«Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»
материал по английскому языку на тему

Приводится описание  опыта  работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое   воспитание  учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»

Выполнила: Филатова Галина Петровна

Учитель английского языка

МБОУ  СОШ № 127

Самара  2014

Оглавление

I .Вводная часть

II .Основная часть. Проектирование экологического воспитания учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения (5-9 классы ).

2.1. Сущность экологического воспитания.

2.2. Проект – как средство формирования экологического мышления.

2.3. Организация урока с применением материала из программы «Экологические капельки».

III. Заключение.

IV. Информационные источники.  

2

Вводная часть

Актуальность :

Наш поселок Управленческий  располагается в удивительном месте - на берегу великой реки Волги. К нам приезжают туристы ,  сюда едут  из разных уголков земли, в том числе, и из-за границы все те, кто родился, учился здесь; едут полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но не все готовы к культурному отдыху. И хотя результаты насилия над природой потрясают (вырубленные леса, загрязненные воды, погубленные  пруды, исчезновение редких видов животных, птиц, горы мусора…), культура взаимоотношений с природой в нашем обществе еще не выработана. Кому же, как не нам, школе, у себя в поселке наводить порядок, охранять природу. Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках. Уроки английского языка не исключение.

Цели:

 образовательные:

- сформировать у учащихся целостную картину мира;

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

-организовать проектную деятельность.

воспитательные:

-воспитывать экологически грамотного человека

-воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других;

-через содержание учебного проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за все, что его окружает.

развивающие:

3

-развивать умение мыслить, проектировать в процессе изучения экологических проблем;

- развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, проводить исследовательскую деятельность;

-развивать способности к самоконтролю действий по достижению действий целей и рефлексии.

Задачи:

-углубить и расширить экологические знания на уроках английского языка;

-развивать познавательную, творческую, общественную, активность в ходе реализации проекта;

-сформировать чувство бережного отношения к природе.

4

II. Основная часть. Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного  общего  образования.

2.1. Сущность экологического воспитания.

Экологическое образование и воспитание являются одним из приоритетных направлений развития современной педагогической науки.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги прошлого Я.А.Коменский ,Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци,А.Гумбольдт, Ф.В.А.Дистервег и др.

Впервые А. Гумбольдт, а затем и Ж.-Ж. Руссо заговорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Я.А. Коменский в целях творческого сотрудничества детей с явлениями природной среды создал замечательную книгу «Видимый мир в картинках», обозначив тем самым важность непосредственного ознакомления ребенка с чудесным миром природы. Развитие эмоциональной сферы дети способствует знакомству с окружающими предметами и явлениями, усвоению образцов окружающего мира и лишь после этого умению действовать, используя приобретённые знания, навыки и умения.

В философской, педагогической, психологической, культурологической литературе экологическое воспитание трактуется как воспитание целостной, гармоничной личности, у которой интересы и цели, знания и умения, потребности и идеалы выступают в единстве, благодаря чему формируется экологическое сознание и мировоззрение человека, составляющее основу его экологической культуры.

Как и любое другое, экологическое воспитание — целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и её возраста экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности, учитывая разный уровень подготовленности учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни: в его увлечениях, дома, на работе и в свободном времяпрепровождении. При этом оно должно учитывать личность как духовную, физическую и социальную целостность. Ценностное воспитание и формирование ответственности являются центральными элементами  экологического воспитания на протяжении всей жизни. В идеале они также сообщают примеры из практики устойчивого образа жизни. Ежедневно делая выбор, человек влияет на состояние окружающей среды. С точки зрения экологического воспитания важнейшим является осознание воздействия, исходящего от собственной деятельности, и нахождение более дружелюбного по отношению к окружающей среде образа действий. Имеет значение также и принятие на себя ответственности за собственные действия и их последствия.

Вышеупомянутое позволяет сделать вывод о том, что экологическое воспитание должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на уроке. Воспитание на уроках иностранного языка целенаправленно подводит учащихся к осознанию того, что люди, владея культурой и технологией, как и все живые существа на планете, включены в глобальную экосистему. Человеческая деятельность вплетена в сложную сеть взаимосвязей с природой, и это налагает на человека ответственность и требует серьезных ограничений в его производственной и бытовой деятельности.    

2.2. Проект – как средство формирования экологического мышления  .

Особое внимание необходимо уделить процессу экологического воспитания на уроках английского  языка в средней школе (5–9 классы). Педагогами и психологами доказано, что именно на средней ступени снижается мотивация к изучению иностранного языка. Причиной того являются трудности, возникающие в процессе овладения иностранным языком, отсутствие реальных возможностей применения языка в повседневной жизни и др. Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др.

Обилие экологических материалов, представленных в учебниках 5-9 классов УМК «English» под ред.В.П.Кузовлева, можно объяснить необходимостью достижения личностных и метапредметных результатов освоения общей образовательной программы, для которых ФГОС определяет наличие экологической направленности:

– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях ;

– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации ;

– сформированность  экологического мышления , понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности .

В примерной программе по иностранному языку для 5 - 9 классов ФГОС ООО проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских универсальных учебных действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

 ФГОС и Примерные программы по учебным предметам характеризуются высокой степенью практической направленности и интегрированного подхода к изучению иностранного языка. Примерные программы обеспечили преемственность в изучении подавляющего большинства лексических тем, в том числе и тем, связанных с экологическим воспитанием. В  УМК « English» под ред. В. П. Кузовлева по английскому языку изучение этих тем заканчивается итоговым творческим заданием – проектной работой.

Основные методы выполнения учебных проектов – это наблюдение, фотографирование, систематизация наблюдаемых фактов, анкетирование. Выполнение учебных проектов позволяет реализовать задачи формирования социокультурной, социально - политической, коммуникативной, информационной, предметной компетенций учащихся.

 Принципы, которыми мы руководствуемся при выполнении учебных проектов – это:

1.Личностно - значимая тема проекта.

2.Связь с реальной жизнью.

3.Доступность используемых методов , соответствие их возрасту учащихся .

4.Четкое соблюдение структуры и этапов выполнения проектной работы. Реализация проектной технологии в полном объеме.

5.Проект – это творческая работа по закреплению лексики и грамматики раздела учебника.

6.Состояние постоянного включения в экологическую тематику: формирование и развитие экологического взгляда на окружающий мир, экологического сознания.

2.3. Организация уроков с применением материалов из программы «Экологические капельки».

 

Предлагаемый материал был реализован в рамках уроков английского языка.

Уроки английского языка предполагали следующую работу:

- внедрение в учебный процесс программы по английскому языку «Экологические капельки» ;

- экологический диктант;

-работа с текстами о природе, об экологических проблемах;

-наблюдение за своим любимым уголком природы (творческая работа ) ;

- оформление  альбома « Наши питомцы»;

-разучивание  стихотворений о природе, птицах, животных ;

-проектная деятельность, защита презентаций  .

                                           

Методическая разработка

урока английского языка

в 7 классе

«ENVIRONMENTAL PROTECTION».

/«Защита окружающей среды»/.

Подготовила:

Филатова Галина Петровна

учитель английского языка

                                                                           

Тема: «ENVIRONMENTAL PROTECTION» /«Защита окружающей среды»/.

Цель урока: развитие учебно-коммуникативных умений  по теме: «ENVIRONMENTAL PROTECTION»  на английском языке.

Практические задачи:

 Образовательные:

- формирование интереса к  экологическим проблемам и умение высказываться по-английски по теме «ENVIRONMENTAL PROTECTION»;

-  актуализация лексики по теме  «ENVIRONMENTAL PROTECTION»;

- совершенствование умения чтения вслух и про себя;

- обучение изучающему  чтению;

- активизация лексики по речевым видам деятельности – чтение, говорение, аудирование, письмо;

- подготовка учащихся к устному высказыванию по теме «ENVIRONMENTAL PROTECTION»;

- обучение учащихся работе в сотрудничестве, в коллективе.

Развивающие задачи:

- развитие умения монологической  речи;

- развитие логического мышления, памяти, внимания;- развитие умение сопоставлять, давать оценку, выражать своё мнение на английском языке.

Воспитательные задачи:

-  воспитывать чувство ответственности за сопричастность к проблемам экологии;

- воспитывать интерес к экологическим проблемам, бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать умение выслушивать собеседника, вежливому реагированию в различных ситуациях общения;

Оборудование : компьютер, презентация к уроку “ENVIRONMENTAL PROTECTION”, проектор, экран, плакаты, раздаточный материал: карточки, тексты, упражнения.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с темой.

     Teacher: The topic of today’s lesson is “Environmental Protection”. The problem of our lesson is the global situation in ecology and what we can do with it.

     We’ll try to discuss some environmental  problems .

II. Основная часть урока.

1. Повторение лексики:  (учащиеся  смотрят  задания на экране)        (Environment, ecology, pollution, overcrowding, destruction, resources, exhaust, extinct, cause, habitat, littering, living things)

THE TASK is to read the meaning and guess the word :1) The scientific study of the natural relations of plants, animals, people. (Ecology.)

2) The act of making air, water, land dangerously impure. (Pollution.)

3) Too many people in one place. (Overcrowding.)

4) The act of destroying, putting an end to the existence of something. (Destruction.)

5) The act of throwing things away untidily.  (Littering.)

6) Plants, animals, people.  (Living things.)

7) The natural home of a plant or animal.   (Habitat.)

8) Surroundings, circumstances and influences.    (Environment.)

9) Something which can help in doing something that can be turned to for support and help.     (Resources.)

10) To use something up completely. (Exhaust.)

11) No longer in existence; having died out.   (Extinct.)

12) That which produces an effect or event.    (Cause.)

2. Активизация лексики.

Teacher: Who would like to fill in the blanks?

( protect, home, keep, pointed out, environment)

 The Earth is our  (… ). We must take care of it. The importance of this task is (…)

by the ecologists, scientists, who study the relations between living things and their (…). Each of us must do everything possible to (…) the land, air and water clean. Of course, people undertake some measures to (…) the environment, but this activity is complicated by the economic difficulties.

3. Расширение темы.

Teacher: There is a nice saying on the blackboard today. Will you read and translate?

Pupil: «We don’t own the Earth; we have borrowed it from the future generation».Teacher: What does it mean? (на доске написаны опорные словосочетания):

 (“take care of…”, “think only about today”, “keep…for your children”).

(Pupils’ answers).

 Teacher: Still the developing human civilization harms the environment.

Animals are in danger. Why? Why do people kill them?

Pupil 1: They kill animals because they consider them dangerous.

Pupil 2: They kill animals for fur and trunks to make clothes and ornaments.

Pupil 1: Just for sport.

Pupil 2: For medicine.

Teacher: Will you tell us about the animals who are in danger today? (Выступления учащихся, проверка д/з)

ABOUT  RHINOS.

     I found out about the dangers rhinos face through a nature documentary on TV. Rhinos live in eastern and southern Africa. They weigh from three to five tones and can reach a speed of around 45 kilometers per hour. Although it is illegal, hunters kill them for their horns, which are very valuable.

    Now they are in danger of becoming extinct. I think that rhinos should be bred in captivity until they can live safely in the wild, and people must stop buying products made from rhino.

GREEN-CHEEKED PARROTS.

     I first learnt about green-cheeked parrots at school. They are usually found in Mexico and are really good at coping people’s voices. In the last twenty years, many have been smuggled across the border to the USA, to be sold as pets. People value them as pets because they are attractive and have amusing personalities. Green-cheeked parrots are difficult to breed, so the species is slowly dying out. In my opinion, people should only buy parrots which have been bred in captivity. Then the green-cheeked parrot could be left in the wild, where it would have a better chance of survival.

FRESHWATER TURTLES

      Here at WWF, we’re trying to save this species of turtle, which is the largest freshwater turtle in North America. In fact, it is facing extinction because it’s killed for its meat. Snapping-turtle meat is often used in soups or sold in restaurants. Alligator snapping turtles only breed once a year. We believe that if people stopped buying these turtles as pets and stopped eating snapping-turtle soup, the turtles would have a chance to breed and survive.

4.  Работа с текстом: “ENVIRONMENTAL PROTECTION”.

The poisoning of the world’s land, air and water is one of the most important problems of our civilization. The seas are in danger. Many companies dump chemical and nuclear waste into water. The Mediterranean is already nearly dead; the North Sea is following. The Aral Sea is on the brink of extinction. Half of the lakes in the world are polluted. If nothing is done about it, one day nothing will be able to live in the seas.

     Air pollution is also a very serious problem. Because many factories release sulfates into the air. When the sulfates mix with the clouds, acid rains fall and harm all living creatures. In Cairo just to breathe the air is like smoking two packs of cigarettes a day. Mexico City and 600 cities of Russia have dirty air. This causes different diseases. Because of different kinds of pollution every ten minutes one kind of animal, plant or insect dies out forever.

     People begin to realize that environmental problems are our problem. These are a lot of international green organizations that take care of the environment and “Green Peace” is one of the most active. Many governments are waking up and making strict laws against pollution. Scientists are trying to make factories and plants cleaner. In many countries there are big plans to clean up the water. And every person must do his best to help our planet survive.

5. Teacher: There is a  test. Complete the sentences using the right word:

1. Environmental protection is an ________________________problem.

a) easy;      

b) important;

c) pleasant;

2. Factories pour a lot of______________into air and water:

a) a shortage;

b) waste;

c) pollution;

3. What caused the ________________of wildlife:

a) destruction;

b) poison;

c) population;

4. Many rivers and lakes are_____________________:

a) poisoned;

b) filled;

c) used;

5.  Many scientists try_____________________ecology problems:

a) to solve;

b) to know;

c) to protect;

6. Teacher: What do we need to do to keep our planet clean?

Pupil 1: We need to save our water, to keep it clean and healthy so people, plants and animals will always have some to drink. It’s very important for us to stop making acid rain. Everyone can help keep our air clean and safe. Everybody can help stop greenhouse effect by using less energy, protecting and planting trees.

Pupil 2: Scientists are very concerned about the ozone layer, because a lot of it has gone away in just a few years. So it’s very important that we learn to do something about it. We can all help to stop the ozone layer from disappearing!

7. Teacher: Everybody understands that it is necessary to undertake some measures in order to save our planet, to make our cities safe to live in, to make water in rivers clean to drink it. Now, please, take your copybooks and write some sentences to answer the following question: What would you do to improve the situation if you were the leader of your country?

Possible answers: 1) If I were the leader of my country I would stop logging companies from destroying the rain forest and make them to plant new trees.

2) If I were the leader of my country I wouldn’t allow hunters to kill endangered species.

3) If I were the leader of my country I would create special parks where these animals could live safely.

8. Teacher: What can you say about the environmental situation in our city? (Pupils’ answers)

III. Заключительная часть урока. Подведение итогов.

Teacher: (1) What can we do to keep the Earth clean and healthy?

(2) What should be done to change the existing situation?

       ( 3) Please, complete the following sentences:

1) Try not to buy pre-packaged food because…  

(it creates a lot of rubbish).

2) Use less washing up liquid because…

(it pollutes the seas and rivers).

3) Use public transport because…

(cars pollute the air).

4) Never light fires in forests because…

(trees will burn).

5) Do not drop rubbish in the streets because…

(it looks horrible, use rubbish bins).

6) Do not throw plastic bottles into the sea because…

(fish will die).

 Домашнее задание: написать сочинение на тему «Пути решения экологических проблем в современном мире для сохранения жизни на земле». (180 слов)

Teacher: Write a composition on the theme “The ways of solving the ecological problems in the modern world for saving the life on the Earth”. (Your composition must contain 180 words.)

 Выставление отметок.

III . Заключение.

 

Результативность

 Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки английского языка  помогают решить данную проблему.

В ходе работы  уч-ся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

Анализ проводимой работы показал, что уроки английского языка  имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьников, позволяют расширить их кругозор. С помощью текстов о природе уч-ся смогли ощутить ее красоту через богатство языка, пополняя тем самым свой словарный запас.

Исследовательская работа на уроках  помогла им выработать навык самостоятельной творческой работы, развить умение внимательно читать текст художественной литературы и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственные аргументы и суждения.

IV . Информационные  источники

Основные источники

1.        Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

2.        Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

3.        Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.

4.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. –

5.        Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.

6.        Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.

7.        Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка .М.Дрофа.,2003

8.        Китайгородская Г.А.Методика интенсивного обучения иностранным языкам .- М.,1986.-51с.

Нормативные документы    

1.        Закон РФ об образовании

2.        Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

3.        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

4.        План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

5.        ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

6.        Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

Интернет ресурсы:

1.        http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

2.        http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Ро...

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

"Развитие умений в письменной речи обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования".

Путь к овладению письменной речью обучающимися длителен и далеко не прост. Но если работа начата уже на раннем этапе обучения, и соблюдаются такие принципы, как последовательность и систематичность, т...