Формирование учебных универсальных действий при изучении биологии в 5-6 классах
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
При преподавании биологии в рамках реализации ФГОС учитель должен знать и уметь как формировать универсальные учебные действия в данном курсе обучения. Уметь выделить среди всего многообразия УУД, те которые в действительности отражают формирование предметных, личностных и метапредметных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy_po_biologii_v_5-6_klassakh.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»
Формирование
учебных универсальных действий
при изучении биологии в 5-6 классах
Учитель биологии
Молчанова Любовь Дмитриевна
2014
Универсальные учебные действия в биологии 5-6 класс
Как формировать универсальные учебные действия в курсе биологии
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5–6-й классы
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
- риск взаимоотношений человека и природы;
- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
5–6-й классы
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных версий и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
5–6-й классы
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД
5–6-й классы
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
Осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии: - перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
6-й класс
Осознание роли жизни:
- объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.
Рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту: - объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека:
- называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
Объяснять мир с точки зрения биологии:
- различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений. (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
- определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
- объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
- понимать смысл биологических терминов;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
- соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
- оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ
Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...
формирование учебных универсальных действий у школьников на уроке музыки
доклад на районном методическом объединении учителей искусства...
Формирование учебных универсальных действий на уроках географии
Работа над формированием УУД на уроках географии побуждает учителя к поиску новых форм обучения, что позволит повысить...
«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».
В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...
Учебные универсальные действия на уроке музыки в 5-7 классах.
Перечислены новые учебные универсальные действия , которые применяются на уроке музыки в 5-7 классах в условиях нового ФГОса.Можно использовать при составлении плана - конспекта урока музыки....
Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе
Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...
«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»
laquo;Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формированияучебных универсальных действий»...