Исследование барьеров в обучении
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сафонов Сергей Валентинович

При внедрении новых подходов в обучении неизбежно возникают барьеры, преодоление оных - первоочередная задача педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Барьеры формирования информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения».

Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой,

и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Переход к гуманизации образовательной системы, когда авторитарность со стороны учителя не приемлема. Гуманизация присуща образованию независимо от предметной области. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем,  чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений,  возможно, в профессиональной сфере. Следовательно,  смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию

Одним из инструментов достижения этой цели может быть конструктивистский подход в обучении, предполагающий систему заданий и направленный не на получение суммы усвоенной информации, когда знания остаются статичными, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) применять эти знания, действовать в различных проблемных  (нестандартных ситуациях).

Внедряя новые подходы в процесс обучения, нами было решено начать с создания диалогового образовательного пространства. Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

На своих уроках учитель опирается на учащихся с разным видом интеллекта (по теории В.К. Дьяченко, который определяет, что «учение - разный вид  и форма общения между теми, кто знает учебный материал и теми, кто не знает его».  

В основу такого взаимообучения заложены следующие  принципы:

- завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий.

- дифференцированный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям.

- всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

- разновозрастность и разноуровневость.

-  разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет больше разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ.

- педагогизация: любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения.

- безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

В основе взаимообучения лежат психологические теории, рассматривающие взаимодействие учащихся с трех точек зрения:

-  социально-психологической (члены группы зависят друг от друга);

-  когнитивной (представление о развитии познавательных процессов человека);

- бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы);

Когнитивный аспект опирается на идеи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о развитии познавательных способностей человека. Пиаже считает, что в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Реальный когнитивный рост имеет место только тогда, когда дети сами конструируют свои знания.

Практика показала, что самостоятельный поиск информации, вкупе с ее диалоговым проговариванием, способствует детальному её осмыслению и формированию целостного представления о какой - либо теме, а также формированию коммуникативных умений у учащихся, или информационной и коммуникативной и других ключевых компетенций.

Для создания диалогического пространства учащимся была предложена работа в малых гетерогенных группах. Дальнейший  алгоритм действий предполагает передачу полученных знаний напарнику в паре.

Пример 1. (русский язык)

1.Изучить параграф по теме «Наречие - неизменяемая часть речи»

2.Составить карту опыта  на основе § 29,30

3.Выполнить упражнение 224. Выписать из текста наречия и пользуясь данными карты опыта доказать, что эти слова действительно являются наречиями.

4. Расскажи напарнику

Пример 2 (биология)

ВПТ-1 Тема: « Строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга».

1.Изучить материал: (предлагается текст)

2.Составте опорную схему по строению нейрона

 

 

3) Заполни схему типов нейронов по функциям

4. Расскажи напарнику

По мере выполнения задания мы наблюдали за работой учащихся и заметили, что некоторые из них не пытались самостоятельно переосмыслить получаемую информацию, а ждали, когда это сделает другой, например, рядом сидящий. Это говорит о том, что на рефлекторном уровне, ученик ждет готовых знаний от собеседника. При традиционном обучении они  получали   готовые знания от учителя (шаблонно мыслили), в данной ситуации ждали их от более способного одноклассника. Таких учащихся треть от общего контингента. Соответственно они не могли и рассказать напарнику, потому как сами не вникали в суть изучаемого материала. Не происходит эмпирического восприятия.

Не последнюю роль здесь имеет речевой барьер, социальные навыки: слушание, понимание, говорение и чёткое и ясное выражение своих мыслей, корректные ответы, коллективная работа.  Некоторые учащиеся испытывают затруднения в данных областях и нуждаются в специально разработанных стратегиях, направленных на адекватное восприятие трудностей и их преодоление, обобщение и применение полученных знаний, повышающих их уверенность и самооценку.

В результате перед нами возникла проблема: как организовать работу учащихся так, чтобы все учащиеся искали свой путь решения поставленной перед ними задачи, а не ждали, когда это сделает кто-нибудь другой.

С этой целью на следующем уроке ученики были рассажены в гомогенные группы, в которых каждый мог рассчитывать только на свои силы.

Предложены были подобные задания. В этой ситуации процент правильно выполненных заданий был на среднем  уровне, но в обсуждении при изучении материала участвовали все. Для наблюдения за учащимися их деятельность была организована таким же способом и на последующих нескольких уроках.  Та проблема, которая для нас показалась уже решённой, снова проявилась. Работая теперь уже в гомогенных группах, снова нашлись учащиеся, которые и в таких условиях смогли приспособиться и получать готовые знания. Значит, проблема в целом не решена.

На следующих уроках снова была  пересмотрена стратегия постановки задач и формы организации работы. Акцент сделан на самостоятельность учащихся при изучении нового материала и  с этой целью раздавались индивидуальные задания для детальной проработки и построения модели собственного понимания изучаемого. Здесь немаловажную роль играет система разработки заданий и постановки в них вопросов.

Одним из способов решения данной проблемы – это использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.

Пример 3. (русский язык)

Тема: Разряды наречий по значению

Аспект:  Обработка и систематизация информации

Проблема: Вам не всегда легко определить наречие в предложении и поэтому затруднительно использовать наречия в тех или иных ситуациях правильно.

Стимул: Если ты научишься различать разряды наречий по значению, то в дальнейшем ты научишься легко определять виды обстоятельств их использования в предложениях.

Задачная формулировка:  Выполните задание и ответьте на вопрос: как можно определить разряд наречия по значению?

Задание:  составить таблицу

Наречия обозначают

Отвечают на вопросы

Примеры

на основе имеющихся данных, не используя учебник.

Значения: способ и образ действия, мера и степень, цель действия, место действия, время действия, причина действия.

Вопросы: как? Каким образом? Сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени? Зачем? Где? Куда? Когда? Как долго? Отчего? Почему? По какой причине?

Примеры: слабо, дружески, кое-как, очень, назло, внутри, здесь, вечером, сгоряча.

Инструмент проверки: Учебник, стр. 112,§ 31

Такая работа предполагает развитие умений сопоставлять различные смысловые значения с их логическими вопросами.

Пример 4. (биология)

Тема: Поведение и психика человека.

Уровень II

Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.

Введение в проблему:

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Стимул:  если изучить основу социально-психологических качеств человека, можно определять состояние и поведение человека  его мысли  и чувства.

Задачная формулировка:  Изучите основные составляющие психики человека, их формулировки и иерархию.

Бланк задания:

1.Изучите текст учебника, и  предложи свою пирамиду потребностей человека

 

2. Изучите текст учебника, и предложи свое определение поведения и его сущность, от чего оно зависит.

Слова подсказки: навыки, физиология, рефлекс.

3. Изучите текст учебника и опишите характеристику психики человека и ее составляющие.

Схема:  Психика = X+X…………

Инструмент проверки:

За каждое правильно выполненное задание 1 балл.

3балла – оценка «5»

2балла – оценка «4»

Модельный ответ:

1.        Высшая потребность – духовная (личностная)

2.        Поведение – это сумма действий и рефлексов.

3.        Психика формируется в результате полученных знаний и опыта.

Смена стратегии, в данном случае, дала определенные результаты. У учеников, ждущих подсказки, за неимением оной проявляется самостоятельность, и как следствие, мышление на требуемом уровне. Если человек начинает мыслить, то у него автоматически начинают возникать какие-либо вопросы. В нашем случае, наличие мыслительного процесса у таких учеников проявлялось в том, что у них стали возникать  вопросы, имеющие общий вид  - "А что если....?", «А может быть..?». Важным здесь, является правильная постановка задачной формулировки, побуждающей интерес ученика к изучаемому материалу и соотношение ее с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Также важно, чтоб все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Такая работа может быть индивидуальной для всех учащихся, или же только для тех, кто не научился самостоятельно находить пути решения проблем.

Рассмотренные коммуникативные барьеры имеют несколько путей преодоления:

•        важно установить краткосрочные, легко достижимые цели и постепенно увеличивать сложность заданий, тем самым вовлечь всех учащихся в процесс обучения.

•        помогать ученику участвовать в дискуссии группы и целого класса, создавая позитивные ситуации общения.

И как результат, мы  должны  создавать благоприятные условия для развития самостоятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Мы не можем разрабатывать учебный материал одинаковый для всех и предполагать, что все придут в одно и то же время к одному и тому же результату

Следовательно, необходимо  готовить учеников к любым переменам, в них надо развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения и, конечно же, умение учиться самостоятельно.

В свою очередь, нам педагогам, надо быть самим более мобильными и при выявлении барьеров в преподавании, преодолевать их, подбирая стратегию и адаптируя методики.

                               Сафонов Сергей Валентинович,

                                   учитель биологии ГУ «Дмитриевская ООШ»

                           Успенского района Павлодарской области

Руководитель:

Жумабаева Салтанат Гизатовна

тренер центра уровневых программ

                                                           ИПК ПР по Павлодарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование как форма обучения

В образовательном процессе последних лет постоянно говорится о том, что распространенные в массовой школе объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащ...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Исследованию мотивации к обучению

Исследованию мотивации к обучению...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Языковой барьер при обучении иностранному языку и способы его преодоления

В данной статье автором рассматривается понятие языкового барьера. Приводятся трудности, которые возникают у обучающихся при изучении иностранного языка. Рассматривается понятие мотивации и ее необход...