Урок по теме "Лист-часть побега. Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Сычёва Людмила Васильевна

Урок разработан по УМК И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. Разработка была опубликована в   издательском центре «Вентана – Граф» в методическом информационном бюллетене №2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_list-chast_pobega._vneshnee_stroenie_lista.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме « Лист- часть побега. Внешнее  строение листа»

Дидактическая цель – способствовать осмыслению и применению полученных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, создать условия для овладения практическими умениями.

Тип урока: комбинированный урок

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: сформировать знания об особенностях внешнего строения листьев, типах жилкования листа.
  2. Развивающие:  продолжить обучение умениям: находить необходимое в тексте учебника,  наблюдать, раскрывать причинно- следственные связи.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, творческую активность и коммуникативность при работе в паре.

Форма урока: урок - практикум

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование:  учебные таблиц « Простые и сложные листья»,  гербарии простых и сложных листьев, комнатные растения, путеводитель, дидактический материал.

Эпиграф урока: « Но не все одинаковы листья: различия много

                                  Можешь ты в них отыскать,

                                 если рассмотришь ты их…»

                                                                                                      И.В. Гете                                  

                                                                         Ход урока

  1. Вводно-мотивационный блок:
  1. Мотивация, актуализация, целеполагание.

Мы продолжаем изучать побег  (схема на доске)

  • Какую часть побега вы изучали на прошлом уроке?
  • Что такое почка растения?
  • Какую функцию выполняет почка побега растения?
  • Чем вегетативные (листовые) почки отличаются от генеративных (цветочных)?
  • Докажите, что почка – зачаточный побег?

Сегодня на уроке вы будите изучать другую часть побега. Какую? (Учитель читает эпиграф урока). Из предыдущих уроков вы уже знаете кое-что о листьях. Проверьте себя.

(Предлагает ученикам, используя карточку с вопросами для самоконтроля, (Приложение 1) поставить карандашом знак «+» рядом с теми  вопросами, на которые они уже сейчас знают ответ.

 Ученики определяют для себя объем работы на урок, прогнозируют возможный результат своей деятельности).

По проделанной работе предлагается сформулировать тему урока и цели.

( Ученики записывают  в тетрадь тему, тема и цели учителем прописывается на доске).

  1. Операционный  блок

На уроке вы будите работать как самостоятельно, так и в парах по путеводителю.

(Работа с путеводителем осуществляется поэтапно: фронтально, обсуждаются и корректируется выполнение каждого задания).

Закрепление.

После выполнения заданий по путеводителю, предлагается снова вернуться к вопросам самоконтроля.

Применение знаний.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструкционной  карте.

  1. Рефлексивно- оценочный блок.

Обсуждение результатов работы в классе (идет по ходу работы с путеводителем)

Оформление отчета о лабораторной работе

Самооценка. ( Закончите предложения « Сегодня на уроке я …….)

Домашнее задание: Изучить §18,вопрос 1-4, * На выбор один из вопросов на стенде «К уроку».

Приложение 1

Вопросы  для самоконтроля

  1. Лист – часть побега?
  2. Правда ли, что лист состоит из листовых пластинок, черешка, прилистников, основания?
  3. Листья бывают простые и сложные?
  4. Все ли части листа состоят из клеток?
  5. Лист состоит из разных типов растительных тканей?
  6. Если в жилке проводящая и механическая ткань?
  7. Верно ли, что жилкование у листа бывает перестое, пальчатое, параллельное и дуговое?

Приложение 2

Путеводитель. Работайте индивидуально.

 Задание №1. Прочитайте  §18 на с. 67-68 до слов « Внутреннее (клеточное) строение листа…».

 Рассмотрите и изучите рис. 46 . Есть растения, у кого листовая пластинка сразу переходит в основание. Эти листья называются сидячим. Работаем устно! 1) Сравните рисунок 46  листа в учебнике и рисунок-схему в путеводители. Определите, к каким они листьям относятся в учебнике?

                                                                  2) Почему листовая пластинка у листа плоская?

1)             2)                    

черешковый     сидячий

лист                     лист

Задание № 2.    1) Устно ответьте на вопрос  «Какие листья называются простые, а какие сложные?»

             2) Письменно в тетрадь составьте схему

                                                  ЛИСТЬЯ

                             ( по количеству листовых пластинок)

       

                  ---------------------------                --------------------------

      Примеры: 1)                                                 Примеры: 1)

                          2)                                                                    2)

 Задание № 3  Скелетом листа являются жилки.

  1. Устно ответьте на вопросы: * Из какие тканей состоит жилка?

                                              * Какие функции выполняет жилка листа?                

  1. Письменно в тетрадь составьте схему

                              ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТА

  1._____________________                      1. ___________________

          2._____________________                      2.____________________

          Характерно для растений………         Характерно для растений ……………

Задание № 4. Работаем в паре. Письменно охарактеризуйте лист комнатного растения по следующим признакам.

  1. Название растения
  2. Лист черешковый или сидячий.
  3. Лист простой или сложный.
  4. Жилкование листа
  5. К каким растениям относятся к:  двудольным или однодольным.
  6. Подумайте, какая корневая система у этого растения и какое количество семядолей в зародыше семени.

Приложение  3.

В лабораторных тетрадях  сделайте лабораторную работу.

Лабораторная работа: Внешнее строение листа

Цель: 1. Научиться распознавать простые и сложные листья.

2.Сравнивать листья разных растений.

3.Устанавливать взаимосвязь между типом жилкования и корневой системы.

Оборудование:  гербарные экземпляры простых и сложных листьев.

Ход работы: 

1. Рассмотрите выданные гербарные экземпляры простых  и сложных листьев. Найдите их части. Определите тип жилкования.

 Оформление результатов:

1.     Заполните таблицу:       

Растение

Лист простой или сложный

Есть или нет черешок

+/ -

Тип жилкования

Вывод: 1.Какие листья называются простыми и сложными?

2. Чем листья отличаются друг от друга по внешнему виду?.

3.Сделайте предположение о типах корневой системы у выданных растений.

Критерии отметок:

На «3» – сделана правильно таблица и вывод 1.

На «4» – сделана правильно таблица и вывод 1,2

На «5» – сделано всё правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе по теме: "Побег и почки. Внешнее строение листа"

Пятый урок в теме "Покрытосеменные растения", 6 класс. В ходе урока учащихся познакомятся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами  почек, особенностями ...

Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)

Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бак...

Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"

урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...

Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».

В рамках урока  формируется  понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...

Урок по биологии. 7 класс. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок по биологии. 7 класс. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...