует от школьников проявления активности, любознательности, умения фиксировать результаты наблюдений и делать правильные выводы.(1)

2.2. Выбор тем опытов.

От выбора объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Важное место в опытнической работе занимает выбор тематики опытов на школьном учебно-опытном участке.

        Содержание опытнической работы в школе вытекает из учебных программ и может дополняться в зависимости от интересов учащихся, задач, которые ставят организаторы, от условий почвенно-климатической зоны и особенностей местного хозяйства. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства. Например, учащиеся нашей школы в течение 4 лет занимались сортоиспытанием картофеля по заданию Госсортоучастка г. Екатеринбурга. По итогам работы были даны рекомендации по выращиванию сортов картофеля наиболее пригодных для нашей местности жителям поселка и садоводам. Отзывы по выращиванию картофеля  в основном положительные. В 2004 году наилучшие сорта картофеля были высажены на учебно-опытном участке школы, но высчитать урожайность того или иного сорта картофеля не удалось. Главная причина – «паломничество» нерадивых жителей поселка (и не только поселка) за легкой наживой на наш участок.

        В этом году по просьбам жителей нашего поселка мы проводим сортоиспытание моркови и свеклы.

        Объем исследовательских работ велик, и выполнить его в условиях современной школы можно лишь при участии каждого школьника. Причем большая часть этих заданий выполняется во внеурочное время и может рассматриваться как внеклассная работа.

         Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам:

        1. Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений.

        2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.

________________________

Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – с.34 -(Б-ка учителя биологии).

        3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.

        4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.

        5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

        Программные опыты служат основой для отработки общей и частной методик исследований.

        Учащиеся, занятые дополнительно кружковской юннатской работой, как правило, проявляют особую активность в организации опытничества.(1)        

        2.3. Учебно-познавательное значение опытов.

        Опыты учебно-опытного участка имеют, в первую очередь учебно-познавательное значение. Ученики на учебно-опытном участке должны научиться наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, уметь анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы. Но вместе с тем опыты должны иметь и хозяйственную направленность, стать основой при соответствующих условиях для научных обобщений.

        Практика школ показывает, что наиболее важными темами опытов являются агротехнические. Ведь известно, что в сельском хозяйстве недопустим шаблон, и если в одном случае рекомендуемый прием дает положительный эффект, то в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

        Когда лучше посеять? По срокам посева есть рекомендации. К тому же практика показывает, что подзимний посев лука, моркови, свеклы, подсолнечника целесообразен, так как возрастают урожаи. И этот познавательный опыт имеет прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства.

        «Подготовка почвы к посеву» - и эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

      Большое место в плане опытнической работы проводится сортоиспытанию. Ученики изучают хлебные злаки, корнеклубнеплоды, различные овощные культуры в тесной связи с природными условиями местного хозяйства. Ученые – селекционеры создают новые сорта хлебных злаков, свеклы, овощных культур.

Это многодневная работа. Для создания нового сорта надо выполнить целую систему отбора, скрещивания и размножения, пройти испытания на сортоиспытательных участках, а затем и в производственных условиях. И в этой сложной работе помощниками ученых на всех этапах могут стать школьники средних и старших классов. Так учащимися нашей школы в течение 4 лет проводилась работа по сортоиспытанию картофеля, в результате чего были даны рекомендации по выращиванию картофеля для местной зоны.

__________________________

1. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – с.34 -(Б-ка учителя биологии).

2. Горский В.А. Внеклассная работа по тех. творчеству и с/х опытничеству.-М.: Просвещение, 1985.-с. 121-124

Глава 3. Учебно-опытный участок в условиях сельской школы.

Учебно-опытный  участок школы как центр экологического образония обучающихся. (Из опыта работы Ключиковской СОШ).

Учебный участок при нашей школе начал действовать с 1997года. Начали мы с небольшого. Вначале выбрали место под участок. Затем осенью вручную перекопали небольшой участок, снятый дерн сложили на компост вперемежку с растительными остатками, листьями. Внесли органические удобрения, опилки, торф. Все это перекопали и  нас получились 6 грядок размером 120 см на 250 см. Весной на этих грядках посеяли с/хозяйственные растения, а именно: морковь, свеклу, репу, лук, капусту, петрушку. Цель создания этого учебного участка – научиться выращивать с/хозяйственные растения, узнать об особенностях овощных растений и какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай овощей.

        Этого нам показалось мало. Мы обратились в поселковый совет с просьбой распахать нам небольшой участок земли под закладку учебно-опытного участка при школе. Совхоз на нашу просьбу откликнулся   и осенью 1998 года нам  провели осеннюю (зяблевую - под зимние морозы) вспашку с целью создать глубокий рыхлый слой почвы, заделать на глубину семена сорняков, вынести на поверхность подземные части сорняков.

 Весной 1999 года также провели обработку почвы. Так как осенью почва была вспахана, весной ее бороновали, с целью перемешивания поверхностного слоя, разрушения почвенной корки. Далее очистили участок от растительных остатков, разбросали удобрение, торф, опил, известь и перекопали. В этом году  часть участка засеяли викой, а другую часть засадили картофелем.

В 2000 году к нам обратился с  просьбой провести сортоиспытание некоторых сортов картофеля агроном. В течение  4 лет мы проводили испытание сортов картофеля в наших местных условиях. Из 15 сортов мы рекомендовали для выращивания в наших условиях такие сорта как «Астерикс», «Акросия», «Снегирь», «Дельфин», «Талисман», «Луговской», «Л-98-5».

 С 2000 года на  нашем школьном учебно-опытном участке появились отделы: лекарственный, овощной, полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, где выращиваются разные растения.

На базе школьного учебно-опытного участка мы проводим экскурсии для начальных классов и воспитанников детского сада. Так же младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, где познают азы выращивания различных культур. В июне работает трудовой отряд в количестве 15 человек.  В летний период, согласно  графику отработки на участке, проходят 5-ую трудовую четверть учащиеся 5-10 классов. Осенью в школе мы проводим выставку «Дары осени». Активное участие принимаем в экологическом месячнике. Организуем фотовыставку и творческих работ учащихся, рассказывающих о том, что и как выращиваем на нашем участке. Конкурсы частушек, загадок о культурах, выращиваемых на пришкольном участке, стали традиционными. Каждый год придумываем что-то новое. Планируем провести конкурсы на лучшее пугало, сказку «Во саду ли в огороде» и другое.

3.2. Планировка территории учебно-опытного участка.

Щавель

Шнитт-лук

Золотой шар

Лилии, колокольчики, ландыши

Пижма садовая

Лекарственный отдел 

(валерьяна, пустырник и др.)

Ирисы

Земляника садовая – сорт «Заря»

Вика, бобы

Земляника садовая – сорт «Фестивальная»

Горох

Морковь – сорта «Витаминная», «Королева осени», «Флакке»

Пшеница, ячмень,

кукуруза

«Лосиноостровская», «Нанте»

Овес, рожь

Центральная дорожка

Редька зимняя

Редис

Салаты, укроп

Репа «Петровская»

Томаты ранние

Петрушка

Капуста

Томаты

Картофель

Свекла

Картофель

Картофель

Размер участка: длина 44 м, ширина 15 м

Площадь участка: 660 кв. м.

Размер грядок: длина 6 м, ширина 1,2 м  и 3 м на 1.2 м.

Дорожки шириной 0,6 м, между грядками – 0,4 м.

Рациональная организация территории участка заключается в том, что он должен быть полезен, удобен, красив. Важную роль играет месторасположение участка: от этого зависит подбор культивируемых растений. Наш участок ровный, с небольшим склоном на юг, хорошо освещенный солнцем, защищенный от холодных северных и восточных ветров с одной стороны теплицей, с двух сторон – декоративными растениями, а одна сторона проглядывается  из окон школы. Засоренность участка небольшая. Из сорняков преобладают пырей ползучий (многолетний корневищный сорняк семейства злаковых) и пастушья сумка (зимующий однолетний сорняк семейства крестоцветных). Почва торфянистая, суглинистая. Средняя температура воздуха в летний период за последние 4 года в среднем + 18-24. В 2001 году с середины августа до 8 сентября шли сильные дожди, в 2002 году 28 июля прошел сильный ливневый дождь с градом с 15 до 16 часов дня, в  2004 году 5 июня прошел сильный снег.

Одну и  ту же культуру или группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения, получая из почвы определенные питательные элементы, истощают ее и в результате выращивания на одном и том же месте перестают давать урожай. Кроме того, разные с/х культуры повреждаются специфическими болезнями и вредителями. Поэтому чередование растений дает возможность эффективно использовать почву, а так же успешно бороться с болезнями и вредителями. Культуры на грядках чередуем ежегодно. Это называют севооборотом. Так же участок должен иметь эстетический вид. С этой целью применяем совместные посевы овощных, ягодных, цветочных культур. Цветы и овощи, посаженные вместе, создают эффект неожиданности. Особенно хорошо с овощными культурами смотрятся календула, настурция, бальзамин.

Структуру почвы, т.е. соотношение гумусных и минеральных частиц различной крупности, на участке создаем при помощи внесения торфа, компоста, древесных опилок и органики.

Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур

Культуры

Лучшие

предшественники

Минимальный срок возврата на старое  место,  лет

Недопустимые предшественники

Капуста

Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты

4-5

Репа, редька,

 редис

Картофель

Морковь, свекла, лук

Томаты

Лук, чеснок

Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста

3-4

Томаты

Морковь,

петрушка, пастернак

Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста

2-3

Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны

Картофель, лук, морковь, капуста, горох

2-3

Репа, редька, редис

Картофель, лук, морковь, свекла

3-4

Капуста

Свекла

Картофель, огурцы, лук

2-3

Томаты

Морковь, свекла, лук

2-3

Картофель

_____________________________

Ганичкина О. А. Советы огородникам. М.: Арнадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок. С. 220

3.3. Перспективный план работы на учебно-опытном участке.

Весенний период

1. Очистка от снега приствольных кругов вокруг деревьев.

2. Обрезка и формирование крон декоративных древесно-кустарниковых пород.

3. Осмотр деревьев и кустарников, удаление больных, сломанных, сухих веток.

4. Удаление прошлогодних засохших, сморщенных плодов.

5. Побелка штабом деревьев известью (во избежание появления на них солнечных ожогов)

      6. Первая подкормка плодовых культур минеральными N-содержащими

        удобрениями.

      8. Подготовка семян к посеву.

      9. Сгребание растительных остатков.       

     10. Вырезка поросли вокруг деревьев.

      11.Субботник по очистке школьной территории от мусора.

      12.Подготовка посадочных ям.

      13.Отвод талых вод, прокопка дренажных канавок вокруг учебно-опытного

        участка.

      14.Внесение торфа, удобрений и опила  на участок.

      15. Перекопка почвы.

      16 Внесение почвенной смеси в цветочные вазоны.

     17. Подготовка семенного материала картофеля.

     18. Подготовка грядок под овощные, цветочные, полевые культуры.

     19. Посев овощных, цветочных культур.

     20. .Посадка картофеля.

      Летний период

      1.Продолжение посева и высадки рассады цветов в вазоны.

       2.Подкормка многолетних цветов и декоративных кустарников.

       3.Подделка бордюров.

       4.Уход за посевом (полив, рыхление и т.д.)

       5.Посадка картофеля (в случае, если посадка не произведена в мае).

       6.Ведение дневника наблюдения.

       7.Сгребание прошлогодней травы.

       8.Сбор мусора, камней и т.д. с пришкольного участка.

       9.Прополка грядок и цветочных клумб от сорняков.

       10.Подвязка колышков к саженцам.

       11.Обрубание  лопухов на участке и вдоль забора

       12.Скашивание травы вокруг деревьев.

       13.Удаление поросли у деревьев.      

       14. Полив цветов и грядок с овощами.      

       15.Окучивание картофеля.      

       16.Уборка мусора и растительных остатков на территории участка.      

       17.Скашивание травы на пришкольном участке.

       18. Уборка растительности на тротуаре.

       19 Вырезка поломанных веток на деревьях и кустарниках.

      20.Подсадка цветовых культур.   

      21.Сгребание и вынос растительных остатков и закладка на компост.      

      22.Покраска цветочных вазонов.        

      23.Ведение дневника наблюдений.

      24.Выравнивание краев тротуаров.

     25.Сбор созревших семян цветочных культур.

     26.Подсыпка рабаток.

    Осенний период

      1.Уборка урожая овощных культур.

      2.Сбор семян некоторых овощных и цветочных культур.

      3.Сгребание опавшей листвы и складирование их на компост.

      4.Сгребание, уборка растительных остатков на грядках.

      5.Перекопка почвы на участке.

      6.Уборка картофеля,  овощей взвешивание, учет урожая.

      7.Закладкасеменного  картофеля на хранение.

      8.Вырезка поросли вокруг деревьев.

      9.Обрезка больных, сухих и поломанных веток.

     10.Складирование сухой листвы, травы на компост.

 Перечень растений, запланированных для возделывания на учебно-опытном участке.

Картофель  сорта Л-98-5, Астерикс, Акросия, Талисман, Снегирь

Томаты Оля, Никола, Сибирский скороспелый, Яблонька  и др.

Репа Петровская,

Редис Ранний красный, Французский

Свекла ТСХ, Египетская, Красный шар, Темно-красная, Бордо

Укроп листовой, Кибрай, обильнолиственный

Петрушка обыкновенная листовая, кудрявая, корневая

Щавель Бельвийский

Редька Зимняя круглая черная

Морковь Витаминная, Лосиноостровская, Королева осени, Флакке

Лук ботун, шнитт, Стригуновский

Вика

Горох обыкновенный, Амброзия

Бобы Белорусские, Русские

Ячмень

Пшеница.

Овес

Кукуруза

Многолетние, однолетние цветы.

Лекарственные растения.

Тематика опытов и наблюдений

Сортоиспытание картофеля по заданию.

Сортоиспытание моркови в условиях учебно-опытного участка.

Наблюдение за произрастанием томатов в условиях открытого грунта.

Наблюдение за ростом растений семейства крестоцветных (репа, редис, редька)

Наблюдение за ростом растений семейства зонтичных (укроп)

Пополнение коллекции зерновых.

Сбор лекарственных растений.

Распределение опытов между звеньями учащихся.

Сортоиспытание картофеля, моркови в условиях учебно-опытного участка- (Ф.И обучающегося)

Наблюдение за произрастанием растений в открытом грунте, за ростом растений семейства крестоцветных – (Ф.И обучающегося)

3. Опыт по экологии. Развитие растительного покрова. Зарастание мусорной     кучи. – (Ф.И обучающегося)

Заключение.

В современных условиях экологическая и биологическая подготовка учащихся становится важной мерой воспитания рачительных хозяев Земли и ресурсов, а ответственное отношение к природе – одной из определенных черт личности. В процессе опытнической работы школьники имеют дело непосредственно с природой как предметом труда - выращивают растения, ухаживают за животными, а трудовыми действиями восполняют дефицит условий среды обитания. Это позволяет учащимся осознать посредническую роль человека и его труда в существовании выращиваемых им растений и животных как средообразующего фактора в их жизни.

Систематическая опытническая работа должна ориентироваться на последние достижения науки в области сельского хозяйства, на сотрудничество с учеными и решать проблемы своих базовых хозяйств. Реальные успехи коллектив школьников получает в том случае, если учащиеся не увлекаются большими объемами работ, а берут на год 1-2 темы, устанавливают связь со специалистами. Важным условием закрепления успехов учащихся является оперативная публикация результатов исследовательской деятельности.

Учебно-опытный участок является основным местом для занятий учащихся. Это – «зеленый класс», который создается обучающимися под руководством учителя. Тот ученик, который непосредственно работает на участке, бережет насаждения и, выполняя работу, постарается понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе.

 Опытническая работа является основным видом труда обучающихся на пришкольном участке. Опытническая работа активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, способствует профориентации обучающихся, приучает их к культуре труда.

У сельских детей в круг трудовых знаний и навыков включаются уход за домашним скотом и птицей, определенные умения по обработке земли, выращивания овощей.… Но необходимо отметить, что вся эта работа не чужда и городским детям: если создаются при школах учебно-опытные участки, они приобщаются к с/х труду или приезжая на каникулы в село, помогают в ведении хозяйства своим родственникам.

 Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к опытам.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

        

Список литературы.

1.Ганичкина О. А. Советы огородникам. М.: Арнадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок.

2. Горский В. А. Техническое творчество и с/х опытничество во внеклассной работе с учащимися.- М.: Просвещение,1989 – 207 с. (Б-ка учителя труда).

        3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (б-ка «Сельская школа России»).

        4. Леонтьева М. Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с. – (б-ка «Сельская школа России»).

        5. Маленкова Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).

        6. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – 255 с. – (Б-ка учителя биологии).

        7. Трайтак Д. И. Трудовое обучение: С.-х. работы: Учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991. – 191 с., ил.

        8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ  

                                                         

                                                                             «Утверждаю»

«_____»________________20г.

                                                                                    Директор школы:

Положение об учебно-опытном участке школы.

Общие положения.

Учебно-опытный участок (участок) организуется при школе для проведения в I-XI (XII) классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного труда, внеклассной опытнической, исследовательской, природоохранной работы.

Работа учебно-опытного участка осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Уставом школы, Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке, настоящим Положением.

Структура учебно-опытного участка.

На учебно-опытном участке действуют отделы: полевых культур, овощных культур, цветочно-декоративный отдел.

В состав учебно-опытного участка входит подсобное помещение для хранения инвентаря.

На учебно-опытном участке могут быть созданы иные отделы (коллекционный отдел, отдел плодово-ягодных культур, зоолого-животноводческий отдел, экологический отдел и другие). Решение о создании нового отдела учебно-опытного участка принимается директором школы по согласованию  с заведующим учебно-опытным участком (агрономом школы).

Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком (агрономом школы).

В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.

Минеральные удобрения должны храниться в специальной таре с четкими надписями названий.

Семенной и посадочный материал, выращенная на учебно-опытном участке продукция хранится в помещении на территории школы, выделенном в качестве хранилища. По согласованию с администрацией шефского сельскохозяйственного предприятия могут использоваться хранилища данного предприятия.

Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) изгородь.

Учебно-опытный участок обеспечивается водой для полива растений возможностями школы.

Содержание деятельности учащихся на учебно-опытном участке.

Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий, исследовательская работа.

Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная опытническая, исследовательская и природоохранная работа.

План работы учебно-опытного участка.

Работа учащихся на участке организуется в соответствии  с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

В план входят следующие разделы:

Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между звеньями, кружками);

Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно-полезного труда, в том числе в период летних каникул);

Руководство работой учащихся на участке (закрепление руководителей из числа педагогов школы за отделами участка, график их работы в период летних каникул);

Материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах и пр.).

План работы составляется заведующим учебно-опытным участком на учебный год с сентября текущего календарного года, по август следующего календарного года. Допускается отсутствие планирования работ в зимний период. Распределение учащихся для работ в период летних каникул допускается в мае месяце.

Руководство работой учебно-опытного участка.

Общее руководство работой на учебно-опытном участке осуществляется директором школы.

Директор школы обеспечивает расстановку педагогов, работников школы для руководства работой на участке, назначает ответственного за хранение и реализацию продукции, выращенной на участке, охрану участка, развитие материальной базы учебно-опытного участка.  

Директор школы имеет право проверять состояние работы на участке, в том числе состояние подсобного помещения, документацию по учебно-опытному участку, давать указания по организации работы на участке.

Общее руководство опытнической, исследовательской работой  на участке осуществляется заместителем директора по научно-методической работе (НМР).

Заместитель директора по НМР организует опытническую, исследовательскую работу на участке, совместно с заведующим учебно-опытным участком.

Заместитель директора по НМР несет ответственность за подготовку исследовательских проектов, научных работ, разрабатываемых на базе учебно-опытного участка.

Заместитель директора по НМР имеет право совместно с заведующим учебно-опытным участком определять направления опытнической, исследовательской работы на участке, проверять состояние данной работы, давать указания по ее организации.  

Непосредственное руководство работой на участке осуществляется заведующим учебно-опытным участком, назначаемым директором школы.

Заведующий учебно-опытным участком несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует учителей и учащихся, работающих на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком.

Учителям, за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата по приказу директора школы.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений.

Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

Организация работы учащихся на учебно-опытном участке.

Непосредственную организацию работы учащихся на учебно-опытном участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком.

Перед началом работ на участке заведующий учебно-опытным участком в обязательном порядке проводит с учащимися и педагогами инструктаж по технике безопасности.

Организуя работу обучающихся на участке, заведующий учебно-опытным участком руководствуется Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет  при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1997 №7); перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163), а также Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке.

При выполнении учащимися работы на учебно-опытном участке, ответственность за их жизнь и здоровье возлагается на педагога, непосредственно руководящего работами.

Результаты работы учащихся на учебно-опытном участке.

Урожай, продукция полученные с учебно-опытного участка могут быть использованы для организации питания учащихся в школьной столовой, для опытнических и исследовательских целей, а также выставлены на продажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

О направлении урожая, продукции, выращенной на учебно-опытном участке  на те или иные нужды, учащиеся информируются в обязательном порядке.

                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                       «_____»________________20г.

                                                                              Директор школы:

Инструкция  по технике безопасности при работе

на учебно-опытном участке

Общие требования безопасности.

Настоящая инструкция распространяется на учащихся (далее работников), выполняющих работу на территории учебно-опытного участка школы.

На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (перемещаемые грузы, повышенная температура воздуха, повышенная подвижность воздуха, острые кромки, заусенцы, неровности поверхности инструмента, инвентаря, тары).

Работник извещает руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем при выполнении работ на учебно-опытном участке, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении признаков острого заболевания.

Требования безопасности перед началом работы.

Перед началом работ работник должен:

Приходить на работу только в рабочей одежде и обуви.

Застегнуть одетую рабочую одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

Проверить наличие необходимого для работы оборудования, инвентаря, приспособлений и инструментов.

Проверить исправность ручного инструмента: правильность насадки лопаты, вил, граблей, исправность носилок.

Поверхность лопат должна быть ровной, без  искривлений и заусениц, вилы и грабли не должны иметь искривленных или выломанных зубцов.

Рукоятки носилок не должны иметь трещин, днище носилок должно быть прочно прикреплено к основанию.

Садовые ножницы должны иметь ровную рабочую поверхность без сколов и зазубрин, должны быть наточены, рукоятки садовых ножниц не  должны иметь искривлений.

Рукоятки лопат, вил, граблей должны быть изготовлены из сухого дерева твердых пород без сучков и косослоя, с гладкой поверхностью.

Перенос острого сельскохозяйственного инструмента (лопаты, вилы, грабли) допускается только в вертикальном положении так, чтобы их рабочая часть была направлена вниз.

Обо всех обнаруженных неисправностях работнику необходимо сообщить руководителю работ, приступить к работе только после их устранения.

Требования безопасности во время работы.

При выполнении работ работник должен выполнять только ту работу, которая была поручена руководителем работ, и по которой был проинструктирован то технике безопасности.

Выполнение работ по внесению в почву минеральных удобрений производится только педагогами школы. Использование детей для внесения в почву минеральных удобрений не допускается.

Выполнение работ по побелке штамбов деревьев известью производится только в присутствии руководителя работ.

При побелке штамбов деревьев известью не допускается размахивать кистью во избежание попадания извести на кожу и в глаза окружающим.

Скашивание травы    производится только педагогами и работниками школы. Использование детей для скашивания травы не допускается.

При обрезке кустов срезанные ветви должны складываться отдельно, на расстоянии от кустов в кучи.

Во время обрезки кустов не допускается размахивать садовыми ножницами, направлять их на окружающих или на себя.

Сжигание мусора производится только учащимися юношами старше 14 лет, в присутствии руководителя работ.

При сжигании мусора необходимо до начала работы приготовить противопожарный инвентарь, первичные средства пожаротушения, расположив их поблизости от  места сжигания мусора.

После окончания сжигания мусора необходимо залить место горения водой и забросать его землей. Покидать место сжигания мусора можно только убедившись в отсутствии признаков горения и с разрешения руководителя работ.

При вскапывании почвы лопатой работать попеременно то с правой, то с левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника.

Работая лопатой, необходимо нагружать ее не более чем на 1/3 штыка.

Работая вилами, граблями не допускается направлять их рабочую часть на окружающих.

При переноске тяжестей необходимо равномерно нагружать обе руки, не допуская  перегрузки носилок. Руководитель обязан следить за неукоснительным соблюдением требований Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.2000 №7). Не допускается перенос тяжестей детьми в возрасте до 14 лет.

При прополке необходимо обязательно работать в перчатках.

При уборке картофеля вручную лопатами работникам не производить копку друг около друга, а также выборку ближе 1м. от копки, чтобы не причинить травму лопатой себе и окружающим.

Запрещается разбрасывать картофель по полю и бросать друг в друга.

При выполнении работ по уборке урожая запрещается употреблять в пищу немытые корнеплоды, овощи, ягоды. Во время уборки корнеплодов запрещается принимать пищу непосредственно на участке.

Во избежание переутомления детей через каждые 30 минут работы делается 10-минутный перерыв.

Во время перерыва в работе или отдыха инструмент складывается на видное место таким образом, чтобы он не мог причинить случайную травму.

Требования безопасности в аварийной ситуации.

В случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, при травме одного из работников,  при поломке инструмента, инвентаря,  необходимо прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ. К работе можно приступить только после получения соответствующего разрешения.

Требования безопасности по окончании работы.

По окончании работы необходимо:

очистить инвентарь от земли, лично сдать его руководителю работ, снять рабочую одежду и тщательно вымыть руки.

Убрать рабочий инструмент в подсобное помещение.

Обо всех недостатках или неполадках при выполнении работ работник должен сообщить руководителю работ.

           Утверждаю:

                                                        «______» ____________ 20__ г.

                                   Директор школы

Кружок «Агрос»

(для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ)

Пояснительная записка.

         Дом для каждого человека – место отдыха, покоя, труда, забот и радости. В своем доме люди стараются создать уют, красоту. Растения украшают жилище, радуют своим нежным обликом, постоянно изменяясь в процессе роста. Хлеб и картофель, овощи и фрукты, молоко и мясо, яйца и другие продукты питания дает населению сельское хозяйство. Оно так же поставляет сырье для промышленности (хлопок, лен, шерсть, кожу), из которого изготовляют одежду, обувь, и многие другие вещи, необходимые человеку.

На занятиях кружка «Агрос» учащиеся сами будут выращивать с/х растения. Узнают об особенностях цветочно-декоративных, овощных растений, о том, какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай овощей. Все это позволит учащимся вместе с взрослыми участвовать в труде на благо нашего общества.

        Во время экскурсий учащиеся познакомятся с людьми разных профессий, узнают о том, какие машины облегчают их труд и позволяют во много раз быстрее выполнить работу. Основным местом занятий кружка будут кабинет с/х труда и учебно-опытный участок. Это «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя. Выполняя работы, учащиеся должны понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе.

         Программа составлена по Государственной программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», М.: Просвещение, 1983.  

        Цели и задачи кружка:

-  привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому  хозяйству;

 - вооружить практическими умениями и навыками по изучению и охране природы, по выращиванию растений;

         - развивать бережное отношение к природе, сельскому труду, любовь к малой родине, к родной земле:

          - формировать у учащихся целостное представление о природе во всем ее многообразии.  

           - обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний, полученных на занятиях кружка.

        В основу занятий кружка положены практические работы. Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия кружка предусмотрены с начала учебного года (с осеннего периода).

        Внимание в работе уделяется опытничеству. Опытническая работа должна проводиться по заданию местных совхозов, научно – исследовательских учреждений. Обязательное  условие -  ведение  дневников наблюдения.  В  зависимости  от  местных  погодных  условий  перечень   практических  работ  может  изменяться.  Работы,  связанные по уходу за комнатными растениями, проводятся систематически, независимо от прохождения темы.

        Работа учащихся в кружке должна способствовать развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса к исследованиям, воспитанию у учащихся культуры труда.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Общее количество часов

В т.ч. теоретические часы

В т. ч практические  часы

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Осенние работы на пришкольном участке

4

-

4

3

Озеленение школы и участка, сбор семян

4

1

3

4

Знакомство с основными отраслями сельского хозяйства.

2

-

2

5

Опытническая работа

4

1

3

6

Уход за комнатными растениями

6

1

5

7

Выращивание рассады овощных и цветочных культур

6

1

5

8

Подготовка семян к посеву

2

-

2

9

Уход за рассадой

3

-

3

10

Подведение итогов работы кружка

2

1

1

Итого часов:

34

6

28

Содержание курса.

        Тема 1.Вводное занятие – 1 час

        Ознакомление членов кружка с планом работы, с массовыми мероприятиями, в которых они могли бы принять активное участие.

        Тема 2. Осенние работы на пришкольном участке – 4 часа.

        Практические работы:

        1. Уборка картофеля и овощей на учебно-опытном участке.

        2.Уборка растительных остатков после сбора урожая.

        Тема 3. Озеленение школы и пришкольного участка – 4 часа.

        Требования к почве в связи с их биологическими особенностями цветочно-декоративных культур.

Практические работы:

        Подготовка посадочного материала к высадке на постоянное место. Сбор семян цветочных культур на клумбах и рабатках (космея, бархатцы, календула и др.). Посадка  отводков комнатных растений в горшочки на постоянное место.

        Тема 4. Знакомство с основными отраслями сельского хозяйства – 2 часа.

        Основные отрасли сельского хозяйства и их значение в жизни человека. Животноводство, овощеводство, плодоводство, полеводство, машинно-тракторная мастерская, автогараж.

        Экскурсия на овощной отдел теплицы . Знакомство с этой отраслью сельского хозяйства (картофелехранилище, теплица).

        5. Уход за комнатными растениями – 6 часов.

        Оптимальные условия для роста и развития комнатных растений.

        Практические работы:

        Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений, выявление вредителей и болезней. Создание оптимальных условий для роста и развития комнатных растений. Знакомство с флорой и фауной.

6. Опытническая работа – 4 часа.

        Закладка опытов на новый учебный год, разработка опытов, оформление дневников наблюдений по сортоиспытанию картофеля, моркови.

        

        7. Выращивание рассады овощных и цветочных культур – 6 часов.

        Способы и техника выращивания рассады.

        Практические работы:

        Подготовка земли и посадочных ящиков для посева. Подготовка семян для посева на рассаду. Посев семян. Уход за посевом.

        8. Подготовка семян к посеву для открытого грунта – 2 часа.

        Практические работы:

        Определение чистоты, хозяйственной годности семян для высева в открытый грунт. Очистка семян от примесей, мусора.

        9. Уход за рассадой.

        Практические работы:

         Подготовка почвенной смеси для пикировки сеянцев. Пикировка сеянцев. Подкормка. Полив.

        10. Подведение итогов работы кружка – 2 часа.

Участие в массовых мероприятиях кружка, школы, города. Достижения кружка. Выпуск стенгазеты, оформление фотоальбома.

        Итого:

        Всего – 34 часа;

        Теоретических занятий – 6 часов;

        Экскурсий – 2;

        Практических работ – 26 часов.

Список литературы.

Г. З. Берсон. Овощи на любой вкус. – Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1993. 240 с.: ил.

О. А. Ганичкина. Советы огородникам. – М.: Арнадия, 1998. – 304 с.                                                                              

Р. Гибсон. Что я выращу. – М.: Ромэн, 1998. – 32 с.

П. А. Забазный. Краткий справочник агронома. – М.: Колос, 1983. 320 с.

П. И. Ледванская. Комнатные цветочные растения. – Минск: Урожай, 1967, 207 с.

Г. к. Тавлинова. Цветоводство. – СПб: Агропромиздат, ТОО Диамант, 1998. – 464 с., ил.

Д. И. Трайтак. Биология. Справочный материал. – М.: Просвещение, 1987. 207 с.: ил.

Д. И. Трайтак. Трудовое обучение: С/х работы: Проб. учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.

 

Оборудование.

1.Кабинет с/х труда.

2. С\х инвентарь (лопаточки, ведра, лейки, почвенные смеси и т.д).

3. Рекреация (столовая, учительская, холл школы – озеленение).

4. Фотоаппарат.

5. Видеофильмы.

6. Телевизор.

7. Бумага.

8. Компьютер.

Сведения о составителе:

ФИО составителя – Алексеенко Надежда Владимировна

Место работы – МКОУДОД «ДДТ»

Должность – методист

Образование – высшее, ГАГПИ

Педагогический стаж – 23года

Квалификационная категория - первая

Адрес – 633623, р.п. Сузун, ул. Ленина,29

Телефоны – рабочий –8(38346)22413; домашний – 8(38346)32400.

«В гости к огородному «Подрастаю»

Вид:  Прогулка – экскурсия.

Цель: познакомить учащихся с растениями, растущими на пришкольном участке.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, продолжительностью их жизни и приспособленности к условиям окружающей среды; показать сходство и различие древесных, кустарниковых и травянистых растений.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы; формировать культуру поведения в природе; прививать ответственное и бережное отношение к природе; учить школьников работать в коллективе.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь учащихся, соблюдать правила поведения в природе.

Место проведения экскурсии: пришкольный участок.

Время проведения экскурсии: осень.

I. Подготовительный этап.

        1. Перед экскурсией (за несколько дней) можно провести викторину о культурных растениях, цель которой – выяснить, какие местные культурные растения знают школьники. Во время беседы выясняется, выращивают ли родители овощи и фрукты, помогают ли им дети, как;

2. Рассмотреть со школьниками иллюстрации, изображающие культурные растения, загадать о них загадки;

3. Поиграть в игру «Угадай и собери», содержание которой заключается в том, чтобы собрать из кубиков изображение растения пришкольного участка по загадке;

4. Познакомить с правилами поведения на пришкольном участке и гигиеной питания.

5. Подготовить помощников для проведения экскурсии.

II. Организационный этап.

        1. Соответствие одежды для экскурсии (в зависимости от погодных условий – сапоги, шапки, куртки), одеваться спокойно, не мешать друг другу;

        2. Повторить правила поведения на пришкольном участке (не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям и экологической системе в целом).

        3. Движение к месту проведения экскурсии.

III. Основной этап (на месте проведения экскурсии).

По дороге проводится конкурс на самого организованного, смышленого и наблюдательного. Учащимся предлагается назвать встречающиеся деревья, кустарники, травянистые растения.

Беседа. Знакомясь с пришкольным участком, вы, ребята, как юные исследователи, узнаете, какие растения выращивают учащиеся старших классов и что жизнь здесь может существовать только при заботе человека. А почему? Потому что растения необходимо поливать, пропалывать, почву рыхлить, а под зиму перекапывать. Только тогда деревья, цветы, огородные культуры будут «веселыми» и «здоровыми», а их плоды красивыми и вкусными. Только тогда на участке будут ползать самые разные насекомые, и щебетать птицы. Кто мне скажет, что такое пришкольный участок? Пришкольный участок – это такое пространство, на котором растут определенные растения, а растут они на этом участке потому, что им здесь хорошо, они чувствуют себя как дома. У каждого есть своя «комнатка», у кого на солнечной стороне, а у кого в тени.  Растение чувствует себя тогда «счастливым, когда ему хорошо в его «доме». А что растет на нашем огороде вам расскажет мой помощник Огородный Подрастай.

 Огородный Подрастай (помощник из числа старшеклассников) в форме загадок рассказывает школьникам, что растет на огороде.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

                                     (Морковь.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

                             (Картошка)

Вверху зелено,

Внизу красно, в землю вросло.

                                      (Свекла.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

                                (Лук)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

                                         (Капуста)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

                                 (Редиска)

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

                             (Шиповник)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву

                                  (Яблоко)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют

                             (Рябина)

Стоит красавица:

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие, семя летучее.

                               (Береза)

Школьники, отгадывая загадки, должны выбрать растение огорода. Огородный Подрастай показывает плоды некоторых отгаданных растений, и ребята могут потрогать их руками, понюхать и описать эти плоды: каковы они на ощупь, как пахнут, какого цвета. Также школьники  загадывают загадки друг другу о тех растениях, какие имеются на пришкольном участке (пижма садовая, ирис, золотой шар, колокольчик, бобы, горох, укроп, петрушка и т.д.).

        Далее игры «Знакомство с листьями», «Найди дерево», «Цветовые оттенки».

Знакомство с листьями.

        Воспитатель и его помощник ставят ребят в круг и делят на пары. Каждой паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев, кустарников. Ребята рассматривают свои листья, ощупывают

каждую прожилку, описывают их друг другу. Сначала они изучают листья с открытыми глазами, а затем с закрытыми. После этого все листья складываются в центр круга и перемешиваются. Тем, кто желает найти свой лист с закрытыми глазами, воспитатель или помощник завязывают глаза. Играющий пытается найти свой лист.

Узнай дерево.

Игра также проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого партнер исследователя осторожно ведет его к месту их старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями.

Цветовые оттенки.

Во время экскурсии ребятам предлагается найти листья и цветы разных растений и разных оттенков, а также мягкие минералы и горные породы, глину – все, чем можно рисовать.

IV. Подведение итогов.

Учитель благодарит помощника за интересные рассказы о растениях и игры. Ребятам дается задание, использовать находки в качестве карандашей и предложить провести конкурс рисунков.

V. Возвращение в школу.

Список литературы.

Г. З. Берсон. Овощи на любой вкус. – Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1993. 240 с.: ил.

2.О. А. Ганичкина. Советы огородникам. – М.: Арнадия, 1998. – 304 с.                                                                              

3.Р. Гибсон. Что я выращу. – М.: Ромэн, 1998. – 32 с.

4.П. А. Забазный. Краткий справочник агронома. – М.: Колос, 1983. 320 с.

5.П. И. Ледванская. Комнатные цветочные растения. – Минск: Урожай, 1967, 207 с.

6.Г. к. Тавлинова. Цветоводство. – СПб.: Агропромиздат, ТОО Диамант, 1998. – 464 с., ил.

7.Д. И. Трайтак. Биология. Справочный материал. – М.: Просвещение, 1987. 207 с.: ил.

8.Д. И. Трайтак. Трудовое обучение: С/х работы: Проб. учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.

 

Оборудование.

1.Кабинет с/х труда.

2. С\х инвентарь (лопаточки, ведра, лейки, почвенные смеси и т.д).

3. Рекреация (столовая, учительская, холл школы – озеленение).

4. Фотоаппарат.

5. Видеофильмы.

6. Телевизор.

7. Бумага.

8. Компьютер.

Сведения о составителе:

ФИО составителя – Алексеенко Надежда Владимировна

Место работы – МКОУДОД «ДДТ»

Должность – методист

Образование – высшее, ГАГПИ

Педагогический стаж – 23года

Квалификационная категория - первая

Адрес – 633623, р.п. Сузун, ул. Ленина,29

Телефоны – рабочий –8(38346)22413; домашний – 8(38346)32400.

Выставка по итогам работы в отделе начальных классов


[1]  Горский В.А. Внеклассная работа по тех. творчеству и с/х опытничеству.-М.: Просвещение, 1985.-с. 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....

Исследовательские работы на учебно-опытном участке

Данный материал содержит исследование по использованию куриного помёта на урожайность овощей и влиянию препарата "Престиж" на урожаность картофеля....

План работы на учебно - опытном участке 2015 год

Программа летнего экологического лагеря предназначена для детей 4- 8 классов и рассчитана на  7 дней (7 часов учебных занятий). Учебные занятия распределены на изучение экологического материала и...

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»...

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучной направленности по теме: «Современный УОУ образовательной

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных  за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучн...