Рабочая программа по биологии в 6 классе
рабочая программа (биология, 6 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора В.В. Пасечника с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразоват.  учреждений /В.В. Пасечник. – 13-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2010. – 304 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologi_6_kl.2013-14.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора В.В. Пасечника с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразоват.  учреждений /В.В. Пасечник. – 13-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2010. – 304 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа неделю, 35 часов в год.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

В программу включён региональный компонент, который предполагает  изучение системы и многообразия  живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Ростовской области.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний  о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими  приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Материалы содержат:  перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику  лабораторных работ, требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ  являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника  «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». Вопросы краеведческой направленности включены в соответствии с логикой изучения основного курса.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растительной клетки, организмов растений, грибов, бактерий;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ;
  • Уметь
  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей, взаимосвязи организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе, приготавливать микропрепараты и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать органы растений, грибов, растений разных отделов;
  • выявлять приспособления растений к среде обитания;
  • определять принадлежность растений к определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, справочниках, интернете;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для выращивания и размножения культурных растений, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Материалы носят рекомендательный характер и могут служить основой для составления рабочих программ. Учитель вправе иметь собственный подход к структурированию учебного материала, изменить последовательность изучения тем, тематику экскурсий, лабораторных и практических работ с учётом путей формирования системы знаний, умений и навыков, применяемых образовательных технологий, специфики школы, класса, состояния материально-технической базы предмета.  

Разбивка материала по часам

Содержание

К-во ч.

Л/р

1

Введение

1

2

Клеточное строение организмов

3

1

3

Царство Бактерии и Грибы

3

2

4

Царство Растения

5

3

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

7

11

6

Жизнь растений

7

1

7

Классификация растений

4

8

Природные сообщества

3

9

Развитие растительного мира

2

Итого

35

18

Календарно-тематическое планирование уроков

 

п/п

Дата

Лаб.

раб.

Тема урока

Цели

Задачи

Оборудование

ТСО

Виды деятельн. на уроке

Домашняя работа

Введение (1 ч.)

1

05.09.

Биология – наука о живой природе.

Сформировать у учащихся знания о предмете «Биология».

Познакомить учащихся с основными отличиями живого от неживого.
Раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека.
Сформировать представление о царствах живой природы.

Познакомить учащихся с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

с. 9-12

Клеточное строение организмов (3 ч.)

2

12.09.

Устройство увеличительных приборов.

Изучить устройство увеличительных приборов

Познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, научить их работать с ними.

Микроскопы

Лупы

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§ 1

3

19.09.

1

Строение растительной клетки.

Жизнедеятельность клетки.

Изучить строение растительной клетки .

Дать учащимся первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Продолжить формирование умения работать с микроскопом.
Сформировать понятия о клетке и клеточном строении организмов.

Научить готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки. Сформировать знание об обмене веществ как важнейшем признаке жизни.

Пронаблюдать за движением цитоплазмы в клетке и раскрыть значение этого явления.

Объяснить механизм деления и роста клетки.

Ддать понятия: межклетники, хромосомы.

Микроскопы

Микропрепараты

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Динам.карт.

CD Телевизор

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§ 2

§ 3

4

26.09.

Ткани.

Изучить виды растительных тканей

Сформировать понятие «ткань»;

Изучить особенности строения клеток каждой ткани в связи с выполняемой функцией.

Микроскопы

 ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Сам.раб.

§ 4

Царство бактерии и Грибы (3 ч.)

5

03.10.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Изучить роль бактерий в природе и жизни человека

Познакомить учащихся с особенностями строения бактерий.

Выяснить отличия бактерии от растительной клетки.

Сформировать понятия сапрофиты и паразиты.

Познакомить уч-ся с основными процессами жизнедеятельности бактерий. Продолжить знакомство учащихся с особенностями строения бактерий, их распространением и ролью в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

§ 5

§ 6

6

10.10.

2

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Дать общую характеристику грибов

Изучить строение, многообразие, значение шляпочных грибов

Познакомить учащихся с характерными признаками грибов, их строением, ролью в природе и жизни человека.

Изучить строение плодовых тел шляпочных грибов;

Дать понятие симбиоз;

Научить отличать съедобные грибы от ядовитых.

Показать значение грибов в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Муляжи грибов

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§ 7

§ 8

7

17.10.

3

Плесневые грибы и дрожжи.

Грибы – паразиты.

Изучить строение, многообразие, значение плесневых  грибов

Изучить многообразие и  значение грибов-паразитов

Изучить строение мукора и пеницилла.

Показать значение плесневых грибов и дрожжей  в природе и жизни человека.

Расширить понятие «паразит».

Выяснить, какой  вред наносят гри-паразиты.

Научить распознавать грибы-паразиты.

 

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл. Микроскоп

Микропрепараты

Гербарий поврежденных растений

Трутовик

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§ 9

§10

Царство растения (5 ч.)

8

24.10.

Разнообразие, распространение, значение растений.

Одноклеточные и  Многоклеточные зеленые водоросли.

Бурые и красные водоросли.

Изучить разнообразие, распространение, значение растений.

Познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания.

Сформировать понятия: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище, таллом.

Показать значение растений в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения низших растений.

Выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§ 11

§ 12

9

31.10.

4

Лишайники.

Мхи.

Изучить разнообразие, распространение, значение лишайников и мхов.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Выяснить, почему их называют пионерами. Изучить особенности строения двух типов клеток, из которых состоят мхи.

Сравнить кукушкин лен и сфагнум с водорослями.

Выяснить значение мхов в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Гербарий Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Реш.пробл.

Сам.раб. Рисование

Лаб.раб.

§ 13

§ 14

10

14.11.

5

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Изучить разнообразие, строение, значение плаунов, хвощей, папоротников

Выяснить, почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям.

Сформировать представления о ландшафте каменноугольного периода.

Показать значение этих растений в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

Лаб.раб.

§ 15

11

21.11.

6

Голосеменные.

Изучить разнообразие, строение, значение голосеменных растений

Изучить основные признаки голосеменных.

По строению хвои и шишек научить определять вид голосеменного растения.

Показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Динам.карт.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Лаб.раб.

§16

12

28.11.

Обзор пройденного материала. Тестовый контроль знаний по теме: «Царство Растения».

Изучить признаки покрытосеменных растений

Сформировать понятие цветковые или покрытосеменные растения.

Изучить различные формы растений, их места обитания, продолжительность жизни.

Выяснить значение покрытосеменных.

Повторить отделы царства Растения.

Проследить усложнение строения растений в ходе эволюции.

Провести тестовый контроль знаний.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Сам.раб.

§ 17

Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч.)

13

05.12.

7,8

Строение семян двудольных растений и однодольных растений.

Изучить строение семян двудольных растений и однодольных растений.

Изучить строение семян фасоли и пшеницы.

Выяснить, какие преимущества имеют семена перед спорами.

Определить роль семян в жизни растений.

Научить отличать однодольные растения от двудольных.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Лаб.раб.

§ 18

14

12.12.

9,10

Виды корней и типы корневых систем.

Зоны корня. видоизменения корней.

Изучить виды корней и типы корневых систем, микроскопическое строение корня.

Изучить строение корня.

Научить определять тип корневой системы.

Определить функции корня. Рассмотреть под микроскопом и изучить зоны корня.

Определить функцию каждой зоны.

Сформировать понятие пикировка. Выяснить, какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений.

Изучить виды корней и функции, которые они выполняют.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Составл.таб.

Лаб.раб.

§ 19

§ 20

§ 21

15

19.12.

11, 12

Побег и почки.

Внешнее строение листа.

Изучить строение почек, листьев  и их расположение на стебле.

Дать определение побегу, изучить, из каких частей он состоит.

Изучить строение почек, научить отличать вегетативные почки от генеративных.

Выяснить, как происходит рост побега в длину. Научить определять листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§ 22

§23

16

26.12.

13, 14

Клеточное строение листа.

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Изучить микроскопическое строение листа. Познакомить с видоизменениями листьев.

Изучить клеточное строение листа.

Дать понятия кожица листа, устьица, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна.

Выяснить функции клеток. Доказать, что освещение и влажность влияет на строение листьев.

Выяснить, каково значение видоизмененных листьев в жизни растений.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Муляж

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Лаб.раб.

§24

§ 25

17

09.01.

15

Строение стебля. Видоизменения побегов.

Изучить строение стебля и его видоизменения.

Познакомить с разнообразием стеблей.

Изучить внутреннее строение стебля.

Научить определять на микропрепарате вид клеток и ткани, которые они образуют.

Выяснить функции чечевичек, кожицы, пробки, луба, камбия, древесины, сердцевины.

Показать влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

Познакомить с разнообразием видоизмененных побегов.

Доказать, что клубень, луковица, корневище – это видоизмененные побеги.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Муляж

Микроскоп

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Составл.таб.

Лаб.раб.

§ 26,27

18

16.01.

16, 17

Цветок.

Соцветия.

Изучить строение цветка.

Познакомить с разнообразием соцветий.

Изучить строение цветка яблони.

Научить отличать цветки правильные и неправильные, обоеполые и раздельнополые.

Познакомить с написанием формулы цветка.

Изучить виды соцветий.

Выяснить биологическое значение соцветий.

Научить определять вид соцветий.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Лаб.раб.

§ 28

§ 29

19

23.01.

Плоды.  

Распространение плодов и семян.

Изучить многообразие плодов,  их классификацию и способы распространения

Выяснить происхождение и строение плодов.

Научить классифицировать плоды и давать им названия.

Определить роль плодов в жизни растений. Изучить распространение семян ветром, водой, саморазбрасыванием, с помощью человека и животных.

Выяснить, какие приспособления для распространения имеют плоды и семена.

Определить значение распространения плодов и семян.

Учить наблюдательности.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Лаб.раб.

§ 30

§ 31

Жизнь растений (7 ч.)

20

30.01.

18

Химический состав растений

Минеральное питание растений.

Выяснить, какие вещества входят в состав растений.

Изучить как и что растения поглощают из почвы.

Проделав опыт, изучить химический состав растений.

Выяснить, какие вещества необходимы для минерального питания растений.

Сформировать понятия почва, плодородие, корневое давление, удобрение.

Научить правильно поливать и подкармливать растения.

Мука

Орех

Стакан

Вода

Горелка

Йод

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Реш.пробл.

Сам.раб.

Наблюдение

§ 32

§ 33

21

06.02.

Фотосинтез.

Дыхание растений

Изучить процесс воздушного питания растений.

Изучить процесс дыхания у растений.

Изучить фотосинтез, как важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле.

Доказать, что в хлоропластах на свету из воды и углекислого газа образуется крахмал.

Убедить уч-ся, что все органы дышат.

Сравнить дыхание и фотосинтез.

Показать взаимосвязь двух процессов.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Составл.таб.

Реш.пробл.

Раб.с дид.к.

Сам.раб.

§ 34

§ 35

22

13.02.

Испарение воды растениями. Листопад.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Познакомить с процессом испарения и явлением листопада.

Изучить, как передвигаются вода, минеральные и органические вещества в растении.

Выяснить значение испарения воды растениями и как влияют условия внешней среды на этот процесс.

Пронаблюдать за изменением окраски листьев осенью и дать научное обоснование этому явлению.

Провести опыт, показывающий передвижение воды и минеральных солей по древесине.

Доказать, что органические вещества передвигаются по коре.

Выяснить, где откладываются запасы органических веществ у разных растений.

Табл.

Фолии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§ 36

§ 37

23

20.02.

Прорастание семян.

Растительный организм как единое целое

Изучить, как прорастают семена, и какие условия им для этого необходимы.

Доказать, что растение – целостный организм.

Изучить последовательность развития зародыша при прорастании семян, рост и питание проростка.

Познакомить с потребностью в воде и температуре для прорастания семян различных растений.

Выяснить влияние глубины заделки семян в зависимости от их величины и типа почвы.

Изучить фазы развития растений.

Доказать, что растение – целостный организм.

Привести примеры обмена веществ в организме растений.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Раб.с дид.к.

Сам.раб.

§ 38

§ 39

24

27.02.

Способы размножения растений. Размножение споровых и голосеменных растений.                                                                

Изучить способы размножения растений. Изучить размножение споровых и голосеменных растений.

Сформировать понятия размножение бесполое и половое, спорообразование, вегетативное размножение.

Дать определения гамета, зигота, спермий, яйцеклетка и определить их роль в оплодотворении. Изучить размножение хламидомонады, улотрикса, кукушкина льна, папоротника.

Выяснить как условия среды влияют на способ размножения у споровых Выяснить преимущества семян перед спорами.

Проследить цикл развития голосеменных.

Провести наблюдение за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели..

Табл.

Фолии

Графопроектор

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§ 40  

 § 41                            

25

06.03.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Изучить способы вегетативного размножения у растений.

Сформировать понятия черенок, отпрыск, отводок, прививка, культура тканей, привой, подвой.

Определить значение вегетативного размножения в природе.

Выяснить способы размножения наиболее значимых растений нашей местности.

Научить выполнять прививку черенком и почкой.

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сам.раб.

Пр.раб.

§ 43

26

13.03.

Половое размножение покрытосеменных растений.

Изучить опыление и оплодотворение у покрытосеменных растений.

Познакомить со способами опыления у цветковых растений.

Выяснить признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Сформировать понятие двойное оплодотворение.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§ 44

Классификация растений (4 ч.)

27

20.03.

Основы систематики растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Доказать необходимость классификации растений.

Изучить единицы систематики растений, выяснить для чего они служат.

Сформировать понятия вид, сорт.

Научить описывать виды по систематическим категориям. Изучить признаки семейства Крестоцветных.

Продолжить формирования умения в написании формулы цветка.

Познакомить с многообразием растений семейства и выяснить их общие черты.

Показать значение растений данного семейства в природе и жизни человека.

Определить растения родного края.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Динам.карт.

Телевизор

DVD Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Составл.таб.

Тестиров.

Реш.пробл.

Раб.с дид.к.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§ 45

§ 46

§ 47

28

03.04.

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Семейство Пасленовые.

Изучить многообразие семейства

Изучить признаки семейства Розоцветных и Пасленовых

Продолжить формирования умения в написании формулы цветка.

Познакомить с многообразием растений семейства и выяснить их общие черты.

Показать значение растений данного семейства в природе и жизни человека.

Определить растения родного края.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Пр.раб.

§ 48

§ 49

29

10.04.

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые). Семейство Сложноцветные (Астровые).

Изучить многообразие семейства

Изучить признаки семейства Бобовых и Сложноцветных.

Продолжить формирования умения в написании формулы цветка.

Познакомить с многообразием растений семейства и выяснить их общие черты.

Показать значение растений данного семейства в природе и жизни человека.

Определить растения родного края.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Пр.раб.

§ 50

§ 51

30

17.04.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки.

Изучить многообразие семейства

Изучить признаки семейства Лилейных и Злаковых.

Продолжить формирования умения в написании формулы цветка.

Познакомить с многообразием растений семейства и выяснить их общие черты.

Показать значение растений данного семейства в природе и жизни человека.

Определить растения родного края.

ПК

Проектор

Экран

Презентация

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Пр.раб.

§ 52

§ 53

Природные сообщества (3 ч.)

31

24.04.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Изучить основные экологические факторы и их влияние на растения.

Сформировать понятия абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Выяснить влияние света, температуры, влажности на жизнедеятельность растений.

Воспитывать экологическую культуру. Определить экологические группы растений в зависимости от освещенности, количества влаги.

Дать характеристику основным экологическим группам растений.

Табл.

Гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сам.раб.

§ 54

§ 55

32

08.05.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».

Провести наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Отметить признаки весеннего пробуждения в природе.

Найти и определить первоцветы, ветроопыляемые деревья и кустарники родного края.

Пронаблюдать за сроками распускания листьев и цветением различных растений.

Воспитывать экологическую культуру.

Слушание

Наблюдение

33

15.05.

Растительные сообщества. Взаимосвязи  растений в сообществе.

Контроль знаний.

Изучить типы растительных сообществ и взаимосвязи в них.

Сформировать понятия Флора, растительное сообщество.

Выяснить, чем объясняется многообразие растительных сообществ и специфический видовой состав в каждом из них.

Научить сравнивать и описывать разные растительные сообщества. Выяснить, почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе.

Сформировать понятия ярусность, симбиоз, паразитизм.

Проследить за сменой растительных сообществ.

Табл.

Телевизор

Видеофрагм.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§ 56

§ 57

Развитие растительного мира (2 ч.)

34

22.05.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Изучить происхождение растений и основные этапы их развития.

Доказать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития, а усложненное строение связано с изменяющимися условиями обитания.

Выяснить, какие особенности покрытосеменных обеспечили им преимущество.

Составить хронологическую таблицу развития растительного мира.

Палеонтологическая коллекция

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

Сам.раб.

§ 58

35

29.05.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Летние задания.

Изучить влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Использовать приобретенные знания по ботанике, экологии и опыт наблюдений в жизненной практике уч-ся.

Сформировать понятия заповедник, заказник, рациональное природопользование.

Показать действие на окружающую природу антропогенного фактора.

Воспитывать экологически грамотного человека.

Продолжить формирование интереса к ботанике, экологии путем летних наблюдений, опытов с растениями.

Привлечь уч-ся к изготовлению гербариев, коллекций.

Научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Телевизор

Видеофрагм.

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сам.раб.

§ 59

Итого 35 часов

Перечень лабораторных работ:

  1. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
  2. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
  3. Плесневый гриб мукор.
  4. Строение мха.
  5. Строение спороносящего папоротника.
  6. Строение хвои шишек хвойных.
  7. Строение семян двудольных растений.
  8. Строение зерновки пшеницы.
  9. Стержневая и мочковатая корневые системы.
  10. Корневой чехлик и корневые волоски.
  11. Строение почек. Расположение почек на стебле.
  12. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
  13. Строение кожицы листа.
  14. Клеточное строение листа.
  15. Внутреннее строение ветки дерева.
  16. Строение цветка.
  17. Соцветия.
  18. Химический состав растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....