Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
учебно-методическое пособие (русский язык, 5 класс) по теме

Гончар Татьяна Анатольевна

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

В школе, где я работаю, учатся дети с разным уровнем обучаемости. Социальный состав учеников во многом определил интеллектуальные, коммуникативные возможности и личную направленность детей. Возникли вопросы: «Как расширить лингвистический кругозор обучающихся и сформировать коммуникативную компетенцию?»

В практике своей педагогической деятельности я начала уделять большое внимание анализу результатов речевых умений и навыков, так как для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность характеризующаяся тем, что на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Главной целью деятельности во всех ее видах: чтении, говорении, письме.

Моя система по развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика уровня коммуникативных умений и навыков обучающихся.
  2. Планирование развития коммуникативных умений и навыков с учетом достижений обучающихся и зоны их развития.
  3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития коммуникативных умений и навыков обучающихся через введение активных форм обучения, использование системы упражнений.
  4. Планирование учебного процесса с учетом мотивации обучающихся через систему уроков, каждый урок и отдельные этапы урока.
  5. Оценка и анализ эффективности работы, планирование дальнейшей работы на основе данных и выводов о результативности.

Исходя из диагностических данных уровня коммуникативных умений и навыков обучающихся, свою работу строю в несколько этапов:

  1. формирование и усвоение знаний основных речеведческих понятий;
  2. развитие умений и навыков анализа текста;
  3. развитие умений воспроизводить и создавать текст;
  4. работа по совершенствованию высказывания обучающихся;
  5. работа по применению умений и навыков речевого общения в различных сферах и ситуациях общения с учетом адресата, стиля.

Использую традиционные методы и формы работы, а также элементы развивающих технологий: игровых технологий, технологии Мастерских, технологии развития критического мышления, проектные технологии развития критического мышления, проектное обучение. Принцип диалогичности позволяет реализовать речевые возможности обучающихся. Формированию коммуникативной компетенции способствуют программа по русскому языку для 5-9 классов, учебно-методический комплект В.В. Бабайцевой, дидактические материалы, рабочие тетради под редакцией Е.В. Сергеевой, таблицы, схемы, ТСО,

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи.

Диагностика уровня коммуникативных умений и навыков обучающихся

Прежде чем спланировать свою работу по формированию коммуникативных умений и навыков с учетом опоры на достижения обучающегося и зону его развития, считаю необходимым провести диагностику уровня сформированности данных умений.

Для определения уровня коммуникативной компетентности использую следующие методы диагностики:

  1. анкетирование обучающихся
  2. самодиагностика
  3. моя оценка (как учителя русского языка и литературы)
  4. оценка учителей предметников
  5. контрольные задания

Анкета

(предметно-информационная)

  1. Осознаю недостаток информации по предмету.
  2. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из указанного источника.
  3. Понимаю полученную информацию.
  4. Понимаю выводы по определенному вопросу.
  5. Осознаю, какой информацией по вопросу владею, какой – нет.
  6. применяю, предложенный учителем способ получить информацию из нескольких источников.
  7. Умею приводить аргументы.
  8. Использую полученную информацию в своей деятельности.
  9. Осознаю свои проблемы в общении.
  10. Соблюдаю способы преобразования информации.
  11. Выбираю информационные источники, которые соответствуют цели моей работы.

Анкета

(деятельностно-коммуникативная)

  1. Понимаю проблемы, цели и задачи.
  2. Имею общее представление о результатах своей деятельности.
  3. Высказываюсь по поводу полученного результата своей деятельности.
  4. Формирую цель и задачи (самостоятельно с помощью учебника)
  5. Планирую свою деятельность.
  6. Умею оценивать процесс деятельности и результат.
  7. Анализирую свою деятельность.
  8. Работаю с вопросами на уточнение.
  9. Умею работать в группе.
  10. Умею устанавливать контакт с аудиторией.
  11. Соблюдаю нормы изложения текста.

Самодиагностика

(деятельностно-коммуникативная)

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

Сделать это мне.

Сделать устное сообщение на лингвистическую тему

Составить план текста

Пересказать текст

Ответить на вопрос

Написать изложение

Написать сочинение

Вести диалог

Владею этикетными средствами языка

Определять свои удачи (неудачи)

Анализировать и оценивать ответ

Писать отзыв

Использовать в речи новые слова

Самодиагностика

(предметно-информационная)

Коммуникативные ценности

не знаю

Знаю, но не твердо

Знаю хорошо

Определение текста, структуры текста

Стили речи и их особенности

Способы и средства связи предложений в тексте

Определение диалога и монолога

Способы передачи чужой речи

Определение прямой и косвенной речи

В результате проведения анкетирования, самодиагностики делается вывод обучающимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений школьника.

Оценка учителя русского языка и литературы

Таблица № 1

Оценка проявления коммуникативной компетенции (информационно-предметная)

Ф.И. обучающегося

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

Общее количество коммуникативных проявлений

Уровень проявления

Факт единичного проявления фиксируется знаком «+». Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления  коммуникативной компетенции. До 50% - низкий, 50 – 70% - средний, 70 – 100% - высокий.

Таблица № 2

Оценка сформированности коммуникативной компетенции (деятельностно-коммуникативная)

Ф.И. обучающегося

Умения

Вид речевой деятельности (комплекс операций)

Проявление видов коммуникативных действий

Зона ближайшего развития

% реализации

Уровень реализации

действия

всего

с помощью учителя

сам

Факт единичного действия фиксируется знаком «+». Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого обучающегося. До 50% - низкий, 50 – 70% - средний, 70 – 100% - высокий.

Индивидуальные показатели оценки по каждой таблице № 1, таблице № 2 заносятся в сводную таблицу № 3, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

Окончательный результата (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находит путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50 % обозначает низкий уровень сформированности 50-70% средний, 70-100% высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.

Таблица № 3

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

Ф.И. обучающегося

Предметно - информационная

Деятельностно - коммуникативная

Уровень сформированности

Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности обучающихся.

Определить уровень сформированных коммуникативных компетенций (а также оценить развитие языковой личности школьников) можно с помощью данных заданий.

Задание 1.

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Предлагаются наиболее частотные слова, имеющие большое количество синонимов.

Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.

Задание 2.

Давайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправдано.

Проверяется речевая* и языковая** рефлексия, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владеть родным языком.

Задание 3.

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок художественного текста.

Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» - умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае – жанру, стилю, эстетическим (задачам художественного текста)).

Задание 4.

Перевод незнакомого текста с близкородственного (неродного) языка. Для русского языка это может быть  древнерусский, старославянский, белорусский, украинский, сербский, и другие.

Проверяются умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, языковая рефлексия.

Задание 5.

Сформируйте какую-либо современную актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки школьной программы), поясните, почему она важна и интересна.

Проверяются языковая рефлексия, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли.

Как правило, оценки учителей – предметников и самооценки учащихся сформированности коммуникативных умений на определенном этапе обучения совпадают.

Таким образом, работе по формированию коммуникативной компетенции предшествует изучение возможностей обучающихся. По результатам диагностики подбираются соответствующие методики, которые помогают формированию ключевых компетенций, где коммуникативная является основной. Для объективной оценки сформированности данной компетенции использую результаты сводной таблицы № 3, самодиагностики обучающихся, результаты анкетирования обучающихся, результаты наблюдений, экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе.

*Речевая рефлексия – размышление над речью своей и чужой.

**Языковая рефлексия – размышление над фактами языка, закономерностями его функционирования.

Теоретическая основа обучения связной речи.

Развивать и совершенствовать речь школьников нужно, опираясь на речевую теорию, так как многие формы работы с учащимися опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. текст.
  2. стили речи.
  3. функционально-смысловые типы речи.

Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Практика показывает, что система обучения связным высказыванием, основанная на использовании речеведческой теории, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся.

перечень лингвистических понятий, изучаемых в школе, обозначающих речевые явления и особенности их функционирования, даются в таблице:

Разделы

Основное содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

I. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение

(Речевая ситуация. Речь устная и письменная)

2. Монолог и диалог, их разновидности.

(Виды диалога: этикетный, диалог-распросс, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение).

3. Условия речевого общения.

(Успешность речевого общения. Причины коммуникативный неудач, пути их преодоления)

II. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности

(Аудирование, говорение, чтение, письмо. Культура, особенности каждого вида речевой деятельности).

2. Аудирование и чтение

(Виды аудирования, повышения эффективности слушания устной речи; культура работы с книгой и др. источниками информации, стратегии видов чтения; приемы работы с книгой и др. информационными источниками).

3. Говорение и письмо.

(Особенности устного высказывания, сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного. Особенности письменного высказывания; подробное сжатое выборочное изложение; особенности написания тезиса, конспекта, аннотации, реферата, расписок, заявлений).

III. Текст

1. Текст и его основный признаки

(Понятие текста, признаки его, связность текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов; виды информационной переработки текста; план, конспект, аннотация).

2. Тема текста, его основная мысль

(Тема, микротема, идея текста)

3. Типы речи

(Описание, повествование, рассуждение; их особенности)

4. Структура текста

(План текста, абзац, способы развития темы в тексте; средства связи предложений и частей текста).

IV. Функциональный разновидности языка

1 Функциональный разновидности языка ( функциональные стили).

2. Разговорный язык

3. Научный стиль

4. Публицистический стиль

5. Официально-деловой стиль

6. Художественный стиль

Коммуникативно – речевые умения и навыки формируются наиболее успешно сознательным путем, с опорой на теоретические обобщения.

Так, в 5 классе на социальных уроках развития речи обучающиеся знакомятся с несколькими группами понятий:

  1. речь;
  2. стили;
  3. типы речи;
  4. текст.

Изучение теории сочетается с обучением речевой деятельности. Обучающимся предлагаю задания, которые помогают им освоить само понятие и проводить наблюдение над языковым материалом, анализировать его. Например, используя рисунок в учебнике «Русская речь» Е.И. Никитиной, обучающимся нужно доказать, что на нем изображена речевая ситуация. (На рисунке изображен мальчик, который был на рыбалке, ему есть что рассказать. Он встретил ребят – есть кому рассказать, ребята слушают рассказ мальчика)

Разделившись на 4 группы, обучающиеся составляют свои устные (коллективные) рассказы о подобный происшествиях, которые, возможно, произошли с ними. Свои рассказы иллюстрируют.

Работая над понятиями официальная и неофициальная обстановка, предлагаю обучающимся  выписать и распределить примеры по двум колонкам:

непринужденная обстановка,

деловая обстановка.

Дома, на собрании, на работе, в общественном транспорте, в магазине, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в школе на перемене, в школе на уроке, в поликлинике.

  • Выбрать одну из данных речевых ситуаций, разыграть в парах.

Осваивая понятия сообщение, общение, воздействие, предлагаю задания по группам:

1 группа. Выписать из данных слов выражения, которые обозначают процесс общения.

2 группа. Выписать из данных слов выражения, которые обозначают процесс сообщения.

3 группа. Выписать из данных слов выражения, которые обозначают процесс воздействия.

Отвечать урок, здороваться, делать замечания нарушителю поведения, делиться с товарищами впечатлениями, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, давать сведения о местности.

  • Сделать выводы о целях речевой ситуации.
  • С помощью мимики и жестов (без слов) группы разыгрывают свои ситуации, угадывают их.

Знакомя обучающихся с понятием типы речи, предлагаю обучающимся, разделенным на группы, ответить на вопросы по тексту (у каждой группы свой текст: повествование, описание, рассуждение).

  • Прочитать текст;
  • О чем говориться в тексте;
  • Каков основной вопрос текста;
  • Как построен данных текст;
  • Какой прием фотографирования можно использовать?

Каждая группа защищает свой ответ, записывает основные положения в таблицу на доске. В результате коллективной исследовательской работы оформляется следующая таблица:

Типы речи.

Тип речи

Содержание

Вопрос

Построение

Прием фотографирования

Повествование

Говориться о последовательных действиях одного или нескольких лиц

Что происходит?

Завязка – кульминация – развязка

Можно снять диафильм или сделать вывод несколько фото

Описание

Говориться об одновременно присутствующих признаках предмета или явлениях

Каков предмет?

Общий вид – деталь 1 деталь 2 деталь 3 – авторская оценка

Все содержание можно передать на одном фото

Рассуждение

Объясняются причины свойств явлений

Почему?

Тезис – доказательства – вывод

Нельзя передать на фото то, о чем говориться


Типология упражнений

В работе над формированием коммуникативных навыков учащихся использую деятельностный подход к обучению, такие критерии учебного процесса:

  1. целенаправленность любого действия учителя и учащихся, совершаемых для достижения осознанной коммуникативной цели;
  2. речемыслительная активность учащихся, их участие в решении коммуникативных задач;
  3. ситуативность, предполагающая такое технологическое обеспечение урока, которое способствует осознанию учащимися коммуникативной перспективой изучаемого материала и созданию учебных ситуаций, требующих от них актуализации знаний и умений.

Речевая ситуация, созданная на уроке, отвечает следующим требованиям:

  • соответствует реальным коммуникативным потребностям учащихся, стимулирует их положительную мотивацию к общению;
  • информационно насыщена;
  • предопределяет вид речевой деятельности (говорение, письмо), а так же форму общения (устную или письменную);
  • стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, явлений действительности, действий, признаков;
  • содержит коммуникативную проблему, которую необходимо решить учащимся, произведя адекватный отбор языковых средств. Учебные речевые ситуации создаются с помощью:
  • словесного описания отношений учащихся, выступающих в разных условных обстоятельствах и представляющих определенные коммуникативные цели, а также наглядных средств;
  • на основе учебного текста;
  • в процессе дидактической игры и тому подобное.

Со стороны учащихся это предполагает выбор языкового материала и программы речевого поведения; со стороны учителя – конкретизацию условий и выдвижение проблем.

Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания:

Перепишите текст, вставив пропущенные слова.

Тот, кто рассказывал историю сидел у самого края суены. Новый не был невысокого роста, с густой черной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившаяся, из-за кулис. … неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. … Видимо, … устал и уснул.

Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?

Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднес палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзина с водой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный утенок.

Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идет о лилипутах описывает события Гулливера?

Какое значение имеют суффиксы –ник и –тель в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если –ник  и –тель в этих словах – суффиксы лица. От имеющихся одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.

Такие задания учат вдумываться в речевую ситуацию свое высказывание с адресатами и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.

Отмеченные направления деятельностного подхода реализующихся в системе коммуникативных упражнений, которые способствуют включению усвоенных грамматических явлений в процесс учебной речевой деятельности.

Реализации усвоенного языкового материала в ситуациях, приближенных к тем, которые встречаются в жизни, способствуют ситуативные упражнения. В их основе лежит учебно-речевая задача, которую выдвигает учитель и побуждает учащихся к высказываниям, соотносимым с конкретной (реальной) или вымышленной (искусственной) речевой ситуации. Например, при изучении темы «Неизменяемые имена существительные» в 5-м классе предлагая такое ситуативное упражнение:

  • представьте себе, что вы журналист и присутствуете не празднике русского языка, возьмите интервью у одного из гостей, употребляя неизменяемые имена существительные; спросите об их происхождении, особенностях употребления в речи и тому подобное; запишите этот диалог.

На уроках развития речи использую такие ситуативные упражнения:

В школу впервые приезжает команда баскетболистов из Украины. В связи с этим объявляется конкурс на лучшего экскурсовода со следующим заданием: проведите экскурсию по школе, постарайтесь описать картину образно и доступно, объясните, что вам нравится в школе и какие места заслуживают большего внимания?

Вам поручили провести дискотеку на вечере выпускников…Ваши действия?

        На уроках русского языка предлагаю учащимся речевые упражнения, в процессе выполнения которых реализуется комплексный подход к анализу языковых средств, осуществляется изучение грамматики в сочетании с развитием речи учащихся. Происходит осмысление текстообразующей роли морфологических единиц, осознание их изобразительно-выразительного потенциала. Исследуются возможности лексической и грамматической синонимии морфологических средств на основе текстовых характеристик или анализа коммуникативных намерений автора. Школьникам предлагаются задания, связанные с трансформацией языковых явлений, с конкретизацией коммуникативной установки, с возможного переноса знаний и умений с текста-образца на собственные связные высказывания.

В процессе работы над морфологическими темами использую такие виды речевых упражнений:

  • Доказать, что использование глаголов несовершенного вида настоящего времени в путевых заметках придаёт описанию эффект присутствия, непосредственного восприятия;
  • Провести лингвистический микроэксперимент с включением или исключением определённый морфологических средств;
  • Стилистически трансформировать текст, заменив простую степень сравнения прилагательного сложной, что придаёт тексту оттенок научности.

Речевые упражнения можно использовать на каждом уроке, когда изучается лингвистическая теория и соотнесённые с ней языковые и коммуникативные умения.

На уроках русского языка, классных часах, внеклассных мероприятиях (преимущественно в 5-6 классах) провожу коммуникативные игры-упражнения, которые помогают развивать интерес учащихся к самостоятельной речевой деятельности, точность, уместность, эстетику речи, способствует усвоению норм речевого этикета.


  • Знакомство

Каждый учащийся называет своё имя так, как ему нравится, чтобы его называли.

Учитель. Внимание, дети! Всех вас заколдовала злая волшебница. Но снять «колдовство» можно, если вспомнить имена своих товарищей и назвать их.

Дети по очереди вспоминают, кого как зовут.

  • Моё имя

Учащийся по желанию становится в круг и рассказывает историю своего имени:

Что обозначает, в честь кого его так назвали.

  • Поиск аналога

Учитель называет предмет. Нужно назвать другие предметы, которые похожи по разным признакам.

  • Скажи по-другому

Учитель говорит фразу. Каждая группа должна передать её содержание другими словами.

  • Путаница

Играет группа детей. Первый называет любое слово, второй повторяет это слово и прибавляет своё так и так далее. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

  • Три слова

Работа в группах или парах. Учитель называет любые 3 слова, которые не связаны между собой по содержанию. Нужно составить как можно больше предложений с этими словами.

  • Опиши (нарисуй) наоборот

Учитель демонстрирует сложный рисунок, дети списывают (сложно рисуют) его, меняя основные предметы, явления, действия, качества на противоположные.

  • Чего на свете не бывает?

Работа в парах или группах.

Придумать то, чего на свете не бывает, и рассказать об этом всем. Например, о несуществующем животном.

  • Живой цвет

Учитель показывает одному учащемуся карточку какого-нибудь цвета. Тот с помощью жестов и мимики, позы, звуков изображает этот цвет. Все дети угадывают. Кто догадался первым, становится  «живым цветом».

  • Я начну, а ты продолжи

Игра в парах.

Первый участник начинает предложение, а второй продолжает, потом – наоборот.

  • Угадай профессию

Нужно отгадать профессию, которую загадал ведущий.Ведущий показывает действия, которые связаны с этой профессией.

  • Испорченный телефон

Класс делится на две команды и по сигналу передаёт высказывание. Победит команда, которая быстрее и без ошибок передаст сообщение.

  • Азбука везде

Дети работают в командах. За 2 минуты нужно написать как можно больше названий предметов, которые находятся в классе.

  • Логическая цепочка

Первый, кто начинает цепочку, называет слово, второй прибавляет слово и объясняет, как

Оно связано с первым и так далее. Например, вилка-тарелка ( чтобы завтракать) – ваза (тоже сделана из фарфора) – вода  (наливает в вазу) – речка ( течёт вода) – лето ( хорошо летом на речке) и так далее.

  • Точка зрения

Учитель предлагает учащимся попробовать посмотреть на мир глазами кого-нибудь другого. Например:

речка глазами маленькой рыбки;

лес глазами зайчика.

  • Посмотри в зеркало.

Каждый из учащихся, глядя в зеркало, говорит себе ласковые, приветливые, добрые слова.

  • Продолжи предложения.

Мне весело, когда…

Я люблю…

Я хочу…

Мне грустно, когда…

Мне стыдно, когда…

Мне интересно, когда…

  • Мы - фантазеры.
  • О чем мечтает сосулька?
  • О чем спорят ветер и солнышко?
  • Что можно увидеть в луже?
  • Ты оказался в стране Лилипутии. Что ты будешь делать?
  • Ты встретил иностранца. Пообщайся с ним.
  • Кому и за что.

Дети передают по очереди игрушку или цветок и говорят, кому и за что дарят ее. Например: « Я хочу передать этот цветок Тане за то, что она первая отгадала загадку на уроке. Я хочу передать этот цветок Коле, потому что он хорошо играет на скрипке».

  • Домашнее задание.

Эта игра развивает у детей наблюдательность. Все учащиеся дома пишут небольшие сочинения о ком-то из товарищей, а все пытаются угадать, о ком говорится.

  • Отказ.

Каждый воспитанный человек должен уметь и в тактичной форме отказывать, но не обижая того, кто обратился с предложением или просьбой. Но делать это нужно настолько убедительно, чтобы другой человек понял вашу ситуацию. Разыгрываются сценки, в которых учащийся обращается с просьбой и приглашением, а партнер должен ему отказать, не обижаясь.

Эффективным средством создания возможностей речевого развития учащихся является творческие задания, которые не пользуются для изучения, как русского языка, так и литературы. Цель таких заданий: развивать речевые способности учащихся, приучать их к словотворчеству, обогащать их успешным собственным опытом использования речи, а также удовлетворять творческие требования креативных детей, реализовывать их возможности.

  • Рисую музыку словами

Прослушав музыкальный отрывок, учащиеся описывают мелодию с помощью словесных способов. (3-5 предложений).

  • Я вижу слова

Учитель читает текст (можно стихотворный), учащиеся закрывают глаза, слушают, а потом описывают (устно или письменно) зрительные картины, которые появились в их воображении.

  • Я - фотограф

Учащиеся должны описать сами себя или кого-то из присутствующих, нарисовать портрет словами, то есть «сфотографировать» определённого человека.

  • Собиратели сокровищ

Дети составляют словарик (антонимов, синонимов, слов определённых тематических, лексико-грамматических групп).

  • Мыслитель

Задание: составить НЕЗНАЮ к определённому понятию. Потом обмениваются творческими работами в парах или группах с дальнейшим их анализом и оцениванием.

  • Поиграем в слова

Работа в парах. Один ученик имеет имя существительное, другой подбирает к нему имя прилагательное. Можно расширить количество участников группы, что даёт возможность больше подобрать прилагательных или слов других частей речи.

  • Единое начало

Работа в малых группах. Учащиеся составляю тексты, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.

  • Вопрос - подарок.

Учащиеся формулируют вопросы по теме урока, потом обмениваются вопросами и готовят на них ответы.

  • Речевой этикет

Работа в группах. Задание: в коротких диалогах передать приветствие с друзьями, прощание с родителями, приглашение на день рождения.

  • Разрисую слово

Обучающиеся должны подобрать эпитеты к данным словам: язык, речь, слово, песня. Россия – мечта, мысль, вера, правде, добро, радость, счастье, любовь, надежда.

  • Урок человечности

Корректно обучающийся должен указать на недостатки, неправильное поведение вымышленному собеседнику.

  • Мы – поэты

Даны рифмы. Обучающиеся сочиняют четверостишие с этими рифмами. Например: ……………………….лето

       ……………………….школьный

       ……………………….приветы

       ……………………….довольный

(Можно выполнять в парах).

  • Ювелиры

Задание: написать сочинения – миниатюры или составить предложения, состоящие из:

  1. только из глаголов
  2. имен существительных
  3. только из грамматических основ.
  • Кто больше

Задание: составить с данными словами побольше самостоятельных предложений (за определенное время). Например: земля, дорога, мама, солнце, небо, красота, душа, сердце.

  • Соедини

Учащимся нужно построить мини-текст (3-5 предложений) , который нужно ввести определенные слова, а во время проверки выполнения задания «занять» у соседа по парте самое интересное предложение и ввести его в свой текст.

  • Искатели приключений

Учащиеся придумывают и описывают приключения, которые предшествовали бы данному окончанию текста. Работу выполняют в малых группах.

…И вот наконец, берег. Все, кто был в лодке, взглядами и словами  поддерживали друг друга. Казалось, всё закончилось.

  • Рассказ - цепочка.

В группах один учащийся составляет предложения, а каждый последующий прибавляет своё, чтобы вместе получился короткий содержательный рассказ.

  • Конструктор.

Задание: из букв предложенного учителем или одноклассником слова, создать как можно больше новых слов. Начальное слово должно состоять из большого количества букв, например: библиотека, гидроэлектростанция.

  • «Теплое» слово.

Среди записанных на доске слов учащиеся должны назвать «теплые» то есть те, которые вызывают положительные ассоциации.

Улыбка, солнышко, цветок, хитрость, гордость, ромашка, доброта,

помощь, любовь, ненависть, предательство, мелодия.

  • Мастера слова.

Задание: написать сочинение – миниатюру на определенную тему, которое состояло бы только из слов определенной части речи, например, глаголов. Учащиеся по своему усмотрению выбирают жанр сочинения, работают в парах.

  • Письмо по кругу.

Учащиеся делятся на группы от 3 до 8 человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает записать на листке одно – три предложения по определенной теме. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Уроки – игры

Для развития коммуникативной компетенции используют игровые технологии. Процесс игры позволяет формировать качества участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться состязательности, неординарности поведения, умению ориентироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, учиться умению общаться, установлению контактов, получить удовлетворение от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Учитывают следующие моменты:

  1. Определение места игры и игровой ситуации в системе видов деятельности на уроке;
  2. Целеобразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру речевого материала;
  3. Разработка методики проведения игры с учётом цели урока и подготовленности учащихся;
  4. Требования к содержанию игровой деятельности.  

Помимо широкого набора игровых коммуникатывных упражнений (о них говориться выше), выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации, для формирования речевых умений на уроках русского языка провожу

  • Сюжетные (ролевые, деловые) игры;
  • Игры-соревнования;
  • Интеллектуальные игры.

Организуя игру, соблюдаю приёмы игровой техники:

  1. Способ деления по случайному принципу;
  2. Задания должны быть простыми, понятными, интересными;
  3. Проблемный вопрос, на который нужно найти ответ;
  4. Объяснение правил игры, знакомство с критериями оценивания;
  5. Чёткие временные рамки;
  6. Рефлексия.

При организации игры продумываю следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области русского языка школьники освоят в процессе её игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это приходиться учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить обучающимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки участникам игры)?

Коллективные игры разделяю по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

В обучающей игре обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании речевого материала.

Цель контролирующей игры состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Выделяю 4 элемента – этапа урока-игры.

  1. Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.
  2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
  3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков. Организации игры может варьироваться с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.
  4. Обсуждение игры. Проводится анализ игры  каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций, чувств, сознаний и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

Рефлексия является важным условием общения. Поэтому  все участники игры поочередно высказываются в соответствии с заданным педагогом алгоритмом: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу игры и в её конце; - что нового вы узнали, чему научились (состояние знаний); - каковы причины этого (мотивы деятельности); - как вы оцениваете свое участие в мероприятии.

После рассказа рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшуюся игру, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия. Учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Более подробно остановлюсь на ролевой (деловой) игре. В чем специфика ролевой игры?

  • Выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра.
  • Определяются роли для участников игры.
  • Определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом.
  • Сохраняется соревновательный характер действия.

 Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Она помогает выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формирует быстроту реакции, способствует освоению речевых моделей. В ходе игры каждому участники необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт воображения. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе и вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к намеку новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Ролевые игры начинают проводить в 5 классе при изучении темы «Диалог».

Предлагая учащимся

Разноуровневые задания для развития диалогической речи

В предложенных заданиях дифференциация по уровню сложности происходит с учетом степени самостоятельности работы учащихся и степени усложнения заданий – насколько обрисована ситуация общения определенными условиями и требованиями к оформлению образов речи.

Первый уровень предусматривает относительную свободу построения общения относительно к данной теме. Второй уровень предполагается составление диалогов по определенной теме или ситуации с обязательным использованием предложенных опорных слов или сформулированных реплик в диалоге. Задания третьего уровня предполагают закончить диалоги на конкретные темы и по данным началам или фрагментам. Качество выполнения заданий оценивается по традиционным критериям.

III

  1. К предложенным ответам придумай вопросы чтобы получить диалог на тему «цирк».
  • …?
  • Нет, не была. …?
  • Я очень люблю дрессированных собачек, и хотела бы их увидеть….?
  • Да, они под музыку танцевали…?
  • Медведь, обезьянка, попугай. …?
  • Мне обо всем рассказывал брат, он был на спектакле.
  1. Поострить диалог «Твое увлечение», сформулировав вопросы к данным ответам.
  • …?
  • На занятия кружка «Мягкая игрушка».
  • …?
  • Сейчас мы шьем котенка.
  •  …?
  • Я использовала плюш черного цвета.
  • …?
  • Слоника, зайчика, куклу.
  • ….
  • Хорошо, пойдем вместе, запишем и тебя
  1. Закончить диалог на тему «Стадион», используя данное начало.
  • Куда спешишь?
  • На стадион.
  • А что там?
  • Соревнования «Веселые старты».
  1. Одноклассник приглашает тебя в гости. Узнай где он живет и как к нему ехать, в какое время. Можно начать так.
  • Максим, приходи ко мне в субботу.
  • Спасибо. Обязательно. А где ты живешь?

II

  1. Составить диалог, используя данную ситуацию и опорные слова.
  1. Позвони товарищу и спроси, почему он не пришел на занятия.
  2. Объясни причину своего отсутствия на занятиях.

Опорные слова: не присутствовал на уроках, пропустил два дня, больше всех в классе пропускаешь.

  1. составить диалог на тему «Моя собака», используя слова:

порода, щенок, болонка, команды, парк, с удовольствием, тренировать.

  1. Используя данную ситуацию, составь диалог.

Попроси сестру убрать комнату. Объясни, почему ты не можешь этого сделать сам. Используй слова: пожалуйста; хорошо, но почему; я выполню твою просьбу, но; я согласен, спасибо.

  1. Составить диалог на тему «Стадион», используя опорные слова.

Футбольное поле, соревнования, ворота, правый нападающий, вратарь, гол.

I.

  1. составить диалог по данной ситуации.
  1. Ты подходишь к новой школе и спрашиваешь дежурного, как пройти к кабинету директора. Поблагодари.
  2. Объясни, как пройти в кабинет директора. Дай ответ на слова благодарности.
  1. Составьте диалог на темы:

«В магазине», «В библиотеке», «Разговор по телефону», «Разговор с инопланетянами».

  1. Составить диалог между сосной и елью, используя отрывок М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
  2. Составить диалог любых предметов, придав тексту юмористическую или трагическую окраску. (Возможны темы «В полночь», «Подслушанный разговор» и другие).
  3. Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, на стадионе, вокзале). Какую форму общения вы используете? Какие формы выражения просьбы и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

В игре «Собери фразеологизм» (7 класс) коллектив разбивается на команды по 5-10 человек. Распределение ролей в команде: (человек – толкователь, определяет значение фразеологизма); один человек – грамматист (определяет строение фразеологизма и синтаксическую роль предложений); два человека – систематики (подбирают к фразеологизму синонимы, антонимы, омонимы); один человек – сочинитель (сочиняет предложения с фразеологизмом).

Жюри из трех человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.

Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты свое работы.

Цель ролевой игры «Компакт – опросы», которую провожу в 8 классе: усовершенствовать уровень общительности.

При изучении темы «Имя существительное» я предлагаю учащимся поиграть в магазин. Эта игра – диалог, где один – продавец, другой – покупатель.

Задача – использовать как можно больше слов, имеющих варианты окончаний формы родительного падежа множительного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3-4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

В ходе игры «Ищу работу» (смотри Приложение 13) учащиеся 9-х классов составляют резюме, рекомендательное письмо, автобиографию, заявление, характеристику. Эти серьезные документы, составленные в ходе игры, в будущем станут серьезной основой для портфолио.

Таким образом, ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх формируются коммуникативные компетенции учащихся.

К играм – соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх помимо коммуникативных решаются такие задачи:

  • дидактические: расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, умений находить правильные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, сотрудничество.

Так в рамках проведения в школе декады русского языка и литературы на одном из уроков в 7-ом классе была организована игра «Знатоки русского языка». Класс, разделенный на 2 команды, соревновался в умениях правильно строить свои высказывания, сплоченно работать в группе.

  1. Задание. Разминка

Команды поочередно отвечают на вопросы:

  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?

(русский)

  1. Кто говорит на всех языках одинаково?

(эхо)

  1. Какое местоимение не и имеет И.п.?

(себя)

  1. Назовите слова, в которых 3 корня.

(грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль)

  1. Лингвистические вопросы

Командам дается определенное время на обдумывание вопросов:

  1. Северное сияние влияет на работу гáзопроводов и нéфтепроводов. Все ли правильно в этой фразе? (неверное ударение).
  2. реклама шоколада: «Он самый южный, самый молочный». С чем вы не согласны? (Сравнительная степень относительных прилагательных)
  3. На ценниках в магазинах пишут: «Мясо говядины, мясо свинины».

Правильно ли оформлены такие ценники? (Нет, потому что говядина – мясо коровы, быка, нужно писать: говядина, свинина)

  1. «Если у вас высшее образование и нет 35, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе ведущих». Что нужно исправить?

(Если у вас высшее образование и вам нет35…).

  1. Найдите русские эквиваленты английских пословиц:
  1. В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода).
  2. Лучше сегодня яйцо, чем курица завтра. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
  3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
  4. Когда свиньи полетят. (После дождичка в четверг).
  5. Пьян как лорд. (В стельку).
  1. К каждому фразеологизму подберите синоним-фразеологизм:
  • во всю прыть (со всех ног, во весь дух);
  • кот наплакал (капля в море);
  • видимо-невидимо (пруд пруди).
  1. Подсчет баллов. Итоги. Награждение победителей. Рефлексия.

Примером интеллектуальной игры может стать «Пресс-клуб», который провожу в 8-9 классах.

Цель игры: научить поисковому, реферативному и выборочному чтению; правильно строить монологическую речь.

Ход игры: Класс делится на четыре группы, которые получают одинаковые пакеты свежих газет, самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проюлем, наиболее часто освещающую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, правосудие и так далее.

Задание: за определенное время найти информацию по интересующей  группу проблеме, обработать ее (распределить в группе материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире), выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные анализируют выступления по следующим критериям:

  • качества «человека на трибуне»;
  • актуальность и новизна содержания выбранного материала;
  • качество сценических находок в подаче материала;
  • качества монологической речи.

Затем подводятся итоги, называется команда – победитель.

Использование разных видов игры в системе обучения русскому языку в 5-9 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, развития их коммуникативных качеств.

Уроки – игры

Для развития коммуникативной компетенции используют игровые технологии. Процесс игры позволяет формировать качества участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться состязательности, неординарности поведения, умению ориентироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, учиться умению общаться, установлению контактов, получить удовлетворение от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Учитывают следующие моменты:

  1. Определение места игры и игровой ситуации в системе видов деятельности на уроке;
  2. Целеобразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру речевого материала;
  3. Разработка методики проведения игры с учётом цели урока и подготовленности учащихся;
  4. Требования к содержанию игровой деятельности.  

Помимо широкого набора игровых коммуникатывных упражнений (о них говориться выше), выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации, для формирования речевых умений на уроках русского языка провожу

  • Сюжетные (ролевые, деловые) игры;
  • Игры-соревнования;
  • Интеллектуальные игры.

Организуя игру, соблюдаю приёмы игровой техники:

  1. Способ деления по случайному принципу;
  2. Задания должны быть простыми, понятными, интересными;
  3. Проблемный вопрос, на который нужно найти ответ;
  4. Объяснение правил игры, знакомство с критериями оценивания;
  5. Чёткие временные рамки;
  6. Рефлексия.

При организации игры продумываю следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области русского языка школьники освоят в процессе её игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это приходиться учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить обучающимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки участникам игры)?

Коллективные игры разделяю по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

В обучающей игре обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании речевого материала.

Цель контролирующей игры состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Выделяю 4 элемента – этапа урока-игры.

  1. Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.
  2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
  3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков. Организации игры может варьироваться с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.
  4. Обсуждение игры. Проводится анализ игры  каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций, чувств, сознаний и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

Рефлексия является важным условием общения. Поэтому  все участники игры поочередно высказываются в соответствии с заданным педагогом алгоритмом: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу игры и в её конце; - что нового вы узнали, чему научились (состояние знаний); - каковы причины этого (мотивы деятельности); - как вы оцениваете свое участие в мероприятии.

После рассказа рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшуюся игру, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия. Учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Более подробно остановлюсь на ролевой (деловой) игре. В чем специфика ролевой игры?

  • Выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра.
  • Определяются роли для участников игры.
  • Определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом.
  • Сохраняется соревновательный характер действия.

 Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Она помогает выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формирует быстроту реакции, способствует освоению речевых моделей. В ходе игры каждому участники необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт воображения. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе и вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к намеку новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Ролевые игры начинают проводить в 5 классе при изучении темы «Диалог».

Предлагая учащимся

Разноуровневые задания для развития диалогической речи

В предложенных заданиях дифференциация по уровню сложности происходит с учетом степени самостоятельности работы учащихся и степени усложнения заданий – насколько обрисована ситуация общения определенными условиями и требованиями к оформлению образов речи.

Первый уровень предусматривает относительную свободу построения общения относительно к данной теме. Второй уровень предполагается составление диалогов по определенной теме или ситуации с обязательным использованием предложенных опорных слов или сформулированных реплик в диалоге. Задания третьего уровня предполагают закончить диалоги на конкретные темы и по данным началам или фрагментам. Качество выполнения заданий оценивается по традиционным критериям.

III

  1. К предложенным ответам придумай вопросы чтобы получить диалог на тему «цирк».
  • …?
  • Нет, не была. …?
  • Я очень люблю дрессированных собачек, и хотела бы их увидеть….?
  • Да, они под музыку танцевали…?
  • Медведь, обезьянка, попугай. …?
  • Мне обо всем рассказывал брат, он был на спектакле.
  1. Поострить диалог «Твое увлечение», сформулировав вопросы к данным ответам.
  • …?
  • На занятия кружка «Мягкая игрушка».
  • …?
  • Сейчас мы шьем котенка.
  •  …?
  • Я использовала плюш черного цвета.
  • …?
  • Слоника, зайчика, куклу.
  • ….
  • Хорошо, пойдем вместе, запишем и тебя
  1. Закончить диалог на тему «Стадион», используя данное начало.
  • Куда спешишь?
  • На стадион.
  • А что там?
  • Соревнования «Веселые старты».
  1. Одноклассник приглашает тебя в гости. Узнай где он живет и как к нему ехать, в какое время. Можно начать так.
  • Максим, приходи ко мне в субботу.
  • Спасибо. Обязательно. А где ты живешь?

II

  1. Составить диалог, используя данную ситуацию и опорные слова.
  1. Позвони товарищу и спроси, почему он не пришел на занятия.
  2. Объясни причину своего отсутствия на занятиях.

Опорные слова: не присутствовал на уроках, пропустил два дня, больше всех в классе пропускаешь.

  1. составить диалог на тему «Моя собака», используя слова:

порода, щенок, болонка, команды, парк, с удовольствием, тренировать.

  1. Используя данную ситуацию, составь диалог.

Попроси сестру убрать комнату. Объясни, почему ты не можешь этого сделать сам. Используй слова: пожалуйста; хорошо, но почему; я выполню твою просьбу, но; я согласен, спасибо.

  1. Составить диалог на тему «Стадион», используя опорные слова.

Футбольное поле, соревнования, ворота, правый нападающий, вратарь, гол.

I.

  1. составить диалог по данной ситуации.
  1. Ты подходишь к новой школе и спрашиваешь дежурного, как пройти к кабинету директора. Поблагодари.
  2. Объясни, как пройти в кабинет директора. Дай ответ на слова благодарности.
  1. Составьте диалог на темы:

«В магазине», «В библиотеке», «Разговор по телефону», «Разговор с инопланетянами».

  1. Составить диалог между сосной и елью, используя отрывок М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
  2. Составить диалог любых предметов, придав тексту юмористическую или трагическую окраску. (Возможны темы «В полночь», «Подслушанный разговор» и другие).
  3. Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, на стадионе, вокзале). Какую форму общения вы используете? Какие формы выражения просьбы и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

В игре «Собери фразеологизм» (7 класс) коллектив разбивается на команды по 5-10 человек. Распределение ролей в команде: (человек – толкователь, определяет значение фразеологизма); один человек – грамматист (определяет строение фразеологизма и синтаксическую роль предложений); два человека – систематики (подбирают к фразеологизму синонимы, антонимы, омонимы); один человек – сочинитель (сочиняет предложения с фразеологизмом).

Жюри из трех человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.

Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты свое работы.

Цель ролевой игры «Компакт – опросы», которую провожу в 8 классе: усовершенствовать уровень общительности.

При изучении темы «Имя существительное» я предлагаю учащимся поиграть в магазин. Эта игра – диалог, где один – продавец, другой – покупатель.

Задача – использовать как можно больше слов, имеющих варианты окончаний формы родительного падежа множительного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3-4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

В ходе игры «Ищу работу» (смотри Приложение 13) учащиеся 9-х классов составляют резюме, рекомендательное письмо, автобиографию, заявление, характеристику. Эти серьезные документы, составленные в ходе игры, в будущем станут серьезной основой для портфолио.

Таким образом, ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх формируются коммуникативные компетенции учащихся.

К играм – соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх помимо коммуникативных решаются такие задачи:

  • дидактические: расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, умений находить правильные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, сотрудничество.

Так в рамках проведения в школе декады русского языка и литературы на одном из уроков в 7-ом классе была организована игра «Знатоки русского языка». Класс, разделенный на 2 команды, соревновался в умениях правильно строить свои высказывания, сплоченно работать в группе.

  1. Задание. Разминка

Команды поочередно отвечают на вопросы:

  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?

(русский)

  1. Кто говорит на всех языках одинаково?

(эхо)

  1. Какое местоимение не и имеет И.п.?

(себя)

  1. Назовите слова, в которых 3 корня.

(грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль)

  1. Лингвистические вопросы

Командам дается определенное время на обдумывание вопросов:

  1. Северное сияние влияет на работу гáзопроводов и нéфтепроводов. Все ли правильно в этой фразе? (неверное ударение).
  2. реклама шоколада: «Он самый южный, самый молочный». С чем вы не согласны? (Сравнительная степень относительных прилагательных)
  3. На ценниках в магазинах пишут: «Мясо говядины, мясо свинины».

Правильно ли оформлены такие ценники? (Нет, потому что говядина – мясо коровы, быка, нужно писать: говядина, свинина)

  1. «Если у вас высшее образование и нет 35, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе ведущих». Что нужно исправить?

(Если у вас высшее образование и вам нет35…).

  1. Найдите русские эквиваленты английских пословиц:
  1. В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода).
  2. Лучше сегодня яйцо, чем курица завтра. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
  3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
  4. Когда свиньи полетят. (После дождичка в четверг).
  5. Пьян как лорд. (В стельку).
  1. К каждому фразеологизму подберите синоним-фразеологизм:
  • во всю прыть (со всех ног, во весь дух);
  • кот наплакал (капля в море);
  • видимо-невидимо (пруд пруди).
  1. Подсчет баллов. Итоги. Награждение победителей. Рефлексия.

Примером интеллектуальной игры может стать «Пресс-клуб», который провожу в 8-9 классах.

Цель игры: научить поисковому, реферативному и выборочному чтению; правильно строить монологическую речь.

Ход игры: Класс делится на четыре группы, которые получают одинаковые пакеты свежих газет, самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проюлем, наиболее часто освещающую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, правосудие и так далее.

Задание: за определенное время найти информацию по интересующей  группу проблеме, обработать ее (распределить в группе материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире), выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные анализируют выступления по следующим критериям:

  • качества «человека на трибуне»;
  • актуальность и новизна содержания выбранного материала;
  • качество сценических находок в подаче материала;
  • качества монологической речи.

Затем подводятся итоги, называется команда – победитель.

Использование разных видов игры в системе обучения русскому языку в 5-9 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, развития их коммуникативных качеств.

Уроки - семинары

Помимо уроков-игр, которые развивают навыки устной монологической и диалогической речи, провожу уроки-семинары, помогающие учащимся делать теоретические обобщения изученного материала, выделять основные положения, показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

В своей практике применяю различные виды занятий.

Семинар - развёрнутое собеседование: все учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы, этому помогают заранее подготовленные развёрнутые выступления школьников по каждому вопросу.

Семинар - обсуждение докладов, рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.

Семинар - диспут, основанный на дискуссии. Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута.

Чаще всего такие уроки провожу в конце изучения темы как итоговые, обобщающие по нескольким темам. Такая форма работы требует большой предварительной подготовки. К уроку-семинару учащиеся более тщательно готовятся, активно используют дополнительную литературу, во время урока внимательно слушают друг друга, задают вопросы, пытаются на них аргументировано ответить, записывают тезисы сообщений, докладов, рефератов в тетрадь.

Например, в 7-м классе по итогам изучения морфологии провожу урок-семинар на тему “Основные нормы литературного языка”. В качестве домашнего задания ученики готовят сообщения по следующим темам:

  1. Какие морфологические нормы нашли отражение в учебнике В. В. Бабайцевой?
  2. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
  3. Основные пунктуационные нормы.
  4. Употребление нейтральной и стилистически окрашенной лексики.
  5. Употребление фразеологизмов.
  6. Употребление паронимов.
  7. Современные орфоэпические нормы.
  8. Изменение орфоэпические нормы.

После обсуждения на уроке сообщений по домашним темам учащиеся делают выводы:

  • с какими нормами русского литературного языка познакомились?
  • для чего существуют нормы
  • нужно ли их соблюдать?
  • где можно узнать о нормах языка?

В 8-м классе на одном из уроков изучения общих сведений о русском языке прожу семинар по вопросам:

1. Лингвистика как наука о языке.

2. Развитие русистики.

3. Основные разделы лингвистики.

4. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Изучая тему “Общие сведения о русском языке” в 9-м классе, учащиеся готовят доклады и рефераты по следующим темам:

  1. Русский язык в современном мире.
  2. Русский язык среди других славянских языков.
  3. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
  4. Русский язык как развивающееся явление.
  5. Богатство, образность, точность русского языка.

На специальных уроках развития речи девятиклассники защищают рефераты и готовят выступления на лингвистическую тему (стиль и жанр выбирают самостоятельно).

Так были созданы рефераты на темы:

  • Особенности письменной публичной речи.
  • Мастерство беседы.
  • Задачи культуры речи.
  • Богатство речи.
  • Современная разговорная речь и её особенности. Виды языковых ошибок.
  • Правильность речи.
  • Стилистически окрашенные слова.
  • Нейтральные слова.
  • Охрана русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний.
  • Теоретическое и культурологическое истолкование литературной нормы.
  • Литературно – языковые единицы: иноязычные слова и выражения, речевые штампы.
  • Развитие речевого этикета: формы обращения, приветствия, благодарности.
  • Норма: итог познания и отражение сущности литературного языка.

Готовя учащихся к публичной речи, предварительно провожу консультации, на которых даются рекомендации по использованию способов подготовки устных высказываний.

Основные этапы подготовки и проведения публичной речи.

Докоммуникативная фаза

  1. Выбор темы, определение цели и вида речи.
  2. Подбор материалов.
  3. Логическая организация речи.
  4. Доказательство и аргументация.
  5. Работа над языком и стилем

Коммуникативная фаза.

  1. Поведение выступающего и управление аудиторией.
  2. Техника произнесения речи.
  3. Искусство спора. Ответы на вопросы.

Посткоммуникативная фаза.

  1. Анализ выступления.
  2. Совершенствование материалов к выступлению.
  3. Прогнозирование вопросов.


Учащиеся, готовясь к публичному выступлению, пользуются памяткой .

Учащиеся, прослушав выступления докладчиков, анализируют их речь, исправляют речевые недочеты, обращают внимание на соблюдение выступающими основный требований:

  1. правильность(соблюдение языковых норм, грамматических в словоупотребления в произношений);
  2. краткость;
  3. эмоциональность;
  4. ясность и точность;
  5. интонационное фразеологическое, лексическое богатство;
  6. выразительность(паузы, логические ударения, голос, темп, мимика, жесты).

Таким образом, семинарские занятия требуют серьезной подготовки, которая способствует развитию и закреплению навыков самостоятельной работы учащихся, докладов, умений владеть аудиторией и слушать, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования, познавательных и исследовательских умений и навыков. Учащиеся учатся правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

Заключение.

Развитие речи обучающихся не ограничивается рамками урока. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, люди, с которыми постоянно общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. Диапазон работы над речевой компетентностью включает целую систему специальных уроков, праздников (декады русского языка и литературы, конкурс сочинений, интеллектуальный марафон, защита исследовательских работ по творчеству писателей и так далее), гостиных, литературно – музыкальных композиций, классных часов, внеклассных мероприятий.

Урочная и внеурочная формы работы позволяют формировать культурную социально активную личность школьника, открытую для взаимодействия с окружающим миром, обладающую способностью осуществлять коммуникативную деятельность и применять умения и навыки речевого общения в различных сферах и ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся вечерней (сменной) школы на уроках английского языка

Статья посвящена методам организации процесса обучения иностранному языку в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, а именно путям развития к...

Технология веб-квест как способ повысить коммуникативную компетенцию и мотивацию учащихся старших классов на уроках иностранного языка.

Задача современного учителя иностранного языка состоит в  том,  чтобы  создать  условия  практического овладения языком для  каждого  учащегося,  выбрать  ...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...