Урок по теме "Лист-часть побега. Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок разработан по УМК И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. Разработка была опубликована в издательском центре «Вентана – Граф» в методическом информационном бюллетене №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_list-chast_pobega._vneshnee_stroenie_lista.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Лист- часть побега. Внешнее строение листа»
Дидактическая цель – способствовать осмыслению и применению полученных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, создать условия для овладения практическими умениями.
Тип урока: комбинированный урок
Цели по содержанию:
- Образовательные: сформировать знания об особенностях внешнего строения листьев, типах жилкования листа.
- Развивающие: продолжить обучение умениям: находить необходимое в тексте учебника, наблюдать, раскрывать причинно- следственные связи.
- Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, творческую активность и коммуникативность при работе в паре.
Форма урока: урок - практикум
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебные таблиц « Простые и сложные листья», гербарии простых и сложных листьев, комнатные растения, путеводитель, дидактический материал.
Эпиграф урока: « Но не все одинаковы листья: различия много
Можешь ты в них отыскать,
если рассмотришь ты их…»
И.В. Гете
Ход урока
- Вводно-мотивационный блок:
- Мотивация, актуализация, целеполагание.
Мы продолжаем изучать побег (схема на доске)
- Какую часть побега вы изучали на прошлом уроке?
- Что такое почка растения?
- Какую функцию выполняет почка побега растения?
- Чем вегетативные (листовые) почки отличаются от генеративных (цветочных)?
- Докажите, что почка – зачаточный побег?
Сегодня на уроке вы будите изучать другую часть побега. Какую? (Учитель читает эпиграф урока). Из предыдущих уроков вы уже знаете кое-что о листьях. Проверьте себя.
(Предлагает ученикам, используя карточку с вопросами для самоконтроля, (Приложение 1) поставить карандашом знак «+» рядом с теми вопросами, на которые они уже сейчас знают ответ.
Ученики определяют для себя объем работы на урок, прогнозируют возможный результат своей деятельности).
По проделанной работе предлагается сформулировать тему урока и цели.
( Ученики записывают в тетрадь тему, тема и цели учителем прописывается на доске).
- Операционный блок
На уроке вы будите работать как самостоятельно, так и в парах по путеводителю.
(Работа с путеводителем осуществляется поэтапно: фронтально, обсуждаются и корректируется выполнение каждого задания).
Закрепление.
После выполнения заданий по путеводителю, предлагается снова вернуться к вопросам самоконтроля.
Применение знаний.
Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструкционной карте.
- Рефлексивно- оценочный блок.
Обсуждение результатов работы в классе (идет по ходу работы с путеводителем)
Оформление отчета о лабораторной работе
Самооценка. ( Закончите предложения « Сегодня на уроке я …….)
Домашнее задание: Изучить §18,вопрос 1-4, * На выбор один из вопросов на стенде «К уроку».
Приложение 1
Вопросы для самоконтроля
- Лист – часть побега?
- Правда ли, что лист состоит из листовых пластинок, черешка, прилистников, основания?
- Листья бывают простые и сложные?
- Все ли части листа состоят из клеток?
- Лист состоит из разных типов растительных тканей?
- Если в жилке проводящая и механическая ткань?
- Верно ли, что жилкование у листа бывает перестое, пальчатое, параллельное и дуговое?
Приложение 2
Путеводитель. Работайте индивидуально.
Задание №1. Прочитайте §18 на с. 67-68 до слов « Внутреннее (клеточное) строение листа…».
Рассмотрите и изучите рис. 46 . Есть растения, у кого листовая пластинка сразу переходит в основание. Эти листья называются сидячим. Работаем устно! 1) Сравните рисунок 46 листа в учебнике и рисунок-схему в путеводители. Определите, к каким они листьям относятся в учебнике?
2) Почему листовая пластинка у листа плоская?
1) 2)
черешковый сидячий
лист лист
Задание № 2. 1) Устно ответьте на вопрос «Какие листья называются простые, а какие сложные?»
2) Письменно в тетрадь составьте схему
ЛИСТЬЯ
( по количеству листовых пластинок)
--------------------------- --------------------------
Примеры: 1) Примеры: 1)
2) 2)
Задание № 3 Скелетом листа являются жилки.
- Устно ответьте на вопросы: * Из какие тканей состоит жилка?
* Какие функции выполняет жилка листа?
- Письменно в тетрадь составьте схему
ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТА
1._____________________ 1. ___________________
2._____________________ 2.____________________
Характерно для растений……… Характерно для растений ……………
Задание № 4. Работаем в паре. Письменно охарактеризуйте лист комнатного растения по следующим признакам.
- Название растения
- Лист черешковый или сидячий.
- Лист простой или сложный.
- Жилкование листа
- К каким растениям относятся к: двудольным или однодольным.
- Подумайте, какая корневая система у этого растения и какое количество семядолей в зародыше семени.
Приложение 3.
В лабораторных тетрадях сделайте лабораторную работу.
Лабораторная работа: Внешнее строение листа
Цель: 1. Научиться распознавать простые и сложные листья.
2.Сравнивать листья разных растений.
3.Устанавливать взаимосвязь между типом жилкования и корневой системы.
Оборудование: гербарные экземпляры простых и сложных листьев.
Ход работы:
1. Рассмотрите выданные гербарные экземпляры простых и сложных листьев. Найдите их части. Определите тип жилкования.
Оформление результатов:
1. Заполните таблицу:
Растение | Лист простой или сложный | Есть или нет черешок +/ - | Тип жилкования |
Вывод: 1.Какие листья называются простыми и сложными?
2. Чем листья отличаются друг от друга по внешнему виду?.
3.Сделайте предположение о типах корневой системы у выданных растений.
Критерии отметок:
На «3» – сделана правильно таблица и вывод 1.
На «4» – сделана правильно таблица и вывод 1,2
На «5» – сделано всё правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе по теме: "Побег и почки. Внешнее строение листа"
Пятый урок в теме "Покрытосеменные растения", 6 класс. В ходе урока учащихся познакомятся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами почек, особенностями ...
Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)
Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бак...
Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"
урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...
Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».
В рамках урока формируется понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...
конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"
конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"...
Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.
Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...
Урок по биологии. 7 класс. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Урок по биологии. 7 класс. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...