Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц;

- строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц;

-выяснить функции мышц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshtsy_ih_stroenie_i_funktsii._rabota_myshts.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц;

- строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц;

-выяснить функции мышц

Задачи развития: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование:

Тип и вид урока: урок по В.Ф. Шаталову

Методы,

приемы,

средства

Ход урока

Письменная работа по карточкам

Фронтальный опрос

I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на нашем уроке. Кто у нас сегодня отсутствует?

На предыдущем уроке мы с вами изучили  строение скелета, а теперь давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал и подготовили домашнее задание.

II. Проверка знаний.

Кто желает поработать письменно с карточкой?

С остальными мы поработаем устно.

  1. Рассказать о скелете туловища. Чем образован?  Какую функцию выполняет? Какое соединение костей?
  2. Рассказать о скелете пояса верхней конечности и о строении свободной верхней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?
  3. Рассказать о скелете пояса нижней конечности и о строении свободной нижней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?

Что изменилось в скелете в процессе эволюции?

Описательный рассказ

III. Сообщение нового материала.

На предыдущих уроках мы с вами разобрались со строением костей и наших скелетом в целом. И мы говорили, что скелет, в первую очередь обеспечивает нам опору. Но что же нам обеспечивает движение? Правильно, мышцы! И сегодня мы поговорим именно о них. Запишите тему урока в тетрадь. Тема нашего урока - «Мышцы».

Как вы думаете, для чего мы будем изучать мышцы? Какое значение они для нас имеют?

Тогда, какая цель будет у нас на уроке?

Цель нашего урока - изучить строение мышц и их работу.

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Они перекидываются через суставы, прикрепляются к костям скелета и приводят их в движение, действуя, как тяги. Масса скелетной мускулатуры взрослого человека составляет почти половину всей массы тела.

Помимо движения и поддержания позы мышцы обеспечивают дыхательные и глотательные движения, мимику и речь, преобразуют химическую энергию в механическую и тепловую.

Сейчас скажу вам такой интересный факт. У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося только 17, поэтому смеяться энергетически выгодней.

Теперь запишем определение в свои тетради.

Мышцы или мускулы - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Теперь разберемся со строением мышц.

Строение скелетной мускулатуры. В мышце различают брюшко, состоящее из поперечно-полосатой мышечной ткани, и сухожилия, образованные плотной соединительной тканью. Брюшко мышцы покрыто оболочкой фасцией. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к соседним, подвижно соединенным костям скелета (рис. 61). Некоторые мышцы прикрепляются к другим органам, например коже, глазному яблоку. Мышцы пронизаны кровеносными и лимфатическими сосудами. По кровеносным сосудам с током крови поступают питательные вещества и кислород, удаляются продукты обмена, а по лимфатическим оттекают жидкости. В мышцах расположены рецепторы, измеряющие степень их сокращения и растяжения. К каждой мышце подходит нерв, связывающий ее с центральной нервной системой.

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами, собранными в мышечные пучки. Мышечные волокна — это высокоспециализированные многоядерные образования, простирающиеся от одного сухожилия к другому и достигающие в длину десятков сантиметров.

  • В цитоплазме мышечного волокна, наряду с клеточными органоидами общего назначения, находятся и специализированные нити — миофибриллы, состоящие из белков актина и миозина. Это сократительный аппарат мышечного волокна. Механизм мышечного сокращения заключается в скольжении нитей актина и миозина относительно друг друга. При этом мышца или укорачивается, развивая усилие, или напрягается, сохраняя длину неизменной.

В организме мышечное сокращение возникает под влиянием нервных импульсов, поступающих в мышцу из центральной нервной системы. Источниками энергии для мышечных сокращений служат АТФ, глюкоза и гликоген.

Со строением разобрались. Теперь давайте узнаем различные группы мышц. Кто знает, какие группы мышц у нас выделяют? В зависимости от места расположения на человеческом теле и выполняемых функций различают мышцы конечностей, туловища, головы и др.

Мышцы конечностей. В процессе труда хорошо развились мышцы рук. Они обеспечивают тонкие и точные движения кисти и пальцев. Ловкие мышцы большого пальца руки позволяют противопоставлять его остальным, приводить или отводить. Благодаря этому человек может пользоваться орудиями труда, выполнять самые разнообразные действия.

Точные движения пальцев совершаются в результате сокращения и расслабления групп мышц, расположенных на предплечье, запястье и пястье. Эти мышцы связаны с костями пальцев длинными сухожилиями.

Мышцы нижних конечностей и тазового пояса обладают значительной массой и мощностью, причем разгибатели развиты сильнее сгибателей. Это необходимо для сохранения вертикального положения тела, хождения на двух ногах и способности сидеть. Большая ягодичная мышца, протянувшаяся от таза и крестца к бедру, разгибает и вращает ногу в тазобедренном суставе, а при фиксированных ногах — разгибает туловище.

Мощная четырехглавая мышца бедра разгибает ногу в коленном суставе (при ударе по ее сухожилию возникает коленный рефлекс). Двуглавая мышца бедра разгибает ногу в тазобедренном суставе и сгибает в коленном.

На тыльной стороне голени выделяется икроножная мышца с ахилловым сухожилием. Она сгибает стопу, обеспечивая плавный перенос массы тела с пятки на пальцы при ходьбе и приземление на пальцы — при беге. Она же сгибает ногу в коленном суставе (при ударе по ее верхним сухожилиям стоячий человек приседает).

Мышцы туловища. Глубокие мышцы спины, прикрепленные к отросткам позвонков, играют большую роль в фиксировании и движениях туловища.

Трапециевидная мышца перемещает плечевой пояс вверх, вниз и назад, а при его фиксации тянет назад голову.

Широчайшая мышца спины приводит руку и отводит ее назад.

Глубокие мышцы груди и диафрагма участвуют в дыхательных движениях.

Мощные большая грудная и зубчатые мышцы укрепляют на туловище верхние конечности и приводят их в движение.

Мышцы живота наклоняют туловище, сгибают и вращают его вокруг продольной оси, участвуют в выдохе. Они образуют стенки брюшной полости, а при сокращении действуют словно пресс.

Мышцы головы. По функциям мышцы головы разделяют на жевательные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают разнообразные движения нижней челюсти. Мимика — выразительные движения лица. Их вызывают мимические мышцы. Они прикрепляются одним концом к костям черепа, а другим — к внутренней стороне кожи. Мимические мышцы позволяют выражать ощущения и эмоции. Появление у древних людей членораздельной речи повлекло изменение и специализацию мышц, окружающих рот и глаза.

Теперь поговорим о управлении движениями и работе мышц.

Управление движением. Движение в большинстве суставов возможно по нескольким направлениям — осям. Мышцы сустава, образующие при движении функциональные группы совместного действия, называют синергистами, а противоположного — антагонистами. Их согласованная тяга превращает сустав в механизм с определенным направлением и скоростью движения.

В процессе сокращения двуглавой мышцы трехглавая мышца одновременно пассивно растягивается (рис. 63). При сокращении трехглавой мышцы растягивается двуглавая. При одинаковой силе тяги синергистов и антагонистов обе они фиксируют (закрепляют) положение сочленяющихся в суставе рычагов — костей. Очевидно, что такая координация движений осуществляется не самими мышцами, а управляющими ими нервными центрами. Согласованная деятельность мышц возможна только под постоянным контролем центральной нервной системы.

Управление движениями осуществляется по принципу рефлекса. Дуги безусловных двигательных рефлексов замыкаются в спинном мозге и ядрах ствола головного мозга.

Давайте рассмотрим рефлекторную дугу.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b35/00048b8c-f12b1b93/2/hello_html_2cfce309.png

1-рецептор, 2-  чувствительный нейрон, 3 вст.нейрон, 4-двигательный нейрон, 5 – мышца.

Сложные движения осуществляются по двигательным программам, которые создаются по типу условных рефлексов в результате обучения и тренировки. Роль программы возрастает по мере выработки и упрочения навыка. На ее основе человек может выполнять быстрые движения.

В медленных и точных движениях используются обратные связи (принцип рефлекторного кольца), и двигательный акт непрерывно контролируется. Роль обратных связей возрастает при выполнении привычных движений в необычных условиях (например, на высоте, узкой опоре).

Работа мышц. В различных ситуациях одни и те же мышцы совершают разную деятельность. Работу по перемещению тела или груза называют динамической, а при удерживании определенной позы или груза — статической.

При динамической работе разные группы мышц сокращаются поочередно, а работоспособность сохраняется длительное время. Нервные центры, управляющие мышцами, работают в заданном режиме и потому экономно, с высокой эффективностью.

Статическая работа характеризуется непродолжительностью и непрерывной активностью одних и тех же мышц. При более длительном статическом напряжении мышц сдавливаются питающие их кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, нарушается отток венозной крови.

Произведение массы перемещаемого груза на величину укорочения мышцы называют работой мышцы. Она зависит от нагрузки и темпа движений. При увеличении нагрузки до некоторого предела работа возрастает, а затем постепенно снижается. Предельные нагрузки мышца не способна преодолеть — тогда работа будет равна нулю. Наибольшая работа совершается при средних нагрузках. При работе в быстром темпе скоро развивается утомление. Тогда итоговая работа оказывается небольшой. Оптимален средний (умеренный) темп.

Утомление. Временное снижение работоспособности органа или организма в целом, наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха, называют утомлением. В первую очередь утомление развивается в нервных центрах, управляющих двигательной деятельностью.

Нервное утомление сопровождается утратой координации, возбуждением не участвующих в движении мышц. И наоборот, не координированные действия в отсутствии навыка приводят к быстрому утомлению.

Утомление может развиваться вследствие истощения энергетических запасов и накопления продуктов обмена веществ, угнетающих мышцу. Так, боли в перетружденных мышцах объясняются накоплением в них молочной кислоты. Боли могут возникнуть и вследствие давления утративших сократимость утомленных мышечных волокон на расположенные в мышцах рецепторы.

Скорость развития утомления зависит от характера работы, величины нагрузки и ритма. При увеличении нагрузки утомление наступает быстрее.

И. М. Сеченов установил, что для каждой физической работы можно подобрать такой ритм и нагрузку, которые позволяют сохранять оптимальную работоспособность при наименьшем утомлении.

Утомление — нормальное физиологическое явление. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. Восстановление протекает быстрее при активном отдыхе, чем при полном покое. И. М. Сеченов показал, что восстановление работоспособности утомленных мышц руки ускоряется, если во время отдыха производить работу другой рукой — это явление активного отдыха.

Утомление и восстановление работоспособности являются защитным механизмом, предотвращающим серьезные нарушения, «поломки».

IV. Обобщение и систематизация новых знаний.

А теперь повторим новый материал. Поработаем по опорному конспекту. Я сейчас вам ещё раз вам объясню основные моменты, потом вы перерисуете опорный конспект, и кто-то попробует сам объяснить материал.

V. Проверка усвоения материала.

Теперь проверим, как вы усвоили материал. Вы получите тест, 2 варианта по 6 вопросов. 5 минут вам на выполнение,  а потом проверим.

Давайте сразу договоримся, что вы не будете мешать друг другу.

1: 1 – г 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – а.

2: 1 – г 2 – г 3 – в 4 – в 5 – б 6 – в.

VI. Подведение итогов.

Давайте запишем теперь домашнее задание.

На дом – § 36,37.

Всем спасибо за урок! Вы все молодцы! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"

разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животн...

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...

Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"

Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и  оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы з...

Конспект урока по теме "Состав и строение атмосферы""

Данный урок отражает использование технологии РКМ на уроках географии...