Методическая разработка Использование технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД по программе "Мир растений на подоконнике"
методическая разработка на тему

Леванова Елена Львовна

Применение технологии "исследовательского обучения" на занятиях ОДОД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

«Использование технологии «исследовательское обучение»

на занятиях по программе «Мир растений на подоконнике»

Автор:

Леванова Елена Львовна

методист ОДОД

ГБОУ СОШ № 516

Невский района

Санкт-Петербург

2017


Краткая характеристика образовательной программы

Программа «Мир растений на подоконнике» разработана в связи с растущим интересом обучающихся и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Комнатные растения доставляют человеку не только эстетичное наслаждение, но и играют большую роль в оздоровление окружающей среды. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Цель: Создание условий для раскрытия интересов обучающихся, через вовлечение их в исследовательскую деятельность, способствующую формированию экологических знаний в области комнатного цветоводства.

Задачи

Образовательные:

  • дать экологические знания в области комнатного цветоводства;
  • формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;
  • учить находить источники информации, умению работать с дополнительной литературой;
  • обучать навыкам обработки нужной информации, оформлению рефератов и презентаций о результатах исследовательской работы;
  • формировать умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением.

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетического мировоззрения обучающихся через разведение и выращивание цветочных и древесно-кустарниковых культур;
  • воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к цветоводству и желание трудиться.

Программа адресована обучающимся 10-16 лет и  рассчитана на 1 год обучения.

Программа реализуется на аудиторных занятиях и занятиях на пришкольном участке. Форма занятий индивидуально-групповая.

обучающийся будет знать: 

  • основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
  • принципы размещения растений в помещении;
  • правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
  • основные болезни комнатных растений;
  • способы защиты от вредителей.

обучающийся будет уметь:

- приготавливать земельную смесь для  посадки растений;

- высаживать растения в приготовленную смесь;

- подвязывать растения;

- подбирать вазоны для комнатных растений;

- составлять композиции из  соленого теста, природного материала;

- классифицировать растения;

- проводить паспортизацию растений;

- изготавливать этикетки;

- вести календарь ухода за комнатными растениями.

- разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;

- слушать и выполнять рекомендации педагога, ставить и решать самостоятельные творческие задачи;

- работать и общаться в  коллективе;

- доводить начатое дело до конца;

- поддерживать порядок на рабочем месте.

 воспитание отзывчивости, дружелюбия, чувства прекрасного, усидчивости. трудолюбия.

Формы подведения итогов реализации программы:

- Защита проектов;

- Участие обучающихся в научно – практических конференциях;

- Организация выставки «Выращенные своими руками».

Основные методы и формы работы с обучающимися: беседа, рассказ, лекция, работа с дополнительной литературой, работа с Интернет- ресурсами, поисковое наблюдение,  эксперимент, опыт, практическая работа, творческий отчет.

2.Основные педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества;

- Информационные технологии;

- Технология исследовательского (проблемного) обучения;

- Практико-ориентированные технологии;

- Проектные технологии.

    Предполагаются индивидуально-групповые формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, трудовая, оформительская, поисковая,  исследовательская, проектная, экспериментальная.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  • Приобретение навыков творческой деятельности.
  • Овладение методами опытнической и исследовательской работы.
  • Ведение дневника наблюдений.
  • Умение планировать и  составлять проекты.
  • Оформление опытнической работы.
  • Умение ухаживать за растениями.
  • Умение работать с разными литературными источниками.
  • Оформление выставок, стендов, альбомов, книжек-раскладушек.
  • Написание докладов и  выступление с ними перед другими ребятами.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Организация занятия предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.

Технология проведения учебного занятия:

  1. Ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
  2. Дробление проблемы на отдельные задачи;
  3. Выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
  4. Анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Принципы исследовательского (проблемного) обучения:

  • самостоятельность обучающихся;
  • развивающий характер обучения;
  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
  • использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания исследовательских (проблемных) ситуаций могут быть следующими:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
  • ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Конспект занятия по теме «Разнообразие комнатных растений и их происхождение»

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием комнатных растений и их происхождением.

Задачи:

- привитие навыков исследовательской и практической деятельности;

- формирование навыков и умений пользоваться научно-популярной литературой;

-развитие интереса к комнатному цветоводству;

- воспитание  бережного отношения к природе.

- развитие у детей эстетического вкуса;

Методы, используемые на занятии: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Педагогическая технология: практико-ориентированная технология на основе исследовательского обучения.

Оборудование: интерактивная доска, географическая карта мира, комнатные растения и таблицы, справочная литература: И.И. Клинковская, В.В. Пасечник «Комнатные растения в школе», Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях», И. Степанова «Живые коллекции», Т.М. Клевенская «Цветы в интерьере», открытки-загадки по комнатным растениям, вазоны с землей, черенки комнатных растений, микроскопы, готовые препараты внутреннего строения листа, пробирки с водой и раствором КНОПА (для закладки опыта).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Введение и актуализация темы

«Минутка поэзии»

Что такое цветы? (для создания атмосферы)

- Это звезды, луна,

-Это солнце всегда,

-Это радость, восторг, вдохновенье,

-Это счастье для всех,

-Это дружба навек!

Ведь не хлебом единым же жив человек!

Коротко прошу рассказать о своем любимом комнатном цветке. Сначала я называю свой любимый цветок– гибискус. Это цветок моего детства. У него крупные цветки, которые у меня поднимают настроение. Обращаю внимание на цветы, стоящие на столе, окнах.

- Для чего разводят комнатные цветы?

Подвожу детей к выводу: Зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества-фитонциды, которые убивают в помещении болезнетворные бактерии, создают психологическую благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей.

  1. Групповая работа по плану предложенному педагогом

Обращаюсь к обучающимся (групповая социализация).

- Хотите ли вы более подробно узнать о комнатных цветах? Какие цветы стоят на моем столе? Какие у вас дома? (получаю положительный ответ).

Раздаю справочную литературу, дети работают с ней, по плану, записанному на доске.

План:

  1. Рассмотреть свой любимый комнатный цветок.
  2. Как он называется?
  3. Где его Родина? Найти на карте.
  4. Определить семейство цветка.
  5. Как его размножают.
  1. Презентация задания обучающимися и контроль выполнения задания педагогом

Ребята описывают биологические особенности комнатных цветов. Многие из них удивились, что все описанные цветы – «иностранцы». Описаны цветы: гибискус, бальзамин, алоэ, циперус, хавортия, колеус, традесканция. Идет презентация своего цветка.

  1. Исследовательская работа

Расширение информационного запроса. Рассказываю интересное о комнатных цветах: бегонии и сансевьере. Предлагаю заглянуть во внутренний мир своего любимого цветка.

Исследовательская работа по приготовлению препарата из кожицы листа и просмотр его под микроскопом. Индивидуальная работа: просмотр под микроскопом волосков листа и стебля бегонии.

Обучающиеся делают вывод: на листьях и стебле бегонии имеются волоски, которые состоят из клеток, так же как и кожица листа.

В ходе нашей беседы выясняются такие вопросы:

  1. Почему цветки у комнатных растений такие красивые?
  2. Почему они такие разные?
  3. Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?
  1. Практическая работа

Переходим к выполнению практической работы. Вывешиваю таблицу: «Размножение комнатных растений черенками». Работаем по плану: а) в вазон с землей посадить черенок комнатного растения; б) ответить на вопрос «Что мы называем черенком?»; в) закрыть черенок банкой или полиэтиленовым пакетом и объяснить, почему мы так делаем; г) сделать выводы.

  1. Проведение эксперимента

В опытную пробирку наливаю раствор, где растворены минеральные соли, которые нужны для развития корней (раствор КНОПА) и поместим туда черенок пеларгонии. В контрольную пробирку мы наливаем обыкновенную воду и помещаем второй черенок пеларгонии. Каждое занятие мы будем отмечать изменения, которые будут происходить с черенком и записывать в дневник наблюдений.

Спрашиваю детей, почему листья имеют в основном зеленый цвет?

1.Нарезаем немного листа колеуса, кладем в пробирку и заливаем кипятком. Что видите? (изменений нет)

2.Сливаем воду из пробирки и добавляем спирт. Что наблюдаем?

3.Осторожно прокипятим кусочек листа теперь в спирте. Что видим? (спирт стал зеленым, он растворил хлорофил, который окрашивает спирт в зеленый цвет)

4.Перельем этот раствор в другую пробирку.

5.Добавим в пробирку с раствором столько же бензина и несколько капель воды. Что вы видите? (раствор разделился на два слоя: зеленый и желтый)

Делаем вывод: листья комнатных цветков заключают в себе много таинственного и интересного. Зеленое вещество-хлорофил и вещества, окрашенные в желтый цвет. Но зеленая окраска хлорофила маскирует их.

  1. Рефлексия.

Отражение своих состояний, своих открытий в познании комнатных растений, мира и себя.

1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

2. Что вам особенно запомнилось?

3. Понравилась ли вам такая форма занятия?

Общие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку

          Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...

Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной методической разработке представлены методы, приемы и формы работы с видеоматериалами на уроках английского языка в учреждениях профессионального образования.Нужно отметить, что если по общим...

Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»

В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...