Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».
план-конспект урока биологии (10 класс) по теме

 

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции»

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

 

Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания о ВИЧ / СПИД;
2. Разобрать определение «география медицинская»
3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира
4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира
5. Ответить на вопрос: «Почему эпидемия ВИЧ- инфекции оказывает влияние на экономическую ситуацию в административном регионе?»
6. Закрепить мотивацию к сохранению личного здоровья и формированию собственной
позиции, ориентированной на здоровый образ жизни;
7. Обсуждение этических и правовых аспектов профилактики ВИЧ-инфекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

 

ОПЫТ МОУ СОШ № 24 ПО ПРОБЛЕМЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ»

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Разработали:

Учитель географии МОУ СОШ №24

Веселкова Полина Михайловна

Учитель биологи МОУ СОШ №24

Смотракова Людмила Николаевна


Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе

ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания о ВИЧ / СПИД;

2. Разобрать определение «география медицинская»

3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира

4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира

5. Ответить на вопрос: «Почему эпидемия ВИЧ- инфекции оказывает влияние на экономическую ситуацию в административном регионе?»

6. Закрепить мотивацию к сохранению личного здоровья и формированию собственной

позиции, ориентированной на здоровый образ жизни;

7. Обсуждение этических и правовых аспектов профилактики ВИЧ-инфекции.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Учитель географии:

Сегодня  у нас интегрированный урок по географии и биологи на тему «Социально-экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Мир шагнул в 21 век, однако эпидемия ВИЧ- инфекции продолжает уносить жизнь тысяч людей, это проблема всего мира. Т.к. эпидемия влияет на общественно-экономическую ситуацию в каждом государстве.

При этом происходит значительное ухудшение психического здоровья нации. Подростки, предоставленные сами себе, обращаются к девиантным формам поведения, для того чтобы справиться с требованиями общества и теми трудностями, с которыми им приходится сталкиваться.

Люди разных поколений высказываются о данной проблеме. (Показ видеоклипов)

- Что объединяет эти два видеоклипа?

Эту проблему мы рассмотрим с 2-х точек зрения: географии и биологии.

Постараемся разобрать особенности ВИЧ- инфекции с точки зрения общей биологии, а также рассмотрим распространение эпидемии в странах мира, на территории Ульяновской области как субъекта РФ.

В конце урока сделаем вывод о социально- экономических показателях регионов, которые могут измениться под влиянием эпидемии ВИЧ- инфекции.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель биологии:

Готовясь к сегодняшнему уроку, вам было дано предварительное задание - используя различные информации найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое ВИЧ ?

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) отнесен к семейству ретровирусов (Retroviridae), подсемейству медленных вирусов ( Lentivirus).

Вирус – это простейшая форма жизни. Некоторые ученые считают, что вирусы назвать живыми можно только с натяжкой. Но есть бесспорное доказательство принадлежности вирусов к живой природе – их способ ность размножаться. Среди вирусов есть две большие группы. Первая группа вирусов способна размножаться самостоятель но, так как обладает генетической памятью в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Ко второй группе, в которую входит и ВИЧ, относят ся вирусы, имеющие генетическую информацию лишь в форме РНК (рибонуклеиновая кислота), что не дает им возможности самостоятельного размножения. Для раз множения таких вирусов требуется ДНК в ядре клетки, в которую он внедрит свою генную информацию. После этого клетка, которой принадлежит ДНК, начинает рабо тать как «фабрика» по производству вирусов. В конце концов, истощившись, она погибает.

ВИЧ имеет очень простое строение. Он состоит из двух оболочек (внешней и внутренней), генетическая информация в виде РНК и специальных ферментов, участвующих в про цессе репликации (размножения) вируса. Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к будущей клетке-жертве. Для этого на ее поверхности есть специальные белки, которыми вирус, как крючками, цепляется за нужные ему клетки нашего организ ма. После этого другие белки, располагающиеся на по верхности внешней оболочки, разрывают поверхность клетки и впрыскивают внутрь внутреннюю оболочку вируса.

Внутренняя оболочка имеет форму капсида – ко нуса с усеченной вершиной. Ее так и назвали – капсид. Капсид содержит спирали РНК вируса и набор фермен тов для репликации. Цель капсида – доставить все это в ядро клетки. После проникновения в клетку капсид перемещается к ее ядру и внедряет туда РНК и ферменты.

РНК – как магнитофонная лента с записью, не вставленная в кассету. То есть информация записана, а воспроизвести ее нет возможности. Такой кассетой и станет ДНК клетки.

Вирус иммунодефицита может проникать в различ ные клетки организма человека, но в одних клетках он способен только находиться, а другие использует для репликации (размножения). Важно знать, что для своего размножения ВИЧ использует клетки нашей иммунной системы. Эти клетки называются CD4-клетки, или Т4-хелперы.

Иммунитет – это особая функция организма человека защищаться от живых организмов и веществ, несущих в себе признаки чужеродной информации. На проникновение в организм чужеродных агентов (вирусов, бактерий) включается иммунный ответ.

  1. Что такое иммунодефицит ?

Иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма.

В этом состоянии человек становится беззащитным не только перед обычными инфекциями, как грипп или дизентерия, но также перед бактериями и вирусами, которые ранее не могли вызвать заболевания, так как иммунная система не позволяла им размножаться в большом количестве. Один из ярких примеров – пневмоциста карини. Это совершенно бесполезная для организма бактерия, живущая в легких каждого человека. При здоровой иммунной системе она не причиняет человеку никакого вреда, но при иммунодефиците может вызвать серьезное поражение легких – пневмоцистную пневмонию.

С течением времени количество вируса в организме медленно растет. Постоянное присутствие вируса держит иммунитет в напряжении. Вирус поражает все новые и новые CD4-клетки и нарушает оболочки других клеток организма. Чем больше становится вирусов, чем больше поражается CD4-клеток, тем больше сил организм тратит на борьбу с инфекцией. Это похоже на затяжную позиционную войну, когда противники стараются измотать друг друга, при этом больше шансов у вируса.

У каждого организма есть свои ресурсы и свой потенциал, они не бесконечны. Через некоторое время организм исчерпывает ресурсы, и вирус встречает все меньше и меньше сопротивления. Снижается число вырабатываемых новых CD4-клеток, а с ними снижается количество антител к ВИЧ. В результате у клеток-киллеров остается все меньше возможности уничтожить вирус. Так как CD4-клетки нужны для борьбы со всеми инфекциями, у организма снижается возможность противостоять заболеваниям в принципе. Развивается иммунодефицит, и присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

Инфекции, которые при здоровой иммунной системе не приносят вреда организму, но на фоне иммунодефицита вызывают серьезные болезни, называются оппортунистическими. В переводе с латинского языка «оппортунистические» означает – использующие случай.

  1. Течение ВИЧ - инфекции

После того, как человек заразился ВИЧ-инфекцией, у него в течение многих лет может не быть никаких симптомов и он может и не подозревать о своем диагнозе. По внешнему виду отличить ВИЧ-инфицированного человека от здорового нельзя.

Все течение заболевания - с момента заражения до момента смерти – условно можно разделить на 4 периода:

  1. Заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

Сразу после проникновения вируса иммунодефи цита человека в организм, в большинстве случаев, не происходит ничего необычного. У 30-40% заразивших ся может проявиться состояние, похожее на простуду. Для него характерны: тем пература, слабость, головные боли и воспаление горла. Иногда может наблюдаться диарея (понос). Такое состо яние длится от 12 до 15 дней, после чего проходит даже при отсутствии лечения. Но у большей части заразив шихся не наблюдается вообще никаких проявлений.

Следует помнить, что практически все симптомы, появляющиеся при ВИЧ-инфекции и СПИДе, могут быть похожи на симптомы какого-либо другого за болевания. Невозможно определить, является ли конкретный симптом, приз наком ВИЧ/СПИДа, не зная результатов анализа на ВИЧ.

В это время в организме происходят следующие процессы. Иммунная система сталкивается с неизвест ной ей до сего момента инфекцией и не может сразу на чать бороться с ней. Вирус начинает активно размножать ся, его количество в организме быстро растет. Разным организмам требуется различное время для идентифи кации вируса и начала выработки нужных антител, но в большинстве случаев антитела к ВИЧ начинают активно вырабатываться через 10-12 дней после заражения, что приводит к уничтожению большого количества вирусов. В первую очередь уничтожаются вирусы, «плавающие» в крови и не успевшие внедриться в клетки. В результате количество вируса в организме значительно снижается.

Именно с этими процессами связано появление и неожиданное исчезновение симптомов, похожих на ос трую респираторную инфекцию. Оставшиеся вирусы, которые «успели» проникнуть в клетки, недоступны для антител. С этого момента начинается второй период – бессимптомное течение.

  1. Период бессимптомного течения и малых симптомов.

В этот период вирус просто находится внутри CD4-клеток, не размножаясь и никак себя не проявляя. Если после заражения вирусом гриппа заболева ние развивается очень быстро, то после заражения ВИЧ человек еще долгое время – в среднем от 2 до 10-12 лет – может чувствовать себя совершенно здоровым. Все это время ВИЧ-инфицированный будет выглядеть нормально и оставаться вполне дееспособным физически. Количество вируса в этот период значительно снижается, а CD4-лимфоциты восстанавливаются до 80 - 90% прежнего уровня. ВИЧ про должает размножаться, производя каждый день миллиарды новых вирусов, а иммунная система активно борется с инфекцией, удерживая ее под контролем и не позволяя перейти в болезнь, - это называется бессимптомной фазой.

  1. Период вторичных заболеваний.

Вирус активируется и начинает бурно размножаться. Постепенно количество вируса увеличивается, а количество CD4-клеток снижается. Это ведет к развитию иммунодефицита. Присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

  1. СПИД – конечная стадия ВИЧ-инфекции.

Иммунная система разрушена настолько, что не в состоянии справляться с самыми легкими инфекциями. Присоединяющиеся вторичные заболевания принимают необратимый характер и больной погибает

  1. Какими путями передается ВИЧ ?

Уже в 1981 году, почти сразу после обнаружения новой болезни, врачи заподозрили, что она передается при сексуальных контактах и через кровь. Первыми, у кого обнаружили синдром приобретенного иммунодефи цита, были сексуально активные мужчины-гомосексуалы и больные гемофилией (при этой болезни требуются ча стые переливания крови или ее компонентов). Чуть поз же выяснилось, что сексуальная ориентация не волнует вирус, он одинаково передается среди гомосексуальных и гетеросексуальных людей. За более чем 15 лет изуче ния вируса эпидемиологи установили, что ВИЧ может передаваться только через определенные жидкости ор ганизма человека и только в определенных ситуациях.

Жидкости организма человека, через которые мо жет передаваться ВИЧ:

  1. кровь;
  2. сперма и предъэякулят;
  3. вагинальный и цервикальный секреты;
  4. материнское молоко.

Вирус может нахо диться и в других жидко стях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концен трации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для зараже ния количество вируса содержится в капле крови, кото рая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, со ставляет 4 литра.

Вирус в высокой концентрации находится в спин номозговой жидкости, но она не вытекает из организ ма, а потому не представляет опасности.

  1. Когда риск заражения отсутствует?

ВИЧ не передается при кашле и чихании, при ру копожатии, в бассейне или при пользовании туалетом - это неспособность вируса жить вне своей привычной среды - жидкостей человеческого организ ма. При этом существует много заблуждений и неправильных толкований на учных данных относительно жизни ВИЧ вне тела человека. Например, нельзя сравнивать стойкость ВИЧ в естественных и в лабораторных условиях. В на учных лабораториях используются концентрации вируса, которые, по край ней мере, в 100 тысяч раз выше встречающихся в природе. При использова нии таких искусственно высоких концентраций ВИЧ может оставаться живым в течение 1 - 3 дней даже после высыхания жидкости.

В начале эпидемии СПИДа высказывались опасения, что ВИЧ-инфекцию мо гут переносить комары, клопы и другие кровососущие насекомые. Однако исследования, проведенные в ряде стран, доказали, что даже на территори ях с высокой частотой случаев ВИЧ-инфекции и большим количеством насе комых-кровососов случаев заражения таким путем не обнаружено. Если бы такой путь передачи был возможен, географическое распространение эпиде мии было бы совершенно иным, чем то, которое существует сейчас.

Когда комар жалит человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну. Такие заболевания как желтая лихорадка и малярия передаются через слюну некоторых видов комаров, поскольку возбудители этих болезней способны жить и размножаться в слюне комара. Но ВИЧ не способен размно жаться в организме комара или любого другого кровососа. Поэтому, даже попадая в организм насекомого, он не выживает и не может никого заразить.

Итак, ВИЧ не передается:

  1. при поцелуях, рукопожатиях;
  2. при коллективных занятиях спортом;
  3. при пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами, постельным бельем и т.д.;
  4. при укусах насекомых;
  5. при общем пользовании ванной, туалетом, душем.

  1. Где впервые обнаружили ВИЧ и когда он попал на территорию РФ.

Существует огромное множество гипотез о том «Откуда ВИЧ?». Но весь современный мир придерживается теории Роберта Гауда. Согласно которой, впервые вирус был обнаружен у зеленых мартышек в Западной Африке. При укусе этих обезьян человека вирус иммунодефицита обезьян мутировал в вирус иммунодефицита человека.

  1. Что такое « география медицинская»?

 Ученики делают попытки самостоятельно дать определение.

Все что вы говорите верно, если это обобщить, то  получиться единое определение данного понятия.

География медицинская – область медицины и географии, изучающая природные и социально – экономические особенности развития территории с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения, возникновение и распространение отдельных заболеваний человека.

Учитель географии:

ВИЧ- инфекция распространена во все странах мира. В тоже время, она крайне неравномерно распространена на территориях различных регионов.

Обратим наше внимание на слайд, который отражает распространение ВИЧ в разных регионах мира.

Комментарии к слайдам:

В начале 80-х годов наибольшее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции приходилось на Центральную Африку и США, а к концу 2000 г в эпидемию уже вовлечены все континенты. Так, в странах Африки к югу от Сахары число взрослых и детей, существующих с ВИЧ/СПИДом, составило 25,3 млн. На Ближнем Востоке и севере

Африки зарегистрировано 400 тыс ВИЧ-инфицированных, а в Южной и Юго-Восточной

Азии . 5,8 млн человек; 640 тыс . в Тихоокеанском регионе и странах Восточной Азии. На

американском континенте, включая страны Карибского бассейна, выявлено 2,36 млн больных ВИЧ-инфекцией; в странах Восточной Европы и Центральной Азии . 700 тыс, а в

Западной Европе - 540 тыс ВИЧ-инфицированных. В Новой Зеландии и Австралии зарегистрировано 15 тыс больных ВИЧ-инфекцией.

В 2003 г по оценкам экспертов ВОЗ ВИЧ-инфекцией заразилось от 4,2 до 6,3 млн человек. Это больше, чем за любой другой предшествующий год. Наиболее пораженным по распространению ВИЧ являются страны расположенные к югу от Сахары. Эпидемия ВИЧ в Азии по-прежнему в основном сосредоточена в группе потребителей инъекционных наркотиков. В Восточной Европе и Центральной Азии проявление эпидемического процесса ВИЧ-инфекции детерминировано в основном широтой применения инъекционных наркотиков и активизацией полового пути распространения ВИЧ.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России остается сложной. Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах Российской Федерации. Показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс населения («пораженность») вырос с 121 в 2001 г до 187 в 2003 г.

Таким образом, согласно экспертным оценкам ВОЗ, в 2001 г. число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в мире составило 40 млн, 800 000 из них - дети. В последующее

десятилетие при отсутствии эффективного антиретровирусного лечения и ухода эти люди

пополнят ряды тех, кто уже умер от СПИДа  - и не менее, чем 4,3 млн из них будут дети, которые не доживут до своего пятнадцатилетия. С момента первого клинического случая СПИДа умерли уже около 22 млн человек.

Общее число ВИЧ-инфицированных в мире на конец 2003 года приведено в таблице 1.


Таблица 1. Абсолютное число ВИЧ-инфицированных в глобальном

разрезе (по материалам ВОЗ 4-й Глобальный доклад)

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

ЮНЕЙДС, 2004

ВИЧ-инфекция распространена повсеместно и официально зарегистрирована во всех странах мира. В то же время она крайне неравномерно распределена на территориях

различных регионов, в разных возрастных, социальных, профессиональных и иных группах.

К настоящему времени ВИЧ-инфекция приобрела характер пандемии. Большинство ВИЧ-инфицированных проживает в станах Африки южнее Сахары, где каждый восьмой человек репродуктивного возраста инфицирован ВИЧ.

Таблица 2. Распространенность ВИЧ-инфекции в Северной Африке и на Ближнем Востоке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

ЮНЕЙДС, 2004


Таблица 3. Распространенность ВИЧ-инфекции в Южной, Юго-Восточной Азии и Океании

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

ЮНЕЙДС, 2004


Таблица 4. Распространенность ВИЧ-инфекции в Латинской Америке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

ЮНЕЙДС, 2004

Такова ситуация в мире. Теперь посмотрим, какова ситуация по данной проблеме в субъектах РФ.

         В России наибольшее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных приходится на Свердловскую, Московскую, Самарскую, Иркутскую области и города С.-Петербург и Москва.

        Из 89 субъектов РФ по численности зарегистрированных ВИЧ – инфицированных Ульяновская область занимает 14 место.

Таблица 5. Регионы Российской Федерации с численностью  зарегистрированных ВИЧ-  инфицированных более 1000 человек

№ в порядке

убывания

Регион

Общая численность

ВИЧ-инфицированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Московская область Свердловская область

Санкт-Петербург

Самарская область

Москва

Иркутская область Челябинская область Оренбургская область Ханты-Мансийский АО Ульяновская область Тюменская область Кемеровская область Саратовская область Татарстан

Красноярский край Пермская область Приморский край Краснодарский край Калининградская область Тверская область Волгоградская область Башкирия

Тульская область

Алтайский край

Ростовская область Нижегородская область Ивановская

Удмуртия

Бурятия

Рязанская область Читинская область Курганская область Владимирская область

23270

23100

22608

19981

18343

16587

12849

11746

8114

6986

6325

6027

5848

5842

5777

5328

5075

4872

4423

4328

3973

3886

3815

3101

3060

2824

2823

2491

2109

2007

1580

1362

1345

1284

Чтобы показать сложившуюся ситуацию на территории Ульяновской области мы воспользуемся презентацией Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями по адресу ул. Нариманова 11.

Комментарии к презентации дает участница движения «Равный – равному»:

Показ презентации

Учитель географии: Исходя из всего увиденного и услышанного на уроке, какими, на ваш взгляд, могут быть социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции:

1. Демографические характеристики территории (общая численность и смертность);

2. Уровень занятости в различных сферах производства (предложение квалифицированной рабочей силы);

3. Качество рабочей силы и производительность труда (прямое воздействие на эти показатели – рост временной нетрудоспособности у ВИЧ – инфицированных в зависимости от стадии болезни; косвенное воздействие – эмоциональная подавленность, беспокойство ВИЧ – инфицированных за будущее и др.);

4. Объем инвестиций и реального (основного) капитала;

5. Темпы экономического роста;

6. Обороноспособность страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель биологии: Опасность настолько велика, что в России в 1995 году принят Федеральный закон « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека. Закон гарантирует регулярное информирование населения о мерах предупреждения ВИЧ, надзор, лечение, доступность выявления ВИЧ- инфекции, бесплатную мед. помощь, но

Законом предусматривается уголовная ответственность за распространение ВИЧ- инфекции.

(Если вас заинтересовал данный вопрос , информацию вы можете получить на уроках обществознания.)

Подошло время на нашем уроке подвести итог.

Просмотр презентации победителя конкурса

Как вы лично относитесь к этому вопросу? Какой вы видите выход из сложившийся ситуации в мире.

Некоторые люди позволяют себе легкомысленные поведения в отношении реальной угрозы, успокаивая себя: «Со мной этого не случиться, с кем угодно, только не со мной».

Известно, что ВИЧ- СПИД до настоящего времени полностью не излечивается и вакцина против нее не найдена. Распространение ВИЧ зависит от поведения каждого члена общества.

Мы должны решить для себя: чего я хочу от жизни и что выбираю. Жизнь или угасание».

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме людей всего мира, резолюцией ООН
1 декабря был официально объявлен Всемирным днем борьбы со СПИДом. В этот день мировая общественность выражает солидарность людям затронутым эпидемией ВИЧ- инфекции, и направляет усилия на борьбу со СПИДом во всем мире.

Мы сегодня на уроке выражаем солидарность в виде красной ленточки на нашей груди.

Этот символ несет несколько смысловых значений

Красная ленточка - это символ солидарности с теми, кого эпидемия СПИДа

затронула лично: с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, с их близкими, родными и

друзьями.

Красная ленточка  - это символ поддержки научных разработок и клинических

испытаний, призванных найти новые, более эффективные и доступные лекарства и

вакцину от СПИДа.

Красная ленточка  -  это символ протеста против истерии и невежества, против

дискриминации и общественной изоляции людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Рефлексия

В завершении урока просьба – напишите на листке бумаге краткие характеристики своего эмоционального состояния, возникшие во время обсуждения данной темы.

В следующий раз мы ознакомимся с их содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфляция: сущность, социально-экономические последствия, методы регулирования.

Назначение и производство экспертизы по уголовному делувведения; подготовки студентов-филологов – на V курсе стационара и на VI курсе заочной Лінійні менеджери Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструировани...

Презентация на тему "Социально-экономическое развитие при Петре 1",10 класс

Презентация "Социально-экономическое развитие при Петре 1"  для 10 класса расчитана на лаконичное изложение материала .В ней отобранаы основные опорные содержательные моменты данной темы.При нали...

«Инфляция и ее социально-экономические последствия»

Тема научной работы «Инфляция и ее социально-экономические последствия».Проблема: Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований стала инфляция, которая и сегодн...

План конспект урока в 9 классе на тему "Социально-экономическое развитие в пореформенной России"

Данный план- конспект урока поможет учителю эффективно использовать учебный материал...

9 класс: рабочий лист по теме «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»

Рабочий лист «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»...

Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».

Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...

Урок - семинар по теме "Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия".

Обществознание. 10 класс. Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия. Урок разработан в системе Способа диалектического обучения.Тип семинара: урок выведения новых знаний....