Мир растений на подоконнике.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конкурс методических материалов
по апробации БУП - 2004
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_rasteniy_na_podokonnike_6_klass_bup_2004.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение образования
Розентальская основная общеобразовательная школа
Москаленского муниципального района
Омской области
Конкурс методических материалов
по апробации БУП - 2004
Разработка урока по биологии в 6 классе
Тема урока
учитель биологии
Колмакова Татьяна
Николаевна
2008/2009 учебный год
Расширение знаний учащихся в области комнатного цветоводства.
- Познакомить учащихся с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии, условиями и правилами ухода за ними.
- Развивать умение работать со справочной литературой, наблюдать, сравнивать, формулировать выводы;
- Воспитывать интерес к комнатному цветоводству, бережное отношение к растениям, чувство прекрасного на основе наблюдений за комнатными растениями.
Тетрадь, справочники по комнатному цветоводству, карточки с названиями комнатных растений, комнатные растения: циссус, сансевиерия, сенполии, пеперомия, пассифлора, пеларгония,герань, маранта, бальзамин, хлорофитум, бегония, фикус, папоротники, традесканция, кактусы.
ХОД УРОКА.
I.Актуализация знаний учащихся.
1. Беседа о роли комнатных растений.
Их любили в древности. Их любят и сейчас. Их будут любить всегда. Безмолвные и прекрасные часто беззащитные и зависимые от человека, они способны покорять сердца, сводить с ума, они оставляют след в истории, вдохновляют поэтов.
Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Но не только ваше восхищение нужно цветам. Как и всем живым существам, им нужно «пить» и «есть», о них надо заботиться, что требует от человека и приложения усилий, и определённых знаний.
II. Постановка темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем как называются комнатные цветы, которые растут у нас в кабинете, что требуется этим растениям в целом и что – каждому виду в отдельности, что может угрожать жизни этих растений и как отвести от них беду.
III.Поиск растения по описанию.
Класс делится на три группы. Каждая группа получает 2 карточки с описаниями растений и их названиями. Задача каждой группы найти в классе растение, описанное в карточке и прикрепить карточку с названием к цветочному горшку.
IV. Актуализация новых знаний учащихся.
Из данных описаний растений какие сведения о них вы узнали впервые? Какие названия растений (народные) вам не были известны?
V. Игра «Найди пару»
Кроме существующих традиционных названий существуют много народных названий, вы сегодня узнали некоторые народные названия комнатных растений. А сейчас вам необходимо будет среди множества названий растений найти пару. Примечание: встречаются такие растения, которые в быту имеют по несколько народных названий.
страстоцвет традесканция
ложный виноград бальзамин
герань пассифлора
Ванька мокрый циссус
недотрога хлорофитум
огонёк пеларгония
вечноцвет
кудрявый ковёр здоровья
VI. Условия и правила ухода за комнатными растениями.
1.Беседа о выявлении условий, влияющих на жизнь растений.
В результате беседы на доске появляется схема.
Что надо прежде всего помнить и знать о растениях? То, что они являются живыми организмами! А живые организмы должны расти, развиваться, поддерживать свою целостность, размножаться любым из возможных способов и взаимодействовать с окружающим миром.
Для роста и развития любому организму энергия, которая возникает за счет обмена веществ. А чтобы он происходил, необходимо чтобы необходимые для этого вещества поступали извне, а отработанные продукты удалялись. Растения, помимо общих для всех живых организмов особенностей, имеют свои специфические, только им присущие черты.
Самая главная особенность всех растений состоит в том, что они являются автотрофами, первичными продуцентами. Что это значит? «Автотроф» «авто»- переводится как «само», «трофный»- как «питающийся».Получается «самопитающийся организм». «Продуцент»-значит «производитель».Именно растения (и только они ) способны создавать сложные органические молекулы из простых, накапливать ту природную энергию, которую позже будут использовать все остальные организмы на Земле. Они первыми превращают солнечную энергию в химическую при помощи сложного процесса, именуемого фотосинтезом, потому они и названы её первичными производителями среди других живых организмов. Для фотосинтеза требуется свет, углекислый газ и вода. Зная об одном их самых важных физиологических процессов, мы можем сделать первый практический вывод: растение нужно обеспечить водой и светом. Но только ли они необходимы растению?
Что служит источником питательных веществ для растения?
Правильно, почва. Но почва служит не только источником питательных веществ, но и субстратом, т.е. частью среды обитания.
Мы уже говорили о важности света и воды. Однако освещение (особенно световой режим) и влажность одновременно являются ещё и составляющими климата. К нему относятся также и температурный режим.
2. Работа со справочной литературой.
Определить правила ухода за комнатными растениями на основе справочников.
1 группа – пассифлора, циссус;
2 группа – хлорофитум, бальзамин;
3 группа – пеларгония, традесканция.
3. Выступление от каждой группы по 2 учащихся.
Добавление учителя:
- температурный режим зимой;
- растения южных, восточных, западных окон; теневыносливые растения;
- минеральная подкормка растений;
- своевременный полив(особенность полива в зимнее время), опрыскивание, растения суккуленты.
VII. Закрепление изученного материала.
Как иначе называют все растения? Сведения о каких комнатных растениях вы сегодня узнали? Какие правила ухода нужно соблюдать, чтобы вырастить комнатное растение?
VIII. Домашнее задание.
Список литературы
- Цветкова М.В. «Энциклопедия комнатного цветоводства», Харьков – Белгород 2007, «Книжный клуб»
- Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях», Москва 2007, «Кладезь – Букс»
- Научно-популярные журналы:
«Цветок» № 22 – 2007 год, № 2,3- 2007 год
« Домашние цветы» - № 1, 5, 6 -2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выращивание томатов на подоконнике.
Урок-презентация сельскохозяйственного труда 8 классе коррекционной школы....
Консультация для воспитателей "Огород на подоконнике".
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о...
"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.
Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразуме...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Методическая разработка Использование технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД по программе "Мир растений на подоконнике"
Применение технологии "исследовательского обучения" на занятиях ОДОД....
Презентация "Использование технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД по программе "Мир растений на подоконнике"
Практическое примениение технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД....
«КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ? ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
Конспект инегрированного занятия в старшей группе Ц е л ь : расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; обучение установлению связи взаимод...