Конспект урока по теме "Работа мышц"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока в 8 классе содержит необходимый учебный материал, а также биологические задачи по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_myshts.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Галиновская Яна Владимировна
учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.
Тема урока: Работа мышц.
Цель урока:
1.Познакомить с условиями функционирования мышц, дать представление о системе, которая управляет сокращением мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц.
2.Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц.
Оборудование: таблица «Скелетные мышцы человека», модель торса человека, таблица «Ткани», микроскопы и микропрепараты видов мышечной ткани, таблица «Строение рефлекторной дуги».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Устно проводится фронтальный опрос , часть учащихся отвечает у интерактивной доски, рисуя схему строения мышц, показывая основные мышцы человека.
1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.
2.Найти на своем теле мышцы: жевательные, большие грудные, четырехглавый разгибатель, двуглавый сгибатель, икроножную, грудино-ключично-сосцевидную.
3. Чем жевательные мышцы отличаются от остальных?
4. В каких движениях они участвуют?
5. Укажите мышцы, особенно развитые у человека в связи с его вертикальным положением и ходьбой.
3 Изучение нового материала.
Любая работа требует затраты энергии. Мышца при напряжении и сокращении производит работу.
Вопрос классу: За счет какой энергии она работает?
Органические вещества, попавшие в организм в пищеварительной системе подвергаются распаду, а потом и окислению, в результате которого выделяется энергия, которая используется в дальнейшем на работу выполняемую мышцами. При этом возникает необходимость усиления притока кислорода и уноса избытка углекислого газа.
Вопрос классу: Каким путем извещается сердце о необходимости притока кислорода и уноса углекислого газа?
(рецепторы в мышцах – сигнал в ЦНС (о работе мышц)-сигналы, побуждающие усилить работу дыхательных мышц и сердца, а также химические вещества, накапливающиеся в мышцах в процессе работы ( молочная кислота).
Утомление мышц.
Решите задачу: При рефлекторном сокращении мышцы лягушки в организме, т. е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через не очень продолжительное время наступало утомление и, мышца переставала сокращаться. Эту же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и она при раздражении через нерв сокращалась более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение и нерв удаляли, она сокращалась еще некоторое время при непосредственном раздражении. Нерв, отделенный от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.
Вопрос классу: Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление- в мозгу, в нерве, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?
Выводы:
Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в переходе нерва в мышцу, затем уже в самой мышце.
Утомление развивается в результате временного изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно время отдыха, чтобы восстановилась работоспособность участков нервной и мышечной системы.
Запись в тетради: Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.
Мышцы, сокращаясь или напрягаясь выполняют работу: динамическую и статическую.
Задание: Используя текст учебника объясните, чем они отличаются. Приведите примеры.
Запись в тетради с комментариями учителя:
Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.
Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.
Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.
Работа мышц.
Статическая – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.
Динамическая – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.
Величина работы мышцы зависит от силы мышцы и ее длины.
Сила мышцы прямо пропорциональна поперечному сечению всех волокон данной мышцы.
Проявление силы мышцы зависит от ряда факторов: анатомических, механических, физиологических, психологических.
– Каким же образом происходит управление сократительной активностью мышц?
Регуляция мышечных сокращений.
1. Нервная.
Произвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают сигналы из коры головного мозга.
Непроизвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают импульсы из спинного мозга и стволовой части головного мозга.
2. Гуморальная.
Ионы кальция усиливают мышечные сокращения, а молочная кислота замедляет сокращения и вызывает развитие утомления.Следует подчеркнуть, что мышечная работа всегда согласована, для этого существует мышечная координация. Когда работают одни мышцы, другие – расслабляются, отдыхают.
Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.
Мышцы сгибатели и разгибатели.
Задание :Согните руку в локтевом суставе и, найдите выше локтя мышцу-сгибатель и мышцу-разгибатель. Определите на ощупь, в каком состоянии находятся эти мышцы. Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя оно действительно противоположно.
Вывод: Возбуждение двуглавой мышцы через ЦНС вызывает расслабление трехглавой.
Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами.
Мышцы, выполняющие противоположные действия, называются антагонистами. Определенное развитие мышц человеческого тела формирует осанку.
4 .Закрепление.
Терминологический диктант. (учитель дает формулировку, а обучающиеся записывают номер термина.)
1 Утомление
2. Синергисты.
3. Антагонисты.
4. Осанка
5. Динамическая
6. Статическая
7. Атрофия
8. Работа
9. Тонус
10. Сгибатели
Домашнее задание; выучить параграф учебника. Подготовить сообщение или презентацию по теме «значение физических упражнений для правильного формирования и развития мышц», «Предупреждение искревления позвоночника и плоскостопия», «Профилактика утомления мышц»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физической культуры для обучающихся 11 класса (юноши) «Развитие силовых способностей мышц рук и плечевого пояса».
Конспект урока для 11класса и презентация к уроку по теме "Сила"...
Конспект урока "Мышцы, их строение и функции".
С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный ...
Конспект урока по физической культуры для обучающихся 11 класса (юноши) «Развитие силовых способностей мышц рук и плечевого пояса».
Конспект урока для 11 класса и презентация к уроку по теме "Сила"...
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
Конспект урока по биологии "Работа мышц" в 8 классе
Тема: Работа мышц Цель: Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязь между особенностями строения скелетных мышц и выполняемыми ими функциями. Способствовать развитию умения...
Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»
Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...