урок биологии 6 класс "Корень, лист, стебель - что важнее?"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Исследование строения стебля, передвижение веществ, сравнение строения  и функции тканей вегетативных органов растения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект45 КБ
Microsoft Office document icon рабочий лист60.5 КБ
Microsoft Office document icon приложение736 КБ
Office presentation icon презентация 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Корень, лист, стебель - кто из них важнее?»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысление блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)

Урок сотрудничества и экспериментов учащихся.

Цели по содержанию:

Образовательная: 

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися сущности передвижения веществ по органам растительного организма (корню, стеблю и листу);
  • конкретизировать и обобщить информацию о строении и назначении корня и побега
  • образовывать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.

Развивающая: 

  • продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы “знаю, хочу знать, узнал”.

Воспитательная: 

  • создать условия для увлечённого учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы обучения: частично – поисковый, продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая деятельность

 прием взаимодействия – дискуссия.

Девиз урока:

                       Необходимо умение не только овладеть информацией,

                      но и критически ее оценить, осмыслить,   применить.      Слайд 1.

 Оборудование: «поперечный срез стебля», «поперечный срез листа» (по 2 объекта). Спилы деревьев, гербарий: двудольные и однодольные растения (6 штук), разнообразные листья (6 штук), (за 2 недели  опыт передвижению окрашенной жидкости, опыт по испарению воды листьями). Рабочие листы, карточки с названием группы.

Класс делится на четыре  группы:

1 группа - «Корень»,

2 группа – «Стебель»,                            возглавляет каждую лабораторию заведующий

3 группа – «Лист».

4 группа - «Исследователи»

Ведется лабораторный журнал, в котором фиксируются записи, отчет в конце урока

предоставляется  каждым  заведующим, показывают свои наблюдения всему классу и отвечают на появившиеся вопросы других сотрудников.

Вызов:

Как вы думаете, без какого органа растение может обойтись?   Слайд 2

 

Рисунки:

1.  Цветы в вазе или букет срезанных цветов

2.  Черенок, отрезанный от розы для размножения (?)

3.  Корни георгина, или морковь.

Слайд 3. тема занятия ««Корень, стебель, лист - кто из них важнее?»

Оформление лабораторного журнала: вводное слово учителя.

Задания каждой лаборатории на рабочих листах (приложение1).

Мини-конференция  среди участников лабораторных исследований

 Зачитывают задания и дают ответ. (Опыт и вывод).

Остальные участники заполняют свои графы.

Возвращаемся к начальному вопросу:

 Корень, стебель, лист - кто из них важнее?»

 Слайд 4 .

 Вывод: Все органы растения близко связаны между собой:

жизнедеятельность каждого органа находится в

 непосредственной зависимости от жизнедеятельности

других органов, организм  является единым целым.

Повреждение любой части организма: листа, стебля,

корня,  может   привести к гибели растения.

Все органы одинаково  важны для растения.

Слайд 5. Синквейн по теме.

Подведение итогов урока.

 Оценки –  выступающим на мини- конференции.

    д/з на доске п.26  р.т. №88

Приложение 1.

  1 группа

 Задание 1. «Корень»

Из 6 гербарных образцов выбираются и раскладываются две стопки растений, которые имеют мочковатую  корневую систему и стержневую корневую систему. Нужно дать им характеристику и объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными (вспомните признаки класса).

Задание 2.

Необходимо рассмотреть микропрепарат поперечного  среза корня и рассказать, какие  ткани и клетки образуют корень (ткань, виды тканей).

 Задание 3.

 Какими средствами можно доказать, то корни поглощают воду из почвы?

 Задание 4.

-Рассмотрите рисунок.  Какие зоны корня обозначены с помощью цифр 1-6? Какие функции осуществляет каждая из зон?

  Задание 5.

Сделайте вывод о значении корня в жизни растений?

2 группа.

Задание 1. «Стебель».

Рассмотрите  микропрепарат поперечного среза стебля и объясните, какие клетки и ткани входят в состав стебля.

Задание  2.  

Рассмотрите поперечный спил древесного стебля. Ответьте на вопросы:

Сколько лет данному растению?  Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина  годичных колец? Если нет, то почему?

Задание 3.

Опишите опыт, который доказывает, что вода с минеральными веществами двигается по древесине.

Ответьте на вопрос: Отчего вода поднимается вверх по сосудам стебля?

Задание 4.

Сделайте вывод о значении стебля в жизни растений?

Группа 3.  «Лист»

1. Из шести представленных гербарных образцов листьев нужно выбрать и разложить растения, которые имеют сетчатое, дуговое или параллельное жилкование листа. Какие из данных растений являются однодольными и двудольными растениями? (признаки класса).

2. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и ответьте на вопрос, какие  

   клетки образуют лист?  (ткани листа).

3. Каким экспериментом можно доказать, что  для получения крахмала в листьях нужен свет?

 4. Сделайте вывод о значении листа в жизни растений?

Группа 4. «

1. Почему в морозные, бесснежные зимы случается гибель плодовых деревьев?

 Ответ:

-повреждение корня, прекращается минеральное питание растения (всасывание воды и растворенных минеральных веществ);

 - повреждение коры, прекращается передвижение органических веществ.

 

 2. Весной в березовых рощах идет активный сбор березового сока. Какой вред может    

     принести  растениям сбор сока, и какие правила  сбора необходимо соблюдать?

Ответ:

- внушительные повреждения деревьев становятся причиной потери сока; через повреждения осуществляется доступ насекомым вредителям и грибам в ткани растения, в результате  чего растения может погибнуть.

Правила сбора сока:

1. незначительные надрезы коры и древесины;

2. после завершения сбора надрезы затирают садовым варом, глиной и краской.

3. Почему укроп, салат, шпинат и щавель для употребления нужно срывать не утром, а  в конце дня?

  Ответ:

В пищу употребляются листья этих растений. Питательные вещества образуются  во время фотосинтеза в течение дня.  К вечеру они накапливаются в листьях и пока не успевают поступить в другие органы растений.

4. Каким экспериментом можно доказать движение веществ из корня в стебель, из стебля    

    в лист?  Покажите на примере подготовленного опыта, объясните процессы  

   происходящие в органах  растений.



Предварительный просмотр:

знаю

хочу узнать

 узнал

Лист 

Функции:

1. фотосинтез.

2. газообмен.

3.испарение

 (транспирация).

Строение

Основная ткань

(мякоть листа):

Столбчатая ткань

Губчатая ткань

Жилка листа

-проводящие пучки

-ситовидные трубки

-волокна

стебель

Функции:

1.проводит питательные вещества.

2. выносит листья к свету.

3.вегетативный орган размножения.

4.запасает питательные вещества.

Стебли травянистые и деревянистые.

Прямостоячие,вьющиеся, лазающие, ползучие.

1.  какие   клетки образуют лист?  (ткани листа).

2.Какие из данных растений являются однодольными и двудольными растениями?

4.Значение листа в жизни растений?

1. какими тканями образованы  зоны стебля.

2. Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина  годичных колец? Если нет, то почему?

4. значение стебля в жизни растений.

Каким экспериментом можно доказать движение веществ из корня в стебель, из стебля   в лист?  Покажите на примере подготовленного опыта, объясните процессы,  происходящие в органах  растений.

1.

2. признаки класса:

Однодольные

двудольные

4. значение листа

1.

2.

3.

4.

 Вывод по эксперименту:

Ответ на вопрос: корень, лист, стебель - кто из них важнее?

Вывод:

знаю

хочу узнать

 узнал

корень 

Функции:

1.удерживает надземную часть растения.

2.поглощает воду и минеральные вещества.

3.запасает питательные вещества.

4.вегетативный орган размножения.

Строение и

зоны молодого корня

-Корневой чехлик,

-зона деления,

- зона роста,

-зона всасывания,

-зона проведения.

Лист 

Функции:

1. фотосинтез.

2. газообмен.

3.испарение

 (транспирация).

Строение

Основная ткань

(мякоть листа):

Столбчатая ткань

Губчатая ткань

Жилка листа

-проводящие пучки

-ситовидные трубки

-волокна

1.какие  ткани и клетки образуют корень (ткань, виды тканей).

2.объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными (вспомните признаки класса).

3. Какими средствами можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

4. Сделайте вывод о значении корня в жизни растений.

1.  какие   клетки образуют лист?  (ткани листа).

2.Какие из данных растений являются однодольными и двудольными растениями?

4.Значение листа в жизни растений?

Каким экспериментом можно доказать движение веществ из корня в стебель, из стебля   в лист?  Покажите на примере подготовленного опыта, объясните процессы,  происходящие в органах  растений.

1.

2. признаки класса:

Однодольных

двудольных

3.

4. значение корня

1.

2. признаки класса:

Однодольные

двудольные

4.

Вывод по эксперименту:

Ответ на вопрос: корень, лист, стебель - кто из них важнее?

Вывод:

знаю

хочу узнать

 узнал

корень 

Функции:

1.удерживает надземную часть растения.

2.поглощает воду и минеральные вещества.

3.запасает питательные вещества.

4.вегетативный орган размножения.

Строение и

зоны молодого корня

-Корневой чехлик,

-зона деления,

- зона роста,

-зона всасывания,

-зона проведения.

стебель

Функции:

1.проводит питательные вещества.

2. выносит листья к свету.

3.вегетативный орган размножения.

4.запасает питательные вещества.

Стебли травянистые и деревянистые.

Прямостоячие,

вьющиеся, лазающие, ползучие.

1.какие  ткани и клетки образуют корень (ткань, виды тканей).

2.объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными (вспомните признаки класса).

3. Какими средствами можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

4. Сделайте вывод о значении корня в жизни растений.

1. какими тканями образованы  зоны стебля.

2. Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина  годичных колец? Если нет, то почему?

4. значение стебля в жизни растений.

Каким экспериментом можно доказать движение веществ из корня в стебель, из стебля   в лист?  Покажите на примере подготовленного опыта, объясните процессы,  происходящие в органах  растений.

1.

2. признаки класса:

Однодольных

двудольных

3.

4. значение корня

1.

2.

3.

4.

 Вывод по эксперименту:

Ответ на вопрос: корень, лист, стебель - кто из них важнее?

Вывод:

корень 

Функции:

1.удерживает 2.поглощает

3.запасает 4.вегетативный орган

Строение и

зоны молодого корня

-Корневой чехлик,

-зона деления,

- зона роста,

-зона всасывания,

-зона проведения

Лист

Функции:

1. фотосинтез.

2. газообмен.

3.испарение

 (транспирация).

Строение

Основная ткань

(мякоть листа):

Столбчатая ткань

Губчатая ткань

Жилка листа

-проводящие пучки

-ситовидные трубки

-волокна

стебель

Функции:

1.проводит питательные вещества.

2. выносит листья к свету.

3.вегетативный орган

4.запасает

Стебли травянистые и деревянистые.

Прямостоячие,

вьющиеся, лазающие, ползучие.

1.какие  ткани и клетки образуют корень (ткань, виды тканей).

2.объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными (вспомните признаки класса).

3. Какими средствами можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

4. Сделайте вывод о значении корня в жизни растений.

1.  какие   клетки образуют лист?  (ткани листа).

2.Какие из данных растений являются однодольными и двудольными растениями?

4.Значение листа в жизни растений

1. какими тканями образованы  зоны стебля.

2. Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина  годичных колец? Если нет, то почему?

4. значение стебля в жизни растений.

1.

2. признаки класса:

Однодольных

двудольных

3.

4. значение корня

1.

2. признаки класса:

Однодольные

двудольные

4.

1.

2.

3.

4.

Вывод:



Предварительный просмотр:

знаю

хочу узнать

 узнал

1. «Корень»

Функции:

1.удерживает надземную часть растения.

2. поглощает воду и минеральные вещества.

3.запасает питательные вещества.

4. вегетативный орган размножения.

5.осуществляет симбиотическую связь с микроорганизмами и грибами.

Строение и зоны молодого корня

-Корневой чехлик,

-зона деления,

- зона роста,

-зона всасывания,

-зона проведения.

1. Необходимо рассмотреть микропрепарат поперечного  среза корня и рассказать, какие  ткани и клетки образуют корень (ткань, виды тканей).

2. Из 6 гербарных образцов выбираются и раскладываются две стопки растений, которые имеют мочковатую  корневую систему и стержневую корневую систему. Нужно дать им характеристику и объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными (вспомните признаки класса).

3. Какими средствами можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

4. Сделайте вывод о значении корня в жизни растений.

1. подпишите зоны корня.

 

                                                                     Примеры растений                        класс

2.   Мочковатая  корневая система-                                  

      Стержневая  корневая  система-

3.

вывод

2. «Стебель»

Функции:

1.проводит питательные вещества.

2. выносит листья к свету.

3. вегетативный орган размножения.

4. запасает питательные вещества.

Стебли травянистые и деревянистые.

Прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие.

1.Рассмотрите  микропрепарат поперечного среза стебля и объясните, какими тканями образованы  зоны стебля.

2.Рассмотрите поперечный спил древесного стебля. Ответьте на вопросы:

Сколько лет данному растению?  Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина  годичных колец? Если нет, то почему?

3. Ответьте на вопрос: Благодаря какому процессу

вода с минеральными веществами поднимается   вверх? (в каком слое)

4. Сделайте вывод о значении стебля в жизни растений?

1. назовите  ткани и зоны стебля

Расположение слоев:             ткань                           функция

               1. кожица

                2. пробка

                3. луб

                4.камбий

                 5. древесина

                 6. Сердцевина

  2.  В стебле растения узкие годичные кольца образуются  в результате

Широкие годичные кольца в стебле растения  образуются  в результате

3.

Вывод:

3. «Лист»

Функции:

1. фотосинтез.

2. газообмен.

3.испарение (транспирация).

Строение

Основная ткань (мякоть листа):

Столбчатая ткань

Губчатая ткань

Жилка листа

- проводящие пучки

-ситовидные трубки

-волокна

1. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и ответьте на вопрос, какие  

   клетки образуют лист?  (ткани листа).

2. Из шести представленных  гербарных образцов листьев нужно выбрать и разложить растения, которые имеют сетчатое, дуговое или параллельное жилкование листа. Какие из данных растений являются однодольными и двудольными растениями?

3. Каким опытом можно доказать, что лист участвует в процессе транспирации?

4. Сделайте вывод о значении листа в жизни растений?

1. Подпишите основные части листа. Назовите,  из  каких тканей они образованы.

2.                                        Примеры растений                                  класс

Параллельное

Дуговое

Сетчатое

3.  Опишите опыт, зарисуйте схему.

Вывод:

4. «Исследователи»

Все органы в растении

Выполняют важные функции:

Корень:

1удерживает надземную часть растения.

2.поглощает воду и минеральные вещества.

3. запасает питательные вещества.

4. вегетативный орган размножения.

5. осуществляет симбиотическую связь с микроорганизмами и грибами.

Лист:

 1. фотосинтез.

2. газообмен.

3.испарение (транспирация).

Стебель:

1.проводит питательные вещества.

2. выносит листья к свету.

3. вегетативный орган размножения.

4.запасает питательные вещества.

1. Почему в морозные, бесснежные зимы случается гибель плодовых деревьев?

2. Весной в березовых рощах идет активный сбор березового сока. Какой вред может  принести растениям  сбор сока, и какие правила сбора необходимо соблюдать?

3. Почему укроп, салат, шпинат и щавель  для употребления в пищу  нужно срывать не утром, а в конце дня?

4..Каким экспериментом можно доказать движение веществ из корня в стебель, из стебля   в лист?  Покажите на примере подготовленного опыта, объясните процессы,  происходящие в органах  растений.

1. При ответе можно воспользоваться опорными словами (земля от низких температур растрескивается, в земле образуются глубокие трещины)

2. При ответе можно использовать опорные слова (при повреждении коры  нарушается защита).

3. Не расстраивайтесь, если не догадались, изучим позднее…

4.  Объясните,   что показывают стрелки на рисунке?

Стрелки  к корню-

Стрелки от корня-

Стрелки к листу-

Стрелки от листа-

Пунктирная линия вверх по стеблю-

Пунктирная линия вниз по стеблю-

Вывод:

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Слайд 2

Без какого органа растение может обойтись?

Слайд 3

" Корень, лист, стебель - кто из них важнее?"

Слайд 4

Все органы растения близко связаны между собой: жизнедеятельность каждого органа находится в непосредственной зависимости от жизнедеятельности других органов, организм является единым целым. Повреждение любой части организма: листа, стебля, корня, может привести к гибели растения. Все органы одинаково важны для растения.

Слайд 5

Стебель Травянистый, деревянистый. Проводит, выносит, запасает. Без него нельзя обойтись. Вегетативный орган растения. Лист Простой, сложный. Фотосинтезирует, испаряет, газообменивает. Без него нельзя обойтись. Вегетативный орган растения. Корень Главный, придаточный, боковой. Удерживает, проводит, запасает. Без него нельзя обойтись Вегетативный орган растения.

Слайд 6

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)

Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бак...

Открытый урок. 6 класс Побег:стебель,листья, почки.

Урок биологии в 6 классе.Линия учебников в рамках авторской программы Н.И. Сонина.А.А.Плешакова. Урок сопровождается презентацией....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля"

Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля" Учебник Т.С. Сухова. Т.А. Дмитриева...

Презентация к уроку биологии 6 класса "Стебель"

Данная презентация поможет более успешно организовать образовательный процесс на уроке биологии в 6 классе. В презентации освещены только основные, наиболее значимые части учебного материала, необходи...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...