Рабочая программа по биологии в 8 классе
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, полностью отражающей содержание Примерной программа с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Человек. 8 кл. : учеб.для общеобразоват.учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д., Маш И.Н.Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 332, (4) с. :ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_8_klass_2013-2014.docx | 70.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, полностью отражающей содержание Примерной программа с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Человек. 8 кл. : учеб.для общеобразоват.учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д., Маш И.Н.Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 332, (4) с. :ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.
Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса по биологии, с учетом регионального компонента и особенностями школы. Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки.
Программа включает в себя тематическое и поурочное планирование, проведение лабораторных работ, контрольно-измерительные материалы.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми оргнизмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье; оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Учащиеся должны знать:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;
- объяснять связь между строением и функциями органов;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации в биологических словарях и справочниках, в том числе с использованием информационных технологий
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении, укусах; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведением наблюдений за состоянием собственного организма.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
В зависимости от имеющегося оборудования, особенностей класса, с учетом местных условий можно вносить коррективы в планирование учебной деятельности.
РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.
№ | Содержание (темы) | Количество Часов | Л/р |
1 | Входной контроль знаний учащихся | 1 | |
2 | Тема I. Науки, изучающие организм человека | 2 | |
3 | Тема II. Происхождение человека | 3 | |
4 | Тема III. Строение организма | 4 | 1 |
5 | Тема IV. Опорно-двигательная система | 8 | 4 |
6 | Тема V. Внутренняя среда организма | 3 | |
7 | Тема VI. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | 3 |
8 | ТемаVII.Дыхание | 5 | 1 |
9 | Тема VIII. Пищеварение | 6 | 1 |
10 | Тема IX. Обмен веществ и энергии | 4 | 1 |
11 | Тема X. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 | |
12 | ТемаXI.Нервная система | 5 | 1 |
13 | ТемаXII.Анализаторы. Органы чувств. | 4 | 1 |
14 | ТемаXIII.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 6 | 2 |
15 | ТемаXIV. Эндокринная система | 2 | |
16 | Тема XV.Индивидуальное развитие организма | 6 | |
Общее количество часов за учебный год | 70 | 15 |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ п/п | Дата | Лаб. Раб. № | Тема урока | Цели | Задачи | Оборудование ТСО | Виды деятельн. на уроке | Домашняя работа |
Тема I. Науки, изучающие организм человека (2 ч.) | ||||||||
1 | 3.09 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека | Познакомить с науками, изучающими организм человека | Показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество. Охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. | Модель торса человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сост.таб. | §1 | |
2 | 4.09 | Становление наук о человеке | Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека | Проследить развитие наук о человеке от античности до наших дней. Выяснить вклад Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Леонардо да Винчи, Везалия, Гарвея, Пастера, Мечникова. Показать, как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины. | Портреты ученых | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §2 | |
3 | 10.09 | Входной контроль знаний учащихся | Провести диагностическую контрольную работу | Иметь представления о степени усвоения основного материала по биологии в 2011-2012 уч. году. | пк | Письмо | ||
Тема II. Происхождение человека (3 ч.) | ||||||||
4 | 11.09. | Систематическое положение человека | Определить место человека в системе органического мира | Повторить систематические таксоны. Определить место человека в системе живых существ. Привести доказательства эволюции животных и человека. Раскрыть значение рудиментов и атавизмов. | Таб. Набор палентолог. Находок ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Раб.с сигн.к. | §3 | |
5 | 17.09. | Историческое прошлое людей | Изучить историю антропогенеза | Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению. Показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды. Содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза. | ПК Бюсты | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §4 | |
6 | 18.09. | Расы человека | Изучить человеческие расы | Повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду. Разъяснить связь образования рас с миграцией населения. Доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне. Показать сложность и вред расистских теорий | Бюсты представителей разных рас | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Дискуссия | §5 | |
Тема III. Строение организма (4 ч.) | ||||||||
7 | 24.09. | Общий обзор организма | Дать общий обзор организма человека | Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами. | Таб. Торс человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Раб.с сигн.к. | §6 | |
8 | 25.09. | Клеточное строение организма | Изучить строение клетки человека | Показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении. Раскрыть строение и функции клеточных органоидов. Ввести понятия об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости. Сравнить животные и растительные клетки. | Таб. пк | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §7 | |
9 | 01.10. | 1 | Ткани | Изучить ткани человека | Раскрыть понятия ткань и орган. Познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме. Научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, ориентироваться в микроструктурах по их описанию. | Таб. Микроскопы Микропрепараты тканей | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Раб.с сигн.к. Лаб.раб. | §8 |
10 | 02.10. | Рефлекторная регуляция | Изучить строение нервной ткани и раскрыть механизм рефлекторной регуляции | Познакомить со строением нейрона и нейроглии, раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов. Дать понятие о нервных цепях и, их возбуждении и торможении. Повторить и уточнить определение рефлекса. | Таб. Микроскопы Микропрепараты | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §9 | |
Тема IV. Опорно-двигательная система (8 ч.) | ||||||||
11 | 8.10. | 2 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей | Раскрыть значение скелета и мышц. Показать опорную, защитьную и двигательную функцию скелета. Изучить химический состав, макро- и микростроение костей, их классификацию. | Таб. Модель скелета Микроскопы Микропрепараты | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Лаб.раб. Сост.таб. | §10 | |
12 | 9.10. | Скелет человека. Осевой скелет | Изучить осевой скелет человека | Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных. Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. | Таб. Модель скелета DVD Модель черепа человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.схемы | §11 | |
13 | 15.10. | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | Изучить добавочный скелет человека | Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных. Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. Познакомить с типами соединения костей. | Таб. Модель скелета | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §12 | |
14 | 16.10. | 3 | Строение мышц | Изучить мышцы человеческого тела | Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани. Познакомиться с морфологией мышц. Дать понятие об основных группах мышц человека. | Таб. Модель скелета Микроскопы Микропрепараты | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Лаб.раб. | §13 |
15 | 22.10. | 4 | Работа скелетных мышц и их регуляция | Раскрыть природу работы скелетных мышц | Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках. Разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии, особенность работы мышц-антогонистов при динамической и статической работе. Познакомить с методами проведения исследования утомления и с его симптомами. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Раб.с сигн.к. Лаб.раб. | §14 |
16 | 23.10. | 5 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | Научить выявлять нарушения скелета | Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки. Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия | См.лента Таз с водой Бумага Прост. карандаш | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Лаб.раб. | §15 |
17 | 29.11. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Изучить приемы оказания первой помощи при травмах костно-мышечной системы | Разъяснить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи. Дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них. | Модель скелета Таб. Шины Перевязочный материал | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Игра | §16 | |
18 | 30.11. | Зачет по теме: «Опорно-двигательная система» | Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу | Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу. Провести контроль знаний в виде зачета. | Модель скелета Таб. | Отв.на вопр. Рассказ | ||
Тема V. Внутренняя среда организма (3 ч.) | ||||||||
19 | 12.11. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Изучить состав крови | Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. Раскрыть понятие «гомеостаз». Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела». Рассмотреть механизм свертывания крови. Разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных. | Таб. Микроскопы Микропрепараты Портрет Мечникова | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §17 | |
20 | 13.11. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Изучить защитные барьеры организма | Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах. Ввести сведения об органах иммунной системы. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.схемы | §18 | |
21 | 19.11. | Иммунология на службе здоровья | Познакомить школьников с наукой иммунологией | Познакомить с историей открытия вакцинации. Определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении. Дать классификацию иммунитета. Разъяснить причины аллергии и тканевой совместимости. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Тестиров. Раб.с сигн.к. | §19 | |
Тема VI. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.) | ||||||||
22 | 20.11. | Транспортные системы организма | Изучить строение и функции транспортных систем организма | Повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении. Дать понятие об органах кровеносной и лимфатической системах, их строении и функциях. | Таб. DVD | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.схемы Сам.раб. Раб.с сигн.к. | §20 | |
23 | 26.11. | 6 | Круги кровообращения | Изучить строение кровеносной системы человека | Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Сост.схемы Лаб.раб. | §21 |
24 | 27.11. | Строение и работа сердца | Изучить строение и работу сердца | Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле. Ввести понятие о симпатической и парасимпатической системе, автоматизме сердечной деятельности. Показать связь нервной и гуморальной регуляции. Разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.таб. | §22 | |
25 | 03.12. | 7 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Изучить причины движения крови по сосудам | Выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах. Разъяснить принципы измерения артериального давления. Обсудить природу пульса. Дать понятие о гипер- и гипотонии. Помочь овладеть логикой экспериментального доказательства. | Таб. DVD | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Лаб.раб. | §23 |
26 | 04.12. | 8 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Роль алкоголя и никотина в развитии заболеваний сердечно – сосудистой системы | Раскрыть физиологические основы гигиены сердечно-сосудистой системы | Познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием вредных привычек на сердце и сосуды. Научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния и тренированоости. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Лаб.раб. | §24 |
27 | 10.12. | Первая помощь при кровотечениях | Научить приемам оказания первой помощи при кровотечениях | Познакомить с типами кровотечения и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции. Знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять. Понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления. | Таб. ПК | Слушание Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Игра | §25 | |
ТемаVII. Дыхание (5 ч.) | ||||||||
28 | 11.12. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Курение как причина заболеваний верхних дыхательных путей. | Изучить строение и функции дыхательной системы | Раскрыть значение биологического окисления. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава. Разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей и дать сведения об их профилактике. | Таб. DVD | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §26 | |
29 | 17.12. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | Изучить, как происходит легочное и тканевое дыхание | Выяснить роль диффузии в процессе газообмена в легких и тканях. Раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем. Показать роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. Повторить строение дыхательных путей и легких. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Тестиров. Раб.с сигн.к. | §27 | |
30 | 18.12. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Пассивное курение | Рассмотреть механизм вдоха и выдоха | Повторить материал о легочном и тканевом дыхании. Определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов. Разъяснить вред курения. Выявить источники загрязнения атмосферного воздуха. Дать представление о воздушной среде и ее охране. | Таб. Презентация | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §28 | |
31 | 24.12. | 9 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. | Рассмотреть функциональные возможности дыхательной системы | Показать простейшие приемы самообследования дыхательной системы. Разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца. Рассказать о приемах первой помощи утопавшему, получившему электротравму и др.повреждения органов дыхательной системы. Ввести понятия о биологической и клинической смерти, методах реанимации путем искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Лаб.раб. | §29 |
32 | 25.12. | Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся | Повторить материал по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание». Повторить топографию внутренних органов. Провести тематический контроль знаний уч-ся. | Таб. Модель торса человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестиров. | ||
Тема VIII. Пищеварение (6 ч.) | ||||||||
33 | 14.01. | Питание и пищеварение | Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функции пищи | Дать представление об органах пищеварения и их эволюции. Показать разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества». Выяснить роль кулинарной обработки пищи. | Таб. Модель торса человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §30 | |
34 | 15.01. | Пищеварение в ротовой полости | Изучить механизм пищеварения в ротовой полости | Разъяснить значение вкусовых рецепторов. Познакомить со строением ротовой полости и топографией основных слюнных желез. Рассказать о зубах разного типа и их внутренним строением. Повторить правила гигиены ротовой полости. Раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. | §31 | |
35 | 21.01. | 10 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | Изучить механизм пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке | Раскрыть основные свойства ферментов. Показать их роль в расщеплении пищи. Проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. | Таб. Для л.р.: чашка сйодной водой, спички, накрахмаленная марля, вата. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Лаб.раб. | §32 |
36 | 22.01. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Последствия вредных привычек. Аппендицит | Изучить функции кишечника | Изучить функции тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок, механизм всасывания. Рассмотреть барьерную роль печени. Разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании – аппендиците. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Лаб.раб. | §33 | |
37 | 28.01. | Регуляция пищеварения | Изучить механизм регуляции пищеварения | Показать новые возможности разработанного И.П.Павловым фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта. Изложить историю открытия безусловных и условных рефлексов. Рассмотреть взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения. | Таб. Портрет Павлова | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.схемы Сам.раб. | §34 | |
38 | 29.01. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Обосновать правила гигиены питания | Повторить роль фистульного метода в исследовании пищеварения. Разъяснить правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость. Дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии. | Таб. DVD | Слушание Чтение Письмо Сам.раб. | §35 | |
Тема IX. Обмен веществ и энергии (4 ч.) | ||||||||
39 | 04.02. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | Доказать, что обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | Ввести определения: обмен веществ, энергетический и пластический обмен. Познакомить со стадиями обмена – подготовительная, основная, конечная. Проследить превращения в организме белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Сам.раб. Сост.таб | §36 | |
40 | 05.02. | Витамины | Изучить водо- и жирорастворимые витамины, их значение для организма | Дать анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов. Познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. | Таб. Мультимедийное оборудование Презентация | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Сост.таб | §37 | |
41 | 11.02. | Энергозатраты человека и пищевой рацион | Разъяснить роль питания в поддержании здоровья | Дать сведения об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Сост.таб | §38 | |
42 | 12.02. | 11 | Лабораторная работа «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | Установить степень тренированности своего организма | Познакомить с функциональной пробой с задержкой дыхания на максимальный срок до и после дозированной нагрузки. Использовать эту пробу для самоконтроля своего здоровья. | Секундомер | Слушание Чтение Письмо Сам.раб. Лаб.раб. | С.196 |
Тема X. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5 ч.) | ||||||||
43 | 18.02. | Кожа – наружный покровный орган | Изучить строение и функции кожи | Познакомить уч-ся со строением и функциями кожи, волос, ногтей. Выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами. | Таб. Лупы ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §39 | |
44 | 19.02. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | Дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи | Показать значение ухода за кожей, гигиены одежды и обуви. Познакомить с болезнями кожи. Дать сведения о мерах первой помощи при ожогах и обморожениях. Выяснить меры профилактики чесотки, лишаев др. болезней кожи. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. | §40 | |
45 | 25.02. | Терморегуляция организма. Закаливание. Алкоголь как причина обморожений. | Раскрыть механизмы терморегуляции | Показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела. Разъяснить причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первой помощи при их наступлении. Выяснить причины, ведущие к закаливанию или простуде. Показать роль одежды в адаптации организма к погодным условиям. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §41 | |
46 | 26.02. | Выделение | Изучить строение и значение органов выделения | Раскрыть значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды. Показать механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне. Разъяснить работу нефронов. Рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §42 | |
47 | 04.03. | Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся | Повторить материал по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». Повторить топографию внутренних органов. | Таб. DVD | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестиров. | ||
ТемаXI. Нервная система (5 ч.) | ||||||||
48 | 05.03. | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. | Изучить строение и функции нервной системы | Показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма и его приспособления к природной и социальной среде. Раскрыть роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей. Дать понятие о строении и функциях ЦНС и ПНС, распределении серого и белого вещества спинного и головного мозга. Рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторную дугу спинномозговых рефлексов. | Таб. DVD ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Сост.схемы | § 43,44 | |
49 | 11.03. | 12 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | Изучить основные отделы и функции головного мозга | Повторить основные вехи филогенеза нервной системы. Познакомить уч-ся со строением головного мозга. Вспомнить строение нейрона и его синапсов. Раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом. Рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка. Подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Сост.таб. | § 45 |
50 | 12.03. | Функции переднего мозга | Познакомить уч-ся со строением и фукциями промежуточного мозга и коры больших полушарий | Изучить строение и функции переднего мозга. Разъяснить аналитическую и замыкательную функции коры, ее аналитико-синтетическую деятельность. Раскрыть значение асимметрии левого и правого полушарий. Показать возможности новой и старой коры. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Сост.таб. | §46 | |
51 | 18.03. | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | Дать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы | Показать значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. Раскрыть механизмы взаимодействия симпатического и парасимпатического подотделов. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Сост.схемы | §47 | |
52 | 19.03. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Системы органов человека» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся | Провести тематический контроль знаний уч-ся. | Тестиров | |||
ТемаXII. Анализаторы. Органы чувств. (4 ч.) | ||||||||
53 | 01.04. | 13 | Анализаторы Зрительный анализатор | Изучить анализаторы человека, их значение Изучить строение и функции зрительного анализатора | Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Разъяснить, что анализатор является единой системой, состоящей из рецепторов, проводящих путей и центров коры больших полушарий мозга. Раскрыть механизмы обработки информации корой больших полушарий. Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию. Выяснить роль палочек и колбочек, связь зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга. Дать представление о бинокулярном зрении. Выяснить природу иллюзий. | Таб. Модели органов чувств Модель черепа и глаза ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.схемы Сам.раб. Рисование Лаб.раб. | §48 §49 |
54 | 02.04. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Влияние никотина и алкоголя на зрение. | Раскрыть роль гигиены зрения. | Дать понятие о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи. Разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия. Раскрыть роль гигиены зрения. | Таб. Модель глаза ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §50 | |
55 | 08.04. | Слуховой анализатор | Изучить строение и функции слухового анализатора | Показать общность в строении зрительного и слухового анализаторов. Рассмотреть строение функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую. Разъяснить суть работы слуховых рецепторов. Дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха. | Таб. Модель уха ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §51 | |
56 | 09.04 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | Изучить органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, показать их взаимодействие и взаимный контроль. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестиров. Раб.с сигн.к. | §52 | |
ТемаXIII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 ч.) | ||||||||
57 | 15.04. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Изучить вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения и ВНД. Разъяснить сферы приложения наук о ВНД и психологии. Выяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. | Таб. Портреты ученых | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §53 | |
58 | 16.04. | 14 | Врожденные и приобретенные программы поведения | Углубить знания о безусловных и условных рефлексах | Показать филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяюшие приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Лаб.раб. Сост.схемы | §54 |
59 | 22.04. | Сон и сновидения | Изучить природу сна и сновидений | Дать понятие о биоритмах. Раскрыть природу сна и сновидений. Изучить фазы сна. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §55 | ||
60 | 23.04. | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Изучить особенности ВНД человека. | Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью. Дать понятие о базовых и вторичных потребностях. Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности. Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | §56 | ||
61 | 29.04. | 15 | Воля, эмоции, внимание. Умение сказать «Нет!» | Изучить природу и значение волевых процессов, эмоций, внимания | Проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости. Показать значение эмоций. Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства. Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Раб.с сигн.к. Лаб.раб. | §57 |
62 | 30.04. | Обобщающий урок по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «ВНД» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся | Повторить материал по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «ВНД,поведение, психика». Провести тематический контроль знаний уч-ся. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестиров. | ||
ТемаXIV. Эндокринная система. (2 ч.) | ||||||||
63 | 06.05. | Роль эндокринной регуляции | Выяснить роль эндокринной регуляции. | Дать понятие о железах внутренней, смешанной и внешней секреции. Показать свойства гормонов. Разъяснить связь нерв. и эндокр. регуляции и их особенности. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §58 | |
64 | 07.05. | Функция желез внутренней секреции | Изучить функции желез внутренней секреции | Изучить функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Познакомить с некоторыми мерами профилактики эндокринных болезней. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | §59 | |
Тема XV. Индивидуальное развитие организма. (6 ч.) | ||||||||
65 | 13.05. | Жизненные циклы. Размножение | Дать понятие о жизненных циклах и размножении человека | Повторить материал о половом и бесполом размножении. Выявить преимущества полового размножения в адаптации к среде обитания. Изучить строение мужской и женской половой системы, образованием и развитием зародыша. | Таб. Мультимедийное оборудование | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §60 | |
66 | 14.05. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера. | Показать закономерности органогенеза. Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни. Рассказать о режиме беременной и родах. | Таб. Мультимедийное оборудование Видеофрагмент | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | § 61,62 | |
67 | 20.05. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | Воспитывать здоровый образ жизни | Раскрыть причины болезней, пути прогнозирования и профилактики. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | § 62 | |
68 | 21.05. | Развитие ребенка после рождения. Становление личности | Изучить этапы развития ребенка | Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, обосновать правила ухода за ними. Показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата. Дать понятие о психол. особенностях человека и становлении личности. | Таб. ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.схемы | § 63 | |
69 | 27.05. | Интересы, склонности, способности. Мифы о наркотиках. | Дать понятие об интересах, склонностях, способностях людей | Выяснить, чем интерес отличается от склонности, обладают ли люди способностями от рождения. Проследить за формированием способностей. Провести диспут о том, как найти свое призвание. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §64 | |
70 | 28.05. | Здоровье - величайшая ценность для личности и общества. | Убедить, что здоровье – это величайшая ценность для личности и общества. | Показать роль здорового образа жизни. Повторить составляющие здорового образа жизни. Убедить в необходимости соблюдения гигиенических правил и норм поведения. Показать ценность здоровья для личности и общества. | Мультимедийное оборудование Презентация | Слушание Отв.на вопр. Тестиров. |
Список лабораторных работ:
- Ткани.
- Микроскопическое строение кости.
- Мышцы человеческого тела.
- Утомление при статической работе.
- Осанка и плоскостопие.
- Функция венозных клапанов.
- Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Функциональная проба «Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».
- Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
- Действие слюны на крахмал.
- Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
- Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.
- Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.
- Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
- Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....