Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.Вентана-Граф//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред проф. И.Н.Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с. : .ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 34 учебных недель – 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014_programma_biologiya_9_kl.docx | 78.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.Вентана-Граф//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред проф. И.Н.Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с. : .ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 34 учебных недель – 68 часов. В 9б классе 67 ч., так как один урок приходится на выходной праздничный день1 мая.
Цели обучения биологии в 9 классе:
- Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.
- Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
- Установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
- Подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют следующие задачи:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- использование знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;
- охрана окружающей среды;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены три контрольных работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 7 лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Разбивка материала по часам
№ | Содержание | Количество Часов | Л/р |
1 | ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ | 3 | |
2 | ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ | 8 | 1 |
3 | РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ) | 5 | 1 |
4 | ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ | 9 | 2 |
5 | ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ | 7 | |
6 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА | 4 | |
7 | УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ | 8 | |
8 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) | 8 | 1 |
9 | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 16 | 2 |
Итого | 68 | 7 |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ п/п | Дата | Лаб. раб. № | Тема урока | Цели | Задачи | Оборудование ТСО | Виды деятельн. на уроке | Домашняя работа |
ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ. (3 ч.) | ||||||||
1 | 03.09. 02.09. | Введение. Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. | Показать значение общей биологии как современной, комплексной науки. | Сформировать учебно-познавательные мотивы. Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в жизни человека. Изучить методы исследования в биологии. Расширить знания об общих свойствах живых организмах. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Сам.раб. | § 1,2 | |
2 | 04.09. 05.09. | Многообразие форм живых организмов.Экскурсия № 1. Биологическое разнообразие вокруг нас. | Раскрыть сущность жизни и провести знакомство с многообразием форм живых организмов. | Охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь. Сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе и расставлять по возрастанию степени сложности. Воспитывать уважение к жизни на Земле. | Объекты природы | Слушание Отв. на вопр. Реш.пробл. | § 3 | |
3 | 10.09. 09.09. | Цитология – наука, изучающая клетку. Химический состав клетки. | Познакомить уч-ся с историей развития цитологии и химическим составом клетки. | Изучить историю возникновения и развития цитологии. Сравнить первоначальные и современные положения клеточной теории. Отметить принципиально новые открытия цитологии. Ввести понятия: макроэлементы, микроэлементы, гомеостаз, полимеры, мономеры. Сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки. | Таблица Мультимед.обор | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 4,5 | |
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ (8) | ||||||||
4 | 11.09. 12.09. | Белки и нуклеиновые кислоты. | Раскрыть специфические особенности органических веществ. | Сформировать знания о взаимосвязи строения и функций веществ. Изучить уникальные особенности строения молекул белков и нуклеиновых кислот. Выяснить роль белков и нуклеиновых кислот в живой природе. Раскрыть механизм удвоения ДНК, роль этого механизма в передаче наследственной информации, сформировать умение схематично изображать этот процесс. Сформировать знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК в клетке. | Таблица Мультимед.обор | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Интерактив. Сост.таб. | § 6 | |
5 | 17.09. 16.09. | Строение клетки. | Углубить знания о строении клетки. | Повторить основные части клеток. Ввести понятия: кариоплазма, прокариоты, эукариоты, нуклеоид. Изучить строение и функции плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы. | Таблица Мультимед.обор | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Сост.таб. | § 7 | |
6 | 18.09. 19.09. | Стартовый контроль. | Провести диагностическую контрольную работу | Иметь представления о степени усвоения основного материала по биологии в 2010-2011уч. году. | пк | Письмо Чтение Отв. на вопр. | ||
7 | 24.09. 23.09. | № 1 | Органоиды клетки и их функции. Л.р. № 1 «Многообразие клеток» | Изучить строение и функции органоидов клетки. | Изучить строение органоидов клетки, классифицировав их на мембранные и немембранные. Пояснить роль каждого органоида в жизнедеятельности клетки. Выяснить, какие органоиды свидетельствуют о единстве происхождения прокариот и эукариот. Привести доказательства того, что клетка – это элементарная живая система. | Таблица Мультимед.обор. Микроскопы Микропрепараты клеток | Слушание Письмо Чтение Рисование Отв. на вопр. Интерактив. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Практич раб. | § 8 |
8 | 25.09. 26.09. | Обмен веществ – основа существования клетки. | Доказать, что обмен веществ – основа существования клетки. | Раскрыть сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии. Ввести понятия: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция. Изучить строение и функции АТФ. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.плана Тестир. | § 9 | ||
9 | 01.10. 30.09. | Биосинтез белков в живой клетке. | Раскрыть сущность биосинтеза белков. | Сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Объяснить сущность матричных процессов и рассмотреть этапы синтеза белка. Ввести понятия: генетический код, транскрипция, трансляция, акцептор, антикодон. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.зад. | § 10 | |
10 | 02.10. 03.09. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов. | Сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма. Охарактеризовать две фазы фотосинтеза. Обосновать космическую роль зеленых растений. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.интернет Сам.раб. | § 11 | |
11 | 08.10. 07.10. | Обеспечение клетки энергией. | Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии. | Ввести понятие о клеточном дыхании. Сформировать знания о бескислородном и аэробном этапе клеточного дыхания. Выяснить сходства и различия дыхания и фотосинтеза. | Таблица | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сравнение Сам.раб. | § 12 | |
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ) (5) | ||||||||
12 | 09.10. 10.10. | Размножение живых организмов | Расширить знания о способах размножения организмов. | Повторить механизм полового и способы бесполого размножения. Ввести понятия: спорофит и гаметофит. Объяснить эволюционное преимущество полового размножения перед бесполым. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Реш.пробл. | § 13 | |
13 | 15.10. 14.10. | № 2 | Деление клетки. Митоз. Л.р. 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения». | Сформировать знания о механизмах митотического цикла. | Раскрыть биологическую роль митоза. Выяснить особенности протекания каждой фазы митоза. Выполнить лабораторную работу. Научить описывать увиденную картину делящихся клеток по фазам митоза. | Таблица, иллюстрирующ. Митоз ПК Презентация | Слушание Письмо Чтение Рисование Отв. на вопр. Интерактив. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Практич раб. | § 14 |
14 | 16.10. 17.10. | Образование половых клеток. Мейоз. | Изучить мейоз как особый тип деления клетки. | Составить схему редукционного деления. Ввести понятия: диплоидный и гаплоидный набор хромосом, кроссинговер, сперматогенез, оогенез, гомологичные хромосомы. Сформировать знания о биологическом значении мейоза. Сравнить митоз и мейоз. Показать роль кроссинговера. | Таблица, иллюстрирующ. Митоз и мейоз ПК Презентация | Слушание Чтение Рисование Отв. на вопр. Интерактив. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Практич раб. Реш.пробл. | § 15 | |
15 | 22.10. 21.10. | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | Изучить процесс онтогенеза. | Изучить совокупность преобразований, происходящих в организме от его зарождения до смерти. Сравнить онтогенез одноклеточных и многоклеточных. Охарактеризовать эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.плана Тестир. | § 16 | |
16 | 23.10. 24.10. | Обзор пройденного материала. | Повторить и обобщить материал по теме. | Повторить и систематизировать знания по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Раскрыть механизм непрерывности жизни. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | § 13-16 | |
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (9) | ||||||||
17 | 29.10. 28.10. | Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | Изучить историю развития генетики. | Проследить историю развития генетики. Показать значение работ Г.Менделя. Ввести генетическую терминологию. Охарактеризовать роль знаний о нуклеиновых кислотах для развития генетики. | Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.интернет Сам.раб. | § 17,18 терм | |
18 | 30.10. 31.10. | Генетические опыты Г.Менделя. | Сформировать знания о моногибридном скрещивании. | Изучить закон доминирования и расщепления. Формировать умения производить генетические записи скрещивания с обозначением генотипов и фенотипов. Объяснить цитологические основы расщепления признаков во 2 поколении | Таблицы, иллюстрирующ. законы Менделя Дидактич.кар. | Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы | §19 | |
19 | 12.11. 11.11. | № 3 | Дигибридное скрещивание. Л.р. 3 « Решение генетических задач». | Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности. | Раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков. Охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить уч-ся в его практическом значении. Развивать умения пользоваться решеткой Пеннета, определять гаметы и генотипы потомства. | Таблицы, иллюстрирующ. законы Менделя Дидактич.кар. | Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы, Реш.задач | § 20 |
20 | 13.11. 14.11. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | Изучить закон Т.Моргана. | Сформулировать и доказать закон сцепленного наследования. Выяснить, каким образом кроссинговер нарушает сцепление генов. Показать значение кроссинговера в эволюции. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. Реш.пробл. | § 21 | ||
21 | 19.11. 18.11. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | Изучить типы взаимодействия генов. | Раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков. Сформировать знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.плана Реш.зад. Реш.пробл. | § 22 | ||
22 | 20.11. 21.11. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола. | Сформировать знания о механизме определения пола. Изучить особенности половых хромосом, аутосом. Объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах. | Реш.зад. Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы | § 23.зад. | ||
23 | 26.11. 25.11. | № 4 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. Л.р. № 4. «Выявление изменчивости признака». | Сформировать знания о различных видах изменчивости и причинах, их вызывающих. | Раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости. Показать опасность загрязнения природной среды мутагенами. Пояснить закон Н.И.Вавилова. Изучить наследственные признаки на примере растений. | Таблицы, иллюстрирующ. Изменчивость Мультимед.обор. | Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, Практич.раб. | § 24 |
24 | 27.11. 28.11. | Другие типы изменчивости. | Изучить модификационную и онтогенетическую изменчивость. | Ввести понятия: модификации, приспособительные адаптации, норма реакции, фенотипическая и онтогенетическая изменчивость. Объяснить роль нормы реакции в жизни особи и вида. Определить роль модификационной изменчивости в эволюции. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.интернет Сам.раб. Реш.пробл. | § 25 | |
25 | 03.12. 02.12. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | Объяснить различия молекулярных и хромосомных заболеваний. Ввести понятия: генные болезни и аномалии. Познакомить с наследованием дальтонизма, гемофилии, болезни Дауна и диагностикой заболеваний. Пропагандировать здоровый образ жизни. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.зад. Реш.пробл. | § 26, №2,3 | ||
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (7) | ||||||||
26 | 04.12. 05.12. | Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений. | Познакомить уч-ся с наукой – селекция и особенностями селекции растений. | Познакомить уч-ся с краткой историей селекции. Сформировать знания о задачах селекции, ее методах, понятиях «порода», «сорт», «штамм». Ввести понятия: мутагенез, полиплоидия, гетерозис. Познакомить с достижениями селекционеров нашей страны. | Таблицы, иллюстрирующ. породы животных и сорта растений | Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, решение проблемы | § 27, 28 | |
27 | 10.12. 09.12. | Центры происхождения культурных растений. | Изучить центры происхождения культурных растений. | Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции в нашей стране и во всем мире. Пояснить, в чем заключается различие между первичным и вторичным центрами происхождения культурных растений. Установить закономерности выявленные Н.И.Вавиловым. | Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Интерактив. Сам.раб. Сост.таб. | § 29 | |
28 | 11.12. 12.12. | Особенности селекции животных. | Изучить цели, методы селекции животных. | Познакомить с особой отраслью сельскохозяйственного производства. Вспомнить историю одомашнивания животных. Сформировать знания о методах селекции животных. Ввести понятия: инбридинг, аутбридинг, искусственное осеменение, клонирование. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §30 | ||
29 | 17.12. 16.12. | Основные направления селекции микроорганизмов. | Изучить цели, методы селекции микроорганизмов. | Вспомнить значение микроорганизмов для человека и обосновать необходимость их селекции. Познакомить с методикой, значением и достижениями генной и клеточной инженерии. Показать значение в народном хозяйстве биотехнологии. | ПК интернет | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.интернет Сам.раб. | § 31 | |
30 | 18.12. 19.12. | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания учащихся. | Обобщить знания об основах генетики. Закрепить прочность знаний генетических терминов. Прорешать генетические задачи. Продолжить формирование умения применять знания генетических закономерностей для объяснения особенностей методов селекционной работы. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. Реш.пробл. | § 27-31 | |
31 | 24.12. 23.12. | Контрольная работа № 1 на тему «Основы генетики и селекции». | Контроль знаний | Провести тематический контроль знаний. | Письмо Чтение Отв. на вопр. | |||
32 | 25.12. 26.12. | Работа над ошибками. | Коррекция знаний | Разобрать вопросы, в которых было допущено максимальное количество ошибок. Развивать умение выбора собственной траектории обучения, принятия на себя ответственности за получаемое образование. | ||||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4) | ||||||||
33 | 14.01. 09.01. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Изучить гипотезы о происхождении жизни. | Ознакомить уч-ся с различными взглядами на происхождение жизни. Подготовить их к восприятию идеи абиогенного возникновения жизни в условиях древней Земли. | Слушание Письмо Чтение Раб.интернет Сам.раб. | § 32 | ||
34 | 15.01. 13.01. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | Изучить теорию А.И.Опарина | Продолжить углубление знаний уч-ся о проблеме возникновения жизни в связи с усовершенствованием методов исследования. Пояснить основное различие идей А.И.Опарина и Дж.Холдейна о происхождении жизни. Побудить к размышлению о том, могут ли в современных условиях происходить процессы возникновения жизни. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Дискуссия Сост.плана Реш.пробл. | §33 | ||
35 | 21.01. 16.01. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Познакомить с особенностями протобионтов и появлении автотрофов. Охарактеризовать этап появления биосферы. Объяснить роль гетеротрофов и автотрофов в биологическом круговороте веществ. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §34 | ||
36 | 22.01. 20.01. | Этапы развития жизни на Земле. | Изучить этапы развития жизни на Земле. | Ввести понятия: эра, период. Изучить историю Земли и развитие на ней жизни в разные эры и периоды. Выявить уникальные явления в истории Земли, повлиявшие на ход дальнейшей эволюции. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. | § 35, №1-4 | |
УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8) | ||||||||
37 | 28.01. 23.01. | Идея развития органического мира в биологии | Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории. | Заинтересовать учащихся проблемой развития жизни на Земле. Изложить историю развития взглядов и идей об эволюции. Сформировать знания о теории эволюции, созданной Ламарком. Продолжить углубление понятия «эволюция». | Портрет К.Линнея | Ответы на вопросы, слушание, письмо, чтение, рассказ, | § 36 | |
38 | 29.01. 27.01. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | Познакомить уч-ся с идеями основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина. | Раскрыть сущность исследования Ч.Дарвина. Изучить движущие силы эволюции. Раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой - открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции. Показать значение работ Ч.Дарвина. | Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Дискуссия Сам.раб. | § 37 | |
39 | 04.02. 30.01. | Современные представления об эволюции органического мира. | Изучить современные представления об эволюции органического мира. | Выявить отличия современного учения об эволюции от эволюционной теории Ч.Дарвина. Изучить элементарные факторы эволюции: естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляцию. Сформировать знания о популяции, как об элементарной единице эволюции. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. | § 38 | ||
40 | 05.02. 03.02. | Вид, его критерии и структура. | Расширить знания о виде как центральном компоненте эволюционного процесса. | Сформировать знания о виде, его критериях и структуре. Показать значение репродуктивного критерия. Выяснить причину бесплодия межвидовых гибридов. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | § 39 | ||
41 | 11.02. 06.02. | Процессы видообразования. Макроэволюция. | Сформировать знания о микро- и макроэволюции. | Показать, что возникновение нового вида является центральным событием в эволюции. Охарактеризовать и сравнить аллопатрический и симпатрический типы видообразования. Установить сходства и отличия процессов микро- и макроэволюции. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 40, 41 | ||
42 | 12.02. 10.02. | Основные направления эволюции. | Раскрыть основные направления эволюции. | Ввести понятия: прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Конкретизировать примерами проявление направлений эволюции. Выяснить эволюционную роль ароморфозов и идиоадаптаций. Показать роль человека в биологическом регрессе. | Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Интерактив. Раб.интернет Сам.раб. Тестир. | § 42 | |
43 | 18.02. 13.02. | № 5 | Основные закономерности эволюции. Л.р. № 5. «Изучение изменчивости у организмов». | Изучить основные закономерности эволюции. | Доказать, что эволюция носит необратимый характер. Раскрыть основные закономерности эволюции. Показать роль приспособлений и естественного отбора в эволюции. Доказать, что изменчивость – общее свойство организмов. | гербарий | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 43 |
44 | 19.02. 17.02. | Обзор пройденного материала. | Систематизировать знания учащихся. | Повторить основные вопросы по теме. Обобщить и систематизировать знания учащихся. Развивать коммуникативные компетенции, умение отстаивать собственную точку зрения. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Дискуссия | § 36-43 | ||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (8) | ||||||||
45 | 25.02. 20.02. | Эволюция приматов | Углубить знания о происхождении человека. | Определить положение человека в системе животного мира. Выявить особенности дриопитеков как предков человека. Охарактеризовать отличия рамапитеков от ранних дриопитеков. | ПК Проектор Экран Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. Дискуссия Сост.табл. | § 44 | |
46 | 26.02. 24.02. | Доказательства эволюционного происхождения человека | Доказать, что антропогенез – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный. | Охарактеризовать развитие взглядов ученых на проблему происхождения человека как на определенный этап в развитии животного мира. Обеспечить усвоение уч-ся знаний о родстве человека с животными. Раскрыть движущие силы эволюции человека. | ПК Проектор Экран Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Рассказ Дискуссия Сост.табл. Сам.раб. | § 45 | |
47 | 04.03. 27.02. | Этапы эволюции человека | Изучить развитие человека на различных стадиях антропогенеза. | Охарактеризовать прогрессивные черты в развитии древнейших, древних и первых современных людей. Выяснить, почему неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Сформулировать ведущие факторы в эволюции человека. Побудить к размышлению о том, почему человека называют биосоциальным существом. | ПК Проектор Экран Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Рассказ Дискуссия Сост.табл. Сам.раб. | § 46, 47 | |
48 | 05.03. 03.03. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Доказать принадлежность всех людей к одному виду. | Рассмотреть механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас. Доказать ложность теории расизма. Выяснить роль социальных факторов в эволюции человека. | ПК Проектор Экран Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. Рассказ Дискуссия | § 48 | |
49 | 11.03. 06.03. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Охарактеризовать влияние человека на природу Земли. | Объяснить, почему на ранних этапах истории человечества воздействие людей на природу не было губительным для нее. Выяснить, каким должен быть характер отношений человека и природы, чтобы сохранить устойчивое развитие жизни. Воспитывать экологическую культуру. | Мультимед.обор. Телевизор СD | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.плана Реш.пробл. | § 49 | |
50 | 12.03. 13.03. | Обзор пройденного материала. | Систематизировать знания учащихся. | Повторить основные вопросы по теме. Обобщить и систематизировать знания учащихся. Развивать коммуникативные компетенции, умение отстаивать собственную точку зрения. | Слушание Отв. на вопр. Дискуссия Интерактив. Раб.интернет Сам.раб. | § 44-49 | ||
51 | 18.03. 17.03. | Контрольная работа № 2 на тему «Учение об эволюции и антропогенез». | Провести тематический контроль знаний. | Проверить уровень усвоения знаний по изученным темам. | Письмо Чтение Отв. на вопр. Тестир. | |||
52 | 19.03. 20.03. | Работа над ошибками. | Разъяснить основные ошибки, допущенные в контрольной работе. | Выяснить затруднения, пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их. | Слушание Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. Тестир. | |||
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (16) | ||||||||
53 | 01.04. 31.03. | Среды жизни на Земле и экологические факторы | Сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах. | Расширить знания о средах жизни на Земле и экологических факторах. Ввести понятия: гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты. Выяснить, почему наземно-воздушная среда характеризуется наибольшим разнообразием форм организмов. | Таблица | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 50 | |
54 | 02.04. 03.04. | Общие законы действия факторов среды на организмы. | Изучить основные экологические законы. | Изучить закон оптимума, закон экологической индивидуальности видов, ограничивающего фактора, незаменимости факторов. Ввести понятие фотопериодизм. Показать практическое применение экологических законов. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 51 | ||
55 | 08.04. 07.04. | № 6 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л.р.№ 6 «Приспособленность организмов к среде обитания». | Доказать, что приспособленность – общее свойство организмов. | Сформировать знания о морфологических, экологических, физиологических адаптациях. Рассмотреть приспособительные признаки у семян и плодов. Продолжить обучение проводить наблюдения делать выводы. | Мультимед.обор. гербарий | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | § 52 |
56 | 09.04. 10.04. | Биотические связи в природе | Сформировать знания о воздействии биотических факторов на живые организмы. | Углубить знания о пищевых связях, хищничестве, паразитизме. Сформировать знания о конкуренции, мутуализме, симбиозе, комменсализме. Показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. | Таблица Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | § 53 | |
57 | 15.04. 14.04. | Популяции. | Расширить знания о популяции. | Сформировать знания о популяции как форме существования вида в природе. Изучить демографические характеристики популяции. Выяснить, как по демографическим показателям популяции можно судить о перспективах ее существования. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Тестир. | § 54 | ||
58 | 16.04. 17.04. | Функционирование популяции во времени. | Изучить функционирование популяции во времени. | Ввести понятие «динамические характеристики популяции». Выяснить, как происходит регуляция численности популяции и от чего зависит биотический потенциал вида. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | § 55 | ||
59 | 22.04. 21.04. | Сообщества. Экскурсия «Сообщества родного края». | Изучить структуру сообществ живых организмов. | Ввести понятия: биоценоз, биотоп, виды эдификаторы, экологические ниши. Показать роль видов в биогеоценозе. Познакомить с сообществами родного края. | Слушание Отв. на вопр. | § 56 | ||
60 | 23.04. 24.04. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | Продолжить формирование экологических знаний. | Познакомить с учением В.И. Вернадского о биосфере. Выяснить, как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Выяснить сущность правила экологической пирамиды. Отработать навыки составления цепей питания. | Портрет В.И. Вернадского Мультимед.обор. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Интерактив. Сам.раб. Реш.зад. Реш.пробл. | § 57 | |
61 | 29.04. 28.04. | Развитие и смена биогеоценозов. | Выяснить причины смены биоценозов. | Привести примеры прямого и косвенного влияния человека на смену биогеоценозов. Ввести понятие «сукцессии». Разобрать причины смены биоценозов и выяснить, по каким причинам происходит саморазвитие сообществ. Научить решать задачи экологического содержания. | ПК Проектор Экран Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.задач | § 58 | |
62 | 30.04. 05.05. | Основные законы устойчивости живой природы. | Изучить основные законы устойчивости живой природы. | Выяснить, в чем устойчивость биогеоценозов. Сформировать знания о цикличности в экосистемах, отрицательных обратных связях. Объяснить, в чем заключается ценность биологического разнообразия видов в биогеоценозе. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Дискуссия Реш.пробл. | § 59 | ||
63 | 06.05. 08.05. | Экологические проблемы в биосфере. | Изучить экологические проблемы в биосфере. | Проследить влияние антропогенного фактора в процессе становления общества. Сформировать знания о целостности биосферы, о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов. Продолжить формирование ответственного отношения к природе. | Мультимед.обор. Телевизор СD | Слушание Отв. на вопр. Дискуссия Реш.пробл. Дискуссия | § 60 | |
64 | 07.05. 12.05. | Охрана природы. | Сформировать знания о различных влияниях людей на флору и фауну Земли, умения предвидеть последствия таких влияний. Выяснить значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира. Продолжить формирование умения мыслить глобально. Заострить внимание на проблемах охраны природы. | Мультимед.обор. Телевизор СD | Слушание Чтение Сост.плана Реш.пробл. | През. | ||
65 | 13.05. 15.05. | № 7 | Л.р. № 7 «Оценка качества окружающей среды». | Ознакомить с наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды. | Научить давать оценку качества окружающей среды. Произвести сбор проб с различных поверхностей. Установить уровень запыленности в различных местах. Воспитывать экологическую культуру. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | § 50-60 | |
66 | 14.05. 19.05. | Повторительно-обобщающий урок. | Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся. | Подвести уч-ся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере. Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. Реш.пробл. | § 50-60 | ||
67 | 20.05. 22.05. | Контрольная работа № 3 по теме: «Основы экологии» | Провести тематический контроль знаний. | Проверить уровень усвоения знаний по изученной теме. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.зад. | |||
68 | 21.05. | Основные направления развития биологии в будущем. | Показать роль биологии в будущем. | Изучить, какие особенности строения и приспособления животных и растений используются человеком в строительстве, промышленности и т.д. Выяснить значение биологии для научно-технического прогресса. Обозначить проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе. | Мультимед.обор. | Слушание Чтение Раб.интернет Реш.пробл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....