Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Тип урока | Интегрированный урок |
Цель урока | · организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме. |
Задачи урока | · совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки; · активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности; · развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний; · формировать умение находить и обрабатывать информацию; · формировать умение работать в группе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_prirodovedeniya_obzh.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе
(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Тема: «Васюткиными тропами»
Организационная информация | ||||
Предмет | Литература, русский язык, природоведение, ОБЖ | |||
Класс | 5 класс | |||
Тема урока | Васюткиными тропами | |||
Учителя | Артамонова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы; Елизарова Анна Игоревна, учитель биологии. | |||
Образовательное учреждение | ГБОУ ООШ №21 им. Героя Советского Союза А.П. Долгова | |||
Республика/край, город/поселение | Самарская область, г. Чапаевск | |||
Методическая информация | ||||
Тип урока | Интегрированный урок | |||
Цель урока |
| |||
Задачи урока |
| |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать художественный текст; давать характеристику герою произведения. | Р1- принимать учебную задачу; Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану; Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата; Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания; К4- сотрудничать в совместном решении проблемы. | П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства); П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
Формы и методы | Фронтальный опрос, беседа, работа в группе, защита проекта, инсценирование. Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»). Задачи для ребят:продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, русского языка, ОБЖ; добраться до берега Успеха. | |||
Педагогические технологии | Проблемное обучение. Проектное обучение. Информационно-коммуникационные технологии. | |||
Необходимое оборудование и материалы | 1.Компьютер. 2. Проектор. 3.Презентаця. 4.Портрет В.П. Астафьева. 13.Видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге». |
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Этап мотивации (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1. Включает видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге». 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся. 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Учитель русского языка и литературы: -Сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Просмотр видеофрагмента «Как Васютка выжил в тайге». - Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить? - Научила ли тайга Васютку чему-нибудь? - Сформулируем тему урока. -Начнем путь от Опушки Архвариусов, продолжим путь по Поляне Литераторов к Просеке юных натуралистов, отдохнем на Пригорке Загадок, «освежимся» у Родника Лесовиков и, узнав много нового о тайге, ее обитателях, Заполярье, доберемся до Берега Успеха. Обращение внимания к портрету писателя. | Смотрят видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге». Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Выдвигают предположения о теме урока. | Л1 Р1 К3 П1 |
2 | Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. Организует работу по проверке знания биографии, истории создания рассказа. Первый этап: Опушка Архивариусов . Учитель русского языка и литературы: 1.Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах? 2.Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро». Какое из названий вам понравилось больше? | Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы по содержанию подготовленных группой материалов | Л2 Р3 К1 П2 |
3 | Этап постановки учебной задачи (проблемы) Цель:
| Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока. Учитель русского языка и литературы: - Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием. А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока. | Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения. | Р1 К1 П1 |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах. Цель:
| Учителя организуют групповую деятельность учащихся. | Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах. | Л3 Р2, Р4 К4 П1, П2 |
5 | Этап включения в систему знаний и повторения. Цель:
| Учителя организуют деятельность учащихся по защите проектов. Учителя организуют беседу по вопросам после выступления каждой группы. Второй этап: Поляна Литераторов. Учитель русского языка и литературы: 1. На какой реке происходит действие рассказа? 2. Обратимся к тексту на стр. 118 (178 )учебника (Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой? 3. Много легенд создано народом об этой могучей величественной реке. Вот одна из них - «Енисей и шаман». -Каким вы увидели характер Енисея? 4. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем рассказ учителя биологии. 5. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 118 учебника). 6. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим как это было (стр. 120). Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу». ( Е.Жиляева и О.Кириллов) 7. Толкование слов: тайга, затеси, заполярье, архивариусы . (Инд сообщения) 8. Сообщение «Тайга и её обитатели»( учитель биологии) 9. Работа с текстом. Найдите описание тайги (стр. 188-189) по тексту рассказа «Васюткино озеро». 10. Сообщение «Глухарь - таёжная птица» (учитель биологии) 11. Слушаем запись сказки «Глухарь и Тетерев». Продолжение беседы: Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? 12. Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст на стр. 183–184 учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр.184–185 учебника). Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика. 13. Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр. 188). Как бы вы повели себя в такой обстановке? Вывод: Васютка выжил в неприветливой тайге. Что же ему помогло? Васютка «с детства впитал таёжные законы». А что делать нам, городским жителям, если мы заблудимся в лесу? Третий этап: Просека юных натуралистов. Учитель биологии: Мы добрались до просеки Юных натуралистов! 1. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 185 по тексту). 2. Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Озвучивается «Памятка идущему в лес»( учитель биологии). 3. Лес оживился и Васютка ждал перемены (Текст на стр.188 учебника). Попытаемся почувствовать эту обстановку (аудиозапись звуков леса). 4. Сообщение «Тундра» (учитель биологии). Физминутка : Учитель русского языка и литературы: Упражнения для снятия зрительного напряжения («Паучок»). Учитель биологии: Упражнение «Замок» для восстановления мозгового кровообращения. Четвертый этап: Пригорок Загадок 1. Юннаты загадывают загадки о животных. 2. Индивидуальная работа с кроссвордами «Обитатели тайги». Пятый этап: Родник Лесовиков Учитель биологии: 1. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу? Озвучиваем памятку «Если ты заблудился в лесу». Раздаём памятки каждому. 2. Ситуации «Если ты заблудился». Как можно укрыться от дождя, снега, палящего солнца? 3. Индивидуальная работа «Письменный ответ на вопрос». Шестой этап: Беседа у родника Лесовиков 1. На какой день перед Васюткой оказалось озеро? 2. Почему озеро назвали Васюткиным? 3. В чём проявлялся практицизм, умение выжить? Седьмой этап: Просмотр фильма «Заполярье» Учитель биологии: Может быть так выглядело озеро Васютки? Предлагаю посмотреть фрагмент фильма. | Защищают проекты. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод по проблеме урока. | Р3 К2, К3 П3 |
6 | Этап рефлексии учебной деятельности Цель:
| Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание. Восьмой этап: Берег Успеха Выразите своё отношение к герою. -Чему вы научились у Васютки? - Где это пригодится? Девятый этап: Домашнее задание Инструктаж по его выполнению: 1 уровень: сообщение по плану «Как Васютка выжил в тайге» 2 уровень: «Письмо Васютке» 3 уровень: один день из «Дневника Васютки» Десятый этап: Итог урока 1. Ассистенты отмечают участие учеников в работе (по маршрутным листам, см. в Приложении). 2. Рефлексия деятельности учащихся (работа с тестами). | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. | Л2 Р5 К3 П3 |
Приложение
Маршрутный лист
№ | Список группы | Особо отличился 3 балла | На «5» | Был активен 2 балла | На «4» | Участвовал 1 балл | На «3» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Памятка №1. Советы идущему в лес
1. Подумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3. Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Памятка №2. Если ты заблудился
1. Не паникуй, успокойся.
2. Прекрати бесполезное движение,
3. Осмотри место, где находишься.
4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
5. Разожги костер, приготовь пищу.
6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
ТЕСТ:
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»
1. Жанр произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
б) выполняя поручение отца;
в) ради удовольствия.
4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:
а) сравнение;
б) антитезу;
в) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
а) тетерев;
б) глухарь;
в) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал;
б) запаниковал;
в) решил не сдаваться.
7. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в них» — используется:
а) метонимия;
б) ирония;
в) метафора.
8. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот;
б) озеро проточное;
в) ветер принесёт непогоду.
9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
а) речка;
б) болото;
в) озеро.
10. В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья» — автор прибег к:
а) антитезе;
б) сравнению;
в) аллегории.
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота;
б) егоене заметили с бота;
в) он был очень рад рыбакам.
12. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатейшей флоре и фауне;
б) тёплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таёжного жителя.
14. Найдя озеро, Васютка:
а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.
15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"
Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...
Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения".
Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения"....
"Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)
Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть ...
Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"
Уроки с приемами интеграции - это метод креативного образования, который даёт возможность не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе...