Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Фомичева Наталья Петровна

Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс". В ходе урока учащиеся знакомятся с разнообразием листьев, типами жилкования. В конце урока выполняется лабораторная работа с использованием гербарного материала.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_list.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Лист - часть побега. Внешнее строение листа».

Цели урока:  

           образовательные:  

           -познакомить учащихся с разнообразием листьев,  особенностями их внешнего   строения;  

           --научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки,  форме края, расположению на стебле;   различать простые и сложные листья;                                       развивающие:

           -развивать и углублять знания учащихся о двудольных и однодольных растениях;                                        

 -развивать навыки проведения  наблюдений и формирования выводов;                                                                

   воспитательные:                                                                                                                                                      -воспитывать бережное отношение к растениям кабинета биологии, растениям родного края.

Оборудование: 

   комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых  пластинок,   электронное приложение « Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы 6 класс.»

I.  Орг. момент.    

II. Проверка знаний.                                                                                                                                                                                                                 

1.Биологический диктант: ( учитель диктует предложения, а  ученики пишут только ответ)

1.Почка –это ________________( зачаточный побег)

2.При очередном листорасположении -     (листья расположены друг за другом)

3.При супротивном листорасположении ___________(листья расположены друг против друга)

4.Верхушечной называют почку…..(обеспечивает рост главного стебля)

5.Снаружи вегетативные почки покрыты ….(почечными чешуями)

6.На зачаточном побеге располагаются ……(почки)

7.В генеративных почках находятся …….(зачатки цветка)

8.Побеги  бывают_________________( вегетативные и генеративные)

2.Проверка умения распознавать почки верхушечные и боковые, вегетативные и генеративные ,  выявлять их особенности расположения на стебле. ( показ на гербарии )

 Изучение нового материала.

  1. Значение листа.

Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.65. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая образует органические вещества; участвует в газообмене; испаряет влагу.( ученики самостоятельно формулируют вывод).

2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то…

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию – индейцы называют «птичья сковородка», потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

 *У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис .48 &18 , каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме. ( вывод записывается в тетрадь ).

3.Внешнее строение листьев.  (Внешнее строение листа разбирается с использованием диска « Уроки биологии Кирилла и Мефодия».

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга.  Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску.  Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые.  При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы «сидят» на стебле и называются сидячими.

Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4. Простые и сложные листья.

 Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 48 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком.  На рисунке 48 показаны  и сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки – это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, такое  жилкование называется дуговым. ( ученики зарисовывают типы жилкования листьев ).

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.

(сетчатое, дуговое, параллельное).

IV. Закрепление.

1.лабораторная  работа.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

название растения

лист черешковый или сидячий

простой или сложный

жилкование листа

2.Контрольные вопросы.

Листья растений всегда были загадкой для человека. Смогли ли мы сегодня разгадать тайны листа, сейчас проверим. На нашем «чудо – дереве» зеленеют листья, мы проверим как вы запомнили новый материал .( ученики срывают листочки – вопросы и отвечают).

-Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

-Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

-Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

-Как называется угол между черешком листа и стеблем?

-Как называется жилкование в виде дуг?

-Как называется расстояние между узлами на стебле?

-Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки?

-Как называется жилкование листьев, когда длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?

 - Из почек появляются, весною распускаются,

Летом шелестят, осенью – летят.

V.Итоги урока. 

6.Домашнее задание. 

1. Выучить параграф учебника.

2. Создать свою презентацию о разнообразии листьев ,

3. Найти дополнительный материал о значении листьев.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 ст. Бриньковская  Приморско – Ахтарского района  Краснодарского края

Урок по биологии

« Лист  - часть побега. Внешнее строение лист».

(6 класс).

Выполнила учитель биологии

МБОУ СОШ №5 ст. Бриньковской

Фомичева Наталья Петровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

Урок по теме "Лист-часть побега. Внешнее строение листа"

Урок разработан по УМК И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. Разработка была опубликована в   издательском центре «Вентана – Граф» в методическом информа...

Конспект урока " Внешнее строение листа" ( 6 класс)

Тип урока - Открытие новых знаний.В анчале урока обучающиеся самостоятельно формулирую тему урока.После просмотра видео фрагмента учитель вместе с обучающимися создает кластер.Изучение нового материал...

Урок по биологии по теме «Лист. Внешнее строение листа» 6 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Лист. Внешнее строение листа" в 6 классе, в которой четко прописаны цель, результаты обучения и этапы урока. В приложении расположены рабоч...

Открытый урок"Внешнее строение листа». ( 7 класс)

 Открытый урок"Внешнее строение листа».( 7 класс)...

Лист. Внешнее строение листа. 7 класс

Методическая разработка урока по биологии за 7 класс по теме: "Лист. Внешнее строение листа"...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...