Рабочая программа по биологии для 6 класса.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Ушакова Ирина Васильевна

Рабочая программа с календарно-теметическим планированием для 6 класса за 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_rabochaya_programma_-6.doc127 КБ
Файл kal-tem_planir.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фединская средняя общеобразовательная школа»

                      утверждаю

Директор МОУ «Фединская СОШ»

_________/ Мишина Т.В. /                                    

 «___»________2013г.

Рабочая программа

учебного предмета « Биология»

для 6 класса

Составитель

Ушакова И. В. ,учитель химии и биологии

второй квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 -11 классы. – М.: Дрофа, 2008.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

     Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 чаов в неделю, всего 70 ч.(35 ч.-федеральный компонент и 35ч. –региональный компонент)

В разделах 1 и 2 добавлено 2 часа на повторение за счет резерва.

     Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами,  инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек.

     Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей класса.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой Н.И.Сонина. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Региональный компонент включает в себя изучение местной флоры и фауны, в том числе культурные растения, грибы, домашние и сельскохозяйственные животные, их  жизнедеятельность, взаимодействие между собой и со средой обитания.  Важное место отведено изучению  природных биоценозов и экосистем своей местности. Рассматриваются вопросы влияния факторов окружающей среды, антропогенное воздействие  на живые организмы и экосистемы г. Бронницы,  редкие и исчезающие виды организмов, природоохранная деятельность школьников в нашем городе и школе.  Для приобретения практических умений и навыков, повышения уровня знаний предусмотрено выполнение  лабораторных и  практических работ, демонстраций, самостоятельной  работы с гербарием, коллекциями, лабораторным оборудованием, раздаточным материалом, местным краеведческим материалом, экскурсии на пришкольный участок.  

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

     Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2008.- 48с.

     В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать  умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

     Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.

                       

основное содержание программы

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов

(23 часа)

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа

Определение состава семян пшеницы

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетокЧ

  • Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Тема 1.4

Деление клетки (2 часа)

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

  • Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

  • Лабораторные и практические работы Ткани растительных организмов*.

Ткани животных организмов*.

Тема 1.6

Органы и системы органов (10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

  • Лабораторные и практические работы Изучение органов цветкового растения*. Распознавание органов у животных*.

Тема 1.7

Растения и животные как целостные организмы

(2 часа)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (37 часов)

 Тема 2.1

Питание и пищеварение (8 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

  • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

  • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

  • Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

  • Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5

Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опор- но-двигательная система позвоночных.

  • Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

  • Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

  • Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

  • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8

Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

  • Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

  • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие(5 часов)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбри- ональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

  • Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

  • Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (4 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

  • Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2

Природные сообщества (2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

 Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Резервное время — 6 часов.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.

1.1 Основные свойства живых организмов.

2

1.2 Химический состав клеток.

2

1.3 Строение растительной и животной клеток.

2

1.4 Деление клетки.

2

1.5 Ткани растений и животных.

2

1.6 Органы и системы органов.

10

1.7. Растения и животные как целостный организм.

3

Всего

23

Раздел 2. Жизнедеятельность организма.

2.1 Питание и пищеварение.

8

2.2 Дыхание

3

2.3 Передвижение веществ в организме.

4

2.4 Выделение.

4

2.5 Опорные системы.

2

2.6 Движение.

2

2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности.

5

2.8 Размножение.

4

2.9 Рост и развитие.

5

Всего

37

Раздел 3. Организм и среда.

3.1 Среда обитания. Факторы среды.

2

3.2 Природные сообщества.

2

Всего

4

Итого

64+6 (резерв)

Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 6 класс

     В результате изучения предмета учащиеся 6 класса должны:

        знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их строения, физиологии, образа жизни и усложнения их организации;
  • основные структурные компоненты клеток, тканей, органов и систем органов живых организмов;
  • основные компоненты функциональных систем организмов и их роли в процессе жизнедеятельности;

уметь

  • описывать процессы жизнедеятельности организмов;
  • сравнивать объекты живой природы между собой;
  • проводить элементарные опыты и наблюдения за объектами живой природы;
  • настраивать микроскоп и готовить элементарные микроскопические препараты;
  • составлять элементарные цепи питания;
  • владеть языком науки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "1":

 Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

 3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

     Учебник:

     Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2007. -176с;

     Методические пособия для учителя:

     1.  Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин .Биология. Живой организм 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2005-06гг;

     2.  Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с;

     3.  Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

     Дополнительная литература для учителя:

     1.  Сборник. Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006. – 218с;

     2.  И.А.Акперова. Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006;

     для учащихся:

     1.  Н.И.Сонин. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

     2.  Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Живой организм»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Материально-техническое обеспечение кабинета биологии

1. Оборудование передней стены и рабочего места учителя:

  1) доска

  2) магнитная доска

  3) подиум

  4) демонстрационный стол

  5) подсвет над доской

2. План работы кабинета: уроки химии и биологии.

3. Технические средства ____

4. Библиотека:

  1) учебники и учебные пособия

  2) журналы  «Биология в школе»

  3) научно-популярная литература

  4) программы по биологии

  5) занимательная литература

  6) методическая литература

5. Раздаточный  материал и оборудование по биологии:

1) коллекции: «Горные породы и минералы», «Семена и плоды»,   «Голосеменные растения», «Аналогичные органы», «Примеры защитных приспособлений у животных», «Гомология плечевого и тазового поясов позвоночных», «Примеры конвергенции», «Рудиментарные органы позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Виды защитных окрасок», «Агроценоз», «Биоценоз пресного водоема»,

«Сталь», «Пластмассы», «Алюминий», «Волокна»;

2)модель-аппликация «Деление клетки», «Перекрест хромосом», «Размножение папоротника»;

3)набор муляжей «Дикая форма и культурные сорта картофеля», «Расы  человека», «Виды грибов», «Конечности овцы», «Эволюция головного мозга позвоночных», «Цветок вишни», «Цветок пшеницы», «Цветок Крестоцветных»

4)гербарии: «Основные группы растений», «Гербарий для 6 класса с определительными карточками», по курсу «Общей биологии», «Культурные растения»;

5)раздаточный материал по скелету лягушки, птиц ,рыбы;

6)микроскопы;

7)готовые микропрепараты листа камелии, растительной клетки, циклопа ,плесени мукора, бактериальной клетки, пыльника, дробления яйцеклетки, соруса папоротника, дрозофилы, гидры, кожицы лука, митоза в корешке лука, пыльцы сосны, хвои сосны, корневого чехлика, зерновки ржи, спирогиры, конечности пчелы, инфузории-туфельки, вольвокса;

8)прибор для демонстрации всасывания воды корнями, термоскоп по ботанике, лотки для микропрепаратов, прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений;

9)предметные стекла;

10)карточки с заданиями по основным темам ботаники. зоологии, анатомии и физиологии, общей биологии 6-11 классы.

Таблицы и плакаты:

 «виды гибридизации», по основным семействам растений, «Распространение семян»,  «Виды плодов», набор таблиц по общей биологии, зоологии, по гигиене человека;

6.Методические фонды:

1)олимпиады по биологии,

2)доклады учащихся,

3)тематическое планирование,

4)тематические мероприятия.

7. Дидактические материалы по классам и темам.

согласовано

Зам. директора по УВР

-------------(Лысова Л.Н.)

«-----»------------------2013 г.

согласовано

на заседании РМО

протокол №----от «----»---------2013 г.

Руководитель РМО

---------------------(Киселева Л.Э.)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

по биологии 6 класса

на 2012-2013 учебный год.

Номера уроков по порядку

урока в раз-деле, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректи-рованные сроки изучения учебного материала

1. Строение и свойства живых организмов (23ч, 9 ч.-федеральный и 14 ч.-региональный компонент)

1.1Основные свойства живых организмов (2 ч.)

1

1

Многообразие живых организмов пришкольного участка.

02.09-06.09

2

2

Основные свойства живых организмов Воскресенского р-на.

02.09-06.09

             

1.2 Химический состав клеток (2 ч.)

3

1

Содержание хим. элементов в клетке.

09.09-13.09

4

2

Органические вещества. Лаб раб №1 «Определение состава семян пшеницы

09.09-13.09

1.3Строение растительной и животной клеток (2 ч.)

5

1

Клетка-элементарная единица живого. Лаб. раб.№2»Строение клеток живых организмов (на прим комнатных раст. кабинета биологии)».

16.09-20.09

6

2

Вирусы-неклеточная форма жизни.

16.09-20.09

1.4 Деление клетки (2 ч.)

7

1

Деление клетки.

23.09-27.09

8

2

Основные типы деления клеток.

23.09-27.09

1.5 Ткани растений и животных (2 ч.)

9

1

Понятие «ткань».

30.09-04.10

10

2

Типы тканей. Лаб. раб.№3 «Ткани растительных и животных организмов (на прим.покровных тканей комнатных растений)»

30.09-04.10

1.6 Органы и системы органов (10 ч.)

.

11

1

Понятие «орган».

07.10-11.10

12

2

Виды корней растений своей местности.

07.10-11.10

13

3

Строение и значение побега растений пришкольного участка.

14.10-18.10

14

4

Листовые и цветочные почки растений Воскресенского района.

14.10-18.10

15

5

Стебель как осевой орган побега.

21.10-25.10

16

6

Лист.(на прим. комнатных растений)

21.10-25.10

.

17

7

Соцветия растений местных видов.

28.10-01.11

18

8

Плоды. Строение семян растений Воскресенского р-на.

28.10-01.10

19

9

Системы органов. Лаб. раб.№4 «Изучение органов цветкового растения»(на прим.растений местных видов).

11.11-15.11

20

10

Системы органов. Лаб. раб.№5 «Распознавание органов животных»( на прим. животных, обитающих в московской обл.)

11.11-15.11

1.7 Растения и животные как целостные организмы (3 ч.)

21

1

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.

18.11-22.11

22

2

Живые организмы Воскресенского р-на и окружающая среда.

18.11-22.11

23

3

Обобщение по теме «Строение и свойства живых организмов»(на прим.организмов Воскресенского р-на)

25.11-29.11

.

2.Жизнедеятельность организма (37 ч.,25ч.-федеральный и 12 ч.-региональный компонент)

2.1Питание и пищеварение (8 ч.)

24

1

Сущность понятия «питание».

25.11-29.11

25

2

Особенности питания растительного организма.

02.12-06.12

26

3

Воздушное питание.

02.12-06.12

27

4

Особенности питания животных.

09.12-13.12

28

5

Пищеварение и его значение.

09.12-13.12

29

6

Особенности строения пищеварительных систем животных своей местности.

16.12-20.12

30

7

Пищеварительные ферменты.

16.12-20.12

.

31

8

Травоядные животные, хищники, трупоеды Воскресенского р-на.

23.12-27.12

2.2 Дыхание (3 ч.)

32

1

Значение дыхания.

23.12-27.12

33

2

Типы дыхания.

13.01-17.01

.

34

3

Органы дыхания.

13.01-17.01

2.3 Передвижение вещества в организме (4 ч.)

35

1

Перенос веществ в организме.

20.01-24.01

36

2

Передвижение веществ в растении. Лаб. раб №6 «Передвижение воды и минер. в-в по стеблю»(на прим.комнатного растения

20.01-24.01

37

3

Особенности переноса веществ в организмах животных Воскресенского района.

27.01-31.01

38

4

Гемолимфа, кровь.

27.01-31.01

2.4 Выделение (4 ч.)

39

1

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

03.02-07.02

40

2

Выделение у растений Воскресенского р-на.

03.02-07.02

41

3

Выделение у животных Воскресенского р-на.

10.02-14.02

42

4

Обмен веществ и энергии.

10.02-14.02

2.5 Опорные системы(2 ч.)

43

1

Опорные системы растений Московской обл..

17.02-21.02

44

2

Опорные системы животных.   Лаб. раб. №7 «Разнообразие опорных систем животных»(на прим. животных Воскресенского р-на).х.

17.02-21.02

2.6 Движение (2 ч.)

45

1

Движение как важнейшая особенность животных организмов, обитающих в Московской области.

24.02-28.02

46

2

Значение двигательной активности. Лаб. раб №8 «Перемещение дождевого червя».

24.02-28.02

2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (5 ч.)

47

1

Жизнедеятельность организма.

03.03-07.03

48

2

Регуляция процессов жизнедеятельности.

03.03-07.03

.

49

3

Нервная система.

50

4

Эндокринная система.

51

5

Ростовые вещества растений Воскресенского р-на.

2.8 Размножение (4 ч.)

52

1

Биологическое значение размножения.

53

2

Виды размножения. Лаб. раб. №9 «Вегетативное размножение комнатных растений»

54

3

Органы размножения.

55

4

Образование плодов и семян.

2.9 Рост и развитие (5 ч.)

56

1

Рост и развитие растений.

57

2

Распространение плодов и семян

58

3

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша.

59

4

Прямое и непрямое развитие. Лаб. раб. №10 «Прямое и непрямое развитие насекомых»(на прим.насекомых Воскресенского р-на).

60

5

Обобщение по теме: «Жизнедеятельность организма»

3. Организм и среда (4 ч., 1 ч.-федеральный и 3 ч.-региональный компонент)

3.1Среда обитания. Факторы среды (2 ч.)

61

1

Влияние факторов неживой природы на живые организмы Воскресенского р-на.

62

2

Взаимосвязи живых организмов.

3.2 Природные сообщества (2 ч.)

63

1

Природное сообщество и экосистема Воскресенского р-на.

64

2

Цепи питания организмов Воскресенского р-на.

65-70

Резервное время (за счет регионального компонента).

Итого

часов

В том числе

Уроков повторения

Контрольных работ

Практических(лабораторных работ)

По програм-ме

70

2

0

10

Выполне-но

согласовано

Зам. директора по УВР

-------------(Лысова Л.Н.)

«-----»------------------2013 г.

согласовано

на заседании РМО

протокол №----от «----»-------------2013 г.

Руководитель РМО

---------------------(Киселева Л.Э.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....