конспект урока на тему:"Мышцы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
Цель: Сформировать у учащихся представление о строении и функциях мышц.
Задачи:
а)обучающая: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани; особенностями строения и функции скелетных мышц; основными группами мышц и их предназначение;
б)развивающая: развить логическое мышление при оформлении результатов мыслительных операций в устной и письменной форме;
в) воспитывающая: воспитать самостоятельность при работе с текстом учебника.
Оборудование: таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.
Методы: беседа, рассказ, работа по карточкам, дифференцированный опрос, работа с учебником, работа с тетрадями.
Структура урока:
I.Орг.момент (2 мин)
II.Повторение изученного материала (10 мин)
III.Изучение нового материала (20 мин)
IV.Закрепление нового материала (6 мин)
V.Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
I.Орг.момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок немного необычный, так как присутствует много гостей. Но вы не волнуйтесь, все пройдет у нас на должном уровне.
II. Контроль знаний учащихся.
На последнем уроке мы с вами закончили изучение скелетной системы человека , в частности предупреждение травм и оказание первой помощи при переломах скелета. Давайте с вами вспомним, что мы уяснили с
последних уроков биологии
- Работа по карточкам:
А) Какие особенности скелета человека развивались в связи с прямохождением и трудовой деятельностью
Особенности скелета человека.
Особенности скелета человека, | связанные с : |
прямохождением | трудовой деятельностью |
Б)Опишите строение длинных трубчатых костей и их химические свойства.
2. Работа по таблице:
-Перечислите и покажите кости, входящие:
- в скелет пояса верхних конечностей;
- в скелет пояса нижних конечностей;
-Назовите и покажите кости, входящие в скелет туловища
3. Фронтальный опрос.
1. Скажите ребята, что такое травмы?
2.Какую помощь нужно оказать при растяжении связок?
3.Что следует делать с больным при вывихе конечностей?
4.Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?
5.Что надо делать при переломах позвоночника, головы, ребер?
( забрать карточки)
III.Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать опорно-двигательную систему , в частности мышечную систему. Перед изучением новой темы я поставлю перед вами проблему: « В чем сходство поперечно - полосатой мышечной ткани и домашней мышью?» Может вы сразу на нее ответить? Нет. Тогда работаем и в течении урока ответим на проблемный вопрос.
- Скажите, какие мышечные ткани вам известны?
Правильно. Только мы должны сегодня усвоить, что поперечно - полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, расположенные на костях.
- подразделяют на произвольные и непроизвольные. Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное). Сегодня мы будем изучать мышцы, состоящие из поперечно -полосатой мышечной ткани, выявим ее строение и функции, месторасположение в организме человека.
( вывешивается таблица по мышечной ткани)
- Теперь вспомните, какое строение имеет поперечно -полосатая ткань и какую функцию она выполняет?
Давайте углубим свои знания по этой ткани
- На стр. 51 прочитайте материал о строении скелетной мышцы и объясните это по слайдам(№3 и №4)
(Работа №35 – в рабочей тетради с последующей проверкой)
(проверка выполнения работы в тетради)
- На основе строения предположите, какими свойствами обладает поперечно - полосатая мышечная ткань?
-Обратите внимание на следующий слайд, все ли свойства вы назвали? (слайд №5)
- Функции скелетных мышц зависят от того, к чему они прикреплены, и где находятся точки их прикрепления. Большинство скелетных мышц прикрепляются к костям и осуществляют различные движения в суставах.
- Мышцы "брюшного пресса" - защищают и поддерживают внутренние органы, участвуют в дыхании, опорожнении кишки и мочевого пузыря
(слайд №6 показать и зачитать)
( слайд №7 показать)
2.Изучение мышечных групп человеческого тела. Мышцы головы: жевательные и мимические.
- Сравните слайд с рисунком №28 учебника .Какие мышцы головы не показаны на слайде?
- Назовите и покажите мышцы верхних конечностей
- Назовите и покажите мышцы туловища
- Назовите и покажите мышцы нижних конечностей
Ребята, в начале изучения темы , мы с вами познакомились со свойствами мышечной ткани. Одним из свойств – было сократимость мышцы. Как вы думаете, за счет чего сокращается мышца? А что же заставляет сокращаться фибриллы?
( показ и рассказ по слайдам №8-№10)
Практическая работа: Ребята, согните руку в локте. Пощупайте мышцы. Какая мышца у вас напряглась? Значит, в каком действии участвует эта мышца? Теперь выпрямите руку. Опять потрогайте мышцы. Какая мышца теперь напряглась? За какое действие она отвечает? Говорить о мышцах антагонистах и синергистах. ( №11-№12)
- Ответьте теперь на проблемный вопрос : «Чем же поперечно - полосатая мышца отличается от домашней мыши?»
Рассказ: Ребята, для того чтобы мышцы сокращались, им необходим обмен веществ, который осуществляется с помощью кровеносной системы. Т.е. кровь несет в мышцы питательные вещества и кислород, а выделяет из них отработанные продукты жизнедеятельности и углекислый газ. (Найдите в упражнении №34 кровеносные сосуды – артерии и вены.)
-По каким сосудам кровь течет к мышцам?
- Чем артериальная кровь, отличается от венозной и куда она течет?
IV.Закрепление изученного материала.
-Что является составными частями опорно-двигательной системы? (Скелет и мышцы.)
- Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? {Скелет.)
- Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы.)
- Какие мышцы участвуют в поднятии плечевого сустава руки?
- Какие мышцы участвуют в сгибании тела человека?
- Какие мышцы участвуют в процессе разговора человека?
V. Рефлексия:
_- С чем же вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Что не понятного вам в материале, изученном на уроке?
- Что бы вы хотели дополнительно изучит по данной теме?
- С чем вы не согласны в изложенном материале?
Анализ ответов с комментированием оценок
VI Домашнее задание
Изучить параграф 10. Работы №36 и №37 рабочая тетрадь №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Конспект урока по теме "Работа мышц"
Разработка урока в 8 классе содержит необходимый учебный материал, а также биологические задачи по теме....
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
Урок пор теме "Мышцы. Рабочая карта урока.
Данная рабочая карта используется при изучении темы "Мышцы" учебник Андреева Н. Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс...
Конспект урока на тему: "Легкоатлетические упражнения для развития силы мышц ног и темпа движений.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (9 кл.)
Конспект урока...
Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»
Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...