конспект урока на тему:"Мышцы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

             

  Тема урока: МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Цель: Сформировать у учащихся представление о строении и функциях мышц.

Задачи:

 а)обучающая: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани; особенностями строения и функции скелетных мышц; основными группами мышц и их предназначение;

б)развивающая: развить логическое мышление при оформлении результатов мыслительных операций в устной и письменной форме;

в) воспитывающая: воспитать самостоятельность при работе с текстом учебника.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.

Методы: беседа, рассказ, работа по карточкам, дифференцированный опрос, работа с учебником, работа с тетрадями.

Структура урока:

I.Орг.момент (2 мин)

II.Повторение изученного материала (10 мин)

III.Изучение нового материала (20 мин)

IV.Закрепление нового материала (6 мин)

V.Домашнее задание (2 мин)

                                       Ход урока

I.Орг.момент.

 Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок немного необычный, так как присутствует много гостей. Но вы не волнуйтесь, все пройдет у нас на должном уровне.

II. Контроль знаний учащихся.

    На последнем уроке мы с вами закончили изучение скелетной системы человека , в частности предупреждение травм и оказание первой помощи при переломах скелета. Давайте с вами  вспомним, что мы  уяснили с

 последних  уроков  биологии

  1. Работа по карточкам:

А)   Какие особенности скелета человека развивались в связи с прямохождением и трудовой деятельностью

Особенности скелета человека.

Особенности скелета человека,

связанные с :

прямохождением

трудовой деятельностью

Б)Опишите строение длинных трубчатых костей и их химические свойства.

2. Работа по таблице:

-Перечислите  и покажите кости, входящие:

             - в скелет пояса верхних конечностей;

             - в скелет пояса нижних конечностей;

-Назовите  и покажите кости, входящие в скелет туловища

                       3. Фронтальный опрос.

1. Скажите ребята, что такое травмы?

2.Какую помощь нужно оказать при растяжении связок?

3.Что следует делать  с больным при вывихе конечностей?

4.Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?

5.Что надо делать при переломах позвоночника, головы, ребер?

               ( забрать карточки)

     

 III.Изучение нового материала.

                                 

1.   Вступительное слово учителя.

    Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать опорно-двигательную систему , в частности мышечную систему.                     Перед изучением новой темы я поставлю перед вами проблему: « В чем сходство поперечно - полосатой мышечной ткани и домашней мышью?» Может вы сразу на нее ответить?   Нет. Тогда работаем и в течении урока ответим на проблемный вопрос.

- Скажите, какие мышечные ткани вам известны?

Правильно.  Только мы должны сегодня усвоить, что поперечно - полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, расположенные на костях.

  • подразделяют на произвольные и непроизвольные. Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное). Сегодня мы будем изучать мышцы, состоящие из поперечно -полосатой мышечной ткани, выявим ее строение и функции, месторасположение в организме человека.

 

 ( вывешивается таблица по мышечной ткани)

- Теперь вспомните, какое строение имеет поперечно -полосатая ткань и какую функцию она выполняет?

     Давайте углубим свои знания по этой ткани

- На стр. 51 прочитайте материал о строении скелетной мышцы и объясните это по слайдам(№3 и №4)

(Работа №35 – в рабочей тетради с последующей проверкой)

 

   (проверка выполнения работы в тетради)

- На основе строения предположите, какими свойствами обладает поперечно - полосатая мышечная ткань?

-Обратите внимание на следующий слайд, все ли свойства вы назвали? (слайд №5)

  • Функции скелетных мышц зависят от того, к чему они прикреплены, и где находятся точки их прикрепления. Большинство скелетных мышц прикрепляются к костям и осуществляют различные движения в суставах.
  • Мышцы "брюшного пресса" - защищают и поддерживают внутренние органы, участвуют в дыхании, опорожнении кишки и мочевого пузыря

(слайд №6 показать и зачитать)

( слайд №7 показать)

 

2.Изучение мышечных групп человеческого тела. Мышцы головы: жевательные и мимические.

- Сравните слайд с рисунком №28 учебника .Какие мышцы головы не показаны на слайде?

- Назовите и покажите мышцы верхних конечностей

- Назовите и покажите мышцы туловища

- Назовите и покажите мышцы нижних конечностей

Ребята, в начале изучения темы , мы с вами познакомились со свойствами мышечной ткани. Одним из свойств – было сократимость мышцы. Как вы думаете, за счет чего сокращается мышца?  А что же заставляет сокращаться фибриллы?

( показ и рассказ по слайдам №8-№10) 

Практическая работа:  Ребята, согните руку в локте. Пощупайте мышцы. Какая мышца у вас напряглась? Значит, в каком действии участвует эта мышца?     Теперь выпрямите руку. Опять потрогайте мышцы. Какая мышца теперь напряглась? За какое действие она отвечает?  Говорить о мышцах антагонистах и синергистах. ( №11-№12)

- Ответьте теперь на проблемный вопрос : «Чем же поперечно - полосатая мышца отличается от домашней мыши?»

  Рассказ: Ребята, для того чтобы мышцы  сокращались, им необходим обмен веществ, который осуществляется с помощью кровеносной системы. Т.е. кровь несет в мышцы питательные вещества и кислород, а выделяет из них отработанные продукты жизнедеятельности и углекислый газ. (Найдите в упражнении  №34 кровеносные сосуды – артерии и вены.)

-По каким сосудам кровь течет к мышцам?

- Чем артериальная кровь, отличается от венозной и куда она течет?                                  

 

IV.Закрепление изученного материала.

      -Что является составными частями опорно-двигательной системы? (Скелет и мышцы.)

  • Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? {Скелет.)
  • Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы.)

- Какие мышцы участвуют в поднятии плечевого сустава руки?

- Какие мышцы участвуют в сгибании тела человека?

- Какие мышцы участвуют в процессе разговора человека?

V. Рефлексия:

_- С чем же вы познакомились на сегодняшнем уроке?

-    Что не понятного вам  в материале, изученном на уроке?

-     Что бы вы хотели дополнительно изучит по данной теме?

-     С чем вы не согласны в изложенном материале?

Анализ ответов с комментированием оценок

VI Домашнее задание

     Изучить параграф 10.  Работы №36 и №37 рабочая тетрадь №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Конспект урока по теме "Работа мышц"

Разработка урока в 8 классе содержит необходимый учебный  материал, а также биологические задачи по теме....

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...

Урок пор теме "Мышцы. Рабочая карта урока.

Данная рабочая карта используется при изучении темы "Мышцы" учебник Андреева Н. Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс...

Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...