календарно-тем планирование курса биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ уро-ка | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы, цель урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | |||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | план. | факт. | |||||
1 | Науки о природе | Открытия нового знания | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. | Расширить представления о естественных науках: физике, астрономии, химии, географии, биологии. Объяснять предмет изучения этих наук. Оценивать их практическое значение в жизни человека Знакомиться с правилами работы в кабинете естественных наук. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, эстетически воспринимать природу. | Познавательный интерес к естественным наукам | 1-я нед. сентября | |
2 | Методы изучения природы | Общеметодологической направленности | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Характеризовать и применять на практике методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух. | Понимание значимости научного исследования природы. | 2-я нед. сентября | |
3 | Биология как наука | Открытия нового знания | Формирование представлений о многообразии биологических наук. | Знакомиться с биологическими науками: ботаникой, зоологией, микологией, микробиологией, экологией, цитологией, анатомией, физиологией, генетикой. Объяснять предмет их изучения и практическую значимость в жизни человека. | Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются. | Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | 3-я нед. сентября | |
4 | Из истории биологии | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | Знать учёных: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский Объяснять их вклад в развитие естественных наук. | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе. Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. | 4-я нед. сентября | |
5 | Экскурсия в мир клеток | Открытия нового знания | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма. Почему клетка является структурно-функциональной единицей живого? | Называть основные части клетки. Объяснять, почему клетка - единица живого. Приводить примеры организмов: одноклеточных и многоклеточных. Выявлять отличия между ними. Соблюдать правила работы с микроскопом. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | 1-я нед. октября | |
6 | Систематика живых организмов | Общеметодологической направленности | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. | Знать царства живой природы. Называть единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Учиться характеризовать организмы по вышеупомянутым таксонам | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Понимание научного значения классификации живых организмов | 3-я нед. октября | |
7 | Живые царства. Бактерии | Открытия нового знания | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Характеризовать наследственность как важнейшее свойство живого организма. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены. Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | 4-я нед. октября | |
8 | Живые царства. Грибы | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Определять основные части клетки. Давать сравнительную характеристику бактерий и грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | Окт.- 1-я нед. ноября | |
9 | Живые царства. Растения | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп. Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые. Определять основные органы растений. | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения | Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознание важности растений в природе и жизни человека | 2-я нед. ноября | |
10. | Живые царства. Животные | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | Различать представителей основных таксонов животных. Сравнивать Простейших (одноклеточных) животных. И многоклеточных животных. Характеризовать Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | 3-я нед. ноября | |
11 | Жизнь начинается | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений о значении половых клеток в процессе оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных- | Выделять существенные признаки половых клеток: яйцеклетки, сперматозоида. Сравнивать их с соматическими. Понимать сущность оплодотворения, формирования зародыша. | Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни | 4-я нед. ноября | |
12 | Жизнь продолжается | Открытия нового знания | Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род | Ознакомиться со способами размножения в органическом мире. Аргументировать приимущества полового способа перед бесполым. | Знание основных способов размножения живых организмов | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности ( работа с микроскопом). Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | 1-я нед. декабря | |
13 | Почему дети похожи на родителей | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов | Давать определения понятиямнаследственность, ген. Объяснять значение гена как материального носителя наследственности. | Знание о значении гена и его местоположении в клетке | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству | 2-я нед. декабря | |
14 | Нужны все на свете | Открытия нового знания | Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе | Определять организмы: производители, потребители, разрушители Оценивать | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы | 3-я нед. декабря | |
15 | Как животные общаются между собой | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений о способах общения животных между собой | Расширять представления о языках общения животных: движений, запахов, звуков. Приводить примеры из личных наблюдений за животными и объяснять их. | Знание наличия различных способов общения между животными | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам. Умение видеть прекрасное в природе. | 4-я нед. декабря | |
16 | Биология и практика | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Характеризовать и применять на практике научные методы для решения биологических задач. Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия. Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | 2-я нед. января | |
17 | Биологи защищаютприроду | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Доказывать необходимость охраны природы. Знать виды (исчезающие, редкие) своей области. Различать охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) Формулировать основные правила поведения в природе. | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | 3-я нед. января | |
18 | Биология и здоровье | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья- | Давать определение понятию Здоровый образ жизни. Объяснять негативные последствия вредных привычек. Учиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | 4-я нед. января | |
19 | Живые организмы и наша безопасность | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них | Распознавать на изображениях ядовитые растения и грибы, опасных животных. Объяснять их опасность для человека. Учиться оказывать помощь пострадавшему от ядовитых организмов. | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание отличий опасных и неопасных организмов своей местности. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных | 1-я нед. февраля | |
20 | Мир биологии. Обобщениезнаний | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии» | Объяснять, что изучает биология. Знать царства живой природы. Повторять основные понятия Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим | Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам | 2-я нед. февраля | |
21 | Зачётный урок | Урок развивающего контроля | Проверить уровень знаний по биологии по изученному разделу. | Выполнение тестов, предложенных учителем, взаимная проверка в парах. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | 3-я нед. февраля | ||
22 | Водные обитатели | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений об особенностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде | Составить представление о компоненты природы, факторах среды. Ознакомиться с видами сред обитания. Выявить особенностиводной среды обитания и приспособления к ней организмов. | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | 1-я нед. марта | |
23 | Между небом и землей | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о наземно - воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания | Характеризовать особенности наземно - воздушной среды обитания. Приводить примеры видов, населяющих эту среду и выявлять их разнообразные адаптации к образу жизни. | Представление о многообразии обитателей наземно - воздушной среды и разнообразии их приспособлений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости бережного отношения к природе, как к среде жизни, «дому», живых организмов. | 2-я нед. марта | |
24 | Кто в почве живет | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания | Составлять представление о комплексе условий почвенной среды обитания. Выявлять общие приспособления организмов к данной среде, иллюстрировать примерами выявленные адаптации. | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Бережное отношение к природе. | 3-я нед. марта | |
25 | Кто живет в чужих телах | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах | Узнавать об особенностях организменной среды обитания. Ознакомиться с понятиями: хозяин, паразит, симбионт. Выявлять существенные отличия паразитов от свободноживущих видов. Формулировать правила гигиены, позволяющих избежать заражение паразитами. | Выявление приспособлений организмов в организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. | 4-я нед. марта | |
26 | Экологические факторы | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | Расширить представление об экологических факторах. Учиться классифицировать факторы. Характеризовать абиотические факторы: температура, влажность, свет. Выявлять их значимость для живых организмов. | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы и здоровье человека, как одного из видов живых организмов. | 1-я нед. апреля | |
27 | Экологические факторы: биотические и антропо генные | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование представлений о различных формах биотических взаимоотношений как результате приспособляемости организмов. Изучение влияния деятельности человека на состояние окружающей среды | Изучать по видеоматериалам биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Выяснять, почему антропогенные факторы среды выделены в отдельную группу. | Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе | 2-я нед. апреля | |
28-29 | Природные сообщества | Обще-методо-логиче-ской направ-ленно-сти | Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе | Изучать природные сообщества (естественные, искусственные), сравнивать их. Учиться составлять пищевые цепи, пищевые сети. Объяснять круговорот веществ. Готовить сообщения о различных природных сообществах. | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ. | 4-я нед апр., 1-я нед. мая | |
30 | Жизнь в Мировом океане | Откры-тия но-вого знания | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | Выяснять значение Мирового океана в формирования климата на планете. Изучать с помощью видеоматериалов обитателей поверхностных вод (планктон), обитателей толщи воды, обитателей морских глубин. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | 2-я нед. мая | |
31-33 | Путешествие по материкам | Откры-тия но-вого знания | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты | Узнавать на карте материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Характеризовать природные условия. Растительный и животный мир материков. Выполнять презентации и защищать их в классе | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение нахо дить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка - | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям. Эстетическое восприятие природы. | 3-4 нед. мая | |
34 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний | Урок рефлексии | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания» | Участие в интеллектуальной игре, повторение основных понятий курса. Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы. Природное сообщество. | Знание сред обитания. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания и называть приспособления к среде. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки, характеризовать их. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 5-я нед. мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс (авторы учебника: И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,Н.М.Чернова)
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 10 класс (авторы учебника: Каменский А.А., Пасечник В.В.)
КТП 10 класс...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 10 класс ( 2 часа) (авторы учебника: Каменский А.А., Пасечник В.В.)
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Календарно-тематическое планирование курса биологии «Человек» 8 класса
Календарно-тематическое планирование курса биологии "Человек" 8 класса, 68 часов (2 часа в неделю) /по учебнику Сонин Н.И., Сапин М.Р./...