Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
методическая разработка по биологии (6 класс)
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.
Задачи:
- Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
- Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
- Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа» ФГОС
Выполнена: учителем биологии Манджиевой Еленой Викторовной.
Место работы: МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ», Яшалтинского района, РК
Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 6 класс Бактерии, грибы, растения, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 6 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа
Предмет: Биология.
Класс: 6 класс.
Тема урока: Внешнее строение листа.
Лабораторная работа№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Оборудование: коллекции с листьями, гербарные экземпляры растений, микроскопы, готовые микропрепараты, живые комнатные растения, таблица: “Внешнее строение листа”, учебник В.В. Пасечник «Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения»; листы самоконтроля; листы ватмана и фломастеры для презентации, тесты, презентация к уроку, проектор.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемный с применением элементов метода проектов, лабораторная работа.
Форма работы: групповая.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.
Задачи:
- Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
- Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
- Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать внешнее строение листа;
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения внешнего и клеточного строения листа.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент. | Настрой учащихся на работу. | Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! - Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке. Слайд№1 Формирование групп (стратегия «Мозайка») | Приветствуют учителя. Желают удачи на уроке друг другу. Учащиеся формируют группы |
Актуализация имеющихся знаний Определение темы урока и постановка целей. | Получить представление о качестве усвоения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция. Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися решать проблемные ситуации | Выдает некоторым учащимся индивидуальные карточки на проверку знаний. Проводит проверку знаний. Учитель показывает видеоролик с отключенным звуком для того, чтобы выйти на тему урока. Продолжительность видеоролика 24с, поэтому не будет отвлекать внимание учащихся, а послужит сигналом для обсуждения темы урока. Слайд№2 Учащимся предлагается отгадать загадку и определить тему урока. Первый на ветке, глянь, зеленеет, Осенью жёлтый цвет он имеет, В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь, Эту загадку на нём ты прочтёшь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвёртый в Венгрии жил И пианистом известным он был. (Лист.)Слайд№3 Как Вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Слайд№4 - Что вы уже знаете по этой теме? - В течение 30с подберите слова на эту тему.... - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! - Обсудите в парах, какова будет цель нашего урока? Слайд№5 | Работаю по карточкам. Отвечают у доски. |
Отвечают на заданные вопросы. Ученики называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. | |||
Изучение нового материала. | Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности. | Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией. -Расположите предложенные изображения произвольным образом (как считаете нужным). -Почему Вы сделали такой выбор? -Как вы думаете, по каким признакам можно ещё сортировать изображения? - Расположите предложенные изображения в соответствии с требованиями (ресурсы 1,2,3) Слайд №6 Составьте кластер «Лист». Перед составлением кластера вырабатываются критерии по оцениванию полученной продукции. Слайд №7,8,9 Проводит инструктаж по выполнению заданий на ноутбуках. Организует работу на ноутбуках по 2-3 человека для выполнения интерактивных заданий. | Слушают рассказ учителя. Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками. Учащиеся работают в группах, получают новую информацию, составляют кластер. Группы объясняют свои кластеры. От каждой группы выбираются по одному лидеру. Они обсуждают кластеры и на основании критериев выставляют баллы за кластер. Учащиеся выполняют задания на ноутбуках
|
Закрепление изученного материала | Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний | Лабораторная работа№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» Слайд №10 Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут. Название растения лист жилкование листорасположение | Работают в группах, следуя инструктивной карте: работают с гербарным материалом, выполняют лабораторную работу. Обсуждают результаты в группе. Планируют ответ. Оформляют мини – проект на формате А4. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы. | Учитель предлагает написать одноминутное эссе. Конкретно: учащихся просят выполнить следующие два задания - написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа или хотели бы узнать. Учитель сразу же собирает работы для того чтобы использовать их при планировании следующего урока. Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке: - что вам понравилось? - что осталось непонятным? - как вы думаете, зачем нам знания о листе? Слайд №11 Слайд №12 | Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку. |
Домашнее задание | Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. | Дает пояснение по выполнению домашнего задания Учебник: ст. 34-36, ответить на вопросы 1-3 ст. 38 Р.т. з.24, ст.18 Слайд №13, 14 | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Ресурс 1. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.
Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.
С черешком
Без черешка
Почему …?
Как ты определил …?
Откуда ты это знаешь? ….
Ресурс 2. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.
Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.
Простые листья
Сложные листья
Почему …?
Как ты определил …?
Откуда ты это знаешь? ….
Ресурс 3. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.
Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.
Простые листья
Сложные листья
Почковидная
Стреловидная
Ромбовидная
Сердцевидная
Игольчатая
Непарноперистые
Парноперистые
Пальчатосложные
Тройчатосложные
Почему …?
Как ты определил …?
Откуда ты это знаешь? ….
Приложение 2
Инструктивная карта 1
Группа «Листья простые и сложные»
Цель: изучить строение простых и сложных листьев.
Задача: докажите, чем простые листья отличаются от сложных.
Алгоритм работы на уроке.
- Пользуясь учебником §6, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий
- лист простой - …
- лист сложный- …
- Зарисуйте в тетради простой и сложный лист, подпишите рисунки.
- Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
- Обсудите полученные результаты в группе.
- Оформите мини- проект и подготовьте рассказ по своей теме .
Инструктивная карта 2
Группа «Жилкование листьев»
Цель: изучить типы жилкования листьев.
Задача: выявите, какое жилкование может быть у листьев.
Алгоритм работы на уроке.
- Пользуясь учебником §6, дайте определение понятию жилки. Обсудите его в группе и запишите в тетрадь.
- Рассмотрите предложенные вам листья, рассмотрите рисунке в учебнике, ответьте на вопрос – Какие типы жилкования могут быть у листьев? Зарисуйте в тетради листья с разными типами жилкования.
- Обсудите результаты в группе.
- Оформите мини- проект и подготовьте рассказ по своей теме.
Приложение 3
Изучение нового материала.
1.Лист.
Беседа- А сейчас отгадайте еще 1 загадку
- Сидит зеленеет
- Лежит пожелтеет
- Упадет почернеет? ( лист)
Итак! Тема нашего урока- Внешнее строение листа( записываем тему на доске)
- Что вы хотели бы узнать по данной теме?
-Что мы уже знаем о листьях?
- А что нам еще нужно узнать о листе?
Древнегреческий ученый Теофраст,друг Аристотеля,задался вопросом: « Зачем растениям листья?,Неужели чтоб украшать пальмы?». Именно с Теофраста началось изучение листа.
Мы знаем, что корень - это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику - стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист - это часть побега, которая - образует органические вещества; - участвует в газообмене; - испаряет влагу.
2. Разнообразие листьев.
У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то...
*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.
*Викторию регию - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.
*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.
*У кактусов же листья превратились в колючки.
По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?
Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.
3.Внешнее строение листьев.
Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга. Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.
-Большая часть листьев имеет зелёную окраску. Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые. При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.
-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы "сидят" на стебле и называются сидячими.
-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.
Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.
4. Простые и сложные листья.
Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?
Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком. На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.
Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.
5. Жилкование листьев.
Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?
Жилки - это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:
-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.
-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.
Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.
Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Внешнее строение листа"
Презентация к уроку биологии в 6 классе...
Конспект урока в 7я классе по теме " Внешнее строение листа"
Тип урока: Урок-практикум, объяснение нового материала.Применяемые технологии обучения: развивающие и информационно-коммуникационныетехнологииЦель урока: познакомить учащихся с разно...
Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС
Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему «Внешнее строение листа»
При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему ...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме : "Внешнее строение листа"
Данная работа поможет учителю быстро и эффективно подготовиться к уроку. Содержит цели и задачи, планируемый результат, методы и технологии применяемые на уроке....