«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»
методическая разработка по музыке
«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования
учебных универсальных действий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Нижневартовска «Школа № 1 имени А.В.войналовича»
«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования
учебных универсальных действий»
Медведева О.И., учитель музыки
г. Нижневартовск
Одной из целей ФГОС НОО и ООО является формирование универсальных учебных действий, повышение мотивации школьников к обучению, содействие их саморазвитию. Важнейшей задачей современного образования становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, которые легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому именно в начальной школе важно создать условия для реализации поисковой активности. Без навыков исследовательской работы сложно будет освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших и средних школьников, поддерживать познавательный интерес к предмету музыка, осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Задачи проектно – исследовательской деятельности:
- Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы.
- Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации.
- Изучение основ научного познания и исследовательских методов.
- Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний.
- Формирование логического и аналитического мышления.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности:
- Рефлексивные
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Менеджерские
- Коммуникативные
- Презентационные
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
В преподавании музыки проектная деятельность может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно – исследовательскую деятельность.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике, наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие
коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
-возможности младшего и среднего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
-создание комфортной обстановки.
Выделяются следующие этапы работы над проектом, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);
- защита проекта.
- Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
- Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
- Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию "успеха".
- Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
- Подведение итогов проектной работы.
Методологические характеристики:
- Проблема – вопрос или комплекс вопросов
- Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
- Цель – запланированный результат.
- Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
- Методы – как решать задачи, проводить исследование.
- Гипотеза – предположение, требующее доказательств.
- Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.
- Объект – что исследуется.
- Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
Работы рецензируются по следующим критериям:
- Актуальность поставленной цели.
- Новизна решаемой задачи.
- Оригинальность методов решения задачи, исследования.
- Новизна полученных результатов.
- Уровень проработанности исследования.
- Изложение доклада и эрудированность автора.
- Оформление работы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие типы проектов в области изучения предмета "Музыка":
- Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов т.д.
- Информативно-исследовательские проекты, например, "Изучение биографии композитора", "Как создавалась опера", "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
- Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
- Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т.д.
- Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме т.д.
- Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (проводятся в классно – урочной системе)
- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
- краткосрочные (2-6ч.)
По продолжительности проекта:
- средней продолжительности (12-15ч.)
- долгосрочные
По результатам:
доклад, альбом, афиша, видеофильм, мюзикл
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д.
Проектирование использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной
форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа.
Примеры проектов, реализованных мною в текущем учебном году:
"Мой музыкальный инструмент» 2 класс. Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.
Цель: Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.
Продукт: смастерить свой музыкальный инструмент и составить инструкцию по его использованию для других. Это позволит выявить и развить артистические, коммуникативные и творческие навыки учеников.
Проект: "Посмотрите, песенка". 2 класс. Тип: творческий,
Цель: Составление презентации, подбор рисунков к песне, создание мультипликационного фильма. Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками. В качестве тем предлагаю слова: дружба, природа, мама, папа и др.
Продукт: выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков или фотографий. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация. То же относится и к фотографиям.
Также возможна упрощённая форма работы, когда дети в группах изображают ту или иную сцену из детской песни, которая разучивается на уроке. Разные группы рисуют сценки из различных куплетов.
Проект: "В стране музыкальных загадок". 4 - 5 класс. Тип проекта: творческий.
Продолжительность: 3 урока
Цель и содержание: проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)
Продукт: стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе.
Проект: "Музыкальная сказка". 5 класс. Тип проекта: творческий. Продолжительность: 3 урока. Цель: разработка и сочинение сказок о "волшебной" силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.
Продукт: сборник лучших сказок. красиво оформленных на альбомных листах.
Проект: "Музыка в театре, в кино, на телевидении". 5 класс. Тип проекта: творческий
Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой. Продукт: попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т. д.
Проект: "Ритм". 6 класс. Тип проекта: информационный. Продолжительность: 2 урока. Вид проекта: монопроект. Форма работы: групповая.
Цель проекта: вызвать у детей интерес к изучению выразительного средства музыки – ритм.
Актуальность проекта: Танец от своих древних истоков до современности не утратил свою актуальность, продолжает заставлять человечество двигаться и выражать в движениях свои эмоции. Проект направлен на повышение интереса к изучению ритмических рисунков разных танцев.
Ожидаемый результат: развитие личностного роста ребёнка. В процессе самостоятельного добывания знаний учащиеся познакомятся с особенностями танцев разных народов, будут совершенствовать навыки анализа музыкального произведения, развивать умения публичного выступления работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.
Продукт: мультимедийная презентация.
Учебные проекты, реализуемые на уроках в 7-х классах:
- «Народная эпическая тема в музыкально-драматических жанрах XIX-XX вв.» (на примере оперы А. Бородина "Князь Игорь" и балета Б. Тищенко "Ярославна")
- «Драматургия литературного произведения в музыкальном спектакле» (опера Ж. Бизе "Кармен", балет Р. Щедрина "Кармен-сюита")
- «Драматургия современного музыкального спектакля» (Рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" и "Юнона" и "Авось"
Продукт: мультимедийная презентация.
Итак, проектная деятельность на уроке музыки дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Это вид учебной деятельности помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством учителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Ещё одним из показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших и средних школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы школьников формируются
Учебно-познавательные компетенции:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
Информационные компетенции:
структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.
Коммуникативные компетенции:
слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.
Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно- исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь». Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат,
необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.
Используемая литература:
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова.
– М.: Просвещение, 2010.
- Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль.
«Академия развития».- 2012
- Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Журнал «Начальная школа»-2012. №1.
- Журнал «Начальная школа»
- Ресурсы «Интернет»
- Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой - Волгоград: Издательство "Учитель",2010 - 198 с.
- Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему "Искусство в школе". Учебно-методическое пособие для учителя. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2002.-118 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2011.- 192 с.
- Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ
Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательных компетенций
формировать компетенции через проектную деятельность учащихся...

"Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования универсальных учебных действий"
Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 21 февраля 2018 г....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...