Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии " Пищеварение в ротовй полости" проводится в 8 классе с использованием элементов технологии проблемного обучения. В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос, ответ на который они должны сформулировать в конце урока. На уроке используются разнообразные формы и методы работы. На этапе проверки знаний: фронтальный опрос, беседа. На этапе актуализации знаний: лабораторная работа, эксперимент, ответы на вопросы. На этапе закрепления знаний - индивидуальная работа по вопросам. Урок интересен тем, что используется мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevarenie_v_rotovoy_polosti.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе
Тема: Пищеварение в ротовой полости
(урок с использованием элементов проблемной технологии)
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютерная презентация, накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, портрет И.П. Павлова.
Цели.
Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:
- механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
- свойствах ферментов;
- рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
- строении и типах зубов.
Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:
- осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
- навыков частично-поисковой деятельности;
- умение применять полученные знания в собственной жизни;
- умения работать в должном темпе.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
- познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.
Ход урока.
Однажды известный английский физик Николас Курти сказал: «одна из печальных странностей нашей цивилизации заключается в том, что мы можем измерить температуру Венеры и, в то же время не знаем, что творится внутри суфле». Похоже, это справедливо и по отношению к человеку. Миллионы людей имеют представление о том, как устроена Солнечная система, почему за летом следует осень, отчего иногда идет дождь, а порой падает снег… И тем не менее, как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Подобные «пробелы в образовании» обходятся человеку очень дорого, создавая множество проблем с самим собой и другими людьми. Пищеварительная система не является исключением.
Тема сегодняшнего урока: «Пищеварение в ротовой полости».
(ученики записывают тему в тетрадь)
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа:
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить.
Уже в древности ученые и философы задумывались над проблемой пищеварения.
Ребята, а что бы вы хотели узнать по данной теме? Пригодятся вам эти знания в жизни? Именно об этом мы будем говорить на уроке. Целью нашего занятия будет изучение процессов, протекающих в ротовой полости, строение и функции органов, составляющих ее.
То, как вы понимаете новый материал, мы будем проверять в течение урока. На партах лежат «витаминки». За каждый правильный ответ вы будете брать по одной. В конце урока мы посмотрим, кто из вас набрал больше «витаминок».
Начать урок я бы хотела с познавательной задачи.
… Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека?
Ротовая полость – часть пищеварительной системы. Какие еще органы составляют ее. Назовите их по порядку.
Самый верхний «этаж» пищеварительной системы – ротовая полость. Глотательные и сосательные движения ребенок начинает производить уже на пятом месяце эмбриональной жизни. После рождения у малышей через полость рта происходит активное взаимодействие с внешней средой: обычно они познают окружающие предметы, пытаясь запихнуть в их рот. Затем в течение жизни этот орган служит нам подручным лечебны средством: подобно животным, мы часто зализываем с помощью рта царапины или ушибы. Ну и конечно, именно с помощью рта человек оценивает вкус, температуру, консистенцию пищи.
Сверху ротовая полость ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу – диафрагмой рта. Изнутри полость покрыта слизистой оболочкой – расположенные здесь железы выделяют слюну. В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.
За механическую обработку отвечают зубы. Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. Еще Сервантес говорил: «Рот без зубов - все равно что мельница без жерновов». Зубы - это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб - живой орган. Зуб имеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящийся внутри десны. Коронки покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает его смерть. Внутри находится полость, заполненная мякотью - пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
Сколько у человека зубов?
У новорожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам - 20. Это молочные зубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяют соответствующие постоянные. Кроме того, к 18-25 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам, потреблявшим грубую пищу они были необходимы.
Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям. Четыре резца имеют долотообразную коронку и одиночный корень. Клыки - по 2 на каждой челюсти - имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Малые коренные зубы - по 4 на каждой челюсти - лежат за клыками, корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти 6. Форма коронки кубовидная, верхние зубы имеют три корня, нижние - два. Расположение зубов можно записать в виде формулы.
3 2 1 2 | 2 1 2 3 | верхняя челюсть |
3 2 1 2 | 2 1 2 3 | нижняя челюсть |
Вопросы.
1. Сколько зубов у взрослого человека?
2. Каково внешнее строение зуба?
3. Как различаются зубы по форме коронки?
4. Почему в больнице, когда удаляют зуб, идет кровь и вы испытываете боль?
В ротовой полости параллельно механической происходит химическая обработка пищи с помощью слюны. В пределах твердого неба находится до 30 выводных отверстий слюнных желез, в пределах мягкого неба - до 230. Значительно более крупные железы - околоушные, подъязычные и подчелюстные. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Чувствуете, как во рту появляется слюна? Это место положения околоушных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. Это место положения подчелюстной слюнной железы.
Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удастся. Посмотрите на рисунок и запомните расположение слюнных желез.
При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1, 1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. Познакомимся с ее составом.
Наиболее важны - муцины - сложные белки, содержащие полисахариды. Они придают слюне вязкость и клейкость, что способствует смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчает его проглатывание.
Лизоцим убивает микробы.
Благодаря ферментам в ротовой полости происходит расщепление углеводов. Проведем эксперимент и проверим, на что действуют ферменты слюны.
Действие слюны на крахмал.
Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.
Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода.
Ход работы.
- Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.
- Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).
- Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Что происходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в них распался до глюкозы под действием фермента α-амилазы. Глюкоза действием йода не дает синего окрашивания. Запишем вывод в тетрадь
Вопросы.
- Какие слюнные железы наиболее важны для химической обработки пищи?
- При мелких царапинах мы непроизвольно стараемся обработать ранку слюной. Почему?
- Наличие каких органических веществ придает слюне вязкость и клейкость?
- Какое органическое вещество расщепляется в ротовой полости под действием ферментов слюны?
Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы
голодны и видим еду или думаем о ней. Что и как контролирует отделение слюны. Я приведу два примера. Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Это пищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. Представьте, что вы берете в руки лимон, моете его, режете на маленькие кусочки и едите. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о еде.
Блестящие исследования слюнных желез провели Иван Петрович Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу.
Многие и многие сотни опытов были поставлены по Павловской методике. Вот несколько примеров. Собаку ввели в комнату, где находится закрытая миска с мясом. Через несколько секунд у нее в пробирке из фистулы стала собираться слюна. Открыли миску – слюны выделяется больше. Но вот пустили в комнату кошку. Собака рычит, приходит в ярость. Слюноотделение прекращается. Подобное явление наблюдается у человека. Когда мы ощущаем запах пищи наш рот наполняется слюной. Неприятные мысли, раздражение тормозят слюноотделение , во рту становится сухо.
Многие ученые считали опыты И. П. Павлова безжалостными и бесчеловечными. Однако, результаты этой работы имели огромное значение для изучения организма человека. Именно благодаря опытам на собаках Павлов и его ученики раскрыли очередную тайну нашего организма. Признавая заслуги собак перед человечеством, в Санкт-Петербурге ей поставлен памятник.
И. П. Павлов шутливо называл слюнную железу «плевой железкой», но от ее деятельности в процессе пищеварения зависит очень много.
Итак, в ротовой полости пища проходит частичную механическую и химическую обработку. Сформировавшийся пищевой комок проглатывается и проходит в глотку, а затем в пищевод. В течение суток мы делаем до полутора – двух тысяч глотательных движений. И продолжается так от рождения до смерти, поэтому прав поэт Вадим Шефнер:
До обидного жизнь коротка,
Ненадолго венчает на царство –
От глотка молока – до глотка
Поднесенного с плачем лекарства.
Пища проходит через пищевод и переваривается в следующих отделах пищеварительной системы, но это тема следующих уроков. А пока вернемся к нашей задаче.
(учащиеся отвечают на поставленный вопрос: это испытание основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение и во рту становится сухо)
Процессы, протекающие в «верхнем этаже» пищеварительной системы удивительны и очень важны для нашего организма.
- Почему важно хорошо пережевывать пищу и не торопиться при ее приеме?
- Если долго жевать хлеб, ощущается его сладкий вкус. Почему?
- Почему говорят, что сухой хлеб застревает в горле?
- Чем объяснить, что на разную пищу выделяется различное количество слюны?
- Объясните выражение «слюнки текут».
( Подводятся итоги урока)
Домашнее задание (вариативное).
- Составьте памятку по уходу за зубами и полостью рта (для творческих учащихся).
- С помощью маленького зеркала найдите у себя органы ротовой полости, определите виды зубов и сосчитайте их количество (для любознательных учащихся).
Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Согласны вы с высказыванием Сократа?
(учащиеся высказывают собственное мнение)
Конечно, пища важна для жизни человека. Энергия, которую мы получаем с пищевыми продуктами, нужна для работы всех систем органов нашего организма. Но для полноценной жизни человек должен творить, писать картины, сочинять музыку, быть просто хорошим рабочим, учителем, инженером, врачом и не возводить еду в культ.
Используемая литература
- Билич Г. А., Крыжановский В. А.Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия/Г. А. Билич, В. А. Крыжановский. – 4-е изд, испр.-М.:Издательства Оникс, 2007:-864 с
- Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник/Н. И.Федюкович.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006 – 480с
- Ламберт Д. Тело человека/Д. Ламберт. Пер. с англ. Е. Ю. Гупало. – М.:ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательства АСТ», 2002-256с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....
Тема урока "Пищеарительная система. Пищеварение в ротовой полости".
Цель урока: создать условия для восприятия материала об органах ротовой полости, как о части пищеварительного тракта, способствующие пищеварению; повторить и закрепить знания, полученные по теме «Пище...
урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.
Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...
Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".
Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...