Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
методическая разработка по биологии (6 класс)

Елена Викторовна Манджиева

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.

Задачи:

  • Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
  • Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа» ФГОС

Выполнена: учителем биологии Манджиевой Еленой Викторовной.

Место работы: МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ», Яшалтинского района, РК

Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 6 класс Бактерии, грибы, растения, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 6 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа

Предмет: Биология.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Внешнее строение листа. 

Лабораторная работа№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Оборудование: коллекции с листьями, гербарные экземпляры растений, микроскопы, готовые микропрепараты,  живые комнатные растения, таблица: “Внешнее строение листа”, учебник В.В. Пасечник «Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения»; листы самоконтроля; листы ватмана и фломастеры для презентации, тесты, презентация к уроку, проектор.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный с применением элементов метода проектов,  лабораторная работа.

Форма работы: групповая.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей  к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.

Задачи:

  • Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
  • Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать внешнее строение листа;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Продолжить формирование умения определять критерии изучения внешнего и клеточного строения листа.
  • Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент.

Настрой учащихся на работу. 

Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке. Слайд№1

Формирование групп (стратегия «Мозайка»)

Приветствуют учителя. Желают удачи на уроке друг другу.

Учащиеся формируют группы

Актуализация  имеющихся знаний

Определение темы урока и постановка целей.

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция.

Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися решать проблемные ситуации

Выдает некоторым учащимся индивидуальные карточки на проверку знаний.

Проводит проверку знаний.

Учитель показывает видеоролик с отключенным звуком для того, чтобы выйти на тему урока. Продолжительность видеоролика 24с, поэтому не будет отвлекать внимание учащихся, а послужит сигналом для обсуждения темы урока. Слайд№2

Учащимся предлагается отгадать загадку и определить тему урока.

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью жёлтый цвет он имеет,

В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,

Эту загадку на нём ты прочтёшь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвёртый в Венгрии жил

И пианистом известным он был.

(Лист.)Слайд№3

 Как Вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Слайд№4

- Что вы уже знаете по этой теме?

- В течение 30с подберите слова на эту тему....

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

- Обсудите в парах, какова будет цель нашего урока? Слайд№5

Работаю по карточкам.

Отвечают у доски.

Отвечают на заданные вопросы.

Ученики называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Изучение нового материала.

Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности.

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

-Расположите предложенные изображения произвольным образом (как считаете нужным).

-Почему Вы сделали такой выбор?

-Как вы думаете, по каким признакам можно ещё сортировать изображения?

- Расположите предложенные изображения в соответствии с требованиями (ресурсы 1,2,3) Слайд №6

Составьте кластер «Лист». Перед составлением кластера вырабатываются критерии по оцениванию полученной продукции.

Слайд №7,8,9

Проводит инструктаж по выполнению заданий на ноутбуках.

Организует работу на ноутбуках по 2-3 человека для выполнения интерактивных заданий.

Слушают рассказ учителя.

Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.

Учащиеся работают в группах, получают новую информацию, составляют кластер.

Группы объясняют свои кластеры. От каждой группы выбираются по одному лидеру. Они обсуждают кластеры и на основании критериев выставляют баллы за кластер.

Учащиеся выполняют задания на ноутбуках

 

Закрепление изученного материала

Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний

Лабораторная работа№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» Слайд №10

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

Название растения

лист

жилкование

листорасположение

Работают в группах, следуя инструктивной карте:

работают с гербарным материалом, выполняют лабораторную работу.              Обсуждают результаты в группе. Планируют ответ. Оформляют мини – проект на формате А4.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы.

Учитель предлагает написать одноминутное эссе. Конкретно: учащихся просят выполнить следующие два задания - написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа или хотели бы узнать.

Учитель сразу же собирает работы для того чтобы использовать их при планировании следующего урока.

Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке:

- что вам понравилось?

- что осталось непонятным?

- как вы думаете, зачем нам знания о листе? Слайд №11

Слайд №12

Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку.

Домашнее задание

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Дает пояснение по выполнению домашнего задания

Учебник: ст. 34-36, ответить на вопросы 1-3 ст. 38

Р.т. з.24, ст.18 Слайд №13, 14

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Ресурс 1. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.

Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.

С черешком

Без черешка

Почему …?

Как ты определил …?

Откуда ты это знаешь? ….

Ресурс 2. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.

Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.

Простые листья

Сложные листья

Почему …?

Как ты определил …?

Откуда ты это знаешь? ….

Ресурс 3. Образец таблицы для учащихся средних классов по сортировке изображений.

Задача: организовать обсуждение в процессе обучения, при котором дети выдвинут свои собственные идеи и обсудят их между собой, в то время как учитель будет обучать их соответствующей терминологии, чтобы оказать помощь при обсуждении в случае необходимости.

Простые листья

Сложные листья

Почковидная

Стреловидная

Ромбовидная

Сердцевидная

Игольчатая

Непарноперистые

Парноперистые

Пальчатосложные

Тройчатосложные

Почему …?

Как ты определил …?

Откуда ты это знаешь? ….

Приложение 2

Инструктивная карта 1

Группа «Листья простые и сложные»

Цель: изучить строение простых и сложных листьев.

Задача: докажите, чем простые листья отличаются от сложных.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Пользуясь учебником §6, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий                                
  2.  лист простой -  …                                                                                                                                                
  3.  лист сложный-  …
  4. Зарисуйте  в тетради простой и сложный лист, подпишите рисунки.
  5. Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными  листьями.
  6. Обсудите полученные результаты в группе.
  7. Оформите мини- проект  и подготовьте рассказ по своей теме .

Инструктивная карта 2

Группа «Жилкование листьев»

Цель: изучить типы жилкования листьев.

Задача: выявите, какое жилкование может быть у листьев.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Пользуясь учебником §6,  дайте определение понятию жилки. Обсудите его в группе и запишите в тетрадь.
  2. Рассмотрите предложенные вам листья, рассмотрите рисунке в учебнике, ответьте на вопрос – Какие типы жилкования могут быть у листьев? Зарисуйте в тетради листья с разными типами жилкования.
  3. Обсудите результаты в группе.
  4. Оформите мини- проект  и подготовьте рассказ по своей теме.

Приложение 3

Изучение нового материала.

1.Лист.

Беседа- А сейчас отгадайте еще 1 загадку

- Сидит зеленеет

- Лежит пожелтеет

- Упадет почернеет? ( лист)

Итак! Тема нашего урока- Внешнее строение листа( записываем тему на доске)

- Что вы хотели бы узнать по данной теме?
-Что мы уже знаем о листьях?
- А что нам еще нужно узнать о листе?

Древнегреческий ученый Теофраст,друг Аристотеля,задался вопросом: « Зачем растениям листья?,Неужели чтоб украшать пальмы?». Именно с Теофраста началось изучение листа.

Мы знаем, что корень - это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику - стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист - это часть побега, которая - образует органические вещества; - участвует в газообмене; - испаряет влагу.

2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то...

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

*У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.

3.Внешнее строение листьев.

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга. Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску. Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые. При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы "сидят" на стебле и называются сидячими.

-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4. Простые и сложные листья.

Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком. На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки - это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Конспект урока в 7я классе по теме " Внешнее строение листа"

Тип урока: Урок-практикум, объяснение нового материала.Применяемые  технологии  обучения: развивающие и информационно-коммуникационныетехнологииЦель урока: познакомить учащихся с разно...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС

Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему «Внешнее строение листа»

При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему ...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме : "Внешнее строение листа"

Данная работа поможет учителю быстро и эффективно подготовиться к уроку. Содержит цели и задачи, планируемый результат, методы и технологии применяемые на уроке....