Конспект урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»
Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов. Класс имеет высокие учебные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок биологии | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 8 Б классе
по теме «Пищеварение в ротовой полости»
(МБОУ СОШ №13, учитель биологии Рома О.Н.)
Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.
Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.
Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Методы и приёмы:
- словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
- наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
- практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Средства обучения:
- учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
- дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
- психолого-педагогические (тесты).
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 8 класс», «1С: Школа. Биология. 8 класс» (Сопровождение - презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).
Ход урока
I.Организационный момент.
Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.
Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.
Вдох-выдох.
Садитесь.
II.Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
Фронтальный опрос.
Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)
Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)
Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)
Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)
Функции пищеварительной системы:
- … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)
- . … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)
- … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)
Работа по вариантам.
Задание №1
Выбрать:
1 вариант – питательные вещества
2 вариант – продукты питания
1.Мороженное; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Глицерин; 11.Картофель; 12.Мясо; 13.минеральные соли; 14.Аминокислоты; 15.Глюкоза; 16.Колбаса; 17.Жиры.
Задание №2
Вариант №1
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.
Вариант №2
Запишите формулу зубов.
Взаимопроверка
III.Изучение новой темы.
Учитель:
Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
- Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»
Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)
Давайте обратимся к исторической справке…
… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать? (Ответы учащихся)
Учитель:
Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.
Учитель:
1. Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.
В ротовой полости есть такой орган – язык.
Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).
Учитель:
- Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.
- “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.
Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?
(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).
Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)
Учитель:
Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?
(работа с текстом учебника)
Ответы учеников:
- Околоушная.
- Поднижнечелюстная.
- Подъязычная.
Учитель:
А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение (работа с текстом учебника)
- Определение положения околоушных слюнных желез.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.
– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.
- Определение положения подчелюстных слюнных желез.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).
- Подъязычная железа.
Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Вопрос: Какова функция слюны? (сообщение ученика)
В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.
При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.
Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.
СОСТАВ СЛЮНЫ:
- Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
- Лизоцим убивает микробы.
- Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы
А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.
Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах. (приложение 1)
Лабораторнаяработа №6.
«Действие слюны на питательные вещества»
Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.
Оборудование и реактивы:
- 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
- 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
- раствор слюны;
- ватные палочки;
- чашка Петри;
- раствор йода.
Ход работы:
Свойства ферментов слюны
Условия опыта | Результаты опыта | Выводы |
Раствор слюны +белок (мясо) | Нет реакции | Белок в ротовой полости не расщепляется |
Раствор слюны +жир (подсолнечное масло | Нет реакции | Жиры в ротовой полости не расщепляются |
Раствор слюны +углевод (крахмал) | На марле написали слюной букву, выдержали в тепле 1 мин., подействовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква | Слюна содержит ферменты расщепляющие крахмал |
- В пробирку (№1), в которой находится кусочек мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
- Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
- Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?
Выводы:
- Белки и жиры в ротовой полости не перевариваются.
- Ферменты слюны подействовали на крахмал, он подвергся расщеплению, поэтому мы видим белую фигурку на синем фоне.
Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)
Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)
Физкультминутка для глаз.
Учитель:
Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?
Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.
Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.
Итак, слюна выделяется рефлекторно.
С механизмом выделения слюны рефлекторно более подробно мы познакомимся на последующих уроках.
IV.Рефлексия.
- Как называются три пары крупных слюнных желез.
- До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
- Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
- При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?
Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.
В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.
Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.
V.Домашнее задание:
§32, стр.131-132
Творческие задачи.
1. Выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман, автор первого в России руководства по гигиене и создатель школы гигиенистов, писал, что пища, не содержащая нужных для организма минеральных веществ, « хотя бы во всём остальном удовлетворяла условиям питания, ведёт к медленной смерти…». Почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.
2. За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.
Приложение 1
Лабораторная работа №6.
«Действие слюны на питательные вещества»
Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.
Оборудование и реактивы:
- 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
- 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
- раствор слюны;
- ватные палочки;
- чашка Петри;
- раствор йода.
Ход работы:
Свойства ферментов слюны
Условия опыта | Результаты опыта | Выводы |
Раствор слюны +белок (мясо) | ||
Раствор слюны +жир (подсолнечное масло | ||
Раствор слюны +углевод (крахмал) |
- В пробирку (№1), в которой находится кусочек мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
- Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
- Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".
Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...
Презентация урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»
Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов. Класс имеет высокие учебные возможности....
урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.
Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в ротовой полости"
В документе представлена технологическая карта урока биологии 8 класс по теме "Пищеварение в ротовой полости" и самоанализ урока. На уроке проводились мини-исследования, рассмотрено строение...
урок биологии в 8 классе на тему "Пищеварение в ротовой полости"
Комбинированый урок, целью которого является обеспечение усвоения знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой...