Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
статья на тему

МО учителей английского языка МАОУСОШ №72

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В средней и старшей школе конечной целью изучения иностранного языка является экзамен.  Для 9 классов это экзамен в формате ГИА, для 11 – ЕГЭ. Согласно ФГОС нового поколения эти экзамены становятся обязательными для всех.

Но, подготавливая учеников к итоговым тестам, отрабатывая их грамматику, лексику и орфографию, современный учитель должен рассматривать еще один немаловажный аспект в изучении языка, который, возможно, станет ключевой трудностью в использовании всех полученных знаний – языковой барьер. Многие встречались с ситуацией, когда ученик систематически выполняет задания на «отлично», но в ситуации реального общения (или на устном экзамене), теряется и не может выразить ни одной ясной мысли, путается в грамматике, не может вспомнить подходящего слова. И здесь мы сталкиваемся с «языковым барьером».

 «Языковой барьер» – это невозможность общаться на иностранном языке.  Случается,  что один собеседник просто не владеет языком другого. Но, как показывает практика, причина не только в этом.  Человек  может прекрасно воспринимать и понимать речь говорящего на слух, грамотно писать и с интересом читать аутентичную иностранную литературу, а вот выражать свои мысли, к сожалению, не может. Самая удивительная вещь здесь в том, что, как только он заглядывает в словарь, ему сразу же становится ясно, что данное слово или конструкция ему прекрасно знакомы, притом очень давно. Однако это знание не приносит пользы – в нужный момент слово (фраза или конструкция) не приходит на ум.

Как правило, объяснить это явление можно очень просто – нехваткой практики. В данном случае можно предложить либо пожить в стране изучаемого языка (метод погружения в языковую среду) либо больше общаться с носителями языка. Оба метода хороши и эффективны, но не всегда осуществимы в условиях современной российской школы.

Чтобы применить свои знания на практике, ученики должны много тренироваться, постепенно преодолевая волнение, мешающее им сконцентрироваться. Учитель же должен создать комфортные условия для общения и восполнить отсутствие естественной иноязычной среды. Ученики должны как можно чаще наблюдать живое общение, участвовать в нем, понимать, что язык, который они учат, живой, что это не только правила и лексика, что на нем общаются такие же люди, ученики, что у них тоже бывают трудности, ошибки (ведь даже наша русская родная речь не всегда идеальна). В этом могут помочь аудиовизуальные средства обучения.

Аудиовизуальные средства обучения – фильмы, кинофрагменты, записи радио- и телепередач и др. – знакомят учащихся с современными достижениями науки и техники, историей и культурой, с явлениями природы, помогают наглядно представлять и теоретически осмысливать явления природы и общественной жизни.

Рациональное применение аудиовизуальных средств обучения помогает восполнить недостаток иноязычной среды на уроках английского как на начальном, так и на продвинутом уровне.

На начальном этапе учитель может использовать материалы, которые знакомят учеников с темпом языка, его мелодичностью там, где дети еще не могут вычленить какую-либо информацию из речи, но они чувствуют скорость языка, начинают узнавать отдельные слова. В работе с учениками 5-6 классов можно использовать фрагменты знакомых им мультфильмов на английском языке. Во-первых, это облегчает понимание. Детям интересно, правильно ли они поняли ту или иную ситуацию, и они начинают задавать уточняющие вопросы. Во-вторых, ученики слышат, как носители языка произносят уже знакомые им слова: “Yes”, “No”, “Thank you”, т.е. слышат эталонное произношение и начинают понимать, что к чему. В-третьих, у ребят складывается целостное понимание о языке, они видят ту норму, к которой им нужно стремиться. На основе увиденного они могут сделать краткий пересказ, так как видео является для них опорой, они уверены, что правильно поняли ситуацию. Все это способствует развитию языковой и речевой компетенции.

Видеоматериалы предоставляют гораздо больше возможностей ученикам старших классов. Они не только понимают речь говорящего, формируют суждения, на основе которых высказывают свое мнение, участвуют в дискуссиях, а также получают социокультурные знания.  Детям можно показывать  фрагменты телепередач, научно-познавательные программы, вырезки из новостей и т.п. Использование видеоматериалов на уроке позволяет учителю учесть индивидуально-типологические особенности каждого ученика: от каждого по способностям. Слабые ученики могут и не понять, о чем шла речь, но видеоряд вызывает у них определенные ассоциации, и ребята могут высказаться на тему, заданную в видеоролике. Сильные ученики выражают свое отношение к услышанному и обмениваются мнениями с учителем и друг с другом. Так видеоматериалы  помогают учителю воссоздать ситуацию реального общения на иностранном языке. Дети любят сравнивать явления иноязычной и своей собственной культуры, что и приводит к оживленной беседе на уроке, где каждому есть, что сказать.

Использование видеоматериалов позволяет лучше использовать аналитические и имитационные способности учащихся, мобилизует их внутренние ресурсы и создает огромное поле для совместного творчества. В этой ситуации учителю гораздо легче спланировать ход урока и организовать эффективный контроль полученных знаний и навыков.

Использование аудиовизуальных средств обучения на разных этапах обучения помогает максимально нагрузить слуховой и речевой каналы; активизировать речевую деятельность учащихся; в полной мере реализовать принцип наглядности и дать детям опору для говорения.

Систематическое внедрение видеоматериалов в процесс обучения позволяет детям больше практиковать свою речь, способствует созданию комфортных условий для преодоления «языкового барьера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Cистема упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка

В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй пу...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики

Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....