Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине "География"
методическая разработка по географии (10, 11 класс)

Громова Светлана Валентиновна

Учебно-методическое пособие разработано для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Данные методические рекомендации включают в себя: 

  1. Планирование практических занятий;
  2. Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;
  4. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

для выполнения практических заданий

по дисциплине «География»

Автор: Громова С.В.

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ, упражнений;
  • последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров для написания рефератов, эссе, подготовки к семинару, подготовки презентаций.

В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:

  • основные географические понятия и термины;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.

В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Методические рекомендации включают:

  1. Планирование практических занятий;
  2. Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;
  4. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

2. Планирование практических занятий

Наименование раздела, темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

Дата

Тема 3.

География населения мира

Занятие № 5

Практическая работа № 1 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

1

17.09 - 21.09

Тема 4.

География мировых природных ресурсов

Занятие № 9

Практическая работа № 2

Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми»

1

01.10 – 05.10

Тема 5.

География мирового хозяйства

Занятие № 12

Практическая работа № 3

Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

1

08.10 – 12.10

Тема 6.

Регионы и страны мира        

 

Занятия № 18, 22, 26

Практическая работа № 4 – 6. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики

3

29.10 – 02.11

12.11 – 16.11

26.11 – 30.11


3. Практические задания

Практическое занятие № 1.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики
в разных странах и регионах мира

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: систематизировать знания по географии населения мира; умение оценивать и объяснять демографическую ситуацию различных стран мира.
  2. пояснения:
  3. оборудование: ПК, учебник, карты атласа.
  4. порядок выполнения задания:
  • Заслушивание докладов на темы: «Демографическая ситуация в России», «Демографическая проблема человечества», «Демографическая политика Китая» - 20 минут;
  • Заполнение таблицы «Особенности демографической политики в разных странах» -15 минут

Тип воспроизводства населения

Характерные черты демографической ситуации

Особенности демографической политики

Примеры стран

1 тип

«Демографический кризис»

2 тип «Демографический взрыв»

  1. контрольные вопросы: Каковы основные признаки и показатели двух типов воспроизводства населения? Какие конкретные мероприятия демографической политики проводятся в разных странах мира? - 10 минут
  2. литература:

 Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

         

Практическое занятие № 2.

Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми»

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: формирование умения пользоваться различными источниками географической информации, выполнять учебные и творческие задания
  2. пояснения: инструктаж по выполнению
  3. оборудование: ПК, телевизор.
  4. порядок выполнения задания:
  • Самостоятельная работа с учебником по выведению формулы ресурсообеспеченности – 10 мин.
  • Заполнение таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми», с использованием статистических данных учебника – 25 мин.

П/И

Запасы природного ресурса
(млрд.т)

Использование за год
(млн.т.)

Ресурсообеспеченность
(лет)

Уголь

Нефть

Газ

  • Написание вывода – 5 мин.
  1. контрольные вопросы: В каких единицах измеряется ресурсообеспеченность?

Поясните термины «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «возобновимые и невозобновимые ресурсы».-5 мин.

  1. литература:

     Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

Практическое занятие № 3

Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: систематизировать знания по географии мирового хозяйства
  2. пояснения: инструктаж по выполнению
  3. оборудование: учебник – Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011, раздаточный материал.
  4. порядок выполнения задания:
  • Чтение текста учебника по теме – 25 мин.
  • Заполнение таблицы – 15 мин

Виды продукции

Страны

1 место

2 место

3 место

Нефть

Уголь

Сталь

Электроэнергия

Легковые автомобили

Химические волокна

Пшеница

Крупный рогатый скот

  • Написание вывода – 5 мин

  1. Контрольные вопросы: Какие страны мира являются лидерами по производству большей части представленной продукции? Чем вы это можете обьяснить?
  2. литература: Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

Практическое занятие № 4-6.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: формирование умения по составлению комплексной географической характеристики регионов и стран мира, умения выполнять учебные и творческие задания;
  2. оборудование: учебник - Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
  3. порядок выполнения задания:

Составление рассказа о стране, используя различные источники информации (учебник, карты атласа, таблицы, дополнительный материал) по плану:

1. Название страны, ее столица

2. Площадь территории, географическое положение (в какой части региона находится эта страна, с какими странами граничит, какими морями омывается)

3. Форма правления и форма территориального устройства.

4. Население (численность, национальный состав, религии, уровень урбанизации).

5. Экономика страны, ее природно-ресурсный потенциал, проблемы социально-экономического развития

6. Культура, традиции, достопримечательности.

4. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений

При оценивании учитываются знания основных географических понятий и терминов, умения студента пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания.

5 баллов – студент при выполнении задания показал полноту своих знаний и умений  

4 балла – студентом были допущены неточности при выполнении задания

3 балла – задание выполнено частично

2 балла – задание выполнено неверно или не выполнено совсем.

Подготовка сообщений и активное выступление студентов на занятии оценивается индивидуально и дополнительно, влияя на итоговую оценку по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание формы для многотабличной базы данных «Студенты». Создание и установка связи между главной и подчинённой формами». (Методическое пособие для выполнения практической работы)

Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Разработка форм в базе данных" содержит теоретическую часть,порядок  создания формы, практическое задание и вопросы для самок...

Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».

Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для выполнения практических занятий с использованием ПК Раздела 2 ПМ 1. МДК 01.02. для студентов специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Данное пособие составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля (ПМ 01) специальности 270841 и предназначено для использования в качестве руководства при выполнении практических...

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

Учебно-методическое пособие для выполнения практических заданий по дисциплине «География»

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Основными этапами практиче...

Методическое пособие по выполнению практических работ по дисциплине Немецкий язык 1 курс 07.02.01 Архитектура

Пособие предназначено для студентов 1 курса СПО неязыковых специальностей...

Методическое пособие по выполнению практических работ по дисциплине Немецкий язык 1 курс 40.02.01 Право и ОСО, 38.02.07 БД

Пособие предназначено для студентов СПО 1 курса неязыковых специальностей (гуманитарный профиль)...