Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе
Обучающие цели:
научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное; обобщать и делать выводы.
Воспитательные цели:
воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
Развивающие цели:
развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.
Ход урока
Червякова Е.П.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Ребята, сегодня нам предстоит необычный, интегрированный урок литературы и природоведения и называется он «Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Мирошникова Е.Е.
– Ребята, но сегодня на уроке мы будем говорить не только о рассказе «Васюткино озеро», а о чем мы будем говорить еще догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
– Она величественна и похожа на океан. (слайд 1, приложение 1)
– Она щедра и сурова. (слайд 2, приложение 1)
– Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. (слайд 3, приложение 1)
–Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
– Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу
Европейской России. (слайд 4, приложение 2)
- Действительно, это тайга. Ребята, попробуйте сами, исходя из того, что вы видели сами вывести определение: а что же такое тайга? Обобщаем ответы обучающихся.
- А теперь, давайте посмотрим как дается определение тайги в разных словарях.
Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.
В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.
В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес. (слайд 5, приложение2)
- Ребята, чтобы вы нагляднее представили, что же представляет собой тайга давайте отправимся в небольшое путешествие по тайге.
(видеоролик «Сказочная тайга» - слайд 6, приложение 3).
- Ребята, вот вы сейчас посмотрели на этот величественный, могущественный лес, и я хочу обратить ваше внимание на картину Шишкина , которая так и называется «Тайга». Вглядитесь внимательнее в эту картину и подумайте,
- Что скрывает в себе тайга?
( тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Ребята, теперь, после нашего небольшого путешествия по тайге, вам, наверное проще представить себе состояние человека один на один, оставшегося с тайгой.
Червякова Е. П.
- Васютка. (слайд 7, приложение 3)
- Он маленький, как песчинка в океане, как звёздочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет её.
-Кто это?
Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется». (слайд 8, приложение 3)
- Но не только самообладание помогло нашему герою.
- Что ещё?
- Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта
матери и умение разгадать тайны природы.
Фотография В. П. Астафьева. (слайд 9, приложение 3)
Виктор Петрович Астафьев- писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны- всё это было в его жизни. Но было и другое- то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист…
И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть»
И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее.
- Как начинается рассказ?
(ученик рассказывает наизусть первый абзац рассказа)
- Слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке , 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением.
- Почему Васютка не по годам мудр?
- Кто был его учителем?
Природа в произведении - это сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
- Какие ловушки устраивает природа?
- Паук и его жертва. (слайд 10, приложение 4)
(ученица рассказывает наизусть этот отрывок) стр. 121
Мирошникова Е. Е.
- А знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы? Давайте попробуем ответить на некоторые из них.
- Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
(По мху, он всегда с северной стороны. По солнцу, оно всегда на востоке встаёт, на западе садится. В полдень- солнце юг показывает. С южной стороны кроны деревьев гуще, чем с северной. Ночью- по полярной звезде, она показывает на север.)
- Что свидетельствует о близости реки в тайге? (слайд 11, приложение 4)
( Более густая растительность. Кустарники влаголюбивые появляются)
- Что предвещает вечером смену погоды?
(С запада облака - к смене погоды. Дым от костра кверху - к хорошей погоде, над землёй - к ухудшению. Вечерняя заря – ярко- розовая, значит будет сухо и тепло. А если багровая, то к ухудшению погоды).
- В чём особенность эха в лесу?
(Разносится далеко по лесу, и тебя могут услышать)
- Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
(Подвесить на сук дерева.)
- Какой удивительной особенностью обладает кедровка
- Какую пользу она приносит тайге? (слайд 12, приложение 4)
( Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка. Кедровка - птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
Зачитать отрывок из текста).
Червякова Е. П.
– Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива.
Мать-природа и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чём тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.
Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать её живую душу: разговаривает с ней, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Через природу он пытается подать весточку родным.
- Белка. (слайд 13, приложение 5)
- Прочитать разговор Васютки с белкой. Учебник, стр. 124-125.
- Ребята, давайте посмотрим, какие рисунки вы сделали к этому рассказу?
(Выставка рисунков)
Обучающиеся рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.
Мирошникова Е. Е.
- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу.
Я хочу вам напомнить, что 2011 год объявлен ЮНЕСКО - годом леса.
И кроме Васюткина озера, на карте нашей страны так много других, не менее ценных озер. Я хочу показать вам несколько озер, а вы присмотритесь внимательно и может быть среди них узнаете знакомое озеро.
Показать слайды - озёра, в том числе и наше Вадское озеро.
(слайды 14, 15, 16, приложение 5, 6)
- Ребята, озеро, которое открыл Васютка имело большое значение для рыболоведческой бригады, потому что там водилась ценная рыба.
- Кто из вас вспомнит, какая рыба водилась в Васюткином озере?
(омуль, стерлядь, осетр, таймень, частенько налим)
- Ребята, а какая рыба водится в нашем озере, Вадском?
(Щука, карп, карась, плотва)
- Ребята, я хочу вам сказать, что наше озеро – уникальное. Кто знает, в чем же его уникальность?
( Есть карстовые подводные пещеры)
Показать фотографии пещеры озера (слайд 17, 18, приложение 6)
У Е.П. Червяковой есть хорошее стихотворение о нашем озере (читает)
Горизонт давно уж серебрился,
Звезды гасли быстро в синеве,
В этот час, когда так сладко спиться
Плыл я в лодке, сидя на корме.
Тишина на озере стояла,
Только слышно было как слегка
Подо мной загадочно журчала
Светлая вода из родника.
Осторожно щука проплывала
С розовой икрой на плавнике,
А вода журчала и ворчала
На одном ей ясном языке.
Может, рассказать она хотела,
Как в округе молодость цвела,
Как душа восторженная смело
Это место Оком нарекла.
Как в глазах у Оклины, искринки,
Как слеза чиста ее вода.
А сверканье на седом суглинке!
Редкая, девичья красота.
В.П. Платонов
- А как, вы думаете, ребята, в настоящее время Вадское озеро нуждается в нашей помощи?
- По каким признакам вы сделали такой вывод? (зарастает)
- Да, действительно больно смотреть как на наших глазах, погибает такое уникальное озеро.
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами может чем-то помочь?
- Или это дело высоких начальников и от нас с вами ничего не зависит?
- Конечно же, от поведения каждого из нас зависит очень многое. Вот посмотрите (слайд 19, приложение 7), в прошлом году мы со своим классом провели экологический рейд, очистили от мусора озеро и речку Ватьма, поставили таблички «Не сорить! Территорию убирают дети!» Было очень приятно созерцать чистоту и красоту природы, которая создает нам настроение, согревает нам душу. Но, что мы наблюдали после зимы, не сохранилось ни одной таблички и опять горы мусора и на берегах, и в речке, и в озере. А ведь есть очень хорошее выражение: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Так, давайте же будем воспитывать в себе экологическую культуру, ведь завтрашней день будет таким, каким мы его создадим сегодня.
- Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц - предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Червякова Е. П.
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья,
Вольётся в сердце неба синева,
И звёзд на небе тихое мерцанье,
И щебет птиц, и росная трава-
Васюткиного озера сиянье !
Учителя подводят итоги, выставляют оценки в журнал.
ПАМЯТКА № 1.
Советы идущему в лес.
- Продумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой тёплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, вода, консервы).
Памятка № 2
Если ты заблудился.
- Не паникуй, успокойся.
- Прекрати бесполезное движение.
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра.
- Разожги костёр, приготовь пищу.
- Подготовь из веток, травы место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей и родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и природоведения по теме: «Подготовка к сочинению- миниатюре». «Учимся постигать красоту родной природы».
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе...
Интегрированный урок литература-история в 7 классе
Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе
Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока· организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...