Конспект урока по теме "Работа мышц"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Галиновская Яна Владимировна

Разработка урока в 8 классе содержит необходимый учебный  материал, а также биологические задачи по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_myshts.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки:  Галиновская Яна Владимировна

учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.

Тема урока: Работа мышц.

Цель урока: 

1.Познакомить с условиями функционирования мышц, дать представление о системе, которая управляет сокращением мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц.

2.Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы человека», модель торса человека, таблица «Ткани», микроскопы и микропрепараты видов мышечной ткани, таблица «Строение рефлекторной дуги».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Устно проводится  фронтальный опрос , часть учащихся отвечает у интерактивной доски, рисуя схему строения мышц, показывая основные мышцы человека.

1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.

2.Найти на своем теле мышцы: жевательные, большие грудные, четырехглавый разгибатель, двуглавый сгибатель, икроножную, грудино-ключично-сосцевидную.

3. Чем жевательные мышцы отличаются от  остальных?

4. В каких движениях они участвуют?

5. Укажите мышцы, особенно  развитые у человека  в связи с его вертикальным положением и ходьбой.

3 Изучение нового материала.

Любая работа требует затраты энергии. Мышца при напряжении и сокращении производит работу.

Вопрос классу:  За счет какой энергии она работает?

Органические вещества,  попавшие в организм в пищеварительной системе подвергаются распаду, а потом и окислению, в результате которого  выделяется энергия, которая используется в дальнейшем на работу выполняемую мышцами. При этом возникает  необходимость усиления притока кислорода  и уноса избытка углекислого газа.

Вопрос классу: Каким путем извещается сердце  о необходимости  притока кислорода и уноса углекислого газа?

(рецепторы  в мышцах – сигнал в ЦНС (о работе мышц)-сигналы, побуждающие усилить работу дыхательных мышц и сердца, а также химические вещества, накапливающиеся в мышцах в процессе работы ( молочная кислота).

Утомление мышц.

Решите задачу: При рефлекторном сокращении мышцы лягушки в организме, т. е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через  не очень продолжительное время наступало утомление и,  мышца переставала сокращаться. Эту  же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и  она при  раздражении  через нерв сокращалась  более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение  и нерв удаляли, она сокращалась еще некоторое время  при непосредственном раздражении. Нерв, отделенный  от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.

Вопрос классу: Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление- в мозгу, в нерве, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?

Выводы:

Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в переходе нерва в мышцу, затем уже в самой мышце.

Утомление развивается в результате временного изменения обмена  веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно время отдыха, чтобы восстановилась работоспособность участков нервной и мышечной системы.

Запись в тетради: Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь выполняют работу: динамическую  и статическую.

Задание: Используя текст учебника объясните, чем они отличаются. Приведите примеры.

Запись в тетради с комментариями учителя:

Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.

Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.

Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.

Работа мышц.

Статическая – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.

Динамическая – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.

Величина работы мышцы зависит от силы мышцы и ее длины.

Сила мышцы прямо пропорциональна поперечному сечению всех волокон данной мышцы.

Проявление силы мышцы зависит от ряда факторов: анатомических, механических, физиологических, психологических.

– Каким же образом происходит управление сократительной активностью мышц?

Регуляция мышечных сокращений.

1. Нервная.

Произвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают сигналы из коры головного мозга.

Непроизвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают импульсы из спинного мозга и стволовой части головного мозга.

2. Гуморальная.

Ионы кальция усиливают мышечные сокращения, а молочная кислота замедляет сокращения и вызывает развитие утомления.Следует подчеркнуть, что мышечная работа всегда согласована, для этого существует мышечная координация. Когда работают одни мышцы, другие – расслабляются, отдыхают.

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.

Мышцы сгибатели и разгибатели.

Задание :Согните руку в локтевом суставе и, найдите выше локтя мышцу-сгибатель и мышцу-разгибатель. Определите на ощупь, в каком состоянии находятся эти мышцы. Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя оно действительно противоположно.

Вывод: Возбуждение двуглавой мышцы через ЦНС вызывает расслабление трехглавой.

Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами.

Мышцы, выполняющие противоположные действия, называются антагонистами. Определенное развитие мышц человеческого тела формирует осанку.

4 .Закрепление.

Терминологический диктант. (учитель дает формулировку, а обучающиеся записывают номер термина.)

1 Утомление

2. Синергисты.

3. Антагонисты.

4. Осанка

5. Динамическая

6. Статическая

7. Атрофия

8. Работа

9. Тонус

10. Сгибатели

Домашнее задание; выучить параграф учебника. Подготовить сообщение или презентацию по теме «значение физических упражнений для правильного формирования и развития мышц», «Предупреждение искревления позвоночника и плоскостопия», «Профилактика утомления мышц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Мышцы, их строение и функции".

С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный ...

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...

Конспект урока по биологии "Работа мышц" в 8 классе

Тема: Работа мышц Цель: Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязь между особенностями строения скелетных мышц и выполняемыми ими функциями. Способствовать развитию умения...

Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...