Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-14_programma_biologiya_7_klass.docx | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко : под ред. проф. В.М.Константинова. – 4-е изд., испр. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 304 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.
В основе программы – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 10 лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя.
Требования к уровню подготовки учеников
Общие вопросы
Биология – наука о живой природе. Царства живой природы.
Признаки живого: клеточное строение, наличие органических веществ, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие организмов и их классификация
Сохранение биологического разнообразия.
Систематика. Основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации.
Красная книга. Биоэтика и живые организмы.
Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений и животных конкретного региона.
Доклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. Безъядерные организмы (прокариоты) – бактерии.
Ядерные организмы (эукариоты) – грибы, растения, животные.
Животные
Методы изучения животных. Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов, систем органов животных; их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных животных. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение.
Многообразие животных: простейшие, кишечнополостные, черви (плоские, круглые, кольчатые), моллюски, членистоногие, хордовые.
Классификация животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных, основных типов животных. Важнейшие классы и отряды членистоногих и хордовых.
Разнообразие видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Породы животных, причины их многообразия. Селекция животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Разбивка материала по часам
№ | Содержание | Количество Часов | Л/р |
1 | Общие сведения о мире животных | 7 | |
2 | Строение тела животных | 3 | |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | 6 | 1 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | |
5 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | 2 |
6 | Тип Моллюски | 2 | 1 |
7 | Тип Членистоногие | 6 | 1 |
8 | Тип Хордовые. Класс Рыбы | 6 | 2 |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | |
11 | Класс Птицы | 7 | 2 |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 |
13 | Развитие животного мира на Земле | 3 | |
14 | Обобщение и итоговый контроль знаний | 4 | |
Итого: | 70 | 10 |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ п/п | Дата предпол./фактич. | Лаб. раб. № | Тема урока | Цели | Задачи | Оборуд. ТСО | Виды деятельн. на уроке | Домашняя работа |
Общие сведения о мире животных (7 ч.) | ||||||||
1 | 04.09. | Введение. Общие сведения о мире животных. Зоология - наука о животных. | Ввести в новый курс биологии. | Сформировать общие сведения о мире животных. Научить пользоваться учебником. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к книгам. Сформировать знания о зоологии, как системе наук о животных. | Мультимед.оборуд Презентация | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. | С.3 | |
2 | 0509. | Экскурсия «Знакомство с многообразием животных в природе». | Познакомить с многообразием животных в природе. | На экскурсии пронаблюдать за представителями животного мира и познакомиться с их разнообразием. Воспитывать культуру поведения в природе. | Слушание Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §1 | ||
3 | 11.09. | Животные и окружающая среда. | Продолжить знакомство с многообразием животных в природе. | Изучить среды жизни и места обитания животных. Выяснить взаимосвязи животных в природе. Ввести понятия «биогеоценоз», «экосистема». Развивать наблюдательность и умение свои слова подтверждать конкретными примерами. | Мультимед. оборуд Презентация ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. | §2 | |
4 | 12.09. | Классификация животных. Основные систематические группы. | Познакомить с наукой систематикой. | Изучить основные систематические категории животных. Научить строить последовательную цепочку соподчинения таксонов в царстве животных на конкретных примерах. Развивать умение сравнивать систематические категории царства растений и царства животных. | CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. Сам.раб. | §3 | |
5 | 18.09. | Влияние человека на животных. | Выяснить влияние человека на животных. | Изучить примеры прямого и косвенного воздействия человека на численность и разнообразие животных. Развивать любознательность, умение использовать дополнительные источники информации. Воспитывать бережное отношение к животным. | Мультимед. оборуд CD
| Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §4 | |
6 | 19.09. | Стартовый контроль. | Провести диагностическую контрольную работу. | Иметь представление о степени усвоения знаний по биологии в 2011-2012 учебном году. Выявить пробелы в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации. | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. | |||
7 | 25.09. | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме "Общие сведения о мире животных". | Изучить историю развития зоологии. | Выяснить значение трудов Аристотеля, Линнея, Дарвина для развития зоологии. Охарактеризовать важнейшие этапы развития зоологии. Обобщить знания по теме "Общие сведения о мире животных". | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Выход в интернет | §5 | |
Строение тела животных (3 ч) | ||||||||
8 | 26.09. | Клетка. | Изучить строение животной клетки. | Изучить основные органоиды животной клетки и их функции. Сравнить клетки животных и растений. Выяснить, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами. | Мультимед. Оборуд Презентация Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Исследован. Сам.раб. | §6 таб. | |
9 | 02.10. | Ткани. | Изучить ткани животных. | Сформировать знания об эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях животных. Выяснить функции каждой ткани. | Мультимед.оборуд Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. Заполн.таб. | §7 таб. | |
10 | 03.10. | Органы и системы органов. | Изучить органы и системы органов животных. | Изучить основные органы пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, половой, опорно-двигательной, эндокринной систем. Ввести понятия: рефлекс, инстинкт, лучевая и двусторонняя симметрия тела. | Мультимед. оборуд Таблица CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | §8 | |
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (6ч) | ||||||||
11 | 09.10. | Тип Саркодовые. | На примере обыкновенной амебы, дать характеристику кл.Саркодовых организмов. | Изучить строение обыкновенной амебы. Выяснить, на основании чего можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом. Ввести понятия: циста, раздражимость. Показать роль саркодовых в природе и жизни человека. | Мультимед. Оборуд Презентация Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Исследов. | §9 | |
12 | 10.10. | Жгутиконосцы. | На примере эвглены зеленой дать характеристику жгутиконосцам. | Изучить особенности строения и жизнедеятельности евглены зеленой. Охарактеризовать типы питания эвглены зеленой. Выяснить, какие особенности строения и жизнедеятельности эвглены подтверждают ее эволюционное положение на границе царства растений и царства животных. | Мультимед. Оборуд Презентация Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты Муляжи | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Исследов. | §10 | |
13 | 16.10. | Тип Инфузории. | На примере инфузории-туфельки дать характеристику типу. | Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки. Сравнить амебу и эвглену зеленую с инфузорией-туфелькой и доказать ее более сложную организацию. Ввести понятие «коньюгация». Показать роль в природе и жизни человека. | Мультимед. Оборуд Презентация Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Исследов. | §11 | |
14 | 17.10. | 1 | Л.р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки». | Выполнить лабораторную работу. | Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки. Продолжить выработку навыков работы с микроскопом. Через практическую деятельность воспитывать интерес к предмету. | CD Микроскоп Микропрепараты Муляжи | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Исследов. Лаб.раб. | §11 |
15 | 23.10. | Многообразие простейших. | Изучить многообразие простейших. | Сформировать знания о многообразии одноклеточных организмов. Расширить знания учащихся о роли простейших в природе и жизни человека. Изучить паразитических простейших и перечислить меры, предупреждающие заражение ими. | Мультимед. Оборуд Презентация Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Выход в интернет | §12 таб | |
16 | 24.10. | Обобщение знаний по теме "Подцарство Простейшие». | Обобщить знания по теме "Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные". | Повторить и обобщить материал гл.3 «Подцарство Простейшие». Провести тематический контроль знаний. | Таблица ЦОР CD | Слушание Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | Повт. §9-12 | |
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч) | ||||||||
17 | 30.10. | Тип Кишечнополостные. | Дать общую характеристику многоклеточным. Изучить тип Кишечнополостных животных. | Перечислить основные черты строения представителей типа кишечнополостных. Изучить особенности строения кишечнополостных. Выяснить значение различных типов клеток у гидры. Охарактеризовать образ жизни, передвижение, особенности жизнедеятельности кишечнополостных Ввести понятия: эктодерма, энтодерма, мезоглея, гермафродиты, почкование, регенерация. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §13 | |
18 | 31.10. | Морские кишечнополостные. | Изучить морских кишечнополостных животных. | Сформировать представления о гидроидных, сцифоидных медузах и коралловых полипах. Выяснить, от каких животных произошли кишечнополостные, что свидетельствует об их древности. Показать значение морских кишечнополостных. | Мультимед.оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. | §14 | |
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч) | ||||||||
19 | 13.11. | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | Изучить многообразие, строение, особенности жизнедеятельности плоских червей. | Доказать, что образование паренхимы у плоских червей является усложнением их организации. Изучить строение и функции систем органов: пищеварительной, выделительной, нервной, органов чувств. Выяснить, в чем выражается более высокий уровень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Реш.пробл. Выход в интернет | §15 | |
20 | 14.11. | Тип Плоские черви. Класс Сосальщики и Ленточные черви | Изучить разнообразие плоских червей. | Изучить особенности строения и жизнедеятельности сосальщиков и цепней. Составить схемы циклов развития печеночного сосальщика и свиного цепня. Выяснить приспособления червей к паразитическому образу жизни. Объяснить, как отражается влияние среды обитания на строении свободноживущих и паразитических червей. Воспитывать гигиеническую культуру для защиты от заражения паразитическими червями | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Микроскоп Микропрепараты | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Сам.раб. Заполн.таб. Реш.пробл. | §16 | |
21 | 20.11. | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | Изучить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. | Выяснить, почему круглых червей называют первичнополостными. Перечислить отличительные признаки круглых червей по сравнению с плоскими. Сформировать знания о нематодах, которые паразитируют в организме человека. Выяснить пути заражения аскаридами. Воспитывать меры профилактики от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. Реш.пробл. | §17 | |
22 | 21.11. | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | Изучить многообразие кольчатых червей. Выяснить, какие системы органов появляются у кольчатых червей впервые, что такое вторичная полость. Сравнить органы чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. | §18 | ||
23 | 27.11. | 2 3 | Класс Малощетинковые черви. Л.р. 2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость». Л.р. 3 «Внутреннее строение дождевого червя». | Изучить особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя. Продолжить формировать знания о тканях и органах. Выяснить значение червей и их место в истории развития животного мира. Показать значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Выполнить лабораторные работы. Воспитывать устойчивый интерес к предмету через непосредственные контакт с изучаемыми животными. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Дожд.червь | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Реш.пробл. Лаб.раб. | §19 | |
24 | 28.11. | Обобщение знаний по теме "Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви". | Обобщить знания по темам: "Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви". | Повторить и обобщить материал гл.4-5. Провести тематический контроль знаний. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Выход в интернет | ||
Тип Моллюски (2 ч) | ||||||||
25 | 04.12. | Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. | Дать общую характеристику типу и изучить брюхоногих моллюсков. | Назвать основные черты сходства и отличия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Выяснить, в чем выражается влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. На примере большого прудовика изучить особенности пищеварения, дыхания, выделения, размножения, развития брюхоногих. Сформировать знания о роли в природе и практическом значении моллюсков. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Набор раковин | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. | §20,21 | |
26 | 05.12. | 4 | Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Л.р. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | Изучить представителей кл. Двустворчатых и кл. Головоногих моллюсков. | На примере беззубки изучить особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков. Установить сходства и различия в строении раковин моллюсков. Назвать черты более высокой организации головоногих. Выяснить роль в природе и практическое значение двустворчатых и головоногих моллюсков. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Заполн.таб. Лаб.раб. | §22,23 |
Тип Членистоногие (6 ч) | ||||||||
27 | 11.12. | Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. | Дать общую характеристику членистоногим, изучить кл.Ракообразных. | Установить сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Изучить особенности строения и жизнедеятельности речного рака и паука-крестовика. Дать характеристику строения и деятельности основных систем органов, подтверждающих более сложную организацию членистоногих по сравнению с кольчатыми червями. Показать роль ракообразных и паукообразных в природе и их значение для человека. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Речной рак | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Сам.раб. Реш.пробл. | §24,25 | |
28 | 12.12. | 5 | Класс Насекомые. Л.р. «Внешнее строение насекомого» | Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых. | Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука. Установить связь в строении ротового аппарата с характером питания. Изучить особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, половой систем и органов чувств насекомых. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Коллекция насекомых | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Лаб.раб. | §26 |
29 | 18.12. | Типы развития и многообразие насекомых. | Изучить типы развития и многообразие насекомых. | Изучить многообразие и перечислить признаки основных групп насекомых. Сформировать знания о развитии с полным и неполным превращением. Воспитывать эстетические чувства к миру насекомых. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. Реш.пробл. | §27 | |
30 | 19.12. | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Продолжить изучение многообразия насекомых. | Дать характеристику общественным насекомым. Выяснить, какие особенности поведения и образа жизни характерны для обитателей муравейника. Охарактеризовать состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел. Показать значение перепончато-крылых в природе и в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Реш.пробл. Выход в интернет | §28 | |
31 | 25.12. | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | Продолжить изучение многообразия насекомых. | Изучить насекомых - вредителей культурных растений и переносчиков заболеваний человека. Выяснить наиболее безопасные способы борьбы с насекомыми-вредителями. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Коллекция насекомых | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Сам.раб. Реш.пробл. | §29 | |
32 | 26.12. | Проверка знаний по теме «Подцарство Многоклеточные» | Систематизация и контроль знаний. | Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся. Провести итоговую проверку знаний по главам 4-7. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. | ||
Тип Хордовые (6 ч.) | ||||||||
33 | 09.01. | Хордовые. Примитивные формы. | Изучить примитивные формы типа Хордовых. | Изучить общие признаки подтипа Бесчерепные, Черепные. На примере ланцетника изучить внутреннее строение хордовых. Выяснить, в чем проявляется усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными. Показать роль в природе и практическое значение для человека. | Мультимед. оборуд ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. | §30 | |
34 | 15.01. | 6 | Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. Л.р. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» | Дать общую характеристику и изучить внешнее строение рыб. | Изучить внешнее строение и особенности передвижения рыб, расположение и значение органов чувств. Выяснить, как рыба ориентируется в воде. Воспитывать интерес и развивать наблюдательность за животными. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Муляжи | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Сам.раб. Лаб.раб. | §31 |
35 | 16.01. | 7 | Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. «Внутреннее строение рыб». Особенности размножения рыб. | Изучить внутреннее строение рыб. | Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными. Объяснить значение плавательного пузыря. Охарактеризовать особенности размножения. Ввести понятия: нерест, миграция. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Влажный препарат рыбы | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Лаб.раб. | §32,33 |
36 | 22.01. | Основные систематические группы рыб. | Познакомить с многообразием рыб. | Изучить основные систематические группы рыб. Выяснить, как влияет среда обитания на внешнее строение рыб. Показать практическое значение рыб. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. Заполн.таб. | §34 | |
37 | 23.01. | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | Изучить рациональное использование, охрану и воспроизводство рыбных ресурсов. | Познакомить с современным состоянием промысла рыб. Выяснить, каких рыб и с какой целью разводят в прудовых хозяйствах. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Заполн.таб. Выход в интернет | §35 | |
38 | 29.01. | Проверка знаний по теме "Надкласс Рыбы". | Провести тематический контроль знаний. | Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся. Провести проверку знаний по главе 8. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. | § | |
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | ||||||||
39 | 30.01. | Общая характеристика, среда обитания и строение тела земноводных. | Дать общую характеристику земноводным. | Объяснить происхождение названия «земноводные». Назвать черты сходства и различия у земноводных и костных рыб. Выяснить признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Воспитывать экологическую культуру. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Муляжи | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Сам.раб. | §36 | |
40 | 05.02. | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | Изучить внутреннее строение земноводных. | Изучить внутреннее строение земноводных. Выявить отличительные черты в сравнении с рыбами. Найти доказательства того, что в строении земноводных произошли усложнения органов. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Влажный препарат лягушки | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. | §37 | |
41 | 06.02. | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | Изучить размножение земноводных. | Изучить годовой цикл жизни земноводных, зимовки, размножение и развитие лягушки. Выяснить, что называют метаморфозом. Рассмотреть основные этапы происхождения современных амфибий. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Выход в интернет | §38 | |
42 | 12.02. | Многообразие и значение земноводных. | Изучить многообразие и значение земноводных. | Изучить отряды земноводных и их основных представителей. Показать роль амфибий в природе и в жизни человека. Выяснить причины сокращения численности земноводных и меры по их охране. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §39 | |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) | ||||||||
43 | 13.02. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | Изучить внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | Дать общую характеристику классу. Объяснить происхождение названия класс Пресмыкающиеся. Выяснить, какие приспособления внешнего строения, жизнедеятельности и скелета обеспечивают рептилиям наземный образ жизни. Воспитывать уважение к представителям класса. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Муляжи | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Сам.раб. | §40 | |
44 | 19.02. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Изучить внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Сформировать знания об усложнениях в строении внутренних органов пресмыкающихся. Выяснить, почему они наиболее распространены в тропических и субтропических зонах земного шара. Изучить годовой цикл жизни, размножение и развитие. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | §41 | |
45 | 20.02 | Многообразие пресмыкающихся. | Изучить многообразие пресмыкающихся. | Изучить отряды пресмыкающихся и их основных представителей. Показать роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость их охраны. Продолжить формировать навыки безопасного поведения в природе, оказания первой мед.помощи при укусе ядовитой змеи. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Раб.с дид.к. | §42 | |
46 | 26.02. | Значение и происхождение пресмыкающихся. | Изучить значение и происхождение пресмыкающихся. | Показать роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость их охраны. Изучить разнообразие древних пресмыкающихся, причины их вымирания. Выяснить, какие древние ящеры дали начало птицам и млекопитающим. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Выход в интернет | §43 | |
Класс Птицы (7 ч) | ||||||||
47 | 27.02. | 8 | Общая характеристика птиц. Л.р. «Внешнее строение птицы. Строение перьев». | Изучить внешнее строение птиц, дать им общую характеристику. | Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Охарактеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Выяснить общие признаки и различия в строении покровов птиц и пресмыкающихся. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Сам.раб. Реш.пробл. Лаб.раб. | §44 |
48 | 05.03. | 9 | Внутреннее строение птиц. Л.р. «Строение скелета птицы». | Изучить внутреннее строение птиц. | Изучить системы органов птиц, указать на их черты усложнения. Выяснить, какие изменения в строении скелета и внутренних органов птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету. Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Объяснить причины интенсивного обмена веществ. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. Реш.пробл. Лаб.раб. | §45,46 |
49 | 06.03. | Размножение и развитие птиц. | Изучить, как происходит размножение и развитие птиц. | Изучить особенности органов размножения птиц, развитие яйца и зародыша. Выяснить, чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых. Воспитывать уважительное отношение к пернатым. | Мультимед.оборуд Таблица ЦОР CD Яйцо птицы | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Реш.пробл. | §47 | |
50 | 12.03. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Изучить годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Сформировать знания о заботе о потомстве, годовом жизненном цикле и сезонных явлениях в жизни птиц. Выяснить причины, способствующие проявлению у птиц инстинкта перелета. Охарактеризовать различные типы гнезд. Научить отличать оседлых, кочующих и перелетных птиц. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | §48 | |
51 | 13.03. | Многообразие, значение, происхождение, охрана птиц. | Изучить многообразие, значение, происхождение птиц. | Объяснить понятие «экологические группы птиц». Изучить отряды птиц и их основных представителей. Познакомить с многообразием промысловых и домашних. Показать значение и необходимость охраны птиц. Выяснить происхождение птиц. | Мультимед.оборуд Таблица CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Выход в интернет | §49 | |
52 | 19.03. | Экскурсия «Птицы парка. Жизнь природного сообщества весной». | Познакомиться с представителями пернатых школьного парка. | Продолжить формировать навыки культурного поведения в природе. Развивать навыки наблюдения и описания живых объектов. Выяснить, как протекает жизнь природного сообщества весной. | Слушание Наблюдение Отв.на вопр. Сам.раб. | §50 | ||
53 | 20.03. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые». | Систематизация и контроль знаний. | Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся. Провести итоговую проверку знаний по теме: «Тип Хордовые». | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Выход в интернет | ||
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | ||||||||
54 | 02.04. | Внешнее строение, среды жизни и места обитания млекопитающих. | Изучить внешнее строение, среды жизни и места обитания млекопитающих. | Используя рисунки, назвать общие признаки млекопитающих. Изучить строение кожи млекопитающих. Найти сходства и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий. Выяснить среды жизни и места обитания. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. | §51 | |
55 | 03.04 | 10 | Внутреннее строение млекопитающих. Л.р. «Строение скелета млекопитающих» | Изучить Внутреннее строение млекопитающих. | Изучить особенности скелета и внутреннего строения млекопитающих. Сформировать знания об особенностях строения, связанных с наземным образом жизни, с типом питания. Выяснить, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD Скелет кролика | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | §52 |
56 | 09.04. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Изучить размножение и развитие млекопитающих. | Изучить особенности размножения и эмбрионального развития млекопитающих. Привести примеры заботы о потомстве. Охарактеризовать периоды годового жизненного цикла. Выяснить, в чем проявляется подготовка зверей к зиме, где и как зимуют разные млекопитающие. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Сам.раб. | §53 | |
57 | 10.04. | Происхождение и многообразие млекопитающих. | Изучить происхождение и многообразие млекопитающих. | Перечислить черты сходства млекопитающих с рептилиями. Указать более прогрессивные черты млекопитающих по сравнению с рептилиями. Изучить особенности первозверей и сумчатых. Объяснить и подтвердить примерами широкое распространение и высокую численность млекопитающих | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Рисование Раб.на инт.д. Тестирован. Реш.пробл. Выход в интернет | §54 | |
58 | 16.04. | Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные. | Изучить отряды млекопитающих. | Продолжить изучение многообразия млекопитающих. Развивать умение видеть особенности строения, образа жизни представителей разных отрядов и объяснять причины многообразия. Воспитывать бережное отношение к животным. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Выход в интернет Презентации работ | §55 | |
59 | 17.04. | Ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные. | Изучить отряды млекопитающих. | Продолжить изучение многообразия млекопитающих. Развивать умение видеть особенности строения, образа жизни представителей разных отрядов и объяснять причины многообразия. Воспитывать бережное отношение к животным. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Выход в интернет Презентации работ | §56 | |
60 | 23.04. | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | Изучить отряды млекопитающих. | Изучить общие черты представителей отряда Приматов. Выяснить черты сходства людей с представителями семейства Человекообразные обезьяны. | Мультимед. оборуд Таблица ЦОР CD | Слушание Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Выход в интернет Презентации работ | §57 | |
61 | 24.04 | Экологические группы млекопитающих. | Изучить экологические группы млекопитающих. | Продолжить изучение многообразия млекопитающих. Перечислить основные экологические группы млекопитающих. Выяснить черты приспособлений к различным экологическим условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к животным. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Заполн.таб. Реш.пробл. | §58 | |
62 | 30.04. | Экскурсия «Разнообразие млекопитающих». | Изучить разнообразие млекопитающих родного края. | Выяснить видовой состав млекопитающих нашей местности. Развивать методы познания природы. Воспитывать экологическую культуру. | Слушание Наблюдение Отв.на вопр. Сам.раб. | |||
63 | 07.05. | Значение млекопитающих для человека. | Изучить значение млекопитающих для человека. | Изучить многообразие домашних животных и назвать их диких предков. Выяснить значение для человека. Перечислить меры по охране диких животных. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §59 | |
Развитие животного мира на Земле (3 ч) | ||||||||
64 | 08.05. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. | Доказать состоятельность учения Ч.Дарвина об эволюции. | Выяснить причины многообразия животного мира. Познакомить с учением Ч.Дарвина об эволюции животного мира. Ввести понятия: искусственный и естественный отбор. | Мультимед. оборуд CD Портрет Дарвина | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | §60 | |
65 | 14.05. | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Изучить основные этапы развития животного мира на Земле. | Проследить основные этапы развития животного мира по мере усложнения их строения. Выяснить, какие прогрессивные черты хордовых обеспечили их дальнейшую эволюцию. Сформировать знания о преимуществе в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями. Развивать логическое мышление. | Мультимед. оборуд CD | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Тестирован. Взаимопров. Сам.раб. | §61 | |
66 | 15.05. | Современный животный мир. | Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. | Сформировать представления о современном животном мире. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и коммуникативные компетенции. | Мультимед. оборуд CD Энциклопедия о животных | Слушание Чтение Отв.на вопр. Сам.раб. Выход в интернет | презентация | |
Обобщение и итоговый контроль знаний (3 ч.) | ||||||||
67 | 21.05. | Обобщение, систематизация знаний. | Обобщить и систематизировать знания учащихся. | Повторить систематику царства Животные. Провести экскурсию «Жизнь природного сообщества весной». Закрепить знания о многообразии и значении животных на планете. Подготовить к тестовому контролю знаний. | Мультимед. оборуд | Слушание Чтение Отв.на вопр. Раб.на инт.д. Сам.раб. Заполн.таб. Реш.пробл. | ||
68 | 22.05. | Итоговый контроль знаний учащихся | Провести итоговую проверку знаний. | Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов по зоологии. | ПК | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. | ||
69 | 28.05. | Работа над ошибками. | Провести работу над ошибками. | Корректировать знания учащихся. | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. | |||
70 | 29.05. | Подведение итогов года. | Подвести итоги года. Познакомить с задачами изучения биологии в будущем году. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....