Рабочая программа по биологии в 10 классе
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина ; под ред. проф. И.Н.Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012-13_programma_biologiya_10_kl_ponomarev_2ch.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина ; под ред. проф. И.Н.Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов. По учебному плану 70 часов, а по календарно-тематическому 69 ч., так как один урок приходится на праздничный выходной день 8 марта.
Программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни: для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников 10 класса по биологии, с учетом регионального компонента и особенностями школы. Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки.
В содержании программы определены системообразующие ведущие идеи:
- разноуровневая организация жизни;
- эволюция;
- взаимосвязь в биологических системах строения и функций организма;
- многообразие и классификация живых организмов;
- экологические закономерности.
В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы школы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.
Впервые в школьной практике свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях ее организации: биосферном, биогеоценотическом, популяционно-видовом, организменном, клеточном и молекулярном.
В курсе 10 класса представлены три уровня, начиная с высшего: биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой. Изложение основ различных биологических наук осуществляется в интегрированном виде, что так же отражает новый подход к обучению биологии, способствуя обобщению ранее изученных знаний и пониманию биологического смысла общих закономерностей жизни.
Требования к уровню подготовки учеников
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
В зависимости от имеющегося оборудования, особенностей класса, с учетом местных условий можно вносить коррективы в планирование учебной деятельности.
РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.
№ | Содержание (темы) | Количество Часов | Л/р, экскурсии |
1 | Введение в курс общей биологии | 9 | |
2 | Биосферный уровень жизни | 18 | Э.№2 «Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу» |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни | 17 | Л.Р. №1 «Приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе» |
4 | Популяционно-видовой уровень организации жизни | 25 | Л.Р. №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов» Л.Р. №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» Э.№3 «Изучение популяционно-видового разнообразия родного края» |
ИТОГО 69 ч. |
По учебному плану 70 часов, а по календарно-тематическому 69 ч., так как один урок приходится
на праздничный выходной день 8 марта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Цели | Задачи | Оборудование, ТСО. | Вид деятель- ности на уроке | Примеч | Д/з |
Введение в курс общей биологии (9 ч.) | ||||||||
1 | 04.09. | Введение в курс общей биологии | Ознакомить уч-ся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета | Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный, абстрактный характер. Убедить учащихся в необходимости знаний общебиологических закономерностей. | Таблицы по общей биологии, научно-популярные книги и журналы | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | ||
2 | 07.09. | Входной контроль знаний | Провести диагностическую контрольную работу | Иметь представления о степени усвоения основного материала по биологии в 2011-2012 уч. году. | пк | Письмо | ||
3 | 11.09. | Содержание и структура курса общей биологии. | Показать значение общей биологии как современной, комплексной науки. | Сформировать учебно-познавательные мотивы. Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в жизни человека. | Таблицы по общей биологии | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | §1 | |
4 | 14.09. | Основные свойства жизни. | Изучить основные свойства жизни | Раскрыть сущность жизни. Ввести понятие «биосистемы». Изучить основные свойства жизни. Показать специфичность взаимоотношений организмов со средой. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | §2 | |
5 | 18.09 | Уровни организации жизни. | Изучить уровни организации жизни | Охарактеризовать уровни организации живого и показать их тесную взаимосвязь. Конкретизировать примерами уровни. Сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Сам.раб. | §3 | |
6 | 21.09. | Значение практической биологии. | Показать значение практической биологии | Дать краткую характеристику истории биологии. Познакомить с достижениями современной биологии. Ввести понятия «биотехнология», «бионика». Показать взаимосвязь науки и практики. | Таб. ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. | §4 | |
7 | 25.09. | Методы биологических исследований. | Познакомить с традиционными методами в биологии | Показать роль наблюдения, сравнения, описания и эксперимента в изучении природы. Разъяснить суть моделирования и мониторинга. Научить применять методы биологических исследований. | ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. | §5 | |
8 | 28.09. | Семинар «Живой мир и культура». | Показать роль живой природы в развитии культуры | Доказать, что понятие «культура» родилось в процессе познания и преобразования живого мира и природы людьми. Выяснить, как отражается взаимодействие человека и природы в различных формах культуры. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Чтение Отв. на вопр. Дискуссия | §6 | |
9 | 02.10. | Обзор пройденного материала. | Обобщить и систематизировать знания уч-ся | Повторить основные понятия 1 главы. Провести тематический контроль знаний уч-ся. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Тестир. | |||
Биосферный уровень организации жизни (18ч.) | ||||||||
10 | 05.10. | Учение о биосфере. | Изложить основы учения о биосфере | Создать представления о биосфере на основе ее главных признаков. Сформировать знания о структуре, свойствах и границах биосферы. Познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере. | Таб. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб.
| §7 | |
11 | 09.10. | Биосфера – глобальная экологическая система. | Доказать, что биосфера – глобальная экологическая система. | Создать представления о биосфере, как глобальной экологической системе. Дать характеристику высшему уровню организации жизни. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. | ||
12 | 12.10. | Функции живого вещества в биосфере. | Изучить функции живого вещества в биосфере | Показать уникальность живого вещества. Сформировать знания о функциях живого вещества. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. | С.29-32 | |
13 | 16.10. | Происхождение живого вещества. | Изучить гипотезы о происхождении жизни | Ознакомить уч-ся с различными взглядами на происхождение жизни. Подготовить их к восприятию идеи абиогенного возникновения жизни в условиях древней Земли. Разъяснить этапы возникновения жизни. Продолжить углубление знаний уч-ся о проблеме возникновения жизни в связи с усовершенствованием методов исследования. Пояснить основное различие идей А.И.Опарина и Дж.Холдейна о происхождении жизни. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Раб.с сигн.к. Реш.пробл. | §8 | |
14 | 19.10. | Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. | Охарактеризовать физико-химические события, сопровождавшие развитие биосферы | Продолжить раскрытие эволюции взглядов ученых. Показать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. Сформировать знания о путях преобразования химических элементов на этапах образования планетных систем . Выяснить источники энергии, обусловившие эволюцию веществ. Познакомить с этапами химической эволюции. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. | С.37-42 | |
15 | 23.10. | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | Раскрыть место биологической эволюции в общем процессе развития материального мира | Показать роль прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле. Охарактеризовать формы наземной жизни. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Дискуссия | §9 | |
16 | 26.10. | Хронология развития жизни на Земле. | Систематизировать знания уч-ся | Проследить основные этапы развития жизни на Земле. Познакомить со шкалой геологического времени Земли. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Сам.раб. | С.47-51 | |
17 | 06.11. | Биосфера как глобальная экосистема. | Выяснить, почему биосферу называют биосистемой | Сформировать представление о биосфере, как глобальной экосистеме. Выяснить, что является движущей силой круговорота веществ и потока энергии на нашей планете. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр.
| §10 | |
18 | 09.11. | Круговорот веществ в природе. | Углубить знания о взаимосвязях живого и неживого | Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере. Сформировать знания о круговоротах воды, углерода, азота, серы, фосфора. | Таб. ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Рисование Сам.раб. | §11 | |
19 | 13.11. | Механизмы устойчивости биосферы. | Изучить основные механизмы устойчивости биосферы | Показать целостность биосферы с точки зрения исторически сложившейся открытой биологической системы. Выяснить причины устойчивости биосферы. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Раб.с сигн.к. Реш.пробл. | С.58-60 | |
20 | 16.11. | Человек как житель биосферы. | Изучить роль человека в биосфере | Ввести понятие о ноосфере. Изучить этапы воздействия человека на биосферу. Выяснить способы воздействия человека на биосферу. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. Дискуссия | §12 | ||
21 | 20.11. | «Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу». | В ходе экскурсии определить влияние хоз.деят.человека на биосферу | Развивать наблюдательность. Продолжить формирование умения мыслить глобально. Воспитывать экологически грамотного человека, любящего и охраняющего свой край. | Слушание Наблюдение Отв. на вопр. Реш.пробл. Дискуссия | Экскурсия №2 | ||
22 | 23.11. | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | Изучить особенности биосферного уровня | Показать особенности и значение биосферного уровня. Доказать, что основная стратегия жизни на биосферном уровне – это сохранение бесконечности жизни, многообразия форм живой материи и обеспечение динамической устойчивости биосферы. | Таб. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб.
| §13 | |
23 | 27.11. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | Разъяснить научную основу сохранения биосферы | Раскрыть антропогенный фактор в биосфере. Доказать, что только гармонические взаимоотношения между обществом и природой обеспечат их устойчивое развитие. Разъяснить задачи устойчивого развития. | Таб. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сам.раб.
| §14 | |
24 | 30.11. | Экологические факторы и их значение. | Изучить основные экологические факторы и их значение | Обобщить знания об абиотических, биотических и антропогенных факторах, показать их значение. | Таб. ЦОР | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Сост.таб. Сам.раб. | §15 | |
25 | 04.12. | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | Воспитание ответственного отношения к природе | Подвести учащихся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере. Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Письмо Чтение Отв. на вопр. Реш.пробл. Дискуссия | ||
26 | 07.12. | Обзор пройденного материала. | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме | Повторить структуру, свойства и границы биосферы. Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся. | Таб. | Слушание Отв. на вопр. Тестир. Дискуссия | ||
27 | 11.12. | Контрольная работа № 1 по теме «биосферный уровень жизни». | Провести тематический контроль знаний | Письмо Чтение Отв.на вопр. | ||||
Биогеоценотический уровень организации жизни ( 17 ч.) | ||||||||
28 | 14.12. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | Продолжить углубление понятия «биогеоценоз» | Изучить особенности биогеоценотического уровня жизни. Сравнить биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Реш.пробл. Тестир. Раб. в ЦОР Дискуссия | §16 | |
29 | 18.12 | Биогеоценозы родного края | Познакомиться с биогеоценозами Сусата | Слушание Отв.на вопр. Сам.раб. | Экск. | |||
30 | 21.12. | Биогеоценоз как биосистема и экосистема. | Познакомить с учением В.Н.Сукачева о биогеоценозах | Выявить свойства биогеоценоза. Познакомить с учением В.Н.Сукачева о биогеоценозах. Ввести понятие «экосистема». | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб. в ЦОР | §17 | |
31 | 25.12. | Строение и свойства биогеоценоза. | Изучить строение и свойства биогеоценоза | Выяснить, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе. Показать трофическую структуру биогеоценоза и пространственные связи в нем. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.схемы
| §18 | |
32 | 28.12. | Л.р.№1 «Приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе». | Изучить приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе | Сравнить приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни. Научить делать выводы о приспособленности разных растений к условиям жизни в лесу. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| Л.р.№1 | ||
33 | 11.01. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. | Изучить типы связей и зависимостей в биогеоценозе | Изучить многообразие связей в биогеоценозе. Разъяснить формирование приспособлений в процессе эволюции. Доказать, что разнообразие видов в биогеоценозе является важнейшим условием его устойчивости. Отрабатывать навыки описания видового разнообразия биогеоценозов. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб. в ЦОР | §19 | |
34 | 15.01. | Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах | Продолжить формирование знаний о проявлении биотических факторов среды | Сформировать умения различать и приводить примеры проявления взаимополезных, полезновредных, взаимовредных связей, комменсализма. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | С.91-95 | |
35 | 18.01. | Причины устойчивости биогеоценозов. | Изучить основные свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость | Объяснить, в чем ценность богатства видового состава в биогеоценозе. Выяснить, может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на конкретной территории. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Реш.пробл. Тестир. Раб. в ЦОР Дискуссия | §20 | ||
36 | 22.01. | Зарождение и смена биогеоценозов. | Изучить, как происходит зарождение и смена биогеоценозов | Углубить знания о биогеоценозах как целостных системах. Сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биогеоценозов. Изучить типы смен биогеоценозов Ввести понятия «первичная» и «вторичная» сукцессия, агробиоценоз. Научить моделировать процессы изменения в экосистеме. | видео | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Просмотр видео | §21 | |
37 | 25.01. | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. | Познакомить с динамическим характером функционирования биогеоценоза | Изучить циклические изменения биогеоценозов: суточные, сезонные, годичные. Изучить циклические многолетние изменения климата, обусловленные активностью Солнца. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | С.103-106 | ||
38 | 29.01. | Многообразие водных биогеоценозов. | Изучить типы и структуру водных экосистем | Ввести понятие «гидроценоз». Дать характеристику морским и пресноводным экосистемам. Охарактеризовать экологическое состояние водных экосистем. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб. в ЦОР | С.107-110 | |
39 | 01.02. | Многообразие биогеоценозов суши. | Изучить многообразие древесных и травянистых биогеоценозов | Познакомить с видовым разнообразием биогеоценозов суши. Дать характеристику тропическому лесу, лугу, степи и прериям. Дать характеристику агроэкосистемам. Сравнить природные и искусственные биогеоценозы. Выяснить причины неустойчивости агробиоценозов. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. См.видео | С.111-115 | |
40 | 05.02. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). | Познакомить с проблемой сохранения разнообразия биогеоценозов | Показать значение антропогенного влияния на биогеоценозы. Выяснить пути сохранения биогеоценозов. | Видео | Слушание Чтение Отв.на вопр. Сост.таб. Реш.пробл. | §22 | |
41 | 08.02. | Природопользование в истории человечества. | Изучить историю природопользования | Изучить этапы природопользования в истории человечества от появления человека до промышленного освоения природы. Выяснить, какой из этапов природопользования в наибольшей степени изменил свойства биосферы. Выяснить, почему человек так активно воздействует на природу. Обсудить личный вклад каждого ученика в дело сохранения окружающей родной природы. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Раб. в ЦОР | 118-122 | ||
42 | 12.02. | Экологические законы природопользования | Изучить экологические законы природопользования | Доказать справедливость слов Гете: «Мы постоянно на нее воздействуем, но власти над ней не имеем» Разъяснить смысл четырех исходных принципов, позволяющих установить гармоничные взаимоотношения человека и общества с природой. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Тестир. | §23 | ||
43 | 15.02. | Обзор пройденного материала | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме | Повторить структуру, свойства биогеоценозов. Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся. Воспитывать экологически грамотных граждан. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Дискуссия | С.126-127 | ||
44 | 19.02. | Тестовый контроль знаний по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни». | Провести тематический контроль знаний учащихся | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Тестир. | К.р.№2 | |||
Популяционно-видовой уровень организации жизни (25ч.) | ||||||||
45 | 22.02. | Вид, его критерии и структура. | Повторить и углубить знания о виде и его критериях | Расширить знания уч-ся о виде, как основной структурной единице в системе живых организмов. Дать современное представление о виде. Разъяснить критерии вида. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Раб. в ЦОР | §24 | |
46 | 26.02. | Л.р.№2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». | Сравнить морфологические признаки у разных видов | Отрабатывать навыки наблюдения, описания, сравнения, классификации. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Сам.раб. | Л.р.№2 | |
47 | 01.03. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. | Дать характеристику популяции | Расширить знания уч-ся о популяции, как компоненте биогеоценоза. Разъяснить, каким образом популяции участвуют в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценоза. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| §25 | |
48 | 05.03. | Популяция - структурная единица вида | Изучить типы популяций и дать им характеристику | Изучить структуру географической, экологической и элементарной популяции. Выяснить, какое значение для вида имеет популяционная форма его существования. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| С.136-139 | |
49 | 12.03. | Популяция как основная единица эволюции. | Изучить популяционные основы эволюции | Охарактеризовать понятия «генофонд» и «генотип». Выяснить, что произойдет с видом, если в одной из его популяций начался процесс микроэволюции Выяснить роль мутаций в эволюции. Закрепить знания о факторах эволюции. Разъяснить, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Тестир. | §26 | |
50 | 15.03. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | Изучить способы образования видов | Разъяснить суть аллопатрического и симпатрического видообразования. Познакомить с видами, вымершими по вине человека. Выяснить причины вымирания. Изучить виды, находящиеся под угрозой вымирания. Воспитывать неравнодушное отношение к природе. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. Раб. в ЦОР | §27 | |
51 | 19.03. | Система живых организмов на Земле. | Охарактеризовать роль систематики в науке биологии | Познакомить с первыми попытками систематизации биологических видов. Сформировать знания о современной системе организмов. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр.
| С.148-152 | ||
52 | 22.03. | Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества | Познакомить с проблемой сохранения биоразнообразия | Выяснить состояние биоразнообразия в России. Познакомить с законами Конституции РФ, направленными на сохранение многообразия видов. Сформировать представление об огромном государственном значении проблемы рационального природопользования. Подвести уч-ся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере. Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Реш.пробл. Раб. в ЦОР | С.152-156 | ||
53 | 02.04. | Этапы происхождения человека. | Изучить эволюцию приматов | Обеспечить усвоение уч-ся знаний о родстве человека с животными, сформировать умение доказывать это. Познакомить уч-ся со взглядами некоторых ученых на проблему происхождения человека. Определить место человека в системе животного мира. Сформировать представление учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания: от примитивных насекомоядных до стадии Человека умелого. Раскрыть движущие силы эволюции человека: биологические и социальные. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. Бюсты | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб.
| §28 | |
54 | 05.04. | Человек как уникальный вид живой природы. | Сформировать знания о человеке как существе биологическом и социальном | Выяснить, в чем проявляется уникальность вида Человек разумный. Продолжить формировать умение сравнивать человека на разных стадиях антропогенеза и с животными, объяснять причины сходства и различия. Выяснить, что лежит в основе формирования различных человеческих рас, раскрыть единство их происхождения. Познакомить с теориями моноцентризма и полицентризма. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сравнение | §29 | |
55 | 09.04. | История развития эволюционных идей. | Познакомить уч-ся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории | Заинтересовать уч-ся проблемой развития жизни на Земле, сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории. Выяснить, на каких научных основах строил Ч.Дарвин учение об эволюции. Раскрыть сущность основных положений теории Ч.Дарвина об эволюции. | ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл.
| §30 | |
56 | 12.04. | Естественный отбор и его формы | Сформировать знания о естественном отборе и его формах | Раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции. Изучить движущий и стабилизирующий отбор. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.граф. | С.169-171 | |
57 | 16.04. | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия | Раскрыть сущность идеи искусственного отбора | Ввести понятия: порода, сорт, штамм. Изучить принципы искусственного отбора. Сравнить естественный и искусственный отбор, показать роль каждого в природе и для человека. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | С.172-175 | |
58 | 19.04. | Современное учение об эволюции. | Дать представление о современном учении об эволюции | Выяснить отличия синтетической теории эволюции от эволюционной теории Дарвина. Изложить процессы эволюции на основе популяционной концепции видообразования и микроэволюции. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| §31 | |
59 | 23.04. | Результаты эволюции и ее основные закономерности. | Выяснить результаты эволюции и ее основные закономерности | Выяснить, какие процессы являются главным итогом эволюции. Пояснить сущность закона необратимости эволюции. Разъяснить понятия «эволюция» и «коэволюция». | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| §32 | |
60 | 26.04. | Основные направления эволюции. | Раскрыть основные направления эволюции | Сформировать знания о макроэволюции. Раскрыть основные направления эволюции. Показать эволюционную роль ароморфозов и идиоадаптаций .Конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса, ароморфоза, идиоадаптаций, дегенерации. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. Сост.таб. | §33 | |
61 | 30.04. | Л.р.№3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». | Ознакомиться с признаками ароморфоза у растений и животных | Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных. Закрепить умение выявлять ароморфозы у организмов. | Таб. гербарии | Слушание Чтение Письмо Сам.раб.
| Л.р.№3 | |
62 | 03.05. | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | Показать специфику популяционно-видового уровня жизни. | Выявить основные характеристики свойств популяционно-видового уровня живой материи. | Таб. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр.
| §34 | |
63 | 07.05. | Значение изучения популяций и видов. | Сформировать знания о необходимости изучения популяций и их видов | Показать значение диких видов растений и животных на нашей планете. Сформировать знания о необходимости изучения популяций и их видов для сохранения их генофонда и возможного использования в медицине, с/хозяйстве, технике, эстетических целей и т.д. | Таб. ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб.
| С.189-191 | |
64 | 10.05. | Генофонд и причины гибели видов. | Сформировать понятие о генофонде и причинах гибели видов | Выяснить основные причины снижения разнообразия видов. Продолжить формирование грамотного отношения и поведения в природе. | ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Раб. в ЦОР | С.192-197 | |
65 | 14.05. | Проблема сохранения видов | Показать актуальность проблемы сохранения видов | Изучить историю идеи о необходимости охраны видов. Побудить к размышлению о том, как будет выглядеть планета, и какие виды продолжат эволюцию на ней в условиях быстро изменяющихся условий среды обитания. | ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Раб. в ЦОР Дискуссия | С.197-199 | |
66 | 17.05. | Всемирная стратегия охраны природных видов. | Познакомить со всемирной стратегией охраны видов | Ввести понятия «редкие и исчезающие виды». История создания и цель создания Красной книги. Познакомить с редкими и исчезающими видами Ростовской области. Выяснить, какие виды охраняются в нашей местности. | ЦОР | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Раб. в ЦОР | ||
67 | 21.05. | Обзор пройденного материала по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме | Доказать, что популяция является формой существования вида и элементарной единицей эволюции. Повторить, как осуществляется видообразование и какие процессы совершаются на популяционно-видовом уровне организации жизни. Формировать коммуникативные компетенции, умение высказывать и отстаивать свое мнение. | Таб. | Слушание Отв.на вопр. Сам.раб. Дискуссия | §35 | |
68 | 24.05. | К.р. №2 по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни» | Провести тематический контроль знаний учащихся | Провести тематический контроль знаний учащихся | Чтение Письмо Отв.на вопр. Сам.раб. | |||
69 | 28.05. | Роль биологии в будущем | Обозначить проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе | Использовать знания общебиологических закономерностей, опыт наблюдений и жизненной практики учащихся для формирования убежденности в необходимости отказа от потребительского отношения к природе и ее компонентов. | ПК мультимед. оборуд. Презентац. | Слушание Чтение Отв.на вопр. Реш.пробл. Раб. в ЦОР Дискуссия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....