Программа по биолгии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biolgii_6_klass.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор школы Лопатина Т.В. МО естественно-научного цикла
Приказ № от 2013г. Приказ № от 2013г.
.
Рабочая программа по биологии в 6 классе
Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района
Рабочая программа 6 класс (базовый уровень)
Программа рассчитана на 70 часов – 2 часа в неделю.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
В течение года:
Контрольных работ – 4
Лабораторных и практических работ– 13
Методическое обеспечение:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2009г.
- Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.
- «Биология. Живой организм» авт. Н. И. Сонин, М.: «Дрофа», 2013 г.
- Методическое пособие к учебнику «Биология. Живой организм» авт. Н. И. Сонин, М.: «Дрофа», 2008 г.
- Биологические лабиринты к учебнику «Биология. Живой организм» авт. Н. И. Сонин, М.: «Дрофа», 2001 г.
- Биологические карты. Дидактический материал к учебнику «Биология. Живой организм» авт. Н. И. Сонин, М.: «Дрофа», 2001 г.
- Рабочая тетрадь к учебнику.
- https://my.1september.ru/
Multimedia – поддержка предмета:
- Репетитор «Биология»
- Лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»
Пояснительная записка
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель курса:
- расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
Задачи курса:
- формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
- совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
- формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 6 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.
Тематический план
Название темы | Количество часов по программе для общеобразовательных учреждений | Количество часов в рабочей программе |
1.Строение и свойства живых организмов | 22 | 24 |
2. Жизнедеятельность организмов | 36 | 36 |
3. Организм и среда | 4 | 5 |
4. Резервное время | 8 | 6 |
Всего | 70 | 70 |
В программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение разделов:
- «Строение и свойства живых организмов» - на 2 часа
- «Организм и среда» - на 1 час
График выполнения контрольных работ
Раздел | № контрольной работы | Примерные сроки выполнения |
«Строение и свойства живых организмов» | № 1 | |
«Жизнедеятельность организмов» | № 2 | |
«Организм и среда. Природные сообщества» | № 3 | |
Годовая контрольная работа | № 4 |
Основное содержание
Раздел 1: Строение живых организмов (24 часа)
Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого (2 часа)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2: Химический состав клеток (2 часа)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лаб. № 1 «Определение состава семян пшеницы».
Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лаб. № 2 «Строение клеток живых организмов на готовых микропрепаратах»
Тема 1. 4: Деление клетки (2 часа)
Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.
Тема 1.5: Ткани растений и животных (4 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лаб. №3 «Ткани растительных организмов»
Лаб. №4 «Ткани животных организмов»
Тема 1.6: Органы и системы органов 11 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лаб. № 5 «Изучение корня на готовых микропрепаратах»
Лаб. № 6 «Распознавание органов у животных».
Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2: Жизнедеятельность организма (36 часов)
Тема 2.1: Питание и пищеварение (5 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Тема 2.2: Дыхание (3 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3: Транспорт веществ в организме (4 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Лаб. № 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Тема 2.4: Выделение (5 часов)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лаб. № 8 «Разнообразие опорных систем животных».
Тема 2.6: Движение (3 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лаб. № 9 «Движение инфузории – туфельки»
Лаб. № 10 «Перемещение дождевого червя».
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (4 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение (4 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Пр. № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Тема 2.9: Рост и развитие (6 часов)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лаб. № 11 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»
Раздел 3: организм и среда (5 часов)
Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (2 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (3 часа)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания
Резервное время 6 часов
На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 3 часа (интегрировано с часами федерального компонента)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные и практические работы | При ме чание |
Раздел I. Строение и свойства живых организмов (24 часа) | |||||||
Основные свойства живых организмов (2 часа) | |||||||
1-2 | Многообразие живых организмов и их основные свойства. | 2 | ИНМ | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления. | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | ||
Химический состав клетки (2 часа) | |||||||
3-4 | Химический состав клетки. Лабораторная раб. № 1 | 2 | К | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть:
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Лаб. № 1 «Определение состава семян пшеницы». | |
Строение растительных и животных клеток (2 часа) | |||||||
5 | Клетка – элементарная частица живого. | 1 | К | Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Называть признаки живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения яда | ||
6 | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительных и животных клеток. Лабораторная раб №2 | 1 | К | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы с микроскопами. | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организма и делать выводы на основе сравнения. | Лаб. № 2 «Строение клеток живых организмов на готовых микропрепаратах» | |
Деление клетки (2 часа) | |||||||
7 | Деление клетки | 1 | К | Деление клетки – основа роста и размножения. Основные типы деления клеток; митоз; основные этапы митоза, его биологическое значение. | Называть основные типы деления клеток. Описывать этапы митоза. Знать биологическое значение митоза. | ||
8 | Мейоз и его биологическое значение. | 1 | К | мейоз; основные этапы мейоза, его биологическое значение. | Называть основные типы деления клеток. Описывать этапы мейоза. Знать биологическое значение мейоза. | ||
Ткани растений и животных (4 часа) | |||||||
9-10 | Ткани растений Лабораторная раб. № 3 | 2 | К | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная; их значение, особенности строения. | Давать определение понятию «ткань». Назвать:
Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Лаб. №3 «Ткани растительных организмов» | |
11-12 | Ткани животных. Лабораторная раб. № 4 | 2 | К | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная; их строение и функции. | Назвать:
Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. | Лаб. №4 «Ткани животных организмов» | |
Органы и системы органов (11 часов) | |||||||
13-14 | Строение корня. Лабораторная работа № 5 | 2 | ИНМ | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней. Микроскопическое строение корня. | Давать определение понятиям «ткань», «орган» Называть:
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Лаб. № 5 «Изучение корня на готовых микропрепаратах» | |
15-16 | Побег | 2 | К | Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменение побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определение понятиям «побег», «вегетативные органы» Называть органы цветковых растений, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег и его части. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Строение почек Простые и сложные листья | |
17-18 | Цветок. Строение и значение. | 2 | К | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь),тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка. Колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление. | Описывать по рисункам строение цветка. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. | ||
19-20 | Плод. Разнообразие и значение. | 2 | К | Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. | Описывать по рисункам строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов | ||
21 | Строение семян, их функции. | 1 | К | Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | Называть значение семян. Давать определение терминам «двудольные растения» и «однодольные растения». Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. | Строение семени | |
22-23 | Системы органов животных. Лабораторная работа № 6. | 2 | К | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. | Давать определение понятий: «ткань», «орган», «система». Называть:
Распознавать и описывать по таблицам органы и системы органов животных. Находить в учебнике и других источниках информацию об органах и системах органов. | Лаб. № 6 «Распознавание органов у животных». | |
Растения и животные как целостные организмы (1 час) | |||||||
24 | Организм как единое целое. | 1 | Обобщ. | Растения, животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов, как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | Давать определение понятиям: «ткань», «орган», «система органов». Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать, что организм – единое целое. | ||
Раздел II. Жизнедеятельность организмов (35 часов) | |||||||
Питание и пищеварение (5 часов) | |||||||
25 | Особенности питания растительного организма. | 1 | ИНМ | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное – фотосинтез, минеральное – почвенное). | Давать определение понятия «питание», «почвенное питание». Описывать сущность биологических процессов почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растений. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунке. Характеризовать роль корня в почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||
26 | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | 1 | К | Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Давать определение понятию «фотосинтез». Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений – фотосинтеза. Объяснять:
Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их. Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||
27-28 | Особенности питания животных. | 2 | К | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. | Давать определение понятия «питание». Описывать сущность биологических процессов: питание животных. Называть органы пищеварительной системы животных, узнавать их. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. | ||
29 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 | К | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятия «питание», «пищеварение». Описывать сущность биологических процессов: питание животных – пищеварение. Называть особенности пищеварительных систем животных.
| ||
Дыхание (3 часа) | |||||||
30 | Дыхание у растений. | 1 | К | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений, роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию «дыхание». Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||
31-32 | Дыхание у животных. | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию «дыхание». Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их. Характеризовать:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | ||
Передвижение веществ в организме (4 часа) | |||||||
33-34 | Передвижение веществ в растении. Лабораторная № 7 | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос вещества. | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| Лаб. № 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | |
35-36 | Передвижение веществ в животном организме. | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть:
Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | ||
Выделение (5 часов) | |||||||
37-38 | Выделение у растений, грибов и животных. | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть:
Характеризовать:
| ||
39-40-41 | Обмен веществ у растений и животных | 3 | К | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. | Давать определение понятию «обмен веществ». Описывать сущность обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть:
Характеризовать:
Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы. | ||
Опорные системы (2 часа) | |||||||
42-43 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Лабораторная работа № 8 | 2 | К | Строение организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Называть:
Приводить примеры животных с разными типами скелетов. Распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. | Лаб. № 8 «Разнообразие опорных систем животных». | |
Движение (3 часа) | |||||||
44-45-46 | Движение. Лабораторная работа № 9 Лабораторная работа № 10 | 3 | К | Признаки живых организмов: движение, их проявление у живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение у живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции у растений. | Называть:
Приводить примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать движения растений и передвижение животных и делать вывод на основании сравнения. | Лаб. № 9 «Движение инфузории – туфельки» Лаб. № 10 «Перемещение дождевого червя». | |
Регуляция процессов жизнедеятельности (4 часа) | |||||||
47-48 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. | Давать определение понятиям «раздражимость», «рефлекс». Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть:
Приводить примеры животных с разными типами нервных систем. | ||
49 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | К | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть:
Наблюдать за поведением животных. | ||
50 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | 1 | К | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность процессов регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход за ними. | ||
Размножение (4 часа) | |||||||
51-52 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. Практическая работа № 1 | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. | Давать определение понятиям «размножение», «вегетативное размножение», «вегетативные органы». Называть:
Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Пр. № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений» | |
53 | Половое размножение животных. | 1 | К | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям: «размножение», «гамета», «оплодотворение», «зигота». Описывать сущность полового размножения. Называть:
Объяснять преимущества полового размножения организмов перед бесполым. | ||
54 | Половое размножение растений. | 1 | К | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям: «размножение», «опыление», «самоопыление», «оплодотворение» Называть:
Описывать:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||
Рост и развитие (5 часов) | |||||||
55-56 | Рост и развитие растений. | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | Давать определение понятию «индивидуальное развитие». Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена однодольных и двудольных растений, типы плодов. Называть:
Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||
57-58 | Рост и развитие животных. Лабораторная работа № 11 | 2 | К | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных) | Приводить примеры животных с разными типами постэмбрионального размножения. Называть:
развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Лаб. № 11 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)» | |
59-60 | Контрольная работа по теме «жизнедеятельность организмов» | 2 | КР | ||||
Раздел III. Организм и среда (5 часов) | |||||||
Среда обитания организмов. Факторы среды (2 часа) | |||||||
61 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. Факторы неживой природы села Белоярка. | 1 | ИНМ | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. Влияние человека на живые организмы. | Давать определение понятиям: «среда обитания», «экология», «экологические факторы». Называть
Приводить примеры:
| Р (1) | |
62 | Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека. Влияние деятельности человека на природу с. Белоярка. | 1 | К | Р (2) | |||
Природные сообщества (3 часа) | |||||||
63 | Природные сообщества. | 1 | К | экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятиям: «природное сообщество», «экосистема», «цепи питания». Называть три группы организмов в ЭС. Приводить примеры:
Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике и других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать:
| ||
64 | Практическая работа № 2 | 1 | П | Пр. № 2 «Характеристика одного из БГЦ с. Белоярка» | Р (3) | ||
65 | Повторение по теме «Организм и среда. Природные сообщества» | 1 | КР | ||||
Обобщение и повторение (5 часов) | |||||||
66-67 | Повторение темы: «Химический состав клетки», «Строение растительной и животной клеток» | 2 | К | ||||
68 | Повторение темы «Ткани растений и животных» | 1 | К | ||||
69 | Повторение темы «Органы и системы органов» | 1 | К | ||||
70 | Годовая контрольная работа | 1 | КР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы. Сборник прогр...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочие программы по биолгии для 8класса.
Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...
Рабочие программы по биолгии для 9класса.
Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...