Урок биологии в 6 классе по теме: "Побег и почки. Внешнее строение листа"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме
Пятый урок в теме "Покрытосеменные растения", 6 класс. В ходе урока учащихся познакомятся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами почек, особенностями роста и развития стебля, формой листа, типами листьев и жилкованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_kl._urok_no_5..doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Побег и почки. Внешнее строение листа.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами почек, особенностями роста и развития стебля, формой листа, типами листьев и жилкованием.
Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.
Предполагаемые результаты
- Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут самостоятельно рассказывать о строении стебля и почек, приводить примеры и рассказывать о типах листорасположения и видах почек. По внешнему виду определять генеративную и вегетативную почки. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.
- Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут приводить примеры и рассказывать о типах листорасположения и видах почек. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.
- Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут приводить примеры листорасположения, различать вегетативную и генеративную почки.
- Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Строение почки», «Листорасположение».
Ход урока
1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 2.1. Фронтальный опрос Последние несколько уроков, ребята, вы изучали особенности строения, функции вегетативного органа растения – корня. Практически все вы отметили приспособленность его к условиям окружающей среды, в связи с этим у него имеется очень много видоизменений, давайте вспомним какие - Корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни, корни дыхательные, корни придаточные. Какие причины влияют на разнообразие видоизменений корней? - Условия климата, близость воды в почве, среда обитания. Выполним тест по прошлой теме урока. 1.Корнеплоды – это видоизменения а) корня и частично стебля б) листьев в) побега г) плодов 2. Основная роль корнеплодов а) образование боковых корней б) образование корня и побега в) образование придаточных корней г) накопление питательных веществ 3. Корнеплоды образует а) ландыш б) свекла в) картофель г) горох 4. К растениям, образующим корнеплоды, относятся: а) свекла б) укроп и петрушка в) морковь г) морковь и петрушка 5. Как изменится главный корень, если прищипнуть его? а) ускорится рост главного корня б) ускорится развитие боковых корней в) корневая система засохнет г) образуется мочковатая корневая система 6. Корни многолетних растений обладают способностью сокращаться и втягивать основание побегов в почву. Каково биологическое значение этого явления? 7. Определите правильный путь перемещения воды в корне а) - клетки коры – сосуды – корневой волосок – стебель и листья б) – корневой волосок – сосуды – клетки коры – стебель и листья в) корневой волосок – клетки коры – сосуды – стебель и листья г) стебель и листья – клетки коры – сосуды – корневой волосок 8. Одна из причин поглощения воды корнем а) корневое давление б) движение цитоплазмы в) дыхание растений г) фотосинтез 9. Благодаря корневому давлению а) происходит рост корня б) корень поглощает воду из почвы в) растение растет г) растение размножается 2.2. Подведение итогов 1 части урока (заполнение таблицы результативности) Проверку правильности выполнения задания провести в парах. 3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока 4. Изучение нового материала Ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет логично рассматривать после тему: «Корень». Это естественно, ведь корень является первым органом зародыша, который начинает расти при попадании семени в почву. Следующий вегетативный орган, который трогается в рост – стебель. И как вы догадались, изучать мы сегодня будем побег. Его нельзя рассматривать без зачаточной его части, почки. Итак, тема урока «Побег и почки» (слайд № 1). Исходя из темы урока, определите учебные задачи. - мы познакомимся с понятием побег и его строением; - наверное, выясним, какие бывают почки, как они расположены на стебле, чем отличаются друг от друга; - я думаю, узнаем, как происходит рост молодого побега из почки. Кроме этих учебных задач, которые вы назвали, мы познакомимся с особенностью строения листа. Хорошо. Можно приступать к работе. УЗ Строение побега Особенности листорасположения Строение почек Строение листовой пластинки (слайд № 2) Побег – это один из основных органов высших растений. Побег состоит из оси – стебля – и отходящих от него листьев и почек. Побег строится из повторяющегося структурного элемента, метамера. Метамер – это узел из листьев с почками и междоузлие. Листья и почки на стебле находятся в пазухах. Расположение листьев на стебле бывает разное. На слайде, представленном на экране, вы можете это увидеть (слайд № 3).
Листорасположение Очередное Супротивное Мутовчатое Что представляет собой строение побега, можете увидеть на слайде (слайд № 4). А чтобы познакомиться со строением почек, выполним лабораторную работу. 5. Выполнение лабораторной работы № 13. Изучение строения почек и расположение их на стебле. Итак, какие типы почек различают на стебле? -Вегетативные почки, состоящие только из зачаточных листьев (слайд № 5). - Генеративные или цветочные почки, состоящие из зачаточных бутонов цветка (слайд № 6). Хорошо. А что позволяет почке выживать в холодное время года? - Почка защищена благодаря наличию почечных чешуй, под которыми находится плотное вещество, защищающее зачаточные листья от промерзания. Правильно. Благодаря конусу нарастания из почек растет молодой побег, в нем происходят процессы тканевого образования, следовательно, побег удлиняется. Если побег укоротить, то он перестает расти в длину и начнет ветвиться. Практическое применение этому явлению нашли садоводы, дизайнеры. Они создают из кустистых растений причудливые композиции, горки, которые являются украшением садов и парков (слайд № 7). И, конечно же, главная функция листа – фотосинтез, газообмен и испарение воды. В связи с этим лист имеет разную форму, посмотрите на слайд и на растения в кабинете. Как видите, листья по разному прикрепляются к стеблю, имеют разный край листовой пластинки и жилкование (слайд 8-9).
Выполним практическую работу на странице 106 и заполним по ее итогам таблицу в учебнике. Подведем итоги урока. 6. .Закрепление
(слайд № 10) 6.Рефлексия - С какой темой вы познакомились на уроке? - Вам было интересно на уроке? - Что вы узнали нового на уроке? - Как вы считаете, вам пригодятся знания о побеге в вашей жизни? - Как бы вы оценили свое участие на уроке? (слайд № 11) 7. Домашнее задание На оценку «3» параграф 22 На «4» и «5» параграф 22, «Использование обрезки побегов в уходе за садом» (слайд № 12). | Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока. Использование теста в проверке домашнего задания, позволяет сократить время и оценить каждого учащегося Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение Используя беседу с учащимися, учитель подводит их к самостоятельному определению тему и учебных задач урока Выполнение лабораторной работы является этапом осознания каждым учащимся новой информации, самостоятельным способом добычи знаний. Весь урок учитель ведет беседу с учащимися, опирается на их жизненный опыт Этап закрепления позволяет увидеть учителю степь усвоения и осознания учащимися новой темы, при необходимости вернуться к проблемным вопросам нового материала. Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов уро Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.
Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....
Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
урок биологии 6 класс по теме "Побег"
презентация к уроку биологии 6 класс. УМК И.Н.Пономарева. Тема "Органы цветковых растений. Тема урока "Побег.Строение и значение побега"...
открытый урок по биологии в 6 классе "Лист. Внешнее строение листа"
разработка урока биологии в 6 классе по теме "Лист.Внешнее строение листа"...