Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине "География"
методическая разработка по географии (10, 11 класс)
Учебно-методическое пособие разработано для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Данные методические рекомендации включают в себя:
- Планирование практических занятий;
- Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
- Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;
- Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
для выполнения практических заданий
по дисциплине «География»
Автор: Громова С.В.
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров для написания рефератов, эссе, подготовки к семинару, подготовки презентаций.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
- основные географические понятия и термины;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
Методические рекомендации включают:
- Планирование практических занятий;
- Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
- Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;
- Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
2. Планирование практических занятий
№ | Наименование раздела, темы | Наименование практического занятия | Кол-во часов | Дата |
Тема 3. География населения мира | Занятие № 5 Практическая работа № 1 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира | 1 | 17.09 - 21.09 | |
Тема 4. География мировых природных ресурсов | Занятие № 9 Практическая работа № 2 Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми» | 1 | 01.10 – 05.10 | |
Тема 5. География мирового хозяйства | Занятие № 12 Практическая работа № 3 Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции | 1 | 08.10 – 12.10 | |
Тема 6. Регионы и страны мира
| Занятия № 18, 22, 26 Практическая работа № 4 – 6. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики | 3 | 29.10 – 02.11 12.11 – 16.11 26.11 – 30.11 |
3. Практические задания
Практическое занятие № 1.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики
в разных странах и регионах мира
Инструкция к выполнению:
- цель работы: систематизировать знания по географии населения мира; умение оценивать и объяснять демографическую ситуацию различных стран мира.
- пояснения:
- оборудование: ПК, учебник, карты атласа.
- порядок выполнения задания:
- Заслушивание докладов на темы: «Демографическая ситуация в России», «Демографическая проблема человечества», «Демографическая политика Китая» - 20 минут;
- Заполнение таблицы «Особенности демографической политики в разных странах» -15 минут
Тип воспроизводства населения | Характерные черты демографической ситуации | Особенности демографической политики | Примеры стран |
1 тип «Демографический кризис» | |||
2 тип «Демографический взрыв» |
- контрольные вопросы: Каковы основные признаки и показатели двух типов воспроизводства населения? Какие конкретные мероприятия демографической политики проводятся в разных странах мира? - 10 минут
- литература:
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
Практическое занятие № 2.
Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми»
Инструкция к выполнению:
- цель работы: формирование умения пользоваться различными источниками географической информации, выполнять учебные и творческие задания
- пояснения: инструктаж по выполнению
- оборудование: ПК, телевизор.
- порядок выполнения задания:
- Самостоятельная работа с учебником по выведению формулы ресурсообеспеченности – 10 мин.
- Заполнение таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми», с использованием статистических данных учебника – 25 мин.
П/И | Запасы природного ресурса | Использование за год | Ресурсообеспеченность |
Уголь | |||
Нефть | |||
Газ |
- Написание вывода – 5 мин.
- контрольные вопросы: В каких единицах измеряется ресурсообеспеченность?
Поясните термины «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «возобновимые и невозобновимые ресурсы».-5 мин.
- литература:
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
Практическое занятие № 3
Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции
Инструкция к выполнению:
- цель работы: систематизировать знания по географии мирового хозяйства
- пояснения: инструктаж по выполнению
- оборудование: учебник – Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011, раздаточный материал.
- порядок выполнения задания:
- Чтение текста учебника по теме – 25 мин.
- Заполнение таблицы – 15 мин
Виды продукции | Страны | ||
1 место | 2 место | 3 место | |
Нефть | |||
Уголь | |||
Сталь | |||
Электроэнергия | |||
Легковые автомобили | |||
Химические волокна | |||
Пшеница | |||
Крупный рогатый скот |
- Написание вывода – 5 мин
- Контрольные вопросы: Какие страны мира являются лидерами по производству большей части представленной продукции? Чем вы это можете обьяснить?
- литература: Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
Практическое занятие № 4-6.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики
Инструкция к выполнению:
- цель работы: формирование умения по составлению комплексной географической характеристики регионов и стран мира, умения выполнять учебные и творческие задания;
- оборудование: учебник - Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
- порядок выполнения задания:
Составление рассказа о стране, используя различные источники информации (учебник, карты атласа, таблицы, дополнительный материал) по плану:
1. Название страны, ее столица
2. Площадь территории, географическое положение (в какой части региона находится эта страна, с какими странами граничит, какими морями омывается)
3. Форма правления и форма территориального устройства.
4. Население (численность, национальный состав, религии, уровень урбанизации).
5. Экономика страны, ее природно-ресурсный потенциал, проблемы социально-экономического развития
6. Культура, традиции, достопримечательности.
4. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений
При оценивании учитываются знания основных географических понятий и терминов, умения студента пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания.
5 баллов – студент при выполнении задания показал полноту своих знаний и умений
4 балла – студентом были допущены неточности при выполнении задания
3 балла – задание выполнено частично
2 балла – задание выполнено неверно или не выполнено совсем.
Подготовка сообщений и активное выступление студентов на занятии оценивается индивидуально и дополнительно, влияя на итоговую оценку по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание формы для многотабличной базы данных «Студенты». Создание и установка связи между главной и подчинённой формами». (Методическое пособие для выполнения практической работы)
Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Разработка форм в базе данных" содержит теоретическую часть,порядок создания формы, практическое задание и вопросы для самок...
Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».
Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для выполнения практических занятий с использованием ПК Раздела 2 ПМ 1. МДК 01.02. для студентов специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Данное пособие составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля (ПМ 01) специальности 270841 и предназначено для использования в качестве руководства при выполнении практических...
Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)
Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...
Учебно-методическое пособие для выполнения практических заданий по дисциплине «География»
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Основными этапами практиче...
Методическое пособие по выполнению практических работ по дисциплине Немецкий язык 1 курс 07.02.01 Архитектура
Пособие предназначено для студентов 1 курса СПО неязыковых специальностей...
Методическое пособие по выполнению практических работ по дисциплине Немецкий язык 1 курс 40.02.01 Право и ОСО, 38.02.07 БД
Пособие предназначено для студентов СПО 1 курса неязыковых специальностей (гуманитарный профиль)...