Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике.
Интеграция как цель обучения дает возможность создания у школьников целостного представления о характерных чертах вегетативного размножения и экологических аспектах по теме на основе объединения разных наук об одних и тех же объектах деятельности.
Интеграция как средство обучения дает возможность получения новых представлений о размножении и развитии растений в разных экологических условиях на стыке традиционных предметных знаний.
Дидиктическая задача: Формирование УУД в условиях решения ученых задач (познавательная деятельность, исследовательская деятельность, работа с источником информации, организационная деятельность). Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач.
Содержание наблюдения:1. Приемы обучения учащихся работе с источниками информации.
2. Формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, групповая)
3. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредственные, с помощью пособий).
Особенности урока: Выход за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно–терминологической системы и метода познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по биологии и химии в 6 классе | 46.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самофаловская школа»
Методическая разработка интегрированного урока
по биологии и химии в 6 классе.
Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
Учебник «Биология», 6 классе, авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко,
под редакцией И.Н. Пономаревой.
Авторы: Петухова Елена Владимировна, учитель географии и биологии
Куриленко Людмила Михайловна, учитель химии и биологии
2019 год
Тема урока | «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений». |
Педагогическая цель | Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике. |
Интеграция как цель обучения | Создание у школьников целостного представления о характерных чертах вегетативного размножения и экологических аспектах по теме на основе объединения разных наук об одних и тех же объектах деятельности. |
Интеграция как средство обучения | Получение новых представлений о размножении и развитии растений в разных экологических условиях на стыке традиционных предметных знаний. |
Дидактическая задача | Формирование УУД в условиях решения ученых задач (познавательная деятельность, исследовательская деятельность, работа с источником информации, организационная деятельность). Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач. Содержание наблюдения:1. Приемы обучения учащихся работе с источниками информации. 2. Формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, групповая) 3. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредственные, с помощью пособий). |
Тип, вид урока | Классификация урока по: -дидактической цели: урок совершенствования знаний, умений, навыков. - этапам формирования навыка: тренировочный. - используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок – практикум. -способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок организации работы в малых группах. - приоритетно используемому методу обучения: проблемно- исследовательский. -типу межпредметной связей: интегрированный урок. |
Методика обучения | Проблемная, обучающая, развивающая. |
Особенности урока | Выход за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно–терминологической системы и метода познания. |
Планируемые предметные результаты | Биология. - Усвоение системы научных знаний о способах вегетативного размножения растений; - Формирование систематизированных знаний и навыков практических умений, используя различные способы вегетативного размножения растений; -Приобретение опыта проведения несложных лабораторных работ для изучения вегетативного размножения растений; -Соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием и живыми комнатными растениями. Химия. – Усвоение системы научных знаний о роли почвы, как экологического аспекта, для роста и развития растений; - Формирование знаний об особенностях взаимосвязи способов вегетативного размножения, абиотических и антропогенных факторов для роста и развития растений. |
Личностные результаты | - Развитие мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов; -Формирование представления об эстетической ценности растений, культуры труда на основе признания ценности работы с живыми растениями и необходимости ответственного, бережного отношения к ним; -Осознание значимости предметных практических умений по вегетативному размножению растений; - Отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать свое мнение. |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные: - Составляют план работы с учебником; выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на вопросы, составляют план ответа. -Овладевают составляющими практически – исследовательской деятельности: наблюдать, делать выводы и заключения, применять теоретические знания на практике; -Развивают умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты. Познавательные. -Устанавливают причинно-следственные связи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применяют приемы работы с информацией: ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию, ставят и формулируют проблему; организовывают свою учебную деятельность; участвуют в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные -Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. -Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный (беседа, диалог); наглядные (работа с презентацией, рисунками); практические (поиск информации, работа с раздаточным материалом); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины | Вегетативное размножение как вид бесполого размножения растений, способы и значение искусственного вегетативного размножения растений. |
Технологические особенности | Необходимое техническое оборудование:ноутбук учителя; проектор, ЦОР. Дидактические средства: учебник «Биология» 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, Изд. Вентана-Граф, 2016г. Раздаточный материал: карточки, справочный материал, маршрутный лист. Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: |
Этап урока | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку; эмоциональный настрой на урок. | Фронтальная беседа. Ход урока сопровождается презентацией. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Читает стихотворение: На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу, На лужайке, на грядке и на клумбе в саду: Одуванчик лекарственный, земляника садовая, Черемуха пахучая, роза колючая, Мать и мачеха раннецветущая, Груша, плоды дающая. Собрались не напрасно фотосинтез дающие И заспорили меж собой, как им род продолжить свой? | Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку. Учащиеся рассаживаются по группам. | Психологический настрой учащихся. Организация внимания на уроке. |
II. Актуализация Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. | Фронтальная беседа. | 1) В ходе беседы подводит учащихся к пониманию о роли растений в природе. 2) Задает вопросы о видах размножения и их особенностях 3) В ходе беседы подводит учащихся к определению темы. Предлагает записать число и тему в тетрадь. | 2) Отвечают на вопросы учителя: 3) Слушают учителя, определяют тему урока: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений». | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Осуществляют самопроверку, самоконтроль. К: Учатся владеть монологической и диалогической формами речи. |
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы. | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради | Мотивирует учащихся к изучению темы (зачитывает отрывок из Дневника садовода). Задает основополагающий вопрос, как можно садовнику получить несколько одинаковых растений. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. Это интегрированный урок биологии и химии. И это не случайно. Эту тему мы предлагаем рассмотреть на границе двух наук – биологии и химии. Сегодня на уроке вы узнаете о способах вегетативного размножения растений, об экологических факторах, способствующих их развитию и росту. - Природа уже позаботилась об этом способе размножения и наградила растения вегетативными органами. ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ: разные способы вегетативного размножения Задает вопрос: - в чем особенность вегетативного размножения? | Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока: Совместно с учителем определяют цель и задачи урока. Предполагаемый ответ: -Вегетативное размножение создает возможность сохранить исходные свойства материнских растений в течении достаточно длительного времени, что позволяет растениеводам сохранять и поддерживать качества сортов культурных растений. | Л: Развитие мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов; П: Наблюдают, осуществляют анализ услышанного, устанавливают причинно-следственные связи. Р: Планируют свою деятельность под руководством учителя П: Устанавливают причинно-следственные связи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному способу действия при работе с информацией. | Учитель биологии обращает внимание на то, что они находятся в Лаборатории ботанического сада, где проводятся опыты, исследования, эксперименты. -Сегодня Вам предстоит воспользоваться посадочным материалом, который вы подготовили на внеурочном занятии(приложение 1) Предлагает выполнить проектную работу «Клумба в цветочном горшке». На столе вы видите план выполнения вашего проекта (высадка заготовок в почву) (приложение 2). Распределите роли и выполните действия. -Какие условия необходимы для полноценного развития любого растения? Раздел - ХИМИЯ -Знаете ли вы, что вода, минеральные соли, органические вещества, которые находятся в почве, газы, из которых состоит воздух, являются химическими веществами. -Сегодня на уроке я помогу вам убедиться в роли химических веществ в жизни растений. В ходе беседы учитель химии подводит учащихся к определению роли почвы в жизни растений. Учитель предлагает сделать вывод о роли почвы в жизни растений. Предлагает провести исследование состава почвы в вашем цветочном горшке и убедиться, что все компоненты, которые необходимы для роста и развития растения есть в почве. Перед выполнением работы предлагает ознакомиться с правилами Т/Б при работе с химическим оборудованием (приложение 3) Предлагает выполнить устный отчет, согласно предложенному плану и сверить с эталоном на экране (приложение 4). В заключении учитель демонстрирует3 образца растения Денежного дерева, побеги которого одинакового размера были взяты от одного и того же растения, но высажены в разную по составу почву. А произрастали в одинаковых условиях (свет, вода, тепло). -Какое предположение можно высказать о причинах того, что они выглядят по-разному? | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Выполняют работу по предложенному плану Предполагаемый ответ: Вода, почва, свет, температура, воздух. Выступают с материалом опережающего задания: 1)Значение корневых волосков. 2)Роль минерального питания растений. 3)Роль органического удобрения для вегетации растений. 4)Роль рыхления почвы. Предполагаемый вывод: Соотношения компонентов почвы будет влиять на рост и развитие растения. Почва должна быть сбалансирована Каждая группа проводит на демонстрационном столе химический анализ «Определение состава почвы». Отвечают на тесты в дневнике наблюдений. Результаты заносят в таблицу (приложение 4). Предполагаемый ответ: Проблема в почве. | Л: Отрабатывают умения работать в группах, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Р: Прогнозируют ситуацию (стараются увидеть будущее), результат работы (для чего я это делаю). К: Вырабатывают умения принимать решения. П: Анализируют и делают выводы. Аргументированно выражают свое мнение. П: Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию, ставят и формулируют проблему; организовывают свою учебную деятельность; участвуют в групповой работе. П: - Устанавливают причинно-следственные связи | |
IV. Рефлексия учебной деятельности
| Фронтальная работа. | Учитель биологии предлагает подготовиться к защите своего проекта по плану, который у вас находится на парте (приложение 5) -Что нового вы узнали на уроке? -Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Цель: подвести итоги урока. Работаем вместе. 1)Какие понятия вы вспомнили? 2)С какими новыми понятиями познакомились? 3)Какие умения отработали? Индивидуальная работа. Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом :
Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение. | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей деятельности учителем, товарищами. |
V. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Обеспечение их коррекции. | Закрепляющая беседа. Домашнее задание. | Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают учителя Записывают задание. | Формулируют выводы на основе наблюдений, Высказывают свое мнение и позицию. Читают задание, задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1. Опережающее задание для внеурочной деятельности.
1 группа – выполняла задание №1 «Черенкование стеблей». Наблюдение за развитием корней у стебля.
2 группа – выполняла задание №2 «Листовое черенкование». Наблюдение за развитием корней у листового черенка.
3 группа – выполняла задание №3 «Размножение клубнями, луковицей». Наблюдение за развитием корней у клубня и луковице.
ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Тема: Черенкование комнатных растений.
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование и материалы: 1. Три склянки с водой. 2. Скальпель. 3.Комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус (крапивка).
ХОД РАБОТЫ.
Задание 1. Черенкование стеблей.
- Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической, толстянки (денежное дерево), каланхое.
- Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
- Разрежьте побег на черенки с 3 — 4 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
- Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (узел листа обязательно должен быть в воде!).
Наблюдение за развитием корней у черенка.
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
- После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
- Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
- Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу.
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5-2 см. | Дата посадки в почву |
Наблюдение за развитием корней у черенка
Задание 2. Черенкование листьев.
- Срежьте у сенполии( или глоксинии, кустовой пеперомии, фиалки, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко).
- Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5-7 см. каждый.
- Поставьте черенки в воду(неглубоко, иначе они задохнутся). При этом не спутайте верх и низ черенков.
Наблюдение за развитием корней у листового черенка.
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
- После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
- Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
- Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу (дневник растениевода)
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5-2 см. | Дата посадки в почву |
Задание 3. Размножение растений с ползучими побегами
- Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
- Поставьте его в воду.
Наблюдение за развитием корней у побега.
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
- После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
- Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
- Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5-2 см. | Дата посадки в почву |
Приложение 2. План создания композиции.
- Выбрать из предложенного посадочного материала 3 образца.
- Спроектируйте размещение их в цветочном горшке.
- С помощью посадочной лопатки сделать углубления в почве.
- В каждую лунку налить ¼ стакана воды.
- Поместить черенок в лунку.
- Присыпьте почвой и уплотните ее.
- Еще раз полейте высадку водой.
Приложение 3. Правила т/б при работе с химическим оборудованием.
1) Будьте осторожны со стеклянной посудой.
2)При размешивании содержимого в химическом стакане стеклянной палочкой, не касаться стенок стакана /чтобы не разбить/.
3) Крышку спиртовки необходимо аккуратно открыть, расправить фитиль тигельными щипцами, зажечь, не переворачивать и не наклонять. После использования закрыть крышкой, чтобы прекратить доступ воздуха /задувать нельзя! /.
4) Предметное стекло необходимо держать тигельными щипцами.
Приложение 4.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ.
Практическая работа для 1 группы.
1.Возьмите комочек почвы в руки, сожмите его. Если вы почувствуете, что почва холодная, значит она влажная и в ней содержится вода.
2.В стакан с водой бросьте комочек почвы. Вы увидите, что из почвы выделяются пузырьки воздуха. О чем свидетельствуют результаты опыта?
3.Добавьте еще немного почвы в стакан с водой и размешайте содержимое стеклянной палочкой. Оставьте стакан на несколько минут, чтобы его содержимое отстоялось. Вы увидите, что на дне стакана оседает песок, а вода остается мутной из-за содержания в ней частиц глины. Почему песок оседает на дно стакана, а глина остается во взвешенном состоянии?
Задания для 2 и 3 групп.
1)Почему комочек почвы оказался холодный? Подчеркните правильный ответ: влажный; сухой.
2)Появились ли пузырьки воздуха? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
3)Почему появились пузырьки воздуха? Подчеркните правильный ответ: воздух находился в порах; в порах воздуха не было.
4)Появился ли осадок? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
5)В виде чего образовался осадок? Подчеркните правильный ответ: в виде песка; в виде глины.
6)Стала ли вода мутной? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
7)Какой компонент почвы делает воду мутной? Подчеркните правильный ответ: песок; глина.
8)Почему песок оседает на дно стакана быстрее чем глина? Подчеркните правильный ответ: песок легче, чем глина; глина легче, чем песок.
Практическая работа для 2 группы.
4.Аккуратно профильтруйте содержимое стакана. Для этого перелейте воду с глиной во второй стакан через воронку с фильтром. Глина останется на фильтре.
5.При помощи стеклянной палочки нанесите несколько капель из второго стакана на предметное стекло. Подержите стекло с помощью держателя над пламенем спиртовки. Какие правила работы со спиртовкой вам известны? После испарения воды на стекле останется белый налет – это минеральные соли, которые входят в состав почвы. Каким способом разделения смесей вы пользовались для установления состава почвы?
Задания для 1 и 3 групп.
1)Как получили фильтрат? Подчеркните правильный ответ: пропустили раствор через фильтр; пропустили раствор через трубочку.
2) Испарилась ли вода из раствора? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
3)Остался ли на стекле белый налет? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
4)Что осталось на стекле в виде белого налета? Подчеркните правильный ответ: минеральные соли; песок; глина.
Практическая работа для 3 группы.
6.Поместите немного почвы в чашку для выпаривания. Установите чашку в кольце лабораторного штатива и нагрейте с помощью спиртовки. При прокаливании почвы появляется дым, а почва становится более светлой. Это происходит в результате сгорания органических веществ (перегноя).
Задания для 1 и 2 групп.
1)Что прокаливали в фарфоровой чашке? Подчеркните правильный ответ: песок; почву; глину.
2)При прокаливании почвы наблюдали ли появление дыма? Подчеркните правильный ответ: да; нет.
3)Что сгорало при прокаливании почвы? Подчеркните правильный ответ: органические вещества; минеральные соли.
Сделайте вывод о составе почвы. Составьте отчет о проделанной работе, отметьте в таблице.
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОТЧЕТА
№ задания | Наличие | |||||
влаги | воздуха | песка | глины | минеральных солей | органических веществ | |
1 | + | |||||
2 | + | |||||
3 | + | |||||
4 | + | |||||
5 | + | |||||
6 | + |
Приложение 5.
Отчет о проектной работе.
Тема: Клумба в цветочном горшке.
Цель: создать композицию из комнатных растений разными способами, исследовать состав почвы.
Предполагаемый продукт: цветочная композиция из 3-х видов растений.
Чему научимся: освоим технологию некоторых способов вегетативного размножения.
План работы.
1)Выбрали 3 вида растения для черенкования.
2)Сделали правильный срез стебеля (под углом 450, под узлом, убрали нижние листья), приготовили цельные листья для черенкования, листья Щучьего хвоста разделили на части вдоль и поперек (обозначили верхнюю часть).
3) Поставили в воду (1/3 часть).
4) В литературе нашли описание растений.
5) Сегодня на уроке высадили свои заготовки.
6)Создали парниковый эффект.
7)Наметили дальнейшие действия (полив, рыхление).
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности для учащихся
- Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
- Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
- Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
- В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.
Ход работы:
- изучите литературу и источники интернета по вопросу;
- составьте перечень растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе;
- составьте перечень растений опасных для здоровья, которые нельзя использовать при выращивании дома и в школе.
- выполните работу по инструктивным карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по теме: " Вегетативное размножение растений"
конспект урока изучения нового материала " Вегетативное размножение растений"...
Урок по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс
По программе Сонина Н..И. второй урок по теме "Размножение". По программе Пономаревой И.Н. пятый урок по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"....
Технологическая карта урока. Тема: Вегетативное размножение растений.
Технологическая карта урока. Тема: Вегетативное размножение растений....
Разработка урока по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока биологии с учащимися 6 класса по теме «Вегетативное размножение растений». Разработка поможет учителям-предметникам увлекательно провести урок, развит...
Тест по теме: "Вегетативное размножение растений"
Тест по теме: "Вегетативное размножение растений"...
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение растений"
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Вегетативное размножение растений" . Програма под руководством В.В.Пасечника....
Презентация по теме Вегетативное размножение растений
Сценарий и презентация к уроку по теме Вегетативное размножение...