Русь моя, люблю твои березы!
методическая разработка по музыке (5 класс)
«Русь моя- люблю твои березы!» Урок по музыке по ФГОС 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русь, моя- люблю твои березы!» Урок по музыке по ФГОС 5 класс. | 25.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Русь, моя- люблю твои березы!»
Класс:5
Предмет: урок – путешествие
Цель урока: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.
Задачи урока:
-формирование системы понятий, расширение понятийной базы;
-воспитывать культуру слушания музыки;
-любовь к русской культуре и истории, патриотические чувства
Предметные результаты:
- воспринимать музыку, размышлять о музыкальных образах как способе выражения чувств и мыслей человека;
-соотносить выразительные интонации;
-развивать ассоциативное мышление;
-общаться и взаимодействовать в процессе коллективного хорового исполнения;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, ставят и выполняют цель;
Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
Коммуникативные УУД: проявляют активность в хоровом исполнении, ведут диалог, высказывают свою точку зрения;
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности;
- чувства прекрасного на основе знакомства с русской музыкой
Ресурсы урока: средства обучения ( учебное и компьютерное оборудование)
Набор карточек – элемент моделирования и классификация информации.
Методы работы: слушание музыки, интонационно – образный анализ, хоровое исполнение, эмоциональная рефлексия.
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока | Цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся.Дидактический материал | УУД |
1.Орг.момент (мотивация к учебной деятельности) | Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад | Вход в класс. Звучит в классе « Отчего так в России березы шумят» в исполнении гр. «Любэ» | Приветствие | Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель | |
2.Актуалитзация знаний | Цель этапа: повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему через определение темы урока | -О чем говорила музыка прозвучавшая сейчас? К какому жанру относится? | -О России, о березах… Песня. Тема четверти « Музыка и литература» | Регулятивные УУД: анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа
| |
3.Этап усвоения новой темы | Цель этапа: определение темы урока | -Сегодня у нас инт ересная тема. Посмотрите пожалуйста на слайде таблицу составьте фразу и определим тему урока. | -« Россия моя, люблю твои березы!» | Работа по таблице Слайд 1 | Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, ставят и выполняют цель; Коммуникативные УУД: потребность поделиться со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. |
4.Объяснение нового материала | Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысления нового знания о символах и о значении березы для России, а также о взаимодействии музыки и литературой | -Молодцы! -Посмотрите, пожалуйста на следующий слайд. Знакомы ли вам эти символы? А какой символ не потрогать, не увидеть? -А сейчас у вас на столах карточки, вам нужно определить какое дерево олицетворяют страны мира? Слушание. - Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, послушайте внимательно и попробуйте определить, какой инструмент звучит… (плясовые наигрыши на бересте) - Кто скажет, какой инструмент. Посмотрите на слайд – это береста. На кусочке бересты можно играть, как на музыкальном инструменте, можно изготовить из нее коробочки, туески, сувениры, украшения. А еще, какую пользу несет береза? - Правильно. Листьями и почками лечили многие заболевания: болезни печени, органов дыхания. - А еще, какими свойствами обладает? - Да, молодцы! | -Герб, флаг России. -Гимн - целебную - березовый веник | Слайд 2 Исполнение 1 куплета и припева гимна России | Познавательные УУД: устанавливают аналогии особенности музыки русских композиторов. Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке; Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: формируют умение работать с информацией, через конкретно- чувственное сравнение, обобщение и анализ; - устанавливают аналогии особенностей русской народной музыки. Делают выводы; Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют в процессе нахождения ответа; Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |
5. Физминутка | Цель этапа: релаксация | - А сейчас мы с вами вспомним упражнение. Музыкально- ритмические упражнения. 1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский – Корсаков. Ария Февронии из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже») -Продолжаем нашу беседу, мысленно мы побывали в сказочном лесе. Береза удивительное дерево. Она способна, например, утолить жажду человека. Вы знаете, каким образом? Но не навредив березе. Об этом русский поэт Федор Сологуб написал такое стихотворение: Сейчас я вам расскажу одну историю, случай из жизни… Принесли однажды из леса упавшие березки и решили распилить ее на дрова. Начали пилить. И вдруг пила завизжала и ни туда, ни сюда. Вытащили пилу и увидели, что на стволе березки пуля застряла, а когда ее вынули, что разглядели на ней выбитые нерусские буквы. Когда- то как раз в этих местах на подступах в Москве шли жестокие бои с фашистами. Представляете, березка спасла жизнь русскому солдату, приняла на себя пулю. | Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу. - березовый сок | Слайд 4 | Предметные результаты: воспринимать музыку, размышлять о музыкальных образах как способе выражения чувств и мыслей человека; - соотносить выразительные интонации; -развивать ассоциативное мышление |
6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений | На синтезаторе игра учителя мелодии « Во поле береза стояла». -Кому знакома эта мелодия? -Какое настроение создала она вам? Вокально- хоровая работа с песней. -Давайте исполним первый куплет. -А теперь представим себе, что второй куплет споет медведь! - Как медведь мог бы спеть нежно, ласково? -А как громко? -В музыке громкий звук называется « форте» (запись на доске) «f», а очень громко фортиссимо «ff» -Попробуем исполнить громко -А кто будет исполнять 3 куплет, какого зверя выберем? -А как мышка будет петь? -Тихо в музыке- это исполнение «пиано». Пишется «р», а очень тихо- «пианиссимо» - «рр». -Исполним в роли мышки -А сейчас исполним 3 куплета с разной интонацией, в разных темпах, с различной динамикой. - Мы спели мелодию известной русской песни, а затем исполнили ее варианты. -Кто помнит, как называется такая музыкальная форма в которой есть основная тема и ее видоизменение, т.е. варианты? В - Итак в разных видах искусства – музыке, живописи, литературе – березе отводится значительное и почетное место, заслуженная любовь. Вокально-хоровая работа над песней Г.Струве и Н.Соловьевой « Моя Россия» -Сейчас мы услышим фрагмент сложного музыкального произведения. Я проверю, насколько вы умеете слушать музыку непростого содержания - есть ли в музыке что-то знакомое? -Что вам было знакомо в этой музыке? -Услышали ли вы знакомую форму? Что изменялось в звучании музыки от вариации к вариации? -какие инструменты участвовали в исполнении? -Какие динамические оттенки вы смогли услышать? -Какие музыкальные инструменты исполняют тему в звучании «ff»? -Музыкальные произведения подобного рода носят название «симфония». В симфониях языком музыки рассказываются о больших и важных проблемах в жизни человека, о борьбе добра и зла. - Можем мы сказать, что прозвучавшая музыка тоже носила в себе отголоски такой борьбы? В чем это выразилось? -Меняет ли ее характер? -А почему в одном месте звучало жалобно? -Посмотрите, любимая народная песня вместе со всем народом проходит те же испытания, что и люди, становится крепкой, сильной. Скажите может она стала злобной к концу войны? -Как звучала песня? -Вот вам и песня о природе! В ней заключен совсем другой смысл, куда более глубокий, человек и природа, его родные края неразделимы. -Кстати попробуйте угадать имя автора сегодняшней музыки? Это тот, кто написал (звучит фрагмент марша балета Щелкунчик) -Итак, ребята в разных видах искусства – музыке, живописи, литературе – березе отводится значительная и заслуженная любовь. -Послушайте песню, о чем это поется?
| -Это русская народная песня « Во поле березка стояла» -Светлое, радостное, доброе -исполняют 1 куплет -Нет. Грозно, сердито. -Мышку
-Тихо -Вариации -Фрагмент финала 4 симфонии П.И. Чайковского -Наверное отразилась война- было много громких звуков, трубы, жесткое грозное звучание -Становится воинственным. Ее звучание меняется в зависимости от ситуации: она может быть доброй к своему народу и угрожающей для врага. -Наверное жалеет тех людей, кто погиб в сражениях. - нет -радостно, мирно, светло - П.И.Чайковский -Прослушивание -Беседа( в которой понятие Родины неразлучно связаны с образами матери и березы) -Разучивание мелодии с музыкой -Отрабатываются сложные места | Анализируют характер и настроение песни. -Слушают собеседника -Исполнение песни в разных вариантах. Сравнивают, определяют характер исполнения. -слайд 5 -Запись в тетрадях | Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме музыкального произведения, народной песни; Предметные результаты: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного хорового исполнения; Регулятивные УУД: анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал); - выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их; Познавательные УУД: анализируют стилевые, темповые, динамические и другие особенности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой; | |
7. Итог урока (рефлексия) | Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | -На доске слайд с вопросами: - Сегодня я узнал… -Что означает символ береза для России… -Для меня береза… -Динамика и вариации – что означает в музыке… -Что отражает симфония… | Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | Регулятивные УУД: оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки. | |
8.Домашнее задание | -Нарисовать березу -Благодарю всех за работу на уроке. Завершение урока музыкой П.И.Чайковского симфония №4 |
Литература:
1.Т.А.Затямина. Современный урок музыки.
2. Музыка. Необычные уроки в соответствии с ФГОС (И.А.Сыкчина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Русь моя, люблю твои просторы.."
В сценари литературной гостиной говорится о любви к русской природе во всем её многообразии. В работе были использованы стихи русских поэтов, музыка русских композиторов, современные песни, романсы....
РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!
Белоствольную берёзу знают все. А задумывались ли вы над тем, что такое береста, покрывающая её ствол? Что это за чёрные полосочки и точечки на её светлом стволе?Кора берёзы – береста – состоит из кле...
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....
Внеклассное мероприятие Русь моя, люблю твои берёзы!
Цель: 1) развивать мышление, творческие способности, речь;2) воспитывать любовь к Родине, природе. Оформление: плакаты со стихамиРусь моя, люблю твои берёзы!С первых лет я с ними жил и рос,Потому...
Классный час "Люблю березу русскую"
Цель: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям старшего поколения, бережного отношения к природе. Показать значение берёзы - символа русского народа. Развивать творч...
Сценарий внеклассного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"
Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"...
Презентация и конспект урока по родному языку "Люблю березу русскую"
Представлен материал урока родного языка с использованием кейс-технологии и технологии проектов. включены творческие задания (рисунок, синквейн), повторение материала по лексике. Развитие патриотическ...