Примеры КоЗ по биолгии
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Примерные компетентностно- ориентированные задания по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примеры комп.-ориентированных заданий по биологии | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Учитель биологии ГУ «Дмитриевская ООШ» Успенского района
Сафонов С.В.
2013г.
Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, её относительность.
Уровень II
Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.
Стимул: если изучить основу социально-психологических качеств человека, можно определять состояние и поведение человека его мысли и чувства.
Задачная формулировка: Изучите основные составляющие психики человека, их формулировки и иерархию.
Бланк задания:
1.Изучите текст учебника и предложи свою пирамиду потребностей человека
2. Изучите текст учебника и предложи свое определение поведения и его сущность, от чего оно зависит.
Слова подсказки: навыки, физиология, рефлекс.
3. Изучите текст учебника и опишите характеристику психики человека и ее составляющие.
Схема: Психика = X+X…………
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание 1 балл.
3балла – оценка «5»
2балла – оценка «4»
Модельный ответ:
- Высшая потребность – духовная (личностная)
- Поведение – это сумма действий и рефлексов.
- Психика формируется в результате полученных знаний и опыта.
Тема: Врождённые (безусловные рефлексы, инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность).
Уровень II
Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.
Стимул: изучив материальную основу рефлекторной деятельности, ты сможешь различать типы рефлексов, тем самым научишься объяснять большинство поступков человека.
Задачная формулировка: Изучите материал о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
Бланк задания:
1.Изучите текст учебника и предложи своё определение рефлекса
2. Изучите текст учебника и заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных и условных рефлексов.
Виды рефлексов | |
Безусловные | Условные |
3.Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?
4. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
5. Объясните, почему возникает зависимость от наркотических средств, чем это обусловлено.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.
5 баллов – оценка «5»
4-3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
- Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение. Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
Виды рефлексов | |
Безусловные | Условные |
|
|
- Психическая зависимость от наркотиков, связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием, формируется условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни.
Тема: Внимание: непроизвольное и произвольное. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания.
Уровень II
Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Часто мы попадаем в неловкие ситуации на уроках и в бытовом общении, когда недослушав, что то или кого то, потом не можем вспомнить элементарные вещи. С чем это связано
Стимул: изучив материал, ты сможешь давать характеристику видам внимания и психофизиологические механизмы процесса внимания, познакомишься с условиями организации внимания.
Задачная формулировка: Изучите материал о видах внимания и определи в чем заключается основа внимания, и в чем оно выражается.
Бланк задания:
1.Изучите текст учебника и предложи своё определение внимания
2. Изучите материал и опиши, по каким критериям осуществляется классификация видов внимания.
3.Предложи условия организации памяти учащегося школы.
4. Что по твоему мнению является главным в воспитании внимания.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.
4 балла – оценка «5»
3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.
Классификация видов внимания осуществляется по следующим критериям.
По времени возникновения: Природное внимание; Социально - обусловленное внимание
По наличию средств управления: Непосредственное внимание; Опосредованное внимание
По направленности: Чувственное внимание; Интеллектуальное внимание
От объекта внимания: Внешнее внимание; Внутреннее внимание
По наличию волевых усилий при организации внимания выделяют: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Условия организации внимания:
- Наличие состояния активного бодрствования.
- Хорошее состояние здоровья.
- Отсутствие утомления.
- Благоприятный эмоциональный фон.
- Постановка целей и определение задач деятельности.
- Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
- Смена видов деятельности (умственная и практическая).
- Наличие интереса у человека, побуждающего его к занятию данным видом деятельности.
- Наличие сильных раздражителей, вызывающих ориентировочный рефлекс “что такое?”
- Отсутствие раздражителей, вызывающих отвлечение.
Тема: Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности.
Уровень II
Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из вас. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности каждого.
Стимул: изучив материал, ты сможешь раскрыть понятия интересы, склонности, способности и определить роль этих понятий в жизни каждого человека.
Задачная формулировка: Изучите материал о типах темперамента и характера, выясни, как они влияют на развитие личности.
Бланк задания:
1.Изучите материал и предложи свои определения понятиям: способности, интересы, склонности.
2. Изучите материал и опишите, по каким критериям осуществляется классификация типов темперамента, данные оформите в таблице.
3. Докажите что понятия «темперамент», «характер» и «личность» не обозначают одно и тоже.
4. Используя дополнительный материал объясни понятия: экстравертированности/интровертированности и покажи как это влияет на становление личности.
5. Дай краткую характеристику склонностей и способностей своего товарища на основе сегодняшней темы, поясни свои размышления.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.
5 балла – оценка «5»
4-3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
Способности – индивидуальные особенности личности
Интересы – предмет заинтересованности
Склонности – это потребность в определенных видах деятельности
Меланхолик | Холерик | Флегматик | Сангвиник |
раздражительный | обидчивый | надежный | живой |
пессимистичный | поддающийся | пассивный | открытый |
необщительный | спокойный | доступный | |
неподатливый | оптимистичный | вдумчивый | беззаботный |
тревожный | беспокойный | размеренный | разговорчивый |
сдержанный | возбудимый | целенаправленный | любящий |
спокойный | агрессивный | миролюбивый | |
рассудительный | порывистый | старательный | инициативный |
интроверт | активный | общительный | |
неустойчивый | экстраверт | устойчивый | |
Экстраверт (от латинского «экстра» — наружу, вне и «верто» — поворачиваю, обращаю)
Интроверт (от латинского «интро» — внутрь)
Корень и коревые системы Биология 6 класс
Аспект: обработка информации:
- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры.
Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.
Задача. Знакомясь с текстом, определяем и выделяем характеристику корня и корневых систем
I 1. Корень выполняет функции:
- Проводят воду и растворенные в ней вещества
- Закрепляют и удерживают растение
- Служат хранилищем питательных веществ
- Участвуют в вегетативном размножении
2. По типу происхождения существуют корни
- Главные
- Боковые
- Придаточные
3. Корневая система - совокупность всех корней одного растения, бывают двух видов:
- Мочковатая
- Стержневая
4. По выполняемым функциям корень состоит из:
- Корневого чехлика
- Зоны деления клеток
- Зоны роста (растяжения клеток)
- Проводящей зоны
- Зоны всасывания
5. Корень питается минеральными веществами, содержащимися в удобрениях, по происхождению органические удобрения бывают:
- Растительного происхождения
- Животного происхождения
6. Приспособленности растений к различным природным условиям называется видоизменением. Существуют видоизменения корня:
- Корнеплоды (столовые и технические)
- Корни – опоры
- Воздушные корни
- Клубневые корни
II. 1. Задача:
Лена с братом Колей решили пересадить куст смородины в другое место сада. Для этого они выкопали молодой отросток от куста, при этом подземная часть стебля с корешками практически отсутствовала, а сам кустик был большим и пышным. Ребята обильно поливали новое растение, и все же он не прижился и погиб.
Поясните почему погибло новое растение. Обоснуйте роль корня в жизни растений.
2. На рисунке цифрами обозначены типы корней. Подпишите их название.
3. Заполните схему функций корня:
Функции корня
4. На приведенном рисунками под цифрами укажите зоны корня:
3. Заполните схему видоизменений корня, указывая примеры растений:
Видоизменения корня
III. Аргументированно объясните, какова роль корня для нормального функционирования листа растения
Биология 8 класс раздел: «Сердечно – сосудистая система»
Тема: «Строение сердца. Регуляция сердечной деятельности».
Компетентностно – ориентированное задание для формирования информационной компетенции
Аспект: первичная обработка информации:
Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.
Задача. Знакомясь с текстом, определяем строение и характеристики работы сердца
Движение крови в организме называют кровообращением. К органам кровообращения относятся сердце и кровеносные сосуды.
Строение сердца. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в левой части грудной полости. Его оболочка состоит из трех слоев: наружного, среднего, внутреннего.
Наружный слой, образованный соединительной тканью – эпикард;
Средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышечной тканью –миокард. Миокард обладает такими свойствами, как возбудимость, проводимость, автономия;
- Внутренний слой, выстланный эпителием – эндокард.
Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой, состоящей из плотной соединительной ткани. Ткань сумки выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает трение во время его сокращений.
Сердце взрослого человека весит примерно 300 г. Оно делится сплошной вертикальной перегородкой на правую и левую части, которые не сообщаются между собой. Каждая из частей делится поперечной перегородкой на два отдела: предсердие (верхний отдел) и желудочек (нижний отдел). Таким образом, сердце у человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков. Верхние отделы сердца – правое и левое предсердия, нижние отделы – правый и левый желудочки.
Рис. 1 Строение сердца:
1 – дуга аорты; 2 – легочная артерия; 3 – левое предсердие; 4 – венечные сосуды; 5 – коронарные капилляры; 7 – нижняя полая вена; 9– верхняя полая вена; 8 – правое предсердие; 6 – правый желудочек.
Работа сердца состоит из ритмично чередующихся сердечных циклов. Каждый цикл состоит из 3 фаз: сокращение предсердий (0,1 с), сокращение желудочков (0,33 с); расслабление желудочков – 0,47 с; одновременное расслабление предсердий и желудочков происходит в течение 0,37 с. То есть, один цикл сокращения длится меньше секунды. В норме сердце сокращается 70–75 раз в минуту. При нагрузке сердечные сокращения учащаются, максимально до 200 уд/мин.
Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце способно ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца. Автоматия сердца обусловлена специфическими (особыми) мышечными клетками, в которых возникают импульсы. Частота сердечных сокращений зависит от возраста. Сердце годовалого ребенка сокращается 120–150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз, у взрослого человека – 60–80 раз.
Регуляция работы сердца осуществляется нервным и гуморальным путем (через кровь и лимфу). Нервная регуляция работы сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге. Импульсы, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу – по симпатическим нервам. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов. Гормон надпочечников адреналин вызывает учащение сокращений сердца. Подобно адреналину действует и гормон щитовидной железы. Тормозит работу сердца вещество ацетилхолин.
Задания:
1.На данном рисунке укажи внутреннее строение сердца:
2. Ответь на вопросы:
- Какие ткани составляют сердце______________________________________________
_______________________________________________________________________
- Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течении всей жизни? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Какой отдел сердца имеет самую толстую стенку миокард? С чем это связано?____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Выбери один правильный ответ:
Из скольких оболочек состоит сердце?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6
Сколько камер в сердце человека?
а) одна; б) две; в) три; г) четыре; д) пять; е) шесть.
4. Продолжи цепочку движения крови:
Предсердие - ___________________________________________________
5. Каким образом осуществляется регуляция работы сердца?__________________
_______________________________________________________________________
6. Докажи зависимость работы сердца от функционирования других органов человека
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Опиши ситуацию, приведшую к учащенному сердцебиению.
Биология 9 класс раздел: «Эволюционное учение»
Тема: «Макроэволюция, её направления».
Компетентностно – ориентированное задание для формирования информационной компетенции
Аспект: первичная обработка информации:
Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.
Задача. Знакомясь с текстом, определяем структуру макроэволюционных процессов
- Прочти §31 стр.143
- Дай определение понятиям:
- макроэволюция
- ароморфоз
- идиоадаптация
- дегенерация
- Ответь на вопросы:
а) Кто из ученых развил теорию макроэволюции
б) Каковы особенности каждого направления эволюции
в) Какое из направлений проявляется чаще
- Допиши предложение:
- Биологический прогресс – это________________________
- Биологический регресс - это ____________________________
- Идиоадаптация - это ______________________________________
- Приведи примеры:
а) биологического прогресса
б) биологического регресса
- Признаки ароморфоза в эволюции земноводных:
а) _________________________
б) __________________________
в) ______________________________
г) ______________________________
- Признаки ароморфоза в эволюции млекопитающих:
а) ________________________________
б) ______________________________
в) ________________________________
г) _________________________________
- Признаки ароморфоза в эволюции растений:
а) _____________________________
б) ____________________________
в) __________________________________
- Признаки идиоадаптации:
а) ______________________________
б) _______________________________
в) ________________________________
- Заполни схему:
Основные пути биологического прогресса
10.Общая дегенерация – это ____________________________
11. Признаки дегенерации у животных:
а) _______________________
б) ___________________
в) _________________________
г) _______________________
12. Признаки дегенерации у растений:
а) __________________________________
б) _________________________
в) _____________________________
Биолгия 6 класс Тема: «Образование плодов. Разнообразие плодов»
Цель урока: Познакомиться с понятием о плоде как генеративном органе; научиться классифицировать виды плодов по количеству семян и строению околоплодника.
Результат обучения:
- Научиться ю давать определение плода
- Уметь различать сухие и сочные семена?
- Научиться различать одно и многосемянные плоды?
Изучение нового материала
- Найдите определение плода в учебнике . Запишите определение в тетрадь.
- Запишите основной признак плодов в тетрадь.
- Есть ли семена в клубне картофеля и кочане капусты?
- Можно ли их назвать плодами. Чем плод отличается от корнеплода и кочана?
- Как называется плод капусты?
5. Закончите схему «Виды плодов»
По количеству семян По типу околоплодника
- Организация понимания и применения нового знания.
Заполните таблицу, проставь знак «+» в надлежащие колонки:
№ | Названия растения | Сочные плоды | Сухие плоды | ||
односемянные | многосемянные | односемянные | многосемянные | ||
1. | Яблоня | ||||
2. | Вишня | ||||
3. | Крыжовник | ||||
4. | Арбуз | ||||
5. | Горох | ||||
6. | Капуста | ||||
7. | Хлопчатник | ||||
8. | Пшеница | ||||
9. | Подсолнечник | ||||
10. | Дуб |
2. Перечислены названия плодов. Одно из них ошибочное. Найдите ошибку:
Боб, ягода, орех, клубень, стручок.
3. Закончите предложения, используя ответы:
- Главными частями цветка являются ...
- Тычинка состоит из ... и ...
- Пестик состоит из ... и ...
- Плод развивается из ...
- Вокруг тычинок и пестика расположен ...
Ответы: околоцветник, пестик, тычинки, рыльце, тычиночная нить,
пыльник, завязь, столбик.
4. Отгадайте загадки:
A) В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета.
Б) Плод у травки - сложный потому и ложный. А что в нем ложное, вкуснее, чем пирожное.
B) Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок и остался
стебелек.
Г) Одну ягоду мы ели.... Вчетвером за столик сели, еле - еле одолели.
Ели чуть не полчаса, растянули пояса.
Да еще в отброс осталось - вот так ягода досталась!
Задания уровня анализа и синтеза:
1. Рассмотрите рисунок, на котором расположены разные плоды. Заполните таблицу:
№ | Названия растения | Название плода | У каких растений ты еще встречал такой тип плодов? |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
- Рассмотрите рисунки плодов земляники и малины.
Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам?
Почему вы так считаете?
- Объясните, чем плод отличается от соплодия. Приведите примеры растений,
у которых развиваются соплодия.
Задания уровня оценки:
1. Докажите, что плод развивается из цветка.
2- Докажите, что плод - генеративный орган.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биолгии 6 класс
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены ...
разработки мероприятий по биолгии
Очень интересные и полезные сценарии праздников и мероприятий по биологии. Можете воспользоватся....
Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы. Сборник прогр...
Урок биолгии 7 класс
Конспект урока...
Рабочие программы по биолгии для 8класса.
Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...
Рабочие программы по биолгии для 9класса.
Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...
ОГЭ 2024 Биолгия
Демоверсия...