Рабочая программа по биологии в 11 классе
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования. В учебнике завершается начатое в 10 классе рассмотрение свойств живой материи на разных уровнях ее организации: организменном, клеточном и молекулярном.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа неделю. 34 учебных недель – 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013-2014_1ch._programma_po_biologii_11_kl.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования. В учебнике завершается начатое в 10 классе рассмотрение свойств живой материи на разных уровнях ее организации: организменном, клеточном и молекулярном.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа неделю. 34 учебных недель – 34 часа.

Программа направлена на:

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни: для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
  • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. 

РАЗБИВКА  МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.

Содержание (темы)

Количество

Часов

Л/р

Входной контроль знаний учащихся

1

1

Организменный уровень жизни

15

№ 1 «Решение элементарных задач по генетике»

2

Клеточный уровень организации жизни

12

№ 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня».

3

Молекулярный уровень жизни

4

4

Заключение

1

Итого:

33


Дата

предпол./фактич.

Тема

Цели

Задачи

Оборудование,

ТСО.

Вид деятель-

ности на

уроке

Примеч

Д/з

Организменный уровень жизни (15 ч.)

1

02.09.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Изучить особенности организменного  уровня жизни и его роль в природе.

Дать понятие «организм», как структурного уровня организации живой материи.

Показать значение уровня во всех микропопуляционных процессах исторического значения.

Сформировать понятие о биотической среде жизни, биологическом круговороте и трансформации энергии в биогеоценозах.

Таблицы по общей биологии, научно-популярные книги и журналы

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

§1

2

09.09.

Организм как биосистема.

Выяснить, почему любое живое существо является биосистемой.

Повторить и углубить знания о свойствах организма.

Охарактеризовать организм как целостную саморегулирующуюся биосистему.

Показать роль механизмов управления в существовании организма.

Научить сравнивать между собой разные структурные  уровни.

Таблица

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

§2

3

16.09.

Входной контроль знаний

Провести диагностическую контрольную работу

Иметь представления о степени усвоения  основного материала по биологии в 2010-2011уч. году.

пк

Чтение

Отв. на вопр. Письмо

4

23.09.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Углубить знания о процессах жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Изучить свойства одноклеточных организмов, способы питания, движения, поведения.

Сформировать знания о значении одноклеточных в природе и жизни человека.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Интерактив.

С.10-13

5

30.09.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Охарактеризовать процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Дать сравнительную характеристику одноклеточных и многоклеточных организмов.

Ввести понятия: ассимиляция, диссимиляция, аэробный и анаэробный обмен веществ.

Повторить системы жизнедеятельности животного организма.

Выяснить, почему любой организм считается открытой биосистемой.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

Интерактив.

Раб.интернет

§3

6

07.10.

Размножение организмов.

Обобщить и углубить знания о способах размножения организмов.

Показать значение процесса самовоспроизведения.

Сравнить эволюционное значение бесполого и полового размножения.

Охарактеризовать роль вторичных половых признаков в размножении организмов.

Пояснить роль особи в эволюции органического мира, единицей которой считается популяция.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Тестир.

§4

7

14.10.

Оплодотворение и его значение.

Обобщить и углубить знания о процессе оплодотворения.

Вспомнить способы оплодотворения: наружное, внутреннее, искусственное, двойное.

Выяснить, в чем биологическое преимущество полового размножения организмов.

Сравнить оплодотворение цветковых и голосеменных растений.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

§5

8

21.10.

Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез).

Расширить знания об онтогенезе.

Изучить этапы эмбрионального развития организмов.

Рассмотреть закон зародышевого сходств Бэра.

Сравнить эмбриональный и постэмбриональный этап онтогенеза.

Охарактеризовать особенности онтогенеза у рыб и бабочек.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Тестир.

§6

9

28.10.

Изменчивость признаков организма.

Углубить знания учащихся об изменчивости.

Изучить формы изменчивости.

Охарактеризовать действие наследственности и изменчивости в передаче свойств у организмов.

Показать значение работ Г.Менделя.

Изучить основные положения хромосомной теории наследственности. Повторить генетическую терминологию.

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

§7§8

10

11.11.

Л.р. №1 «Решение элементарных задач по генетике»

Отработать умение решать задачи на разные типы скрещивания.

Отработать умение решать задачи на дигибридное скрещивание.

Показать значение приобретенных знаний в практической деятельности.

Научить объяснять цитологические основы проявления законов Менделя, анализирующего скрещивания.

Выяснить причины отклонения от статистических закономерностей.

Сборник задач

Слушание Письмо

Чтение

Реш.задач

Раб.с сигн.к.

11

18.11.

Царство Вирусы: разнообразие и значение.

Изучить строение, свойства разнообразие и значение вирусов.

Изучить историю открытия, строение, свойства вирусов.

Выяснить, является ли вирус живым организмом?

Охарактеризовать процесс размножения вирусов.

Показать уникальность вирусов.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Сам.раб.

Рис.

Интерактив.

С.83-89, №4

12

25.11.

Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.

Изучить вирусы как возбудителей заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов.

Познакомить с достижениями и проблемами вирусологии.

Вспомнить историю эпидемий и пандемий на планете.

Изучить строение и значение вируса оспы, герпеса, паротита, гриппа, табачной мозаики. полиомиелита.

Организовать диспут на тему: «Почему СПИД считают социальной проблемой?».

Побудить к размышлению о том, почему вирусы называют паразитами генетического уровня.

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Раб.интернет

Реш.пробл.

§17

13

02.12

Повторительно-обобщающий урок.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме  «Организменный уровень жизни».

Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся.

Таблицы по теме

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

14

09.12.

Подготовка к контрольной работе.

Разъяснить вопросы контрольной работы.

Повторить ключевые вопросы и основные понятия главы «Организменный уровень жизни».

Поупражняться в решении тестов разного уровня сложности.

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

15

16.12.

Контрольная работа № 1 на тему: «Организменный уровень жизни».

Провести тематический контроль знаний.

Провести тематический контроль знаний.

Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

16

23.12.

Работа над ошибками.

Клеточный уровень организации жизни (12)

17

13.01.

Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе.

Охарактеризовать клеточный уровень жизни.

Показать отличия клеточного уровня организации живой материи от организменного.

Выяснить значение клеточного уровня живой материи.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§18

18

20.01.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Изучить основные этапы эволюции клеточной формы жизни. Обобщить и углубить знания о многообразии клеток.

Проследить важнейшие события в эволюции жизни на ранних ее этапах.

Выяснить, как шло усложнение клетки.

Выяснить, почему прокариоты не дали в процессе эволюции высокоразвитых организмов. Сформировать знания о том, как в процессе эволюции эукариоты приобрели разные типы клеток.

Установить отличия растительной клетки от животной.

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD Таблица

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Реш.пробл.

§19

19

27.01.

Строение клетки.

Обобщить и углубить знания о строении клетки.

Повторить основные части клеток.

Рассмотреть жидкостно-мозаичную модель строения поверхностного слоя эукариотической клетки.

Ввести понятия: гиалоплазма (матрикс), кариоплазма.

Изучить строение и функции ядра, цитоплазмы.

Привести доказательства того, что клетка – это элементарная живая система.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Рис.

Раб.с сигн.к.

Интерактив.

§20

20

03.02.

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Изучить строение и функции органоидов клетки.

Изучить строение органоидов клетки, классифицировав их на немембранные, одномембранные, двумембранные.

Пояснить роль каждого органоида в жизнедеятельности клетки.

Сравнить митохондрии и хлоропласты.

Выяснить, какие органоиды свидетельствуют о единстве происхождения прокариот и эукариот.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Рис.

Раб.с сигн.к.

Интерактив.

§21

21

10.02.

Особенности клеток прокариот и эукариот.

Изучить особенности клеток прокариот и эукариот..

Рассмотреть признаки клеток прокариот и эукариот..

Выяснить, почему прокариоты, возникшие ранее других в процессе эволюции, широко распространены и в настоящее время. Побудить к размышлению о том, что натолкнуло ученых на мысль о симбиотическом и эндобионтном происхождении некоторых органоидов и эукариот.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

§21

22

17.02.

Клеточный цикл.

Изучить период индивидуальной жизни клеток.

Изучить фазы клеточного цикла.

Сформировать понятие об интерфазе и рассмотреть ее функции.

Выяснить, почему клеточный цикл начинается с деления и оканчивается им. Рассмотреть длительность жизни различных клеток.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Рис.

Раб.с сигн.к.

§22

23

24.02.

Деление клетки – митоз и мейоз.

Изучить митоз и мейоз.

Изучить четыре стадии деления ядра: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.

Сформировать знания о биологическом значении митоза. Составить схему редукционного деления.

Сформировать знания о биологическом значении мейоза.

Сравнить митоз и мейоз.

Показать роль кроссинговера.

Спроектировать события в клетке, если в ходе деления по каким-то причинам не осуществится анафаза.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Рис.

Практич.раб.

§23

24

03.03.

Л.Р.№ 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня».

Исследовать фазы митоза на микропрепарате.

Рассмотреть микропрепараты с делящимися клетками растения.

Определить, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

Определить соотношение делящихся и неделящихся клеток.

Научить описывать увиденную картину делящихся клеток по фазам митоза.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Рис.

Практич.раб.

Таб.3

25

17.03.

Структура и функции хромосом.

Охарактеризовать строение и функции хромосом.

Расширить знания о строении и функциях хромосом.

Ввести понятия: хроматин, хромонема, хроматида, центромера, гистоны.

Рассмотреть различные уровни компактизации хроматина в ядре.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Рис.

§24

26

31.03.

История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии.

Изучить историю развития цитологии.

Рассмотреть предпосылки появления цитологии.

Установить хронологию событий и открытий в области цитологии.

Изучить теорию Шванна и Шлейдена.

Сформулировать основные положения современной клеточной теории.

Донести мировоззренческий смысл доказательств происхождения сложной клетки эукариот.

Развивать коммуникативные компетенции, предоставив возможность учащимся обосновать, какая гипотеза и почему на их взгляд наиболее убедительная.  

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Реш.пробл.

§25, №3,4 с.162

27

07.04

Семинар. Гармония и целесообразность в живой природе.

Продолжить развитие коммуникативных компетенций уч-ся.

Формировать навыки работы с различными источниками информации, в том числе и в сети интернет.

Побуждать к самостоятельности и мышлению.

Через дискуссию прийти к выводу о том, что клетки можно считать своеобразными нотами, из которых великий композитор Жизнь творит гармонии.

Повторить и систематизировать знания по теме: «Клеточный уровень жизни».

Слушание

Реш.пробл.

Дискуссия

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

С.166-170

28

14.04

Контрольная работа № 2 «Клеточный уровень организации жизни».

Провести тематический контроль знаний.

Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Молекулярный уровень жизни (4)

29

21.04.

Молекулярный уровень жизни. Основные химические соединения живой материи.

Рассмотреть особенности молекулярного уровня жизни.

Выяснить, почему молекулярный уровень считают первичной основой  жизни. Сравнить структурные компоненты молекулярного и клеточного уровней.

Показать значение молекулярного уровня жизни.  Повторить химический состав клетки. Вспомнить важнейшие неорганические и органические вещества, образующие живую материю. Обосновать роль углеводов липидов и белков.

Слушание Письмо

Чтение

Сам.раб.

Сост.таб.

§27

§28

30

28.04

Структура и функции нуклеиновых кислот.

Углубить знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот.

Повторить строение нуклеотидов.

Сравнить структуры ДНК и РНК.

Расширить знания о функциях нуклеиновых кислот.

Рассмотреть процессы репликации и транскрипции.

Поупражняться в решении биохимических задач С5 на основе материалов ЕГЭ.

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Рис.

Реш.зад.

§29

31

05.05.

Процессы синтеза в живых клетках. Молекулярные процессы расщепления.

Рассмотреть процессы синтеза в живых клетках как часть метаболизма.

Изучить процессы, протекающие в световую и темновую фазы фотосинтеза. Показать биологическую роль фотосинтеза  в биосфере и круговороте веществ. Выяснить, какие условия и компоненты нужны для биосинтеза белка. Охарактеризовать свойства генетического кода.

Ввести понятия: матрица, терминатор, трансляция, кодон, антикодон, акцепторная часть,

Таблица

Мультимед.оборуд.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Сост.плана

Реш.пробл. Раб.с сигн.к.

Интерактив.

Реш.зад.

§30-

§32

32

12.05.

Химическое загрязнение окружающей среды. Семинар. Время экологической культуры.

Изучить глобальные экологические проблемы современности.

Продолжить развивать коммуникативные компетенции и навыки работы с различными источниками информации.

Пояснить, почему ценные для человека соединения явились причиной глобальной экологической проблемы.

Воспитывать экологическую культуру.

Организовать обсуждение проблемы экологической культуры в обществе.

 Обсудить главные факторы деградации окружающей среды и что ожидает человечество в будущем.

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD

Слушание

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Раб.интернет

§33

§34

Заключение (1)

33

19.05.

Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.

Обобщить знания о структурных уровнях организации жизни.

Повторить  основные уровни организации живой материи.

Показать специфику и уникальность биосистемы планеты Земля.

Воспитывать экологическую культуру.

Мультимед.оборуд.

Телевизор

СD

Слушание

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

§35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....