Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.Вентана-Граф//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред проф. И.Н.Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с. : .ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 34 учебных недель – 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013-2014_programma_biologiya_9_kl.docx78.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.Вентана-Граф//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред проф. И.Н.Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с. : .ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 34 учебных недель – 68 часов. В 9б классе 67 ч., так как один урок приходится на выходной праздничный день1 мая.

Цели обучения биологии в 9 классе:

  1. Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.
  2. Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
  3. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
  4. Установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
  5. Подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют следующие задачи:

  • приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
  • использование знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;
  • охрана окружающей среды;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
  • воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
  • овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены  три контрольных работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 7 лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Разбивка материала по часам

Содержание

Количество

Часов

Л/р

1

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

3

2

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ

8

1

3

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ)

5

1

4

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

9

2

5

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ

7

6

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

4

7

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

8

8

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)

8

1

9

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

16

2

Итого

68

7

Календарно-тематическое планирование уроков

 

п/п

Дата

Лаб.

раб.

Тема урока

Цели

Задачи

Оборудование

ТСО

Виды деятельн. на уроке

Домашняя работа

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ. (3 ч.)

1

03.09.

02.09.

Введение. Биология –  наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

Показать значение общей биологии как современной, комплексной науки.

Сформировать учебно-познавательные мотивы.

Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в жизни человека.

Изучить методы исследования в биологии.

Расширить знания об общих свойствах живых организмах.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Сам.раб.

§ 1,2

2

04.09.

05.09.

Многообразие форм живых организмов.

Экскурсия № 1. Биологическое разнообразие вокруг нас.

Раскрыть сущность жизни и провести знакомство с многообразием форм живых организмов.

Охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь.

Сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе и расставлять по возрастанию степени сложности.

Воспитывать уважение к жизни на Земле.

Объекты природы

Слушание Отв. на вопр.

Реш.пробл.

§ 3

3

10.09.

09.09.

Цитология – наука, изучающая клетку. Химический состав клетки.

Познакомить уч-ся с историей развития цитологии и химическим составом клетки.

Изучить историю возникновения и развития цитологии.

Сравнить первоначальные и современные положения клеточной теории.

Отметить принципиально новые открытия цитологии.

Ввести понятия: макроэлементы, микроэлементы, гомеостаз, полимеры, мономеры.

Сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки.

Таблица

Мультимед.обор

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 4,5

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ (8)

4

11.09.

12.09.

Белки и нуклеиновые кислоты.

Раскрыть специфические особенности органических веществ.

Сформировать знания о взаимосвязи строения и функций веществ.

Изучить уникальные особенности строения молекул белков и нуклеиновых кислот.

Выяснить роль белков и нуклеиновых кислот в живой природе.

Раскрыть механизм удвоения ДНК, роль этого механизма в передаче наследственной информации, сформировать умение схематично изображать этот процесс.

Сформировать знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК в клетке.

Таблица

Мультимед.обор

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сост.таб.

§ 6

5

17.09.

16.09.

Строение клетки.

Углубить знания о строении клетки.

Повторить основные части клеток.

Ввести понятия: кариоплазма, прокариоты, эукариоты, нуклеоид.

Изучить строение и функции плазматической мембраны,  ядра, цитоплазмы.

Таблица

Мультимед.обор

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Сост.таб.

§ 7

6

18.09.

19.09.

Стартовый контроль.

Провести диагностическую контрольную работу

Иметь представления о степени усвоения  основного материала по биологии в 2010-2011уч. году.

пк

Письмо Чтение

Отв. на вопр.

7

24.09.

23.09.

№ 1

Органоиды клетки и их функции.

Л.р. № 1

«Многообразие клеток»

Изучить строение и функции органоидов клетки.

Изучить строение органоидов клетки, классифицировав их на мембранные и немембранные.

Пояснить роль каждого органоида в жизнедеятельности клетки.

Выяснить, какие органоиды свидетельствуют о единстве происхождения прокариот и эукариот.

 Привести доказательства того, что клетка – это элементарная живая система.

Таблица

Мультимед.обор.

Микроскопы

Микропрепараты клеток

Слушание Письмо

Чтение

Рисование

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Практич раб.

§ 8

8

25.09.

26.09.

Обмен веществ – основа существования клетки.

Доказать, что обмен веществ – основа существования клетки.

Раскрыть сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии.

Ввести понятия: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция.

Изучить строение и функции АТФ.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.плана

Тестир.

§ 9

9

01.10.

30.09.

 Биосинтез белков в живой клетке.

Раскрыть сущность биосинтеза белков.

Сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка.

Объяснить сущность матричных процессов и рассмотреть этапы синтеза белка.

Ввести понятия: генетический код, транскрипция, трансляция, акцептор, антикодон.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.зад.

§ 10

10

02.10.

03.09.

 Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов.

Сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма.

Охарактеризовать две фазы фотосинтеза.

Обосновать космическую роль зеленых растений.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.интернет

Сам.раб.

§ 11

11

08.10.

07.10.

 Обеспечение клетки энергией.

Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии.

Ввести понятие о клеточном дыхании.

Сформировать знания о бескислородном и аэробном этапе клеточного дыхания.

Выяснить сходства и различия дыхания и фотосинтеза.

Таблица

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сравнение

Сам.раб.

§ 12

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ) (5)

12

09.10.

10.10.

Размножение живых организмов

Расширить знания о способах размножения организмов.

Повторить механизм полового и способы бесполого размножения.

Ввести понятия: спорофит и гаметофит.

Объяснить эволюционное преимущество полового размножения перед бесполым.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Реш.пробл.

§ 13

13

15.10.

14.10.

№ 2

Деление клетки. Митоз.

Л.р. 2  «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Сформировать знания о механизмах митотического цикла.

Раскрыть биологическую роль митоза.

Выяснить особенности протекания каждой фазы митоза.

Выполнить лабораторную работу.

Научить описывать увиденную картину делящихся клеток по фазам митоза.

Таблица, иллюстрирующ. Митоз

ПК

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Рисование

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Практич раб.

§ 14

14

16.10.

17.10.

Образование половых клеток. Мейоз.

Изучить мейоз как особый тип деления клетки.

Составить схему редукционного деления.

Ввести понятия: диплоидный и гаплоидный набор хромосом, кроссинговер, сперматогенез, оогенез, гомологичные хромосомы.

Сформировать знания о биологическом значении мейоза.

Сравнить митоз и мейоз.

Показать роль кроссинговера.

Таблица, иллюстрирующ. Митоз и мейоз

ПК

Презентация

Слушание

Чтение

Рисование

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Практич раб.

Реш.пробл.

§ 15

15

22.10.

21.10.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Изучить процесс онтогенеза.

Изучить совокупность преобразований, происходящих в организме от его зарождения до смерти.

Сравнить онтогенез одноклеточных и многоклеточных.

Охарактеризовать эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.плана

Тестир.

§ 16

16

23.10.

24.10.

Обзор пройденного материала.

Повторить и обобщить материал по теме.

Повторить и систематизировать знания по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Раскрыть механизм непрерывности жизни.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

§ 13-16

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (9)

17

29.10.

28.10.

Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Изучить историю развития генетики.

Проследить историю развития генетики.

Показать значение работ Г.Менделя.

Ввести  генетическую терминологию.

Охарактеризовать роль знаний о нуклеиновых кислотах для развития генетики.

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.интернет

Сам.раб.

§ 17,18

терм

18

30.10.

31.10.

Генетические опыты Г.Менделя.

Сформировать знания о моногибридном скрещивании.

Изучить закон доминирования и расщепления.

Формировать умения производить генетические записи скрещивания с обозначением генотипов и фенотипов.

Объяснить цитологические основы расщепления признаков во 2 поколении

Таблицы, иллюстрирующ. законы Менделя

Дидактич.кар.

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы

§19

19

12.11.

11.11.

№ 3

Дигибридное скрещивание.

Л.р. 3  « Решение генетических задач».

Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков.

Охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить уч-ся в его практическом значении.

Развивать умения пользоваться решеткой Пеннета, определять гаметы и генотипы потомства.

Таблицы, иллюстрирующ. законы Менделя

Дидактич.кар.

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы,

Реш.задач

§ 20

20

13.11.

14.11.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

Изучить закон Т.Моргана.

Сформулировать и доказать закон сцепленного наследования.

Выяснить, каким образом кроссинговер нарушает сцепление генов.

Показать значение кроссинговера в эволюции.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

Реш.пробл.

§ 21

21

19.11.

18.11.

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Изучить типы взаимодействия генов.

Раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков.

Сформировать знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.плана

Реш.зад.

Реш.пробл.

§ 22

22

20.11.

21.11.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола.

Сформировать знания о механизме определения пола.

Изучить особенности половых хромосом, аутосом.

Объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах.

Реш.зад.

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы

§ 23.зад.

23

26.11.

25.11.

№ 4

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Л.р. № 4. «Выявление изменчивости признака».

Сформировать знания о различных видах изменчивости и причинах, их вызывающих.

Раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости.

Показать опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Пояснить закон Н.И.Вавилова.

Изучить наследственные признаки на примере  растений.

Таблицы, иллюстрирующ. Изменчивость

Мультимед.обор.

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ,

Практич.раб.

§ 24

24

27.11.

28.11.

Другие типы изменчивости.

Изучить модификационную и онтогенетическую изменчивость.

Ввести понятия: модификации, приспособительные адаптации, норма реакции, фенотипическая и онтогенетическая изменчивость.

Объяснить роль нормы реакции в жизни особи и вида.

Определить роль модификационной изменчивости в эволюции.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.интернет

Сам.раб.

Реш.пробл.

§ 25

25

03.12.

02.12.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Объяснить различия молекулярных и хромосомных заболеваний.

Ввести понятия: генные болезни и аномалии.

Познакомить с наследованием дальтонизма, гемофилии, болезни Дауна и диагностикой заболеваний.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.зад.

Реш.пробл.

§ 26, №2,3

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (7)

26

04.12.

05.12.

Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений.

Познакомить уч-ся с наукой – селекция и особенностями селекции растений.

Познакомить уч-ся с краткой историей селекции.

Сформировать знания о задачах селекции, ее методах,  понятиях «порода», «сорт», «штамм».

Ввести понятия: мутагенез, полиплоидия, гетерозис.

Познакомить с достижениями селекционеров нашей страны.

Таблицы, иллюстрирующ. породы животных и сорта растений

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы

§ 27, 28

27

10.12.

09.12.

 Центры происхождения культурных растений.

Изучить центры происхождения культурных растений.

Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции в нашей стране и во всем мире.

Пояснить, в чем заключается различие между первичным и вторичным центрами происхождения культурных растений.

Установить закономерности выявленные Н.И.Вавиловым.

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сам.раб.

Сост.таб.

§ 29

28

11.12.

12.12.

Особенности селекции животных.

Изучить цели, методы селекции животных.

Познакомить с особой отраслью сельскохозяйственного производства.

Вспомнить историю одомашнивания животных.

Сформировать знания о методах селекции животных.

Ввести понятия: инбридинг, аутбридинг, искусственное осеменение, клонирование.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§30

29

17.12.

16.12.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

Изучить цели, методы селекции микроорганизмов.

Вспомнить значение микроорганизмов для человека и обосновать необходимость их селекции.

Познакомить с методикой, значением и достижениями генной и клеточной инженерии.

Показать значение в народном хозяйстве биотехнологии.

ПК

интернет

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.интернет

Сам.раб.

§ 31

30

18.12.

19.12.

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания учащихся.

Обобщить знания об основах генетики. Закрепить прочность знаний генетических терминов.

Прорешать генетические задачи.

Продолжить формирование умения применять знания генетических закономерностей для объяснения особенностей методов селекционной работы.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

Реш.пробл.

§ 27-31

31

24.12.

23.12.

Контрольная работа № 1 на тему «Основы генетики и селекции».

Контроль знаний

Провести тематический контроль знаний.

Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

32

25.12.

26.12.

Работа над ошибками.

Коррекция знаний

Разобрать вопросы, в которых было допущено максимальное количество ошибок.

Развивать умение выбора собственной траектории обучения, принятия на себя ответственности за получаемое образование.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4)

33

14.01.

09.01.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Изучить гипотезы о происхождении жизни.

Ознакомить уч-ся с различными взглядами на происхождение жизни.

Подготовить их к восприятию идеи абиогенного возникновения жизни в условиях древней Земли.

Слушание Письмо

Чтение

Раб.интернет

Сам.раб.

§ 32

34

15.01.

13.01.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Изучить теорию А.И.Опарина

Продолжить углубление знаний уч-ся о проблеме возникновения жизни в связи с усовершенствованием методов исследования.

Пояснить основное различие идей А.И.Опарина и Дж.Холдейна о происхождении жизни.

Побудить к размышлению о том, могут ли в современных условиях происходить процессы возникновения жизни.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

Сост.плана

Реш.пробл.

§33

35

21.01.

16.01.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Познакомить с особенностями протобионтов и появлении автотрофов.

Охарактеризовать этап появления биосферы.

Объяснить роль гетеротрофов и автотрофов в биологическом круговороте веществ.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§34

36

22.01.

20.01.

Этапы развития жизни на Земле.

Изучить этапы развития жизни на Земле.

Ввести понятия: эра, период.

Изучить историю Земли и развитие на ней жизни в разные эры и периоды.

Выявить уникальные явления в истории Земли, повлиявшие на ход дальнейшей эволюции.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

§ 35, №1-4

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8)

37

28.01.

23.01.

Идея развития органического мира в биологии

Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории.

Заинтересовать учащихся проблемой развития жизни на Земле.

Изложить историю развития взглядов и идей об эволюции.

Сформировать знания о теории эволюции, созданной Ламарком.

Продолжить углубление понятия «эволюция».

Портрет К.Линнея

Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ,

§ 36

38

29.01.

27.01.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Познакомить уч-ся с идеями основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина.

Раскрыть сущность исследования Ч.Дарвина.

Изучить движущие силы эволюции.

Раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой - открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.

Показать значение работ Ч.Дарвина.

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

Сам.раб.

§ 37

39

04.02.

30.01.

Современные представления об эволюции органического мира.

Изучить современные представления об эволюции органического мира.

Выявить отличия современного учения об эволюции от эволюционной теории Ч.Дарвина.

Изучить элементарные факторы эволюции: естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляцию.

Сформировать знания о популяции, как об элементарной единице эволюции.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

§ 38

40

05.02.

03.02.

Вид, его критерии и структура.

Расширить знания о виде как центральном компоненте эволюционного процесса.

Сформировать знания о виде, его критериях и структуре.

Показать значение репродуктивного критерия.

Выяснить причину бесплодия межвидовых гибридов.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§ 39

41

11.02.

06.02.

Процессы видообразования. Макроэволюция.

Сформировать знания о микро- и макроэволюции.

Показать, что возникновение нового вида является центральным событием в эволюции.

Охарактеризовать и сравнить аллопатрический и симпатрический типы видообразования.

Установить сходства и отличия процессов микро- и макроэволюции.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 40, 41

42

12.02.

10.02.

 Основные направления эволюции.

Раскрыть основные направления эволюции.

Ввести понятия: прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Конкретизировать примерами проявление направлений эволюции.

Выяснить эволюционную роль ароморфозов и  идиоадаптаций.

Показать роль человека в биологическом регрессе.

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Интерактив.

Раб.интернет

Сам.раб.

Тестир.

§ 42

43

18.02.

13.02.

№ 5

Основные закономерности эволюции. Л.р. № 5. «Изучение изменчивости у организмов».

Изучить основные закономерности эволюции.

Доказать, что эволюция носит необратимый характер.

Раскрыть основные закономерности эволюции.

Показать роль приспособлений и естественного отбора в эволюции.

Доказать, что изменчивость – общее свойство организмов.

гербарий

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 43

44

19.02.

17.02.

Обзор пройденного материала.

Систематизировать знания учащихся.

Повторить основные вопросы по теме.

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Развивать коммуникативные компетенции, умение отстаивать собственную точку зрения.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

§ 36-43

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (8)

45

25.02.

20.02.

Эволюция приматов

Углубить знания о происхождении человека.

Определить положение человека в системе животного мира.

Выявить особенности дриопитеков как предков человека.

Охарактеризовать отличия рамапитеков от ранних дриопитеков.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Дискуссия

Сост.табл.

§ 44

46

26.02.

24.02.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Доказать, что антропогенез – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный.

Охарактеризовать развитие взглядов ученых на проблему происхождения человека как на определенный этап в развитии животного мира.

Обеспечить усвоение уч-ся знаний о родстве человека с животными.

Раскрыть движущие силы эволюции человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Рассказ

Дискуссия

Сост.табл.

Сам.раб.

§ 45

47

04.03.

27.02.

Этапы эволюции человека

Изучить развитие человека на различных стадиях антропогенеза.

Охарактеризовать прогрессивные черты в развитии древнейших,  древних и первых современных людей.

Выяснить, почему неандертальцы были вытеснены кроманьонцами.

Сформулировать ведущие факторы в эволюции человека.

Побудить к размышлению о том, почему человека называют биосоциальным существом.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Рассказ

Дискуссия

Сост.табл.

Сам.раб.

§ 46, 47

48

05.03.

03.03.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Доказать принадлежность всех людей к одному виду.

Рассмотреть механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас.

Доказать ложность теории расизма.

Выяснить роль социальных факторов в эволюции человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Рассказ

Дискуссия

§ 48

49

11.03.

06.03.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Охарактеризовать влияние человека на природу Земли.

Объяснить, почему на ранних этапах истории человечества воздействие людей на природу не было губительным для нее.

Выяснить, каким должен быть характер отношений человека и природы, чтобы сохранить устойчивое развитие жизни.

Воспитывать экологическую культуру.

Мультимед.обор.

Телевизор

СD

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.плана

Реш.пробл.

§ 49

50

12.03.

13.03.

Обзор пройденного материала.

Систематизировать знания учащихся.

Повторить основные вопросы по теме.

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Развивать коммуникативные компетенции, умение отстаивать собственную точку зрения.

Слушание

Отв. на вопр.

Дискуссия

Интерактив.

Раб.интернет

Сам.раб.

§ 44-49

51

18.03.

17.03.

Контрольная работа № 2 на тему «Учение об эволюции и антропогенез».

Провести тематический контроль знаний.

Проверить уровень усвоения знаний по изученным темам.

Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Тестир.

52

19.03.

20.03.

Работа над ошибками.

Разъяснить основные ошибки, допущенные в контрольной работе.

Выяснить затруднения, пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их.

Слушание Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

Тестир.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (16)

53

01.04.

31.03.

Среды жизни на Земле и экологические факторы

Сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах.

Расширить знания о средах жизни на Земле и экологических факторах.

Ввести понятия: гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты.

Выяснить, почему наземно-воздушная среда характеризуется наибольшим разнообразием форм организмов.

Таблица

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 50

54

02.04.

03.04.

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Изучить основные экологические законы.

Изучить закон оптимума, закон экологической индивидуальности видов, ограничивающего фактора, незаменимости факторов.

Ввести понятие фотопериодизм.

Показать практическое применение экологических законов.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 51

55

08.04.

07.04.

№ 6

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л.р.№ 6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.

Сформировать знания о морфологических, экологических, физиологических адаптациях.

Рассмотреть приспособительные признаки у семян и плодов.

Продолжить обучение проводить наблюдения делать выводы.

Мультимед.обор.

гербарий

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

§ 52

56

09.04.

10.04.

Биотические связи в природе

Сформировать знания о воздействии биотических факторов на живые организмы.

Углубить знания о пищевых связях, хищничестве, паразитизме. Сформировать знания о конкуренции, мутуализме, симбиозе, комменсализме.

Показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Таблица

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

§ 53

57

15.04.

14.04.

Популяции.

Расширить знания о популяции.

Сформировать знания о популяции как форме существования вида в природе.

Изучить демографические характеристики популяции.

Выяснить, как по демографическим показателям популяции можно судить о перспективах ее существования.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Тестир.

§ 54

58

16.04.

17.04.

Функционирование популяции во времени.

Изучить функционирование популяции во времени.

Ввести понятие «динамические характеристики популяции».

Выяснить, как происходит регуляция численности популяции и от чего зависит биотический потенциал вида.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§ 55

59

22.04.

21.04.

Сообщества.

Экскурсия  «Сообщества родного края».

Изучить структуру сообществ живых организмов.

Ввести понятия: биоценоз, биотоп, виды эдификаторы, экологические ниши.

Показать роль видов в биогеоценозе.

Познакомить с сообществами родного края.

Слушание

Отв. на вопр.

§ 56

60

23.04.

24.04.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

Продолжить формирование экологических знаний.

Познакомить с учением В.И. Вернадского о биосфере.

Выяснить, как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз».

Выяснить сущность правила экологической пирамиды.

Отработать навыки составления цепей питания.

Портрет

В.И. Вернадского

Мультимед.обор.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Интерактив.

Сам.раб.

Реш.зад.

Реш.пробл.

§ 57

61

29.04.

28.04.

Развитие и смена биогеоценозов.

Выяснить причины смены биоценозов.

Привести примеры прямого и косвенного влияния человека на смену биогеоценозов.

Ввести понятие «сукцессии».

Разобрать причины смены биоценозов и выяснить, по каким причинам происходит саморазвитие сообществ.

Научить решать задачи экологического содержания.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.задач

§ 58

62

30.04.

05.05.

Основные законы устойчивости живой природы.

Изучить основные законы устойчивости живой природы.

Выяснить, в чем устойчивость биогеоценозов.

Сформировать знания о цикличности в экосистемах, отрицательных обратных связях.

Объяснить, в чем заключается ценность биологического разнообразия видов в биогеоценозе.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

Реш.пробл.

§ 59

63

06.05.

08.05.

Экологические проблемы в биосфере.

Изучить экологические проблемы в биосфере.

Проследить влияние антропогенного фактора в процессе становления общества.

Сформировать знания о целостности биосферы, о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов.

Продолжить формирование ответственного отношения к природе.

Мультимед.обор.

Телевизор

СD

Слушание

Отв. на вопр.

Дискуссия

Реш.пробл.

Дискуссия

§ 60

64

07.05.

12.05.

Охрана природы.

Сформировать знания о различных влияниях людей на флору и фауну Земли, умения предвидеть последствия таких влияний.

Выяснить значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Продолжить формирование умения мыслить глобально.

Заострить внимание на проблемах охраны природы.

Мультимед.обор.

Телевизор

СD

Слушание Чтение

Сост.плана

Реш.пробл.

През.

65

13.05.

15.05.

№ 7

Л.р. № 7 «Оценка качества окружающей среды».

Ознакомить с наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды.

Научить давать оценку качества окружающей среды.

Произвести сбор проб с различных поверхностей.

Установить уровень запыленности в различных местах.

Воспитывать экологическую культуру.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

§ 50-60

66

14.05.

19.05.

Повторительно-обобщающий урок.

Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся.

Подвести уч-ся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере.

Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

Реш.пробл.

§ 50-60

67

20.05.

22.05.

Контрольная работа № 3 по теме: «Основы экологии»

Провести тематический контроль знаний.

Проверить уровень усвоения знаний по изученной теме.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.зад.

68

21.05.

Основные направления развития биологии в будущем.

Показать роль биологии в будущем.

Изучить, какие особенности строения и приспособления животных и растений используются человеком в строительстве, промышленности и т.д.

Выяснить значение биологии для научно-технического прогресса.

Обозначить проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе.

Мультимед.обор.

Слушание

Чтение

Раб.интернет

Реш.пробл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....