Формирование учебных универсальных действий при изучении биологии в 5-6 классах
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Молчанова Любовь Дмитриевна

При преподавании биологии в рамках реализации ФГОС учитель должен знать  и  уметь  как  формировать универсальные учебные действия в  данном курсе  обучения. Уметь выделить среди всего многообразия УУД, те которые в действительности отражают формирование предметных, личностных и метапредметных  умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

 

Формирование

учебных универсальных действий

 при изучении биологии в 5-6 классах

Учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

 

 

2014

Универсальные учебные действия в биологии 5-6 класс

Как формировать универсальные учебные действия в курсе биологии

Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений.


Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5–6-й классы

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:

  • риск взаимоотношений человека и природы;
  • поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД
5–6-й классы

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных версий и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД
5–6-й классы

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.


Коммуникативные УУД
5–6-й классы

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования  коммуникативных УУД служат технология проблемного  диалога  (побуждающий и  подводящий диалог) и  организация работы в малых группах, а  также  использование  на уроках  элементов технологии  продуктивного  чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс

 Осознание роли жизни:

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

Использование биологических знаний в быту:

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
    объяснять мир с точки зрения биологии:
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  •  различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


6-й класс


Осознание роли жизни:

  • объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
    использование биологических знаний в быту:
  • объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека:
  • называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

Объяснять мир с точки зрения биологии:

  •  различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений. (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  • определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  •  объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

  • соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
  • различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

формирование учебных универсальных действий у школьников на уроке музыки

доклад на районном методическом объединении учителей искусства...

Формирование учебных универсальных действий на уроках географии

Работа  над формированием  УУД на  уроках  географии  побуждает  учителя к  поиску   новых  форм  обучения, что  позволит  повысить...

«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».

В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...

Учебные универсальные действия на уроке музыки в 5-7 классах.

Перечислены новые учебные универсальные действия , которые применяются на уроке музыки в 5-7 классах в условиях нового ФГОса.Можно использовать при составлении плана - конспекта урока музыки....

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»

laquo;Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формированияучебных универсальных действий»...