Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013-14_programma_biologiya_7_klass.docx88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко : под ред. проф. В.М.Константинова. – 4-е изд., испр. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 304 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.

В основе программы – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 10 лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя.

Требования к уровню подготовки учеников

Общие вопросы

Биология – наука о живой природе. Царства живой природы.

Признаки живого: клеточное строение, наличие органических веществ, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие организмов и их классификация

Сохранение биологического разнообразия.

Систематика. Основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации.

Красная книга. Биоэтика и живые организмы.

Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений и животных конкретного региона.

Доклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. Безъядерные организмы (прокариоты) – бактерии.

Ядерные организмы (эукариоты) – грибы, растения, животные.

Животные

Методы изучения животных. Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов, систем органов животных; их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных животных. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение.

Многообразие животных: простейшие, кишечнополостные, черви (плоские, круглые, кольчатые), моллюски, членистоногие, хордовые.

Классификация животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных, основных типов животных. Важнейшие классы и отряды членистоногих и хордовых.

Разнообразие видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Породы животных, причины их многообразия. Селекция животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Разбивка материала по часам

Содержание

Количество

Часов

Л/р

1

Общие сведения о мире животных

7

2

Строение тела животных

3

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

6

1

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

2

6

Тип Моллюски

2

1

7

Тип Членистоногие

6

1

8

Тип Хордовые. Класс Рыбы

6

2

9

Класс Земноводные, или Амфибии

4

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

11

Класс Птицы

7

2

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

13

Развитие животного мира на Земле

3

14

Обобщение и итоговый контроль знаний

4

Итого:

70

10

Календарно-тематическое планирование уроков

 

п/п

Дата

предпол./фактич.

Лаб.

раб.

Тема урока

Цели

Задачи

Оборуд.

ТСО

Виды деятельн. на уроке

Домашняя работа

Общие сведения о мире животных (7 ч.)

1

04.09.

Введение. Общие сведения о мире животных. Зоология - наука о животных.

Ввести в новый курс биологии.

Сформировать  общие сведения о мире животных.

Научить пользоваться учебником.

Развивать внимание.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Сформировать знания о зоологии, как системе наук о животных.

Мультимед.оборуд

Презентация

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

С.3

2

0509.

Экскурсия «Знакомство с многообразием животных в природе».

Познакомить с многообразием животных в природе.

На экскурсии пронаблюдать за представителями животного мира и познакомиться с их разнообразием.

Воспитывать культуру поведения в природе.

Слушание

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§1

3

11.09.

Животные и окружающая среда.

Продолжить знакомство с многообразием животных в природе.

Изучить среды жизни и места обитания животных.

Выяснить взаимосвязи животных в природе.

Ввести понятия «биогеоценоз», «экосистема».

Развивать наблюдательность и умение свои слова подтверждать конкретными  примерами.

Мультимед.

оборуд

Презентация

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§2

4

12.09.

Классификация животных. Основные систематические группы.

Познакомить с наукой систематикой.

Изучить основные систематические категории животных.

Научить строить последовательную цепочку соподчинения таксонов в царстве животных на конкретных примерах.

Развивать умение сравнивать систематические категории царства растений и царства животных.

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

Сам.раб.

§3

5

18.09.

Влияние человека на животных.

Выяснить влияние человека на животных.

Изучить примеры прямого и косвенного воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Развивать любознательность, умение использовать дополнительные источники информации.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Мультимед.

оборуд

CD

 

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§4

6

19.09.

Стартовый контроль.

Провести диагностическую контрольную работу.

Иметь представление о степени усвоения знаний по биологии в 2011-2012 учебном году. Выявить пробелы в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации.

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

7

25.09.

Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме "Общие сведения о мире животных".

Изучить историю развития зоологии.

Выяснить значение трудов Аристотеля, Линнея, Дарвина для развития зоологии.

Охарактеризовать важнейшие этапы развития зоологии.

Обобщить знания по теме "Общие сведения о мире животных".

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Выход в интернет

§5

Строение тела животных (3 ч)

8

26.09.

Клетка.

Изучить строение животной клетки.

Изучить основные органоиды животной клетки и их функции.

Сравнить клетки животных и растений.

Выяснить, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

Мультимед.

Оборуд

Презентация

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Исследован.

Сам.раб.

§6 таб.

9

02.10.

Ткани.

Изучить ткани животных.

Сформировать знания об эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях животных.

Выяснить функции каждой ткани.

Мультимед.оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§7 таб.

10

03.10.

Органы и системы органов.

Изучить органы и системы органов животных.

Изучить основные органы пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, половой, опорно-двигательной, эндокринной систем.

Ввести понятия: рефлекс, инстинкт, лучевая и двусторонняя симметрия тела.

Мультимед.

оборуд

Таблица

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

§8

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (6ч)

11

09.10.

Тип Саркодовые.

На примере обыкновенной амебы, дать характеристику кл.Саркодовых организмов.

Изучить строение обыкновенной амебы.

Выяснить, на основании чего можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

Ввести понятия: циста, раздражимость.

Показать роль саркодовых в природе и жизни человека.

Мультимед.

Оборуд

Презентация

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Исследов.

§9

12

10.10.

 Жгутиконосцы.

На примере эвглены зеленой дать характеристику жгутиконосцам.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности евглены зеленой.

Охарактеризовать типы питания эвглены зеленой.

Выяснить, какие особенности строения и жизнедеятельности эвглены подтверждают ее эволюционное положение на границе царства растений и царства животных.

Мультимед.

Оборуд

Презентация

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Муляжи

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Исследов.

§10

13

16.10.

Тип Инфузории.

На примере инфузории-туфельки дать характеристику типу.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки.

Сравнить амебу и эвглену зеленую с инфузорией-туфелькой и доказать ее более сложную организацию.

Ввести понятие «коньюгация».

Показать роль в природе и жизни человека.

Мультимед.

Оборуд

Презентация

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Исследов.

§11

14

17.10.

1

Л.р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Выполнить лабораторную работу.

Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.

Продолжить выработку навыков работы с микроскопом.

Через практическую деятельность воспитывать интерес к предмету.

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Муляжи

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Исследов.

Лаб.раб.

§11

15

23.10.

Многообразие простейших.

Изучить многообразие простейших.

Сформировать знания о многообразии одноклеточных организмов.

Расширить знания учащихся о  роли простейших в природе и жизни человека.

Изучить паразитических простейших и перечислить меры, предупреждающие заражение ими.

Мультимед.

Оборуд

Презентация

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Выход в интернет

§12 таб

16

24.10.

Обобщение знаний по теме "Подцарство Простейшие».

Обобщить знания по теме "Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные".

Повторить и обобщить материал гл.3 «Подцарство Простейшие».

Провести тематический контроль знаний.

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

Повт.

§9-12

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)

17

30.10.

 Тип Кишечнополостные.

Дать общую характеристику многоклеточным. Изучить тип Кишечнополостных животных.

Перечислить основные черты строения представителей типа кишечнополостных.

Изучить особенности строения кишечнополостных.

Выяснить значение различных типов клеток у гидры.

Охарактеризовать образ жизни, передвижение, особенности жизнедеятельности кишечнополостных

Ввести понятия: эктодерма, энтодерма, мезоглея, гермафродиты, почкование, регенерация.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§13

18

31.10.

 Морские кишечнополостные.

Изучить морских кишечнополостных животных.

Сформировать представления о гидроидных, сцифоидных медузах и коралловых полипах.

Выяснить, от каких животных произошли кишечнополостные,  что свидетельствует об их древности.

Показать значение морских кишечнополостных.

Мультимед.оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§14

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч)

19

13.11.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

Изучить многообразие, строение, особенности жизнедеятельности плоских червей.

Доказать, что образование паренхимы у плоских червей является усложнением их организации.

Изучить строение и функции систем органов: пищеварительной, выделительной, нервной, органов чувств.

Выяснить, в чем выражается более высокий уровень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§15

20

14.11.

Тип Плоские черви. Класс Сосальщики и Ленточные черви

Изучить разнообразие плоских червей.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности сосальщиков и цепней.

Составить схемы циклов развития печеночного сосальщика и свиного цепня.

Выяснить приспособления червей к паразитическому образу жизни.

Объяснить, как отражается влияние среды обитания на строении свободноживущих и паразитических червей.

Воспитывать гигиеническую культуру для защиты от заражения паразитическими червями

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

Заполн.таб.

Реш.пробл.

§16

21

20.11.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей.

Выяснить, почему круглых червей называют первичнополостными.

Перечислить отличительные признаки круглых червей по сравнению с плоскими.

Сформировать знания о нематодах, которые паразитируют в организме человека.

Выяснить пути заражения аскаридами.

Воспитывать меры профилактики от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§17

22

21.11.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Изучить многообразие кольчатых червей.

Выяснить, какие системы органов появляются у кольчатых червей впервые, что такое вторичная полость.

Сравнить органы чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§18

23

27.11.

2

3

Класс Малощетинковые черви. Л.р. 2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость».

Л.р. 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Изучить особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя.

Продолжить формировать знания о тканях и органах.

Выяснить значение червей и их место в истории развития животного мира.

Показать значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Выполнить лабораторные работы.

Воспитывать устойчивый интерес к предмету через непосредственные контакт с изучаемыми животными.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Дожд.червь

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Реш.пробл.

Лаб.раб.

§19

24

28.11.

 Обобщение знаний по теме "Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви".

Обобщить знания по темам: "Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви".

Повторить и обобщить материал гл.4-5.

Провести тематический контроль знаний.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Выход в интернет

Тип Моллюски (2 ч)

25

04.12.

Общая характеристика типа Моллюски.

Класс Брюхоногие моллюски.

Дать общую характеристику типу и изучить брюхоногих моллюсков.

Назвать основные черты сходства и отличия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Выяснить, в чем выражается влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

На примере большого прудовика изучить особенности пищеварения, дыхания, выделения, размножения, развития брюхоногих.

Сформировать знания о роли в природе и практическом значении моллюсков.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Набор раковин

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§20,21

26

05.12.

4

Класс Двустворчатые моллюски.

Класс Головоногие моллюски.

Л.р. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Изучить представителей кл. Двустворчатых и кл. Головоногих моллюсков.

На примере беззубки изучить особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Установить сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Назвать черты более высокой организации головоногих.

Выяснить роль в природе и практическое значение двустворчатых и головоногих моллюсков.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Заполн.таб.

Лаб.раб.

§22,23

Тип Членистоногие (6 ч)

27

11.12.

Класс Ракообразные.

Класс Паукообразные.

Дать общую характеристику членистоногим, изучить кл.Ракообразных.

Установить сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности речного рака и паука-крестовика.

Дать характеристику строения и деятельности основных систем органов, подтверждающих более сложную организацию членистоногих по сравнению с кольчатыми червями.

Показать роль ракообразных и  паукообразных в природе и их значение для человека.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Речной рак

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§24,25

28

12.12.

5

Класс Насекомые.

Л.р. «Внешнее строение насекомого»

Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука.

Установить связь в строении ротового аппарата с характером питания.

Изучить особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, половой систем и органов чувств насекомых.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Коллекция насекомых

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Лаб.раб.

§26

29

18.12.

Типы развития и многообразие насекомых.

Изучить типы развития и многообразие насекомых.

Изучить многообразие и перечислить признаки основных групп насекомых.

Сформировать знания о развитии с полным и неполным превращением.

Воспитывать эстетические чувства к миру насекомых.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

Реш.пробл.

§27

30

19.12.

Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Продолжить изучение многообразия насекомых.

Дать характеристику общественным насекомым.

Выяснить, какие особенности поведения и образа жизни характерны для обитателей муравейника.

Охарактеризовать состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.

Показать значение перепончато-крылых в природе и в жизни человека.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§28

31

25.12.

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Продолжить изучение многообразия насекомых.

Изучить насекомых - вредителей культурных растений и переносчиков заболеваний человека.

Выяснить наиболее безопасные способы борьбы с насекомыми-вредителями.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Коллекция насекомых

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§29

32

26.12.

Проверка знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»

Систематизация и контроль знаний.

Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся.

Провести итоговую проверку знаний по главам 4-7.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

Тип Хордовые (6 ч.)

33

09.01.

Хордовые. Примитивные формы.

Изучить примитивные формы типа Хордовых.

Изучить общие признаки подтипа Бесчерепные, Черепные.

На примере ланцетника изучить внутреннее строение хордовых.

Выяснить, в чем проявляется усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными.

Показать роль в природе и практическое значение для человека.

Мультимед.

оборуд

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§30

34

15.01.

6

Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. Л.р. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»

Дать общую характеристику и изучить внешнее строение рыб.

Изучить внешнее строение и особенности передвижения рыб, расположение и значение органов чувств.

Выяснить, как рыба ориентируется в воде.

Воспитывать интерес и развивать наблюдательность за животными.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Муляжи

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§31

35

16.01.

7

Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. «Внутреннее строение рыб».

Особенности размножения рыб.

Изучить внутреннее строение рыб.

Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

Объяснить значение плавательного пузыря.

Охарактеризовать особенности размножения.

Ввести понятия: нерест, миграция.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Влажный препарат рыбы

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§32,33

36

22.01.

Основные систематические группы рыб.

Познакомить с многообразием рыб.

Изучить основные систематические группы рыб.

Выяснить, как влияет среда обитания на внешнее строение рыб.

Показать практическое значение рыб.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§34

37

23.01.

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Изучить рациональное использование, охрану и воспроизводство рыбных ресурсов.

Познакомить с современным состоянием промысла рыб.

Выяснить, каких рыб и с какой целью разводят в прудовых хозяйствах.

Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Заполн.таб.

Выход в интернет

§35

38

29.01.

Проверка  знаний по теме "Надкласс Рыбы".

Провести тематический контроль знаний.

Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся.

Провести проверку знаний по главе 8.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

§

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

39

30.01.

Общая характеристика, среда обитания и строение тела земноводных.

Дать общую характеристику земноводным.

Объяснить происхождение названия «земноводные».

Назвать черты сходства и различия у земноводных и костных рыб.

Выяснить признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.

Воспитывать экологическую культуру.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Муляжи

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

§36

40

05.02.

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

Изучить внутреннее строение земноводных.

Изучить внутреннее строение земноводных.

Выявить отличительные черты в сравнении с рыбами.

Найти доказательства того, что в строении земноводных произошли усложнения органов.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Влажный препарат лягушки

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

§37

41

06.02.

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

Изучить размножение земноводных.

Изучить годовой цикл жизни земноводных,  зимовки, размножение и развитие лягушки.

Выяснить, что называют метаморфозом.

Рассмотреть основные этапы происхождения современных амфибий.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§38

42

12.02.

Многообразие и значение земноводных.

Изучить многообразие и значение земноводных.

Изучить отряды земноводных и их основных представителей.

Показать роль амфибий в природе и в жизни человека.

Выяснить причины сокращения численности земноводных и меры по их охране.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§39

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4  ч)

43

13.02.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Изучить внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Дать общую характеристику классу.

Объяснить происхождение названия класс Пресмыкающиеся.

Выяснить, какие приспособления внешнего строения, жизнедеятельности и скелета обеспечивают рептилиям наземный образ жизни.

Воспитывать уважение к представителям класса.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Муляжи

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

§40

44

19.02.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Изучить внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Сформировать знания об усложнениях в строении внутренних органов пресмыкающихся.

Выяснить, почему они наиболее распространены в тропических и субтропических зонах земного шара.

Изучить годовой цикл жизни, размножение и развитие.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

§41

45

20.02

Многообразие пресмыкающихся.

Изучить многообразие пресмыкающихся.

Изучить отряды пресмыкающихся и их основных представителей.

Показать роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость их охраны.

Продолжить формировать навыки безопасного поведения в природе, оказания первой мед.помощи при укусе ядовитой змеи.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб.с дид.к.

§42

46

26.02.

Значение  и происхождение пресмыкающихся.

Изучить значение  и происхождение пресмыкающихся.

Показать роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость их охраны.

Изучить разнообразие древних пресмыкающихся, причины их вымирания.

Выяснить, какие древние ящеры дали начало птицам и млекопитающим.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§43

Класс Птицы (7 ч)

47

27.02.

8

Общая характеристика птиц. Л.р. «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Изучить внешнее строение птиц, дать им общую характеристику.

Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Охарактеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Выяснить общие признаки и различия в строении покровов птиц и пресмыкающихся.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Реш.пробл.

Лаб.раб.

§44

48

05.03.

9

Внутреннее строение птиц. Л.р. «Строение скелета птицы».

Изучить внутреннее строение птиц.

Изучить системы органов птиц, указать на их черты усложнения.

Выяснить, какие изменения в строении скелета и внутренних органов птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету.

Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Объяснить причины интенсивного обмена веществ.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Лаб.раб.

§45,46

49

06.03.

Размножение и развитие птиц.

Изучить, как происходит размножение и развитие птиц.

Изучить особенности органов размножения птиц, развитие яйца и зародыша.

Выяснить, чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых.

Воспитывать уважительное отношение к пернатым.

Мультимед.оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Яйцо птицы

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Реш.пробл.

§47

50

12.03.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Изучить годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Сформировать знания о заботе о потомстве, годовом жизненном цикле и сезонных явлениях в жизни птиц.

Выяснить причины, способствующие проявлению у птиц инстинкта перелета.

Охарактеризовать различные типы гнезд.

Научить отличать оседлых, кочующих и перелетных птиц.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

§48

51

13.03.

Многообразие, значение, происхождение, охрана птиц.

Изучить многообразие, значение, происхождение птиц.

Объяснить понятие «экологические группы птиц».

Изучить отряды птиц и их основных представителей.

Познакомить с многообразием промысловых и домашних.

Показать значение и необходимость охраны птиц.

Выяснить происхождение птиц.

Мультимед.оборуд

Таблица

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§49

52

19.03.

Экскурсия «Птицы парка. Жизнь природного сообщества весной».

Познакомиться с представителями пернатых школьного парка.

Продолжить формировать навыки культурного поведения в природе.

Развивать навыки наблюдения и описания живых объектов.

Выяснить, как протекает жизнь природного сообщества весной.

Слушание

Наблюдение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§50

53

20.03.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».

Систематизация и контроль знаний.

Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся.

Провести итоговую проверку знаний по теме: «Тип Хордовые».

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Выход в интернет

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

54

02.04.

Внешнее строение, среды жизни и места обитания млекопитающих.

Изучить внешнее строение, среды жизни и места обитания млекопитающих.

Используя рисунки, назвать общие признаки млекопитающих.

Изучить строение кожи млекопитающих.

Найти сходства и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий.

Выяснить среды жизни и места обитания.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

§51

55

03.04

10

Внутреннее строение млекопитающих. Л.р. «Строение скелета млекопитающих»

Изучить Внутреннее строение млекопитающих.

Изучить особенности скелета и внутреннего строения млекопитающих.

Сформировать знания об особенностях строения, связанных с наземным образом жизни, с типом питания.

Выяснить, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Скелет кролика

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

§52

56

09.04.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Изучить размножение и развитие млекопитающих.

Изучить особенности размножения и эмбрионального развития млекопитающих.

Привести примеры заботы о потомстве.

Охарактеризовать периоды годового жизненного цикла.

Выяснить, в чем проявляется подготовка зверей к зиме, где и как зимуют разные млекопитающие.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Сам.раб.

§53

57

10.04.

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Изучить происхождение и многообразие млекопитающих.

Перечислить черты сходства млекопитающих с рептилиями.

Указать более прогрессивные черты млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Изучить особенности первозверей и сумчатых.

Объяснить и подтвердить примерами широкое распространение и высокую численность млекопитающих

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Реш.пробл.

Выход в интернет

§54

58

16.04.

Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные.

Изучить отряды млекопитающих.

Продолжить изучение многообразия млекопитающих.

Развивать умение видеть особенности строения, образа жизни представителей разных отрядов и объяснять причины многообразия.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Выход в интернет

Презентации работ

§55

59

17.04.

Ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные.

Изучить отряды млекопитающих.

Продолжить изучение многообразия млекопитающих.

Развивать умение видеть особенности строения, образа жизни представителей разных отрядов и объяснять причины многообразия.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Выход в интернет

Презентации работ

§56

60

23.04.

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

Изучить отряды млекопитающих.

Изучить общие черты представителей отряда Приматов.

Выяснить черты сходства людей с представителями семейства Человекообразные обезьяны.

Мультимед.

оборуд

Таблица

ЦОР

CD

Слушание

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Выход в интернет

Презентации работ

§57

61

24.04

Экологические группы млекопитающих.

Изучить экологические группы млекопитающих.

Продолжить изучение многообразия млекопитающих.

Перечислить основные экологические группы млекопитающих.

Выяснить черты приспособлений к различным экологическим условиям жизни.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Заполн.таб.

Реш.пробл.

§58

62

30.04.

Экскурсия «Разнообразие млекопитающих».

Изучить разнообразие млекопитающих родного края.

Выяснить видовой состав млекопитающих нашей местности.

Развивать методы познания природы.

Воспитывать экологическую культуру.

Слушание

Наблюдение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

63

07.05.

Значение млекопитающих для человека.

Изучить значение млекопитающих для человека.

Изучить многообразие домашних животных и назвать их диких предков.

Выяснить значение для человека.

Перечислить меры по охране диких животных.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§59

Развитие животного мира на Земле (3 ч)

64

08.05.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции.

Доказать состоятельность учения Ч.Дарвина об эволюции.

Выяснить причины многообразия животного мира.

Познакомить с учением Ч.Дарвина об эволюции животного мира.

Ввести понятия: искусственный и естественный отбор.

Мультимед.

оборуд

CD

Портрет Дарвина

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

§60

65

14.05.

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Изучить основные этапы развития животного мира на Земле.

Проследить основные этапы развития животного мира по мере усложнения их строения.

Выяснить, какие прогрессивные черты хордовых обеспечили их дальнейшую эволюцию.

Сформировать знания о преимуществе в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями.

Развивать логическое мышление.

Мультимед.

оборуд

CD

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Тестирован.

Взаимопров.

Сам.раб.

§61

66

15.05.

Современный животный мир.

Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

Сформировать представления о современном животном мире.

Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и коммуникативные компетенции.

Мультимед.

оборуд

CD

Энциклопедия о животных

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Выход в интернет

презентация

Обобщение и итоговый контроль знаний (3 ч.)

67

21.05.

Обобщение, систематизация знаний.

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Повторить систематику царства Животные.

Провести экскурсию «Жизнь природного сообщества весной».

Закрепить знания о многообразии и значении животных на планете.

Подготовить к тестовому контролю знаний.

Мультимед.

оборуд

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Раб.на инт.д.

Сам.раб.

Заполн.таб.

Реш.пробл.

68

22.05.

Итоговый контроль знаний учащихся

Провести итоговую проверку знаний.

Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов по зоологии.

ПК

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

69

28.05.

Работа над ошибками.

Провести работу над ошибками.

Корректировать знания учащихся.

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

70

29.05.

Подведение итогов года.

Подвести итоги года.

Познакомить с задачами изучения биологии в будущем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....