Формирование учебных универсальных действий на уроках географии
статья по географии по теме

Тюрина Любовь Валентиновна

Работа  над формированием  УУД на  уроках  географии  побуждает  учителя к  поиску   новых  форм  обучения, что  позволит  повысить  эффективность  усвоения  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование   учебных универсальных  действий  на  уроках географии (сообщение к педсовету)

25.10.2011

Учитель:  Тюрина Л.В.

            Я  считаю,   что  невозможно  добиться   успехов  в   решении   задач,   поставленных   перед   учителем,  без  внимания   учащихся, без формирования  учебных  действий, без   развития  устойчивого   познавательного   интереса    к   изучаемому    материалу.

         Работа   над  этой  темой  побудила   к  поиску   новых   форм   обучения, умений  и  навыков,  методов  и   приёмов,   что  позволит   повысить   эффективность   усвоения    географических   знаний,  поможет   распознать  в   каждом   школьнике   его   индивидуальные   особенности   и   на   этой   основе   воспитать  у  него   стремление   к   познанию   и   творчеству.  Я  убеждена,   что  это  возможно  только   при   целостном   подходе   к   учебной   деятельности.  Формирование  учебных  универсальных  действий   является  важным   средством  личностно- коммуникативной, познавательной   деятельности  учащихся.  

        При  организации   и   осуществлении   учебно-познавательной   деятельности, стимулировании   знаний,   контроле   и   самоконтроле  в  своей   практике   использую  обобщённые  способы  действия   в   преподавании   географии:  игровые, информационные,  блочно- модульные. А также  занимательный  материал.

        Например,  уроки   формирования   новых  знаний   провожу   в  виде   уроков-лекций,  семинаров,  уроков- экспедиций (путешествий). Путешествуем   в  основном    с   учащимися   7   класса   по   океанам   и   материкам. Составляем  «лоции»  океанов  и   «карты    путешественников»  разных    материков.  На  уроках   обучения   умениям  и   навыкам   использую  такие   нетрадиционные   формы,  как   уроки   с   ролевой   игрой,  а  на  уроках   повторения   и   обобщения   знаний,  закрепления   умений – игровые:  КВН, «Что? Где? Когда?»,  уроки – конкурсы,  уроки – соревнования. На   уроках  проверки   и   учёта  знаний   и   умений   провожу   викторины,  конкурсы,  географические   диктанты,   тестирование,  защиту   творческих   работ.

     При   подготовке   к   таким   урокам   я   постоянно   обращаюсь   к  методическим   журналам  «География   в   школе»,  «Современный   урок»  и  др.

          Использование  учебных  универсальных   действий    ведёт   к  активизации  познавательной  и  самостоятельной  деятельности   на   уроках,   обогащает,   систематизирует   и  закрепляет   знания.  Школьник   становится   активным,  заинтересованным,  равноправным   участником   обучения.  У   них   происходит  отход   от   стандартного   мышления,   что   позволяет   развить  стремление   к   знаниям.

          Постоянно   ставлю перед  собой    задачи,   как   сделать   так,   чтобы   учение  проходило   с    увлечением,    чтобы    трудный   материал    стал   более  понятным   и   доступным,   а  уроки   более   интересными.

            Для   повышения  интереса   к   изучению   географии  в   учебном   кабинете,  использую  в   качестве   наглядности     настенные   карты,  информационные   стенды,   портреты   путешественников,  флаги   России   и   стран   мира,  стенд   «Саратовский   край»,   местные   ископаемые,   собранные   учащимися:  губки,  белемниты,  известняк,   торф,  красный   песок,  «зелёные»  глины,  гранит,  кварц  и   др.

          С  целью   расширения    кругозора   школьников,  в   кабинете  имеется   научно- популярная   и   справочная    литература   по   географии   и   охране  окружающей   среды,  а   также   журналы  «Вокруг   света»,  «Балашовский   исторический   журнал»   и   др.,  изданные   в   разные  годы.  В  кабинете   хранятся   и   лучшие    творческие   работы    учащихся  «Герб   села   Котоврас», « Кодекс   туриста  Падовского   лесничества»,  опросники    жителей   села   Котоврас,   научно – исследовательские  работы.

         На   уроках   географии    важно   создать   атмосферу   интереса   к  знаниям,   стремление  искать,   исследовать,  творить,   развивать   смекалку.  Поэтому   необходимо   искать   самые   разнообразные   пути  и   приёмы    поддержания    интересов    учащихся   в   любом    виде   их  познавательной   деятельности,   любом   направлении:

         *  выдвигать   наиболее   актуальные   для   освещения    вопросы   перед  

             учащимися    через   различные    формы;  

         *  вводить   еженедельные   обзоры    об   интересном   в   мире   и  в  жизни;

         *  готовить   выступления   перед   товарищами   в  классе;

         *  направлять   деятельность   учащихся   на   сбор  интересного  материала.

      Системная   работа   в   этом    направлении   на   уроках   географии   позволила   мне   добиться    некоторых    успехов:   успешное  проведение   регионального  мониторинга    в   течение   трёх   лет,  отсутствие    неуспевающих   по   предмету,  участие   в   районных   олимпиадах,  первое    место   в   областном   конкурсе, в Всероссийском конкурсе,  возрастание   интереса   к   изучению   географии.