Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Докучаева Елена Ивановна.

 

Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”.  Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок в 5 классе  на тему: "Органы дыхания: строение и функции"

Учитель – Докучаева Елена Ивановна  школы №404.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • ознакомиться с факторами, отрицательно воздействующими на дыхательную систему.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя:1) В какой среде мы с вами живем ? (Наземно-воздушной).

                               2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород).

                               3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

                               4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании?  (Углекислый газ).

                               5) Какое царство  живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)


– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

– Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: “Органы дыхания: строение и функции”

Дыхание – это  процесс, обеспечивающих поступление кислорода из окружающей среды и удаление из организма углекислого газа . Кислород нужен для получения энергии из пищи, которую мы едим.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания 

  • Обеспечение организма кислородом
  • Удаление углекислого газа
  • Окисление органических соединений  с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности организма.

  • Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К
воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

                                          Дыхательная система

Воздухоносные пути                                                      дыхательная часть

1,Полость носа                                                                      легкие

(Воздух очищается ,                                                         газообмен между                

,увлажняется, согревается)                                           организмом и окружа-

2. Носоглотка                                                                  ющей средой

3. Гортань, голосовые связки

(образование голоса, кашель)

 4. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

 5. Бронхи  

(прохождение воздуха в легкие)  

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через  носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь , которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку , а оттуда – в гортань.

Гигиена носового дыхания 

  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань -  трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха.

           Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

          При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

 Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются  и не участвуют в газообмене.

Наблюдение

.
    Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
   Как дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Вбирайте воздух полной грудью, так вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

     Упражнение «успокаивающее дыхание» делается на счет 4  -  1,2,3,4 – вдох полной грудью, 1,2,3,4 – задержать дыхание, 1,2,3,4 – медленно выдохнуть, 1,2,3,4 – задержать дыхание.

   

. Проверь себя (закрепление материала)

Необходимо соотнести название органа с  выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань.голосовые связки

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

Выполняемая функция

а) газообмен между легкими и кровью

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

               1.  -  ?      2. - ?       3.  -  ?      4.   - ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.

Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи."  ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст...

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса.

Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучени...

Органы дыхания, строение и функции

Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы "Дыхание" по технологии формирования УУД...

" Органы дыхания: строение и функции"

Урок " Органы дыхания: строение и функции"наглядно и полно дает учащимся представление о строении и функциях дыхательной системы....

Открытый урок по биологии в 8 классе по теме «Дыхание. Строение органов дыхания».

Открытый урок по биологии в 8 классе по теме «Дыхание.  Строение  органов  дыхания»....