"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразумевает выполнение проектов, овладение практическими навыками содержания комнатных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДО. | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987
109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Методист НМЦ на заседании ШМО, Директор школы
_____________ руководитель ____________
Мещерякова Л.В. _________ Андрущенко В.М. Пузанова Н.Д.
« » сентября 2009г. « 1 » сентября 2009г. « 1» сентября 2009г.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ
«БИОМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«БОТАНИКА НА ПОДОКОННИКЕ»
Календарно-тематическое планирование на 2009-2010 уч.г.
Составитель – учитель биологии
Мухина Е.В.
Контингент обучающихся – 6-9 классы.
Продолжительность курса – 1 год.
Периодичность занятий - 2 часа в неделю.
Итого – 76 часов, из них:
- лабораторных работ – 2;
- практических работ – 15;
- экскурсий – 3.
2009г.
Паспорт программы.
- Название – «Ботаника на подоконнике».
- Автор – Мухина Е.В., учитель биологии.
- Направление образовательной деятельности – естественнонаучное.
- Тип программы – дополнительное образование детей.
- Прохождение экспертизы – программа утверждена на заседании МО учителей естественно-математического цикла 4 сентября 2007г.
- Срок реализации – 1 год.
- Количество часов в неделю – 2, в год – 76.
- Характеристика группы – разновозрастная, учащиеся 6-9 классов.
- Материально-техническое оснащение:
- Мини-библиотека (учебная, научная и справочная литература).
- Коллекция комнатных растений – около 70 видов.
- Лабораторное оборудование.
- Таблицы, географические карты.
- Инвентарь для комнатных растений, почвы и удобрения.
- Цифровая фотокамера.
- Компьютерная техника.
- Пересечение с образовательным стандартом – 25%.
Пояснительная записка.
Программа «Ботаника на подоконнике» - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, возможностей школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидатофиты (в аквариуме), гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).
Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.
Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения.
Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.
Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы.
Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.
Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями кабинета биологии и демонстрируя свои знания.
Цели и задачи программы:
- Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений.
- Ознакомление учащихся с биологическими особенностями комнатных растений.
- Формирование у обучающихся исследовательских навыков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.
- Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты.
- Выполнять учебный рисунок.
- Определять комнатные растения, используя справочную литературу.
- Знать систематику комнатных растений.
Ожидаемые результаты обучения:
- Повышение познавательного уровня по предмету.
- Наличие навыков работы со справочной литературой.
- Оформление проектных работ.
- Проведение экскурсии «Путешествие с комнатными растениями» для младших школьников.
Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:
- Жизненные формы комнатных растений.
- Экологические группы комнатных растений.
- Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп.
- Создание композиции «Пустынный ландшафт».
- Создание комнатного садика в ёмкости.
- Составление каталога комнатных растений кабинета биологии.
Примечание: В программе предусмотрено только выполнение практических и лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества.
Формы контроля достижения результатов:
- Анкетирование, выявление заинтересованности предметом (ботаникой).
- Оценка качества выполнения творческих и проектных работ.
- Мониторинг качества обучения по биологии в 6 классе.
- Итоговая аттестация по биологии в 9 и 11 классах.
Содержание программы.
Введение (1ч).
Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.
1.Растение – целостный организм (7ч.).
Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.
Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.
Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.
Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.
Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.
2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.).
Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.
Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.
Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.
Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.
Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.
Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.
Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.
Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.
Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.
Практическая работа №5. Размножение кактусов прививкой.
Практическая работа №6. Профилактический осмотр растений.
3.Систематика растений (11 ч.).
Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.
Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.
Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.
Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.
Практическая работа № 7. Систематизация растений кабинета биологии.
Практическая работа № 8. Уход за комнатными растениями зимой.
Практическая работа № 9. Посев семян (финика, авокадо и др.).
4.Экология комнатных растений (14 ч.).
Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).
Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.
Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.
Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.
Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.
Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.
Практическая работа № 10. Оформление этикеток для комнатных растений.
Практическая работа № 11. Оформление композиции «Пустынный ландшафт».
Практическая работа № 12. Оформление композиции «Уголок тропического леса».
Практическая работа № 13. Создание комнатного садика в ёмкости.
Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.
5.Обобщение и закрепление (20 ч.).
Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.
Проведение экскурсий по кабинету для учащихся 4-х классов.
Подведение итогов. Летние задания.
Практическая работа № 15. Составление каталога растений кабинета биологии.
Экскурсия № 1. Посещение Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.
Экскурсия № 2. Знакомство с аптекарским огородом и экологической тропой музея-заповедника «Горки».
Экскурсия №3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ.
Литература:
- Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
- Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов:Лицей,2005. – 288с.
- Тейлор Б. Воздух. Вода. Погода. Климат. Серия «Взгляд на мир». М.: «КУбК», 1995 - с. 50.
- Пономарёва И.Н. и др. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники:
6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
- Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ,2006. – 319 с.
- Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс», 2005. – 255с.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел, тема занятия. | Оборудование | Дата /кол-во часов | |
1. | Введение (1ч). Ботаника – наука о растениях. Задачи программы. | Рабочие тетради, дневники наблюдений. | 1 | С е н т я б р ь |
2. | 1.Растение – целостный организм (7ч). Растение – биосистема. | Комнатные растения. | 1 | |
3. | Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок. | Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы. | 1 | |
4. | Лаб.раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа. | Листья, микроскопы, лаб. оборудование. | 1 | |
5. | Лаб.раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий. | Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы | 1 | |
6. | Плоды и семена, их строение и значение для растения. | Коллекция плодов и семян. | 1 | |
7. | Жизненные формы растений. | Иллюстрации., растений разных форм | 1 | |
8. | Практич.раб.№1. Определение жизненных форм комнатных растений. | Комнатные растения. | 1 | |
9. | 2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18ч). Уход за комнатными растениями. Календарь ухода. | Календарь цветовода. | 1 | О к т я б р ь |
10. | Инвентарь для комнатных растений. | Инвентарь. | 1 | |
11. | Практ.раб.№2. Уход за комнатными растениями осенью. | Комнатные растения. Инвентарь. | 1 | |
12. | Способы размножения комнатных растений. | Иллюстрации, таблицы. | 1 | |
13. | Практ.раб.№3. Черенкование комнатных растений. | Растения, ёмкости для черенков. | 1 | |
14. | Практ.раб.№4.Размножение отпрысками, детками, отводкой. | Растения, ёмкости. | 1 | |
15. | Практ.раб.№5. Размножение кактусов прививкой. | Кактусы. | 1 | |
16. | Значение воды для физиологии растений. | Таблица. | 1 | |
17. | Полив растений. Влажность воздуха. | Растения тропического леса. | 1 | Н о я б р ь |
18. | Температурный и световой режим. | Светолюбивые и теневыносл. растения | 1 | |
19. | Пересадка и перевалка растений. | Растения и инвентарь | 1 | |
20. | Обрезка и прищипка растений. | Растения и инвентарь. | 1 | |
21. | Почвы и почвенные смеси. | Виды почвенных смесей, типы почв. | 1 | |
22. | Питание растений. Фотосинтез. | Таблица. | 1 | |
23. | Минеральное питание. Удобрения. | Коллекция удобрений. | 1 | |
24. | Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы. | Иллюстрации. | 1 | |
25. | Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика. | Иллюстрации. | 1 | |
26. | Практ.раб.№6. Профилактический осмотр растений. | Растения. | 1 | |
27. | 3.Систематика растений (11ч). Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура. | Определители растений. | 1 | Д е к а б р ь |
28. | Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения. | Комнатные папоротники, мох из аквариума. | 1 | |
29. | Покрытосеменные комнатные растения. | Покрытосеменные растения. | 1 | |
30. | Семейства класса Однодольные. | Справочники, определители, растения. | 1 | |
31. | Семейства класса Двудольные. | Определители, растения. | 1 | |
32-35. | Практ.раб.№7. Систематизация растений кабинета биологии. | Справочники, определители, карточки. | 4 | |
36. | Практ.раб.№8. Уход за комнатными растениями зимой. | Растения, инвентарь. | 1 | |
37. | Практ.раб.№9. Посев семян (финика, авокадо). | Семена финика, авокадо и др. | 1 | |
38. | 4.Экология комнатных растений (14ч). Экология как наука. Экологические группы растений. | Иллюстрации. | 1 | Я н в а р ь |
39. | Экологические группы растений по отношению к воде. | Аквариум, комнатные растения. | 1 | |
40. | Экологические группы растений по отношению к свету. | Растения. | 1 | |
41. | Экологические группы растений по отношению к температуре. | Растения. | 1 | |
42. | Сообщества растений. Понятие о географической родине растений. | Физическая карта мира, карта природных зон. | 1 | |
43 | Экосистема тропического леса. | Иллюстрации. | 1 | |
44. | Экосистемы пустыни и степи. | Иллюстрации, суккуленты. | 1 | Ф е в р а л ь |
45. | Экологические группы комнатных растений. | Растения. | 1 | |
46-47. | Практ.раб.№10. Изготовление этикеток для комнатных растений. | Бумага, фломастеры, карандаши. | 2 | |
48. | Растения в жилище человека. Понятие об интерьере. | Иллюстрации. | 1 | |
49-50. | Практ.раб.№11. Оформление композиции «Пустынный ландшафт». | Растения-ксерофиты. | 2 | |
51-52. | Практ.раб.№12. Оформление композиции «Уголок тропического леса». | Растения тропиков. | 2 | |
53-54. | Практ.раб.№13. Создание комнатного садика в ёмкости. | Растения и стеклян-ные ёмкости. | 2 | |
55. | Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной». | Инвентарь для пере-садки и перевалки. | 1 | |
56. | 5.Обобщение и закрепление (20ч). Место растений в системе органического мира. | Таблицы. | 1 | М а р т |
57. | Многообразие растительного мира. Значение растений. | Таблицы, плоды и семена. | 1 | |
58-59. | Значение для человека знаний о растениях. Игра «Ботаническое поле». | Сценарий конкурса, поле для игры (Байбородова, стр.154). | 2 | |
60. | Подготовка экскурсии для учащихся 4-х классов. | Выбор растений для демонстрации. | 1 | |
61. | Проведение экскурсии по кабинету для 4-х классов. | Растения, план экскурсии. | 1 | |
62-63. | Практ.раб.№15. Составление каталога растений кабинета биологии. | Справочники, фото, альбом. | 2 | |
64-67. | Экскурсия№1. Посещение главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН. | Фотокамера, тетради. | 3 | Апрель Апрель |
68-71. | Экскурсия№2. Знакомство с Аптекарским огородом и экологической тропой музея-заповедника «Горки». | Фотокамера, тетради. | 4 | |
72-75. | Экскурсия№3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ. | Фотокамера, тетради. | 4 | Май |
76. | Подведение итогов. | Подарки и грамоты. | 1 |
Приложение №1.
Методика выполнения учебного рисунка
(по Воронину Н.С.).
- Рисуют только то, что видят на препарате.
- Во время рисования осмысливают содержание препарата.
- Перед началом рисования продумывают расположение рисунков на листе бумаги.
- Величина рисунков должна соответствовать величине тех деталей, которые надо изобразить: на слишком мелком рисунке их невозможно показать в правильном масштабе, а слишком крупный рисунок некрасив и неэкономичен.
- Нельзя нарушать пропорций между размерами органа, тканей и клеток.
- Рисуют только то, что необходимо для понимания препарата. Изображают главное, типичное. Опускают все несущественное и случайное.
- Рисунки должны быть отчетливыми, опрятными и по возможности художественными.
- Рисунок должен «говорить», т.е. иметь пояснительные надписи. Чем лучше препарат изучен и осмыслен теоретически, тем содержательнее надписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»
Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
программа дополнительного образования "Прикладная ботаника" на 2 года
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, ра...