Учебно - методическое пособие по теме: Примерные задания по биологии при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.
учебно-методическое пособие по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проверочная работа «Отдел Голосеменные».
Автор-составитель: Корунова Наталья Владимировна,
учитель биологии ГБОУ СОШ №382 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Цель работы: проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Отдел Голосеменные».
Кодификатор темы:
1 | Отдел Голосеменные | |
1.1 | признаки | |
1.2 | строение семени | |
2 | Особенности размножения Голосеменных | |
2.1 | опыление и оплодотворение | |
2.2 | формирование и распространение семян | |
2.3 | строение шишек | |
3 | Многообразие и классификация Голосеменных. |
Вариант 1
А 1. Семена голосеменных растений находятся:
1) в спорангиях
2) в плодах
3) на чешуе шишки
4) в коробочке
А 2 Хвойное листопадное растение с мягкими хвоинками, собранными пучками:
1) ель
2) лиственница
3) пихта
4) можжевельник
А 3. В лесу у сосны сохраняются только верхние ветки потому, что сосна:
1) влаголюбивая
2) светолюбивая
3) засухоустойчивая
4) теневыносливая
А 4.Опыление голосеменных растений происходит чаще всего за счет:
1) ветра
2) воды
3) насекомых
4) самоопыление
А 5.Для многих хвойных характерно развитие шишек на одном растений:
1 ) мужских и женских
2) только мужских
3) только женских
4) смешанного типа
В 1. Выберите три верных ответа из шести.
Среди голосеменных растений игольчатые листья
1) у сосны
2) у туи
3) у ели
4) у секвойи
5) у эфедры
6) у саговника
В 2. Вставьте в текст «Семена Голосеменных» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
«Семена Голосеменных».
С помощью семян Голосеменные (А) и расселяются по земной поверхности. Семена Голосеменных развиваются из (Б) после оплодотворения яйцеклетки спермием. В семенах есть запас (В) веществ. Они защищены семенной (Г) и в них формируется (Д) нового растения. Они состоят из зародышевого корня, почки и зародышевых (Е).
1) питательных
2) семязачатков
3) семядолей
4) зародыш
5) размножаются
6) кожурой
В 3. Установите соответствие между процессами опыления и оплодотворения у Голосеменных и их признаками.. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признаки процессов опыления и оплодотворения. | Процессы. |
А) Пыльца оседает на семязачатки женской шишки. | 1) опыление |
Б) Чешуи смыкаются и склеиваются смолой. | 2) оплодотворение |
В) Из зиготы развивается зародыш. | |
Г) Пыльца, прорастая, образует спермии и пыльцевую трубку. | |
Д) Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота. | |
Е) Происходит после 12 месяцев после опыления. |
С 1. Используя рисунок определите:
1) Что обозначено цифрами 1-19?
2) Какие особенности имеет пыльца сосны?
3) Где образуется зародыш нового растения у сосны?
Вариант 2
А 1. Голосеменные называются так потому, что
1) имеют семена
2) семена развиваются в шишках
3) семена располагаются открыто на поверхности чешуек шишек
4) семена не покрыты плодовыми оболочками
А 2.Доставка мужских гамет к женским у голосеменных происходит при помощи:
1) ветра
2) воды
3) пыльцевой трубки
4) насекомых
А 3 Жизненная форма растений, которая встречается у голосеменных:
1) деревья
2) кустарнички
3) лианы
4) травы
А 4. Мясистые шаровидные шишки синего цвета характерны:
1) для сосны
2) ели
3) можжевельника
4) лиственницы
А 5. У ели в лесу сохраняются все ветки потому, что ель:
1) засухоустойчивая
2) влаголюбивая
3) теневыносливая
4) светолюбивая
В 1. Выберите три верных ответа из шести.
К Голосеменным относятся:
1) кипарисы
2) лиственницы
3) секвойи
4) березы
5) липы
6) яблони
В 2. Вставьте в текст «Половые клетки Голосеменных.» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
«Половые клетки Голосеменных.»
Весной на верхушках молодых побегов сосны появляются маленькие зеленые (А) шишки. У основания других молодых побегов среди хвои располагается скопление овальных мелких (Б) шишек. На чешуях женских шишек, ничем не защищенные ,лежат (В) . В каждом из них образуется (Г). Спермии у сосны неподвижные клетки, без (Д).Оплодотворение у Голосеменных происходит без помощи (Е).
1) мужских
2) жгутиков
3) воды
4) яйцеклетка
5) семязачатки
6) женские
В 3. Установите соответствие между женской и мужской шишкой хвойных растений и признаками относящихся к ним.. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признак шишки | Название шишки |
А) Неподвижные клетки, без жгутиков. | 1) женская |
Б) Маленькие зеленые шишки, появляются на верхушках молодых побегов. | 2) мужская |
В) на чешуях шишек лежат семязачатки, из них образуется яйцеклетка. | |
Г) В шишках развиваются пылинки, а из них половые клетки. | |
Д) Скопление овальных мелких шишек у основания побегов. | |
Е) Орган полового размножения - яйцеклетка. |
С 1. Используя рисунок определите:
1) Что обозначено на рисунке цифрами 1-9..
2) Почему отличаются сосны под цифрами 8,9.
3) Нужна ли вода для оплодотворения Голосеменных и почему?
Ответы:
Вариант | Задания | |||||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | В1 | В2 | В3 | |
1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 134 | 521643 | 112122 |
2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 123 | 615423 | 211221 |
Задание С 1 |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Вариант1 | адание 3. 1. 1 – мужская шишка; 2 – микроспорофилл с двумя микроспорангиями; 3 – пыльцевое зерно; 4 – мужской гаметофит; 5 – антеридиальная клетка; 6 – сифоногенная клетка; 7 – женская шишка; 8 – мегаспорофилл; 9 – кроющая чешуйка; 10 – семенная чешуйка; 11 – семязачаток; 12 – мегаспоры; 13 – интегументы; 14 – два архегония с яйцеклетками; 15 – зародыш семени; 16 – эндосперм; 17 – чешуйка с двумя семенами; 18 – шишка первого года; 19 – шишка второго года. 2. Два воздушных мешка по бокам. 3. Из оплодотворенной яйцеклетки на материнском растении, на спорофите. |
Вариант 2 | Задание 2. 1. 1 – женские шишки; 2 – мужские шишки; 3 – шишки, возраст которых один год; 4 – шишки, возраст которых два года; 5 – семя с крылышком; 6 – укороченный побег; 7 – листья-хвоинки; 8 – сосна, выросшая в лесу; 9 – сосна, выросшая на открытом месте. 2. Сосна – светолюбивое растение, в лесу отмирают нижние ветви и она вырастает более высокой.3.Нет, пыльца с половыми клетками попадает на женские шишки с помощью ветра. |
Характеристика проверочной работы:
№ задания | код по кодификатору | Надпредметные умения | Уровни деятельности | Качество усвоения знаний |
Вариант 1 | ||||
А1 | 2.2 | называть | в знакомой ситуации | прочность |
А2 | 3 | называть | в знакомой ситуации | глубина |
А3 | 3 | объяснять | в знакомой ситуации | логичность |
А4 | 2.1 | характеризовать | в знакомой ситуации | прочность |
А5 | 2.3 | характеризовать | в знакомой ситуации | глубина |
В1 | 3 | называть | в знакомой ситуации | глубина |
В2 | 1.2,2.2 | характеризовать | в новой ситуации | прочность |
В3 | 2.1 | устанавливать соответствие | в знакомой ситуации | конкретность |
С 1 | 1,1.2,2,2.3 | объяснять, анализировать | в новой ситуации | развернутость, глубина |
Вариант 2 | ||||
А1 | 1 | объяснять | в знакомой ситуации | прочность |
А2 | 2.1 | называть | в знакомой ситуации | прочность |
А3 | 1.1 | называть | в знакомой ситуации | прочность |
А4 | 2,3 | характеризовать | в знакомой ситуации | глубина |
А5 | 3 | объяснять | в знакомой ситуации | логичность, глубина |
В1 | 3 | называть | в знакомой ситуации | глубина |
В2 | 2 | характеризовать | в новой ситуации | прочность |
В3 | 2.3 | устанавливать соответствие | в знакомой ситуации | конкретность |
С 1 | 1.1,1.2.2.3 | Объяснять, анализировать | в новой ситуации | развернутость ,глубина |
Список литературы
1. С. Н.Березина «Контрольно - измерительные материалы по биологии», Москва «ВАКО», 2011.
2. Г.Н.Панина « Диагностические работы», Санкт — Петербург «Паритет», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Модульная образовательная прграмма для педагогов( биология)
"Модульная образовательная прграмма для педагогов( биологии. географии) для проведения курсв для учителей...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КАК ВЫПОЛНИТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО БИОЛОГИИ»
Пособие предназначено для учащихся, при изучении курса биологии, проведения исследовательской работы во внеурочное время, при выполнении творческих заданий по биологии и экологии. Пособи...
Учебно-методическое пособие по английскому языку (разработки презентаций уроков для 3,4,5,6 классов)
Учебно-методическое пособие по ангийскому языку для 4,5,6 классов, разработанное для уроков английского языка по УМК "Enjoy English" М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева...
«Апробация учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс».
1. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №344 от 31.03.2014г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации УМК «Внеурочная деятельность в школе. Н...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине "География"
Учебно-методическое пособие разработано для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».Да...
Учебно-методическое пособие для выполнения практических заданий по дисциплине «География»
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Основными этапами практиче...
Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год
Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г. Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...