Методическая разработка Использование технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД по программе "Мир растений на подоконнике"
методическая разработка на тему
Применение технологии "исследовательского обучения" на занятиях ОДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование технологии «исследовательское обучение»
на занятиях по программе «Мир растений на подоконнике»
Автор:
Леванова Елена Львовна
методист ОДОД
ГБОУ СОШ № 516
Невский района
Санкт-Петербург
2017
Краткая характеристика образовательной программы
Программа «Мир растений на подоконнике» разработана в связи с растущим интересом обучающихся и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Комнатные растения доставляют человеку не только эстетичное наслаждение, но и играют большую роль в оздоровление окружающей среды. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Цель: Создание условий для раскрытия интересов обучающихся, через вовлечение их в исследовательскую деятельность, способствующую формированию экологических знаний в области комнатного цветоводства.
Задачи
Образовательные:
- дать экологические знания в области комнатного цветоводства;
- формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;
- учить находить источники информации, умению работать с дополнительной литературой;
- обучать навыкам обработки нужной информации, оформлению рефератов и презентаций о результатах исследовательской работы;
- формировать умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать эстетического мировоззрения обучающихся через разведение и выращивание цветочных и древесно-кустарниковых культур;
- воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к цветоводству и желание трудиться.
Программа адресована обучающимся 10-16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Программа реализуется на аудиторных занятиях и занятиях на пришкольном участке. Форма занятий индивидуально-групповая.
обучающийся будет знать:
- основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
- принципы размещения растений в помещении;
- правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
- основные болезни комнатных растений;
- способы защиты от вредителей.
обучающийся будет уметь:
- приготавливать земельную смесь для посадки растений;
- высаживать растения в приготовленную смесь;
- подвязывать растения;
- подбирать вазоны для комнатных растений;
- составлять композиции из соленого теста, природного материала;
- классифицировать растения;
- проводить паспортизацию растений;
- изготавливать этикетки;
- вести календарь ухода за комнатными растениями.
- разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;
- слушать и выполнять рекомендации педагога, ставить и решать самостоятельные творческие задачи;
- работать и общаться в коллективе;
- доводить начатое дело до конца;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
воспитание отзывчивости, дружелюбия, чувства прекрасного, усидчивости. трудолюбия.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Защита проектов;
- Участие обучающихся в научно – практических конференциях;
- Организация выставки «Выращенные своими руками».
Основные методы и формы работы с обучающимися: беседа, рассказ, лекция, работа с дополнительной литературой, работа с Интернет- ресурсами, поисковое наблюдение, эксперимент, опыт, практическая работа, творческий отчет.
2.Основные педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества;
- Информационные технологии;
- Технология исследовательского (проблемного) обучения;
- Практико-ориентированные технологии;
- Проектные технологии.
Предполагаются индивидуально-групповые формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, трудовая, оформительская, поисковая, исследовательская, проектная, экспериментальная.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- Приобретение навыков творческой деятельности.
- Овладение методами опытнической и исследовательской работы.
- Ведение дневника наблюдений.
- Умение планировать и составлять проекты.
- Оформление опытнической работы.
- Умение ухаживать за растениями.
- Умение работать с разными литературными источниками.
- Оформление выставок, стендов, альбомов, книжек-раскладушек.
- Написание докладов и выступление с ними перед другими ребятами.
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Организация занятия предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.
Технология проведения учебного занятия:
- Ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
- Дробление проблемы на отдельные задачи;
- Выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
- Анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Принципы исследовательского (проблемного) обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания исследовательских (проблемных) ситуаций могут быть следующими:
- педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Конспект занятия по теме «Разнообразие комнатных растений и их происхождение»
Цель: познакомить обучающихся с разнообразием комнатных растений и их происхождением.
Задачи:
- привитие навыков исследовательской и практической деятельности;
- формирование навыков и умений пользоваться научно-популярной литературой;
-развитие интереса к комнатному цветоводству;
- воспитание бережного отношения к природе.
- развитие у детей эстетического вкуса;
Методы, используемые на занятии: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Педагогическая технология: практико-ориентированная технология на основе исследовательского обучения.
Оборудование: интерактивная доска, географическая карта мира, комнатные растения и таблицы, справочная литература: И.И. Клинковская, В.В. Пасечник «Комнатные растения в школе», Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях», И. Степанова «Живые коллекции», Т.М. Клевенская «Цветы в интерьере», открытки-загадки по комнатным растениям, вазоны с землей, черенки комнатных растений, микроскопы, готовые препараты внутреннего строения листа, пробирки с водой и раствором КНОПА (для закладки опыта).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Введение и актуализация темы
«Минутка поэзии»
Что такое цветы? (для создания атмосферы)
- Это звезды, луна,
-Это солнце всегда,
-Это радость, восторг, вдохновенье,
-Это счастье для всех,
-Это дружба навек!
Ведь не хлебом единым же жив человек!
Коротко прошу рассказать о своем любимом комнатном цветке. Сначала я называю свой любимый цветок– гибискус. Это цветок моего детства. У него крупные цветки, которые у меня поднимают настроение. Обращаю внимание на цветы, стоящие на столе, окнах.
- Для чего разводят комнатные цветы?
Подвожу детей к выводу: Зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества-фитонциды, которые убивают в помещении болезнетворные бактерии, создают психологическую благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей.
- Групповая работа по плану предложенному педагогом
Обращаюсь к обучающимся (групповая социализация).
- Хотите ли вы более подробно узнать о комнатных цветах? Какие цветы стоят на моем столе? Какие у вас дома? (получаю положительный ответ).
Раздаю справочную литературу, дети работают с ней, по плану, записанному на доске.
План:
- Рассмотреть свой любимый комнатный цветок.
- Как он называется?
- Где его Родина? Найти на карте.
- Определить семейство цветка.
- Как его размножают.
- Презентация задания обучающимися и контроль выполнения задания педагогом
Ребята описывают биологические особенности комнатных цветов. Многие из них удивились, что все описанные цветы – «иностранцы». Описаны цветы: гибискус, бальзамин, алоэ, циперус, хавортия, колеус, традесканция. Идет презентация своего цветка.
- Исследовательская работа
Расширение информационного запроса. Рассказываю интересное о комнатных цветах: бегонии и сансевьере. Предлагаю заглянуть во внутренний мир своего любимого цветка.
Исследовательская работа по приготовлению препарата из кожицы листа и просмотр его под микроскопом. Индивидуальная работа: просмотр под микроскопом волосков листа и стебля бегонии.
Обучающиеся делают вывод: на листьях и стебле бегонии имеются волоски, которые состоят из клеток, так же как и кожица листа.
В ходе нашей беседы выясняются такие вопросы:
- Почему цветки у комнатных растений такие красивые?
- Почему они такие разные?
- Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?
- Практическая работа
Переходим к выполнению практической работы. Вывешиваю таблицу: «Размножение комнатных растений черенками». Работаем по плану: а) в вазон с землей посадить черенок комнатного растения; б) ответить на вопрос «Что мы называем черенком?»; в) закрыть черенок банкой или полиэтиленовым пакетом и объяснить, почему мы так делаем; г) сделать выводы.
- Проведение эксперимента
В опытную пробирку наливаю раствор, где растворены минеральные соли, которые нужны для развития корней (раствор КНОПА) и поместим туда черенок пеларгонии. В контрольную пробирку мы наливаем обыкновенную воду и помещаем второй черенок пеларгонии. Каждое занятие мы будем отмечать изменения, которые будут происходить с черенком и записывать в дневник наблюдений.
Спрашиваю детей, почему листья имеют в основном зеленый цвет?
1.Нарезаем немного листа колеуса, кладем в пробирку и заливаем кипятком. Что видите? (изменений нет)
2.Сливаем воду из пробирки и добавляем спирт. Что наблюдаем?
3.Осторожно прокипятим кусочек листа теперь в спирте. Что видим? (спирт стал зеленым, он растворил хлорофил, который окрашивает спирт в зеленый цвет)
4.Перельем этот раствор в другую пробирку.
5.Добавим в пробирку с раствором столько же бензина и несколько капель воды. Что вы видите? (раствор разделился на два слоя: зеленый и желтый)
Делаем вывод: листья комнатных цветков заключают в себе много таинственного и интересного. Зеленое вещество-хлорофил и вещества, окрашенные в желтый цвет. Но зеленая окраска хлорофила маскирует их.
- Рефлексия.
Отражение своих состояний, своих открытий в познании комнатных растений, мира и себя.
1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
2. Что вам особенно запомнилось?
3. Понравилась ли вам такая форма занятия?
Общие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...
Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной методической разработке представлены методы, приемы и формы работы с видеоматериалами на уроках английского языка в учреждениях профессионального образования.Нужно отметить, что если по общим...
Методическая разработка: Использование внешних форм организации процесса обучения как повышение уровня обучения иностранному языку
Представлены различные формы урока...
Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»
В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ СПО (НПО)...