Конспект урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Рома Оксана Николаевна

Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»

Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов.  Класс имеет высокие учебные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок биологии 39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 8 Б классе

по теме «Пищеварение в ротовой полости»

(МБОУ СОШ №13, учитель биологии Рома О.Н.)

Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.

Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.

Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Методы и приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
  3. практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).

Средства обучения:

  1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
  2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
  3. психолого-педагогические (тесты).

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 8 класс», «1С: Школа. Биология. 8 класс» (Сопровождение -  презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).

Ход урока

I.Организационный момент.

Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.

Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.

Вдох-выдох.

Садитесь.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Фронтальный опрос.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)

Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

Функции пищеварительной системы:

  1. … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)
  2. . … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)
  3. … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)

Работа по вариантам.

Задание №1

Выбрать:

1 вариант – питательные вещества

2 вариант – продукты питания

1.Мороженное;  2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Глицерин; 11.Картофель; 12.Мясо; 13.минеральные соли; 14.Аминокислоты; 15.Глюкоза; 16.Колбаса;  17.Жиры.

Задание №2

Вариант №1

Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.

Вариант №2

Запишите формулу зубов.

Взаимопроверка

III.Изучение новой темы.

Учитель:

Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

  • Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
  • Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
  • Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»

Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости) 

Давайте обратимся к исторической справке…

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать? (Ответы учащихся)

Учитель:

 Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.

Учитель:

1.   Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.

В ротовой полости есть такой орган – язык.

Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).

Учитель:

  • Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.  
  • “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.

Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?

(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).

Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)

Учитель:

 Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?

 (работа с текстом учебника)

Ответы учеников:

  1. Околоушная.
  2. Поднижнечелюстная.
  3. Подъязычная.

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение  (работа с текстом учебника)

  1. Определение положения околоушных слюнных желез.

 Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

  1. Определение положения подчелюстных слюнных желез. 

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

  1. Подъязычная железа. 

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Вопрос:  Какова функция слюны? (сообщение ученика)

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.

Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

СОСТАВ СЛЮНЫ:

  1. Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
  2. Лизоцим убивает микробы.
  3. Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.

Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах. (приложение 1)

Лабораторнаяработа №6.

«Действие слюны на питательные вещества»

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

Оборудование и реактивы:

  • 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
  • 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
  • раствор слюны;
  • ватные палочки;
  • чашка Петри;
  • раствор йода.

Ход работы:

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

Нет реакции

Белок в ротовой полости не расщепляется

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

Нет реакции

Жиры в ротовой полости не расщепляются

Раствор слюны +углевод (крахмал)

На марле написали слюной букву, выдержали в тепле 1 мин., подействовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква

Слюна содержит ферменты расщепляющие крахмал

  1. В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  2. В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  3. На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
  4. Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
  5. Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

Выводы:

  1. Белки и жиры в ротовой полости не перевариваются.
  2. Ферменты слюны подействовали на крахмал, он подвергся расщеплению, поэтому мы видим белую фигурку на синем фоне.

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)

Физкультминутка для глаз.

Учитель:

Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?

Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.

Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.

Итак, слюна выделяется рефлекторно.

С механизмом выделения слюны рефлекторно более подробно  мы познакомимся на последующих уроках.

IV.Рефлексия.

  • Как называются три пары крупных слюнных желез.
  • До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
  • Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
  • При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?

Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.

V.Домашнее задание:

§32, стр.131-132

      Творческие задачи.

1. Выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман, автор первого в России руководства по гигиене  и создатель школы  гигиенистов, писал, что пища, не содержащая нужных для организма минеральных веществ, « хотя бы во всём остальном удовлетворяла условиям питания, ведёт к медленной смерти…». Почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

2. За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.


Приложение 1

Лабораторная  работа №6.

«Действие слюны на питательные вещества»

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

Оборудование и реактивы:

  • 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
  • 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
  • раствор слюны;
  • ватные палочки;
  • чашка Петри;
  • раствор йода.

Ход работы:

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

Раствор слюны +углевод (крахмал)

  1. В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  2. В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  3. На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
  4. Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
  5. Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Презентация урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов. Класс имеет высокие учебные возможности....

урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.

Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в ротовой полости"

В документе представлена технологическая карта урока биологии 8 класс по теме "Пищеварение в ротовой полости" и самоанализ урока. На уроке проводились мини-исследования, рассмотрено строение...

урок биологии в 8 классе на тему "Пищеварение в ротовой полости"

Комбинированый урок, целью которого является обеспечение усвоения знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой...