Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс". В ходе урока учащиеся знакомятся с разнообразием листьев, типами жилкования. В конце урока выполняется лабораторная работа с использованием гербарного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_list.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Лист - часть побега. Внешнее строение листа».
Цели урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;
--научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле; различать простые и сложные листья; развивающие:
-развивать и углублять знания учащихся о двудольных и однодольных растениях;
-развивать навыки проведения наблюдений и формирования выводов;
воспитательные: -воспитывать бережное отношение к растениям кабинета биологии, растениям родного края.
Оборудование:
комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, электронное приложение « Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы 6 класс.»
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний.
1.Биологический диктант: ( учитель диктует предложения, а ученики пишут только ответ)
1.Почка –это ________________( зачаточный побег)
2.При очередном листорасположении - (листья расположены друг за другом)
3.При супротивном листорасположении ___________(листья расположены друг против друга)
4.Верхушечной называют почку…..(обеспечивает рост главного стебля)
5.Снаружи вегетативные почки покрыты ….(почечными чешуями)
6.На зачаточном побеге располагаются ……(почки)
7.В генеративных почках находятся …….(зачатки цветка)
8.Побеги бывают_________________( вегетативные и генеративные)
2.Проверка умения распознавать почки верхушечные и боковые, вегетативные и генеративные , выявлять их особенности расположения на стебле. ( показ на гербарии )
Изучение нового материала.
- Значение листа.
Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.65. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая образует органические вещества; участвует в газообмене; испаряет влагу.( ученики самостоятельно формулируют вывод).
2. Разнообразие листьев.
У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то…
*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.
*Викторию регию – индейцы называют «птичья сковородка», потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.
*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.
*У кактусов же листья превратились в колючки.
По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис .48 &18 , каким может быть край листа?
Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме. ( вывод записывается в тетрадь ).
3.Внешнее строение листьев. (Внешнее строение листа разбирается с использованием диска « Уроки биологии Кирилла и Мефодия».
Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга. Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.
-Большая часть листьев имеет зелёную окраску. Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые. При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.
-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы «сидят» на стебле и называются сидячими.
Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.
Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.
4. Простые и сложные листья.
Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 48 вашего учебника имеют простые листья?
Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком. На рисунке 48 показаны и сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.
Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.
5. Жилкование листьев.
Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?
Жилки – это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:
-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.
-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.
Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, такое жилкование называется дуговым. ( ученики зарисовывают типы жилкования листьев ).
Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.
(сетчатое, дуговое, параллельное).
IV. Закрепление.
1.лабораторная работа.
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.
название растения | лист черешковый или сидячий | простой или сложный | жилкование листа |
2.Контрольные вопросы.
Листья растений всегда были загадкой для человека. Смогли ли мы сегодня разгадать тайны листа, сейчас проверим. На нашем «чудо – дереве» зеленеют листья, мы проверим как вы запомнили новый материал .( ученики срывают листочки – вопросы и отвечают).
-Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?
-Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?
-Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?
-Как называется угол между черешком листа и стеблем?
-Как называется жилкование в виде дуг?
-Как называется расстояние между узлами на стебле?
-Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки?
-Как называется жилкование листьев, когда длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?
- Из почек появляются, весною распускаются,
Летом шелестят, осенью – летят.
V.Итоги урока.
6.Домашнее задание.
1. Выучить параграф учебника.
2. Создать свою презентацию о разнообразии листьев ,
3. Найти дополнительный материал о значении листьев.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 ст. Бриньковская Приморско – Ахтарского района Краснодарского края
Урок по биологии
« Лист - часть побега. Внешнее строение лист».
(6 класс).
Выполнила учитель биологии
МБОУ СОШ №5 ст. Бриньковской
Фомичева Наталья Петровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.
Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....
Урок по теме "Лист-часть побега. Внешнее строение листа"
Урок разработан по УМК И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. Разработка была опубликована в издательском центре «Вентана – Граф» в методическом информа...
Конспект урока " Внешнее строение листа" ( 6 класс)
Тип урока - Открытие новых знаний.В анчале урока обучающиеся самостоятельно формулирую тему урока.После просмотра видео фрагмента учитель вместе с обучающимися создает кластер.Изучение нового материал...
Урок по биологии по теме «Лист. Внешнее строение листа» 6 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Лист. Внешнее строение листа" в 6 классе, в которой четко прописаны цель, результаты обучения и этапы урока. В приложении расположены рабоч...
Открытый урок"Внешнее строение листа». ( 7 класс)
Открытый урок"Внешнее строение листа».( 7 класс)...
Лист. Внешнее строение листа. 7 класс
Методическая разработка урока по биологии за 7 класс по теме: "Лист. Внешнее строение листа"...
Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.
Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...