Урок биологии в 6 классе по теме: Стебель, его строение и функции.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

Урок с использованием образовательных структур Сингапура.

Цель: познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля.

 

Задачи: раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

 Развивать умение самостоятельно работать с текстом, дополнительной информацией, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие, экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stebel.docx59.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стебель, его строение и значение».

Цель: познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля.

Задачи: раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

 Развивать умение самостоятельно работать с текстом, дополнительной информацией, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие, экологическую культуру.

Материалы и оборудование: поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев,  клубни картофеля, ветка липы, корнеплод, таблица, презентация, микроскоп.

Ход урока.

1.  Организационный момент. (Приветствие класса).

         2.  Проверка домашнего задания.

Структура  ДЖОТ ТОТС (мысли на столе).

Каждый член команды берет 4 листочка бумаги.

На каждом листочке бумаги:

1.Придумайте одно слово, связанное с темой домашнего задания. (Лист, его строение и значение).

2.Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

3.Положите в центр стола лицевой стороной вверх.

4.Повторите шаги 1-3 ,пока вы не используете все листочки.

Предполагаемые слова: лист, устьица, газообмен,  кислород, дыхание, образование, органические,вещества,выделяется,удаляется,свет,темнота,испарение,листопад,

фотосинтез.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ.

1.Ученик под номером 1 берет все листочки с написанными на них словами.

2. Перемешивает их и выбирает произвольно 9 листочков.

3.Раскладывает эти листочки в центре стола в формате 3Х3.

Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).

          3.Объяснение нового материала.

 Выведение цели урока учениками:

- Ребята на протяжении нескольких уроков  мы изучаем органы растений.

 

-С какими органами растений вы познакомились?

 ( корень, побег, лист, семя)

- Что называется органом растения?

( Это  часть растения, выполняющая определенную функцию).

-Какой орган называется  побегом?

( Побег – это сложный орган  растения, состоящий из стебля, листьев и почек.)

-Ребята! С  каким органом побега мы  не знакомы?

( стеблем).

- Нам необходимо с ним познакомиться.

Поэтому тема нашего урока: « Стебель, его строение и значение»

Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди в команде).

На столах учащихся натуральные объекты (клубень картофеля,  ветка липы, корнеплод моркови). Во время выполнения данной структуры участники обдумывают ответ на вопрос: « Какие органы растений вы видите?», записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

 Учитель спрашивает ответы участников разных  команд.

- Стебли у разных растений бывают разнообразные: (учитель демонстрирует стебли комнатных растений).

У деревьев и кустарников, они какие? (одревесневшие), а у травянистых растений?

 ( травянистые)

Картинка проектируется на экран

- Ребята! Вспомните, какое строение имеет стебель (он состоит из узлов и междоузлий).

У некоторых растений междоузлия бывают - длинные и стебли называются удлиненные

( подсолнух), а если междоузлия короткие, то и стебель – укороченный (подорожник).

Объяснение учителя внутреннего строения стебля.

                                   Выполнение лабораторной работы.

1.Рассмотрите побег липы (бузина, дуб или черемуха), найдите на стебле узлы и междоузлия, найдите на коре чечевички, какова их функция? (газообмен)

2.Рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину, сердцевину. По каким признакам определили эти слои? Объяснение учителя

3.Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть, сломать. Вам удалось это сделать? О чем это говорит?

4. Потрогайте оголившуюся часть стебля.  Какова она на ощупь?  О чем это говорит? Как может расти стебель? В каких направлениях он может расти?

Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия. Они расположены между корой и древесиной. Камбий откладывается в основном в сторону древесины.  Образованная в течение одного года древесина образует годичное кольцо. По годичным кольцам можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.

5. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза ветки липы. Схематично зарисуйте  в тетради то, что вы увидели  и подпишите все части стебля.

Какова связь между строением различных тканей стебля и его различных частей с выполняемыми ими функциями?

Просмотр видеофрагмента.

Какие сосуды находятся в древесине, какова их функция?

Какие сосуды находятся в лубе какова их функция?

 Ответы на вопросы учителя.

4.Закрепление пройденного материала

Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ

Обучающая структура , в которой ученики формируют внутренний и внешний круг и делятся своими мнениями с разными партнерами.

Как стебель растет в длину? ( за счет деления клеток конуса нарастания)

А за счет, какого слоя стебель растет в толщину? (за счет деления клеток камбия).

Какую роль играют чечевички?

Что вы узнали о внутреннем строении стебля?

Какие сосуды находятся в древесине, какова их функция.

Какие сосуды находятся в лубе какова их функция?

Из какой ткани образована сердцевина?

Чем стебель покрыт снаружи?

Какова роль камбия, из какой ткани он образован?

4.Закрепление пройденного материала

Какова связь между строением различных тканей стебля и его различных частей с выполняемыми ими функциями?

- Давайте еще раз повторим, какие функции выполняет стебель:

1. Опорную функцию. (  он является опорой для почек, цветов, листьев и плодов).

2.Проводящая ( проведение органических веществ по луду от листьев- нисходящий поток, проведение минеральных веществ по сосудам древесины- восходящий поток).

3. Зеленые стебли выполняют фотосинтезирующую функцию (образуют органические вещества)

4. Запасающую функцию  (отложение питательных веществ).

5.Функция главной оси и функция роста

 Структура РАУНД ТЭЙБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листочке.

5.Домашнее задание.  

                         

Изучить  параграф 10

*    Составить ребусы или головоломки по теме

*  Приготовить мини сообщения о растениях долгожителях.

  6. Рефлексия.

                                   

Что вы сегодня узнали на уроке?

Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вам понравился урок?

Сегодня вы все хорошо работали на уроке (выставление отметок с обоснованием).  

1.ДЖОТ-ТОТС

2.ТИК-ТЭК-ТОУ

3.- Ребята на протяжении нескольких уроков  мы изучаем органы растений.

 

-С какими органами растений вы познакомились? 

 ( корень, побег, лист, семя)

- Что называется органом растения?

( Это  часть растения, выполняющая определенную функцию).

-Какой орган называется  побегом?

( Побег – это сложный орган  растения, состоящий из стебля, листьев и почек.)

-Ребята! С  каким органом побега мы  не знакомы?

( стеблем).

- Нам необходимо с ним познакомиться.

Поэтому тема нашего урока: « Стебель, его строение и значение»

4.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН.

5.Стебель это главная ось побега.      Из чего он образован?

Прочитать первый абзац стр.54. Ответить на вопрос.

В зависимости от степени вытянутости междоузлий какие виды стеблей различают?

6. - Стебли у разных растений бывают разнообразные: (учитель демонстрирует стебли комнатных растений).

У деревьев и кустарников, они какие? (одревесневшие), а у травянистых растений?

 ( травянистые)

Картинка проектируется на экран.

                                  Выполнение лабораторной работы.

7 .Рассмотрите побег , найдите на стебле узлы и междоузлия, найдите на коре чечевички, какова их функция? (газообмен)

8. Рассмотрите срез. Найдите  кору, древесину, сердцевину.

9.Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть, сломать. Вам удалось это сделать? О чем это говорит?

 КОРА:  корка (кожица)

               пробка

               луб

ДРЕВЕСИНА: сосуды, трахеиды, древесные волокна.

10.Просмотр видеофрагмента. Отвечают на вопросы.

11. Сердцевина.

Рассматривание микропрепарата с помощью электронного микроскопа.

Зарисовать в тетради схематично внутреннее строение стебля.

12. Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ.

Какую роль играют чечевички?

Что вы узнали о внутреннем строении стебля?

Какие сосуды находятся в древесине, какова их функция.

Какие сосуды находятся в лубе какова их функция?

Из какой ткани образована сердцевина?

Чем стебель покрыт снаружи?

КАМБИЙ. На поверхности древесины. Какая ткань?

Годичное кольцо- это прирост древесины в толщину, произошедший за 1 вегетационный период.

Как стебель растет в высоту?

13. Какова связь между строением различных тканей стебля и его различных частей с выполняемыми ими функциями?

- Давайте еще раз повторим, какие функции выполняет стебель:

1. Опорную функцию. (  он является опорой для почек, цветов, листьев и плодов).

2.Проводящая ( проведение органических веществ по луду от листьев- нисходящий поток, проведение минеральных веществ по сосудам древесины- восходящий поток).

3. Зеленые стебли выполняют фотосинтезирующую функцию (образуют органические вещества)

4. Запасающую функцию  (отложение питательных веществ).

5.Функция главной оси и функция роста

14.

Структура РАУНД ТЭЙБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листочке. Написать функции стебля.

15. 5.Домашнее задание.  

                         

*    Изучить  параграф 10

*    Составить ребусы или головоломки по теме

*    Приготовить мини сообщения о растениях долгожителях.

  6. Рефлексия.

                                   

Что вы сегодня узнали на уроке?

Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вам понравился урок?

Сегодня вы все хорошо работали на уроке (выставление отметок с обоснованием).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции

Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”.  Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем....

урок биологии 6 класс "Корень, лист, стебель - что важнее?"

Исследование строения стебля, передвижение веществ, сравнение строения  и функции тканей вегетативных органов растения....

урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"

презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....

открытый урок в 6 классе на тему: «Цветок, его строение и функции»

Урок "Цветок его строениеи функции" в 6 классе поведен в рамках недели биологии в школе...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...

Презентация к уроку биологии, 8 класс по теме "Строение легких"

Презентация к уроку биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях", 8 класс....