Тематическое планирование по биологии 5 класс (программа Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.)
календарно-тематическое планирование (биология, 5 класс) по теме
Тематическое планирование по биологии 5 класс составлено в соответствии с программой:
Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_biologiya_5_kl.docx | 112.48 КБ |
rp_5_kl_biologiya_fgos.docx | 60.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование по биологии 5 класс составлено в соответствии спрограммой:
Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.
Рабочая тетрадь: Д.И. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.Рабочая тетрадь : учеб. пособиедля учащихся общеобразовательных учреждений/Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.- 5-е изд.,стер.-М.: Мнемозина, 2012.-95 с.:ил.
Методическое пособие: Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
В базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 5 и 6 классахвыделяется 70 часов: в 5 классе – 35 ч; в 6 классе – 35ч; (1 час в неделю).
Количество контрольных работ– 2Количество лабораторных работ - 9
Количество практических работ - 3 Количество экскурсий - 2
Перечень лабораторных работ:
- «Приготовление микропрепарата клеток сочной чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».
- «Строение семян однодольных и двудольных растений».
- «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».
- «Строение почек».
- «Определение возраста растения по годичным кольцам».
- «Строение клубня»
- «Строение цветка».
- «Изучение формы пыльцы цветков разных растений».
- «Изучение и определение плодов».
Перечень практических работ
- Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.
- Основные части микроскопа и лупы. Приемы работы с увеличительными приборами.
- Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы.
Перечень экскурсий
- «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизнирастений».
- «Весенние явления в жизни растений»
Темы коллективных проектов
- Растения солнечных и тенистых мест обитания.
- Составление коллекции семян растений своей местности.
- Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги.
- Проект вертикального озеленения пришкольной территории.
- Подбор растений для непрерывно цветущего цветника.
Темы исследований:
- Стратификация семян.
- Прорастание семян
- Развитие стержневой и мочковатой корневых систем
- Влияние пикировки на развитие корневой системы
- Наблюдение за ростом корня.
- Влияние избытка солей на растение.
- Особенности прорастания почек на клубне картофеля.
- Передвижение по стеблю органических веществ.
- Наблюдение за прорастанием луковицы.
- Доказательства выделения кислорода в процессе фотосинтеза.
- Отработка приемов искусственного опыления.
Тематическое планирование Биология 5 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 5-6 классы по биологии линии учебников Трайтака Д.И.издательства «Мнемозина» для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности.
Общая характеристика предмета
Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный предмет, в ходящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных– обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.
Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.
Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды.
Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия.
Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метапредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные (Фундаментальное ядро содержания общего образования).
В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и
гуманитарного знания.
Глобальными выступают следующие цели биологического образования:
социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество»;
приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;
ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;
развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании; интереса к учебной и исследовательской деятельности; способностей к проявлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.
Место курса биологии в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию – в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразииживых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе.
Общая характеристика предмета
Содержание курса биологии на ступени основного общего образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей.
Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент
содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоенияобеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественноновом уровне.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.
Данная программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция живых организмов;
- системная и уровневая организация живой природы;
- биологическая и социальная сущность человека.
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерациивыделяет 280 ч на изучение биологии. В их числе в 5 классе – 35 ч; в 6 классе – 35ч; в 7, 8 и 9 классах – по 70 ч.
Содержание курса биологии представлено четырьмя разделами:
1. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы (35 ч + 35 ч);
2. «Животные». 7 класс (70 ч);
3. «Человек и его здоровье». 8 класс (70 ч);
4. «Общие биологические закономерности». 9 класс (70 ч).
Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5 и 6 классах)
УМК:
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.
Рабочая тетрадь: Д.И. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.Рабочая тетрадь : учеб. пособиедля учащихся общеобразовательных учреждений/Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.- 5-е изд.,стер.-М.: Мнемозина, 2012.-95 с.:ил.
Программа:Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011
Методическое пособие: Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
Требования к результатам освоения программы
Изучение курса биологии в 5-6 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
- осознание значения здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению сприродой;
- овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать,
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
Предметные результаты
- В познавательной сфере:
- выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост,развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
- обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных ибактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточнойформы жизни;
- понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение,обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
- определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различийрастительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
- обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
- распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения,животные);
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематическойгруппе;
- выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типоввзаимоотношений организмов в экосистемах;
- распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и ихизображений;
- определение и классификация основных биологических понятий;
- овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученныхрезультатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
- понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологическогообразования;
- знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
- развитие чувства ответственности за сохранение природы.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, наэкскурсиях;
- соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием ибиологическими объектами.
- В сфере физической деятельности:
- овладение методами размножения растений и способами ухода за комнатнымирастениями;
- В эстетической сфере:
- развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты
- Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логичноизлагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводитьдемонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этойоснове формулировать выводы;
- умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочныеиздания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализи обработку информации;
- овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования,определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводитьэксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов илиявлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученныхзнаний и опыта;
- овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций,корректного ведения диалога и дискуссии.
Мониторинг соответствия достижений учащихся требованиям программы осуществляется в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ
(70 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека.Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работес биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Разнообразие растительного мира (4 ч)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитаниярастений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
- Экскурсия«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизнирастений».
Клеточное строение растений (5 ч)
Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единицаживого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Делениеклеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Лабораторные работы
- «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами».
- «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука».
- «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».
Семя (2 ч)
Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятиео жизнеспособности семян. Прорастание семян.
Лабораторные работы
- «Строение семени».
- «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».
- «Стратификация семян».
- «Прорастание семян».
Корень. Связь растений с почвой (4 ч)
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней.Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи свыполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растенийв минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы,определяющие рост корней растений.
Практическая работа
- «Рост корня».
Побег (4 ч)
Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строениестебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органическихвеществ в запас.Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственноезначение.
Лабораторные работы
- «Строение почек».
- «Определение возраста растения по годичным кольцам».
- «Строение клубня».
Лист. Связь растения с внешней средой (7 ч)
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простыеи сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образованиеорганических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями.Роль листопада в жизни растений.
Цветок. Образование плодов и семян (7 ч)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки.Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие ибиологическое значение.Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособлениярастений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельскомхозяйстве. Искусственное опыление.Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизньплодов вне материнского организма.
Лабораторные работы
- «Строение цветка».
- «Изучение формы пыльцы цветков разных растений».
- «Изучение и определение плодов».
6 класс_______________________________________________________
Размножение растений (3 ч)
Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками— стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененнымипобегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельскомхозяйстве и декоративном растениеводстве.Биологическое значение семенного размножения растений.
Лабораторные и практические работы
- «Размножение растений листьями».
- «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
Факторы, влияющие на рост и развитие растений (4 ч)
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения вжизни растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире.Растения-хищники.
Систематика растений (1ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории:царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения (2 ч)
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенностиодноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ.Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения (2 ч)
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности исельском хозяйстве.Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охранаплаунов.
Высшие семенные растения (8 ч)
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножениеголосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и вхозяйственной деятельности человека.Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств:Капустных (Крестоцветных), Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Зонтичных (Сельдереевых),Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки (Мятликовых),Лилейных. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности изначение.Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к наземно-воздушной среде жизни.Широкое распространение покрытосеменных как результат их приспособленности к условиямсреды.
Вирусы. Бактерии (4 ч)
Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения и
жизнедеятельности бактериальных клеток. Формы бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий.Размножение бактерий. Приспособления бактерий к перенесению неблагоприятных условий.Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Азотфиксирующие бактерии и их роль вповышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Болезнетворные бактерии ипрофилактика бактериальных заболеваний у растений, животных, человека. Значение бактерий.
Лабораторная работа
- «Изучение клубеньков бобовых растений».
Грибы. Лишайники (5 ч)
Общая характеристика грибов. Особенности строения грибной клетки. Строение шляпочныхгрибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение,питание и размножение.Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Введение в культурушампиньонов.Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения, питания и размножениялишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе ижизни человека.
Лабораторная работа
- «Строение шляпочного гриба».
Развитие растительного мира на Земле (2 ч)
Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господствопокрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Жизнь организмов в сообществах (3 ч)
Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества.Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типывзаимоотношений организмов в фитоценозах.Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типырастительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества(агрофитоценозы). Ботанические сады.
Экскурсия
- «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Обобщение (1 ч)
Резервное время — 1 ч.
5 кл
Количество контрольных работ – 2
Количество лабораторных работ - 9
Количество практических работ - 3
Количество экскурсий - 2
Перечень лабораторных работ:
- «Приготовление микропрепарата клеток сочной чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».
- «Строение семян однодольных и двудольных растений».
- «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».
- «Строение почек».
- «Определение возраста растения по годичным кольцам».
- «Строение клубня»
- «Строение цветка».
- «Изучение формы пыльцы цветков разных растений».
- «Изучение и определение плодов».
Перечень практических работ
- Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.
- Основные части микроскопа и лупы. Приемы работы с увеличительными приборами.
- Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы.
Перечень экскурсий
- «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
- «Весенние явления в жизни растений»
Темы коллективных проектов
- Растения солнечных и тенистых мест обитания.
- Составление коллекции семян растений своей местности.
- Коллекция растений родного края, имеющих разнообр. побеги.
- Проект вертикального озеленения пришкольной территории.
- Подбор растений для непрерывно цветущего цветника.
Темы исследований:
- Стратификация семян.
- Прорастание семян
- Развитие стержневой и мочковатой корневых систем
- Влияние пикировки на развитие корневой системы
- Наблюдение за ростом корня.
- Влияние избытка солей на растение.
- Особенности прорастания почек на клубне картофеля.
- Передвижение по стеблю органических веществ.
- Наблюдение за прорастанием луковицы.
- Доказательства выделения кислорода в процессе фотосинтеза.
- Отработка приемов искусственного опыления.
6 кл
Перечень лабораторных работ
- «Размножение растений листьями».
- «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
- «Изучение клубеньков бобовых растений».
- «Строение шляпочного гриба».
Экскурсия
- «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Источники информации:
Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
- Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
- Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений:в2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.
Рабочая тетрадь: Д.И. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.Рабочая тетрадь : учеб. пособиедля учащихся общеобразовательных учреждений/Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.- 5-е изд.,стер.-М.: Мнемозина, 2012.-95 с.:ил.
Методическое пособие: Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
Электронно-иллюстративное сопровождение: Электронная библиотека наглядных пособий. Биология 6 класс. «ИМЦ Арсенал образования», 2009 г.
Дополнительная литература:
- Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие. / Авторы-составители Т.А.Козлова, В.С. Кучменко М.: Дрофа,2001.-240с.
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред.д-рабиол.наук проф. Н.М.Черновой.-М.:Вентана-Граф,2007.-192 с.:ил.
- Валягина-Малютина Е.Т. деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии.2-е изд./под ред. Т.И.Тепляковой.-М.:Товарищество научных изданий КМК, 2007.-268 с., ил
- Данилова М. Энергетика комнатных растений. –м.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006.-200 С.:ил.-(Библиотека журнала «Цветы»)
- Д-р Д.Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. Перевод с английского О.И.романовой. Научный консультант В.Р.Филин. М.: «Кладезь» 1996.250 с., ил.
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах:Кн.для учителя.-М.:Просвещение:АО «Учеб.лит», 1996.-80с.:ил
- Г.И.Лернер.ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.:, Аквариум,1998 г., 240 с., ил
ЭОР:
bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии"
bril2002.narod.ru - Биология для школьников.
www.bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru- научные новости биологии
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащих-ся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер.
Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения, их части, органы, микропрепараты, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы), в том числе пособия на дисках (см. «УМК»); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийныЙ проектор, компьютер, экран); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся.
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции есть в кабинете биологии.
В кабинете биологии есть живые объекты (искусственная экосистема аквариума, комнатные растения), которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов.
В рамках дистанционного обучения большое место отводится электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения биологии, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе урока и по окончании изучения темы, курса. Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не превышает 20—30 мин.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Формы и методы проведения занятий: массовые, групповые, индивидуальные; беседа, рассказ, лабораторные работы, экскурсии, семинары, консультации, опрос (устный и письменный), тестирование.
Примерный перечень натуральных средств обучения биологии
-Части и органы растений; проростки семян двудольных и однодольных растений;
-Комнатные растения;
Микропрепараты:
-корешка лука, продольного и поперечного срезов корня, корешка пшеницы с корневыми волосками, продольного разреза
-стебля тыквы;
Примерный перечень изобразительных средств обучения биологии
Модели-аппликации:
- «Развитие и жизненный цикл водорослей», «Развитие и жизненный цикл мха», «Развитие и жизненный цикл папоротника», «Развитие и жизненный цикл сосны»;
Рельефные таблицы:
-«Строение органов цветкового растения»;«Систематические группы растений»;
Печатные таблицы:
- по морфологии и анатомии растений;
- систематические группы растений;
- культурные и дикорастущие растения;
- бактерии; грибы, лишайники;
- растительные сообщества;
Применение фильмов на уроке целесообразно:
-при изучении микроскопических объектов и процессов;
- при изучении субмикроскопических объектов (молекулы, атомы), при этом возможно применение методов мультипликации;
- при изучении быстро или медленно протекающих явлений и процессов;
- при изучении процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (движение растворов в растениях);
- при объяснении опытов, постановка которых затруднена из-за сложности оборудования;
- при объяснении устройства сложных объектов (структура экосистемы) и т. д.
При демонстрации учебных фильмов следует помнить, что они не могут создавать длительную мотивацию учения, поэтому их применение должно гармонично сочетаться с другими методами обучения.
Лабораторное и полевое оборудование — оборудование, которое используется при проведении лабораторных и практических занятий. Это микроскопы, лупы, химическая посуда и реактивы, и др.
Технические средства обучения (ТСО) — аппаратура для проявления информации, заложенной в экранно-звуковых средствах обучения. (телевизоры, видеоплееры для CD- или DVD-дисков, слайд-проекторы, проигрыватели для аудиомате-
риалов);устройства для подготовки данных (фотоаппараты, цифровые фотокамеры); устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютеры, видеомагнитофоны, музыкальные центры, магнитофоны).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ(5 класс)
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Живые организмы (35 ч) | ||
Введение (1ч) | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Строение и химический состав клетки. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами |
Растения (34 ч) | Строение цветкового растения: клетки, ткани, органы. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Движение. Рост, развитие, размножение. Регуляция процессов жизнедеятельности. | Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека.Проводить наблюдения за ростом и развитием растений. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация). Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...