Рабочая программа по биологии в 11 классе
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования. В учебнике завершается начатое в 10 классе рассмотрение свойств живой материи на разных уровнях ее организации: организменном, клеточном и молекулярном.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа неделю. 34 учебных недель – 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования. В учебнике завершается начатое в 10 классе рассмотрение свойств живой материи на разных уровнях ее организации: организменном, клеточном и молекулярном.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа неделю. 34 учебных недель – 34 часа.
Программа направлена на:
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни: для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.
№ | Содержание (темы) | Количество Часов | Л/р |
Входной контроль знаний учащихся | 1 | ||
1 | Организменный уровень жизни | 15 | № 1 «Решение элементарных задач по генетике» |
2 | Клеточный уровень организации жизни | 12 | № 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня». |
3 | Молекулярный уровень жизни | 4 | |
4 | Заключение | 1 | |
Итого: | 33 |
№ | Дата предпол./фактич. | Тема | Цели | Задачи | Оборудование, ТСО. | Вид деятель- ности на уроке | Примеч | Д/з |
Организменный уровень жизни (15 ч.) | ||||||||
1 | 02.09. | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | Изучить особенности организменного уровня жизни и его роль в природе. | Дать понятие «организм», как структурного уровня организации живой материи. Показать значение уровня во всех микропопуляционных процессах исторического значения. Сформировать понятие о биотической среде жизни, биологическом круговороте и трансформации энергии в биогеоценозах. | Таблицы по общей биологии, научно-популярные книги и журналы | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | §1 | |
2 | 09.09. | Организм как биосистема. | Выяснить, почему любое живое существо является биосистемой. | Повторить и углубить знания о свойствах организма. Охарактеризовать организм как целостную саморегулирующуюся биосистему. Показать роль механизмов управления в существовании организма. Научить сравнивать между собой разные структурные уровни. | Таблица | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | §2 | |
3 | 16.09. | Входной контроль знаний | Провести диагностическую контрольную работу | Иметь представления о степени усвоения основного материала по биологии в 2010-2011уч. году. | пк | Чтение Отв. на вопр. Письмо | ||
4 | 23.09. | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | Углубить знания о процессах жизнедеятельности одноклеточных организмов. | Изучить свойства одноклеточных организмов, способы питания, движения, поведения. Сформировать знания о значении одноклеточных в природе и жизни человека. | Таблица Мультимед.оборуд. Телевизор СD | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Интерактив. | С.10-13 | |
5 | 30.09. | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Охарактеризовать процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Дать сравнительную характеристику одноклеточных и многоклеточных организмов. Ввести понятия: ассимиляция, диссимиляция, аэробный и анаэробный обмен веществ. Повторить системы жизнедеятельности животного организма. Выяснить, почему любой организм считается открытой биосистемой. | Таблица Мультимед.оборуд. Телевизор СD | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Дискуссия Интерактив. Раб.интернет | §3 | |
6 | 07.10. | Размножение организмов. | Обобщить и углубить знания о способах размножения организмов. | Показать значение процесса самовоспроизведения. Сравнить эволюционное значение бесполого и полового размножения. Охарактеризовать роль вторичных половых признаков в размножении организмов. Пояснить роль особи в эволюции органического мира, единицей которой считается популяция. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Тестир. | §4 | |
7 | 14.10. | Оплодотворение и его значение. | Обобщить и углубить знания о процессе оплодотворения. | Вспомнить способы оплодотворения: наружное, внутреннее, искусственное, двойное. Выяснить, в чем биологическое преимущество полового размножения организмов. Сравнить оплодотворение цветковых и голосеменных растений. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. | §5 | |
8 | 21.10. | Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез). | Расширить знания об онтогенезе. | Изучить этапы эмбрионального развития организмов. Рассмотреть закон зародышевого сходств Бэра. Сравнить эмбриональный и постэмбриональный этап онтогенеза. Охарактеризовать особенности онтогенеза у рыб и бабочек. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Тестир. | §6 | |
9 | 28.10. | Изменчивость признаков организма. | Углубить знания учащихся об изменчивости. | Изучить формы изменчивости. Охарактеризовать действие наследственности и изменчивости в передаче свойств у организмов. Показать значение работ Г.Менделя. Изучить основные положения хромосомной теории наследственности. Повторить генетическую терминологию. | Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. | §7§8 | |
10 | 11.11. | Л.р. №1 «Решение элементарных задач по генетике» | Отработать умение решать задачи на разные типы скрещивания. | Отработать умение решать задачи на дигибридное скрещивание. Показать значение приобретенных знаний в практической деятельности. Научить объяснять цитологические основы проявления законов Менделя, анализирующего скрещивания. Выяснить причины отклонения от статистических закономерностей. | Сборник задач | Слушание Письмо Чтение Реш.задач Раб.с сигн.к. | ||
11 | 18.11. | Царство Вирусы: разнообразие и значение. | Изучить строение, свойства разнообразие и значение вирусов. | Изучить историю открытия, строение, свойства вирусов. Выяснить, является ли вирус живым организмом? Охарактеризовать процесс размножения вирусов. Показать уникальность вирусов. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Сам.раб. Рис. Интерактив. | С.83-89, №4 | |
12 | 25.11. | Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. | Изучить вирусы как возбудителей заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов. | Познакомить с достижениями и проблемами вирусологии. Вспомнить историю эпидемий и пандемий на планете. Изучить строение и значение вируса оспы, герпеса, паротита, гриппа, табачной мозаики. полиомиелита. Организовать диспут на тему: «Почему СПИД считают социальной проблемой?». Побудить к размышлению о том, почему вирусы называют паразитами генетического уровня. | Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Раб.интернет Реш.пробл. | §17 | |
13 | 02.12 | Повторительно-обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать знания уч-ся. | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Организменный уровень жизни». Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся. | Таблицы по теме Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | ||
14 | 09.12. | Подготовка к контрольной работе. | Разъяснить вопросы контрольной работы. | Повторить ключевые вопросы и основные понятия главы «Организменный уровень жизни». Поупражняться в решении тестов разного уровня сложности. | Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | ||
15 | 16.12. | Контрольная работа № 1 на тему: «Организменный уровень жизни». | Провести тематический контроль знаний. | Провести тематический контроль знаний. | Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | |||
16 | 23.12. | Работа над ошибками. | ||||||
Клеточный уровень организации жизни (12) | ||||||||
17 | 13.01. | Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе. | Охарактеризовать клеточный уровень жизни. | Показать отличия клеточного уровня организации живой материи от организменного. Выяснить значение клеточного уровня живой материи. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | §18 | |
18 | 20.01. | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | Изучить основные этапы эволюции клеточной формы жизни. Обобщить и углубить знания о многообразии клеток. | Проследить важнейшие события в эволюции жизни на ранних ее этапах. Выяснить, как шло усложнение клетки. Выяснить, почему прокариоты не дали в процессе эволюции высокоразвитых организмов. Сформировать знания о том, как в процессе эволюции эукариоты приобрели разные типы клеток. Установить отличия растительной клетки от животной. | Мультимед.оборуд. Телевизор СD Таблица | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Реш.пробл. | §19 | |
19 | 27.01. | Строение клетки. | Обобщить и углубить знания о строении клетки. | Повторить основные части клеток. Рассмотреть жидкостно-мозаичную модель строения поверхностного слоя эукариотической клетки. Ввести понятия: гиалоплазма (матрикс), кариоплазма. Изучить строение и функции ядра, цитоплазмы. Привести доказательства того, что клетка – это элементарная живая система. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Рис. Раб.с сигн.к. Интерактив. | §20 | |
20 | 03.02. | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. | Изучить строение и функции органоидов клетки. | Изучить строение органоидов клетки, классифицировав их на немембранные, одномембранные, двумембранные. Пояснить роль каждого органоида в жизнедеятельности клетки. Сравнить митохондрии и хлоропласты. Выяснить, какие органоиды свидетельствуют о единстве происхождения прокариот и эукариот. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Рис. Раб.с сигн.к. Интерактив. | §21 | |
21 | 10.02. | Особенности клеток прокариот и эукариот. | Изучить особенности клеток прокариот и эукариот.. | Рассмотреть признаки клеток прокариот и эукариот.. Выяснить, почему прокариоты, возникшие ранее других в процессе эволюции, широко распространены и в настоящее время. Побудить к размышлению о том, что натолкнуло ученых на мысль о симбиотическом и эндобионтном происхождении некоторых органоидов и эукариот. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. | §21 | |
22 | 17.02. | Клеточный цикл. | Изучить период индивидуальной жизни клеток. | Изучить фазы клеточного цикла. Сформировать понятие об интерфазе и рассмотреть ее функции. Выяснить, почему клеточный цикл начинается с деления и оканчивается им. Рассмотреть длительность жизни различных клеток. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Рис. Раб.с сигн.к. | §22 | |
23 | 24.02. | Деление клетки – митоз и мейоз. | Изучить митоз и мейоз. | Изучить четыре стадии деления ядра: профазу, метафазу, анафазу, телофазу. Сформировать знания о биологическом значении митоза. Составить схему редукционного деления. Сформировать знания о биологическом значении мейоза. Сравнить митоз и мейоз. Показать роль кроссинговера. Спроектировать события в клетке, если в ходе деления по каким-то причинам не осуществится анафаза. | Таблица Мультимед.оборуд. Телевизор СD | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Рис. Практич.раб. | §23 | |
24 | 03.03. | Л.Р.№ 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня». | Исследовать фазы митоза на микропрепарате. | Рассмотреть микропрепараты с делящимися клетками растения. Определить, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате. Определить соотношение делящихся и неделящихся клеток. Научить описывать увиденную картину делящихся клеток по фазам митоза. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Рис. Практич.раб. | Таб.3 | |
25 | 17.03. | Структура и функции хромосом. | Охарактеризовать строение и функции хромосом. | Расширить знания о строении и функциях хромосом. Ввести понятия: хроматин, хромонема, хроматида, центромера, гистоны. Рассмотреть различные уровни компактизации хроматина в ядре. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Рис. | §24 | |
26 | 31.03. | История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. | Изучить историю развития цитологии. | Рассмотреть предпосылки появления цитологии. Установить хронологию событий и открытий в области цитологии. Изучить теорию Шванна и Шлейдена. Сформулировать основные положения современной клеточной теории. Донести мировоззренческий смысл доказательств происхождения сложной клетки эукариот. Развивать коммуникативные компетенции, предоставив возможность учащимся обосновать, какая гипотеза и почему на их взгляд наиболее убедительная. | Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Реш.пробл. | §25, №3,4 с.162 | |
27 | 07.04 | Семинар. Гармония и целесообразность в живой природе. | Продолжить развитие коммуникативных компетенций уч-ся. | Формировать навыки работы с различными источниками информации, в том числе и в сети интернет. Побуждать к самостоятельности и мышлению. Через дискуссию прийти к выводу о том, что клетки можно считать своеобразными нотами, из которых великий композитор Жизнь творит гармонии. Повторить и систематизировать знания по теме: «Клеточный уровень жизни». | Слушание Реш.пробл. Дискуссия Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. | С.166-170 | ||
28 | 14.04 | Контрольная работа № 2 «Клеточный уровень организации жизни». | Провести тематический контроль знаний. | Письмо Чтение Отв. на вопр. | ||||
Молекулярный уровень жизни (4) | ||||||||
29 | 21.04. | Молекулярный уровень жизни. Основные химические соединения живой материи. | Рассмотреть особенности молекулярного уровня жизни. | Выяснить, почему молекулярный уровень считают первичной основой жизни. Сравнить структурные компоненты молекулярного и клеточного уровней. Показать значение молекулярного уровня жизни. Повторить химический состав клетки. Вспомнить важнейшие неорганические и органические вещества, образующие живую материю. Обосновать роль углеводов липидов и белков. | Слушание Письмо Чтение Сам.раб. Сост.таб. | §27 §28 | ||
30 | 28.04 | Структура и функции нуклеиновых кислот. | Углубить знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот. | Повторить строение нуклеотидов. Сравнить структуры ДНК и РНК. Расширить знания о функциях нуклеиновых кислот. Рассмотреть процессы репликации и транскрипции. Поупражняться в решении биохимических задач С5 на основе материалов ЕГЭ. | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Рис. Реш.зад. | §29 | |
31 | 05.05. | Процессы синтеза в живых клетках. Молекулярные процессы расщепления. | Рассмотреть процессы синтеза в живых клетках как часть метаболизма. | Изучить процессы, протекающие в световую и темновую фазы фотосинтеза. Показать биологическую роль фотосинтеза в биосфере и круговороте веществ. Выяснить, какие условия и компоненты нужны для биосинтеза белка. Охарактеризовать свойства генетического кода. Ввести понятия: матрица, терминатор, трансляция, кодон, антикодон, акцепторная часть, | Таблица Мультимед.оборуд. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Сост.плана Реш.пробл. Раб.с сигн.к. Интерактив. Реш.зад. | §30- §32 | |
32 | 12.05. | Химическое загрязнение окружающей среды. Семинар. Время экологической культуры. | Изучить глобальные экологические проблемы современности. | Продолжить развивать коммуникативные компетенции и навыки работы с различными источниками информации. Пояснить, почему ценные для человека соединения явились причиной глобальной экологической проблемы. Воспитывать экологическую культуру. Организовать обсуждение проблемы экологической культуры в обществе. Обсудить главные факторы деградации окружающей среды и что ожидает человечество в будущем. | Мультимед.оборуд. Телевизор СD | Слушание Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. Раб.интернет | §33 §34 | |
Заключение (1) | ||||||||
33 | 19.05. | Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. | Обобщить знания о структурных уровнях организации жизни. | Повторить основные уровни организации живой материи. Показать специфику и уникальность биосистемы планеты Земля. Воспитывать экологическую культуру. | Мультимед.оборуд. Телевизор СD | Слушание Отв. на вопр. Реш.пробл. | §35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....