Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
статья на тему
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_audiovizualnyh_sredstv_obucheniya_na_urokah_a.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.
В средней и старшей школе конечной целью изучения иностранного языка является экзамен. Для 9 классов это экзамен в формате ГИА, для 11 – ЕГЭ. Согласно ФГОС нового поколения эти экзамены становятся обязательными для всех.
Но, подготавливая учеников к итоговым тестам, отрабатывая их грамматику, лексику и орфографию, современный учитель должен рассматривать еще один немаловажный аспект в изучении языка, который, возможно, станет ключевой трудностью в использовании всех полученных знаний – языковой барьер. Многие встречались с ситуацией, когда ученик систематически выполняет задания на «отлично», но в ситуации реального общения (или на устном экзамене), теряется и не может выразить ни одной ясной мысли, путается в грамматике, не может вспомнить подходящего слова. И здесь мы сталкиваемся с «языковым барьером».
«Языковой барьер» – это невозможность общаться на иностранном языке. Случается, что один собеседник просто не владеет языком другого. Но, как показывает практика, причина не только в этом. Человек может прекрасно воспринимать и понимать речь говорящего на слух, грамотно писать и с интересом читать аутентичную иностранную литературу, а вот выражать свои мысли, к сожалению, не может. Самая удивительная вещь здесь в том, что, как только он заглядывает в словарь, ему сразу же становится ясно, что данное слово или конструкция ему прекрасно знакомы, притом очень давно. Однако это знание не приносит пользы – в нужный момент слово (фраза или конструкция) не приходит на ум.
Как правило, объяснить это явление можно очень просто – нехваткой практики. В данном случае можно предложить либо пожить в стране изучаемого языка (метод погружения в языковую среду) либо больше общаться с носителями языка. Оба метода хороши и эффективны, но не всегда осуществимы в условиях современной российской школы.
Чтобы применить свои знания на практике, ученики должны много тренироваться, постепенно преодолевая волнение, мешающее им сконцентрироваться. Учитель же должен создать комфортные условия для общения и восполнить отсутствие естественной иноязычной среды. Ученики должны как можно чаще наблюдать живое общение, участвовать в нем, понимать, что язык, который они учат, живой, что это не только правила и лексика, что на нем общаются такие же люди, ученики, что у них тоже бывают трудности, ошибки (ведь даже наша русская родная речь не всегда идеальна). В этом могут помочь аудиовизуальные средства обучения.
Аудиовизуальные средства обучения – фильмы, кинофрагменты, записи радио- и телепередач и др. – знакомят учащихся с современными достижениями науки и техники, историей и культурой, с явлениями природы, помогают наглядно представлять и теоретически осмысливать явления природы и общественной жизни.
Рациональное применение аудиовизуальных средств обучения помогает восполнить недостаток иноязычной среды на уроках английского как на начальном, так и на продвинутом уровне.
На начальном этапе учитель может использовать материалы, которые знакомят учеников с темпом языка, его мелодичностью там, где дети еще не могут вычленить какую-либо информацию из речи, но они чувствуют скорость языка, начинают узнавать отдельные слова. В работе с учениками 5-6 классов можно использовать фрагменты знакомых им мультфильмов на английском языке. Во-первых, это облегчает понимание. Детям интересно, правильно ли они поняли ту или иную ситуацию, и они начинают задавать уточняющие вопросы. Во-вторых, ученики слышат, как носители языка произносят уже знакомые им слова: “Yes”, “No”, “Thank you”, т.е. слышат эталонное произношение и начинают понимать, что к чему. В-третьих, у ребят складывается целостное понимание о языке, они видят ту норму, к которой им нужно стремиться. На основе увиденного они могут сделать краткий пересказ, так как видео является для них опорой, они уверены, что правильно поняли ситуацию. Все это способствует развитию языковой и речевой компетенции.
Видеоматериалы предоставляют гораздо больше возможностей ученикам старших классов. Они не только понимают речь говорящего, формируют суждения, на основе которых высказывают свое мнение, участвуют в дискуссиях, а также получают социокультурные знания. Детям можно показывать фрагменты телепередач, научно-познавательные программы, вырезки из новостей и т.п. Использование видеоматериалов на уроке позволяет учителю учесть индивидуально-типологические особенности каждого ученика: от каждого по способностям. Слабые ученики могут и не понять, о чем шла речь, но видеоряд вызывает у них определенные ассоциации, и ребята могут высказаться на тему, заданную в видеоролике. Сильные ученики выражают свое отношение к услышанному и обмениваются мнениями с учителем и друг с другом. Так видеоматериалы помогают учителю воссоздать ситуацию реального общения на иностранном языке. Дети любят сравнивать явления иноязычной и своей собственной культуры, что и приводит к оживленной беседе на уроке, где каждому есть, что сказать.
Использование видеоматериалов позволяет лучше использовать аналитические и имитационные способности учащихся, мобилизует их внутренние ресурсы и создает огромное поле для совместного творчества. В этой ситуации учителю гораздо легче спланировать ход урока и организовать эффективный контроль полученных знаний и навыков.
Использование аудиовизуальных средств обучения на разных этапах обучения помогает максимально нагрузить слуховой и речевой каналы; активизировать речевую деятельность учащихся; в полной мере реализовать принцип наглядности и дать детям опору для говорения.
Систематическое внедрение видеоматериалов в процесс обучения позволяет детям больше практиковать свою речь, способствует созданию комфортных условий для преодоления «языкового барьера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных средств обучения на уроках английского языка с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся
Использование интерактивной доски на уроках английского языка. Методы и приемы...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.
В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....
Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...
Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников
Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...
Некоторые аспекты использования аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки
Использование АВСО на уроках музыки в школе...
Cистема упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка
В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй пу...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики
Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....