Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Витман Диана Александровна

Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс ФГОС по теме: "Дигибридное срещивание". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами среднего общего образования по учебнику Сивоглазова, Агафоновой, Захаровой. В технологической карте содержаться планируемые результаты УУД. В работе представлены приложения: задания к уроку, лист успеха учащегося, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической разработки: технологической карты к уроку биологии 

Автор разработки: учитель химии и биологии Витман Диана Александровна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Биология

10

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Общая биология (базовый уровень)

10

В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Знание основных понятий генетики

-объяснять  особенности дигибридного скрещивания

- объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности

- раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования

- умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание

- Учащиеся научатся ставить цель и задачи  своей учебной деятельности на уроке и наметить пути их реализации

- учащиеся научатся систематизировать полученные знания, выделять главное, существенное, устанавливать причинно- следственные связи

- осуществлять самоанализ и самоконтроль своей учебной деятельности

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения

- умения принимать полученные знания для решения задач в новых нестандартных условиях

- Сформированность ответственного отношения  к  учению

- готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

-усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

- вести здоровый образ жизни

ТСО (оборудование), наглядные пособия

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Экран, мультипроектор, компьютер, плакат «Дигибридное скрещивание», раздаточный материал: карточки с заданиями, лист успеха для самооценки

http// www. bionet.nsc.ru /public/ Институт цитологии и генетики, Сибирское отделение РАН, htt //humbio.ru/humbio/genetics.htm/ База знаний биологии человека. Генетика, htt//interneturok.ru Видеоуроки

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

I. Организационный

момент. Мотивация учебной деятельности

 Личностные.

Соотносить поступок с моральной нормой оценивать ситуацию с т.з. правил поведения и этики; мотивиро-вать свои действия

Лист успеха учащегося

Слайд  1 презентации

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих учащихся и выяснить причину отсутствия.

 Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю

вам отправиться в путешествие, но для этого необходимо повторить некоторые знания,  выбрать маршрут и определиться с целью и задачами нашего путешествия. За время прогулки вы сможете набрать определенное количество баллов и получить различные статусы ученика. Заявка на оценку:

от 24 - Вы, Гений! (Оценка «5»)

от 19 до 23 - Вы, несомненно одаренная личность! (Оценка «4»)

от 14 до 18- Вы способный ученик, у вас все впереди!

У вас скрытые таланты и я предлагаю их вам раскрыть! (Оценка «3»)

 Менее 13- Не унывай, друг, ты удивительная личность, просто сегодня не твой день!  (Оценка «2»)

Приветствие учителя. Дежурный учащийся доводит до сведения учителя отсутствующих и их причину отсутствия.

2 минуты

II. Актуализация опорных знаний и умений (проверка ранее изученного материала)

Предметные.

Знание основных понятий генетики

Метапредметные.

Структурировать свои знаний,

устанавливать причинно-следственные связи

Личностные.

Умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами  речи

Слайды  2 – 5 презентации

Проверяется правильность выполнения задания с помощью проектора.

Проверяет усвоение учащимися учебного материала прошлой темы, выявляет пробелы  знаний и  проводит коррекцию знаний учащихся.

Учитель: сколько ошибок нашли?  (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя).

 2) О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

Успех его работы объясняется тем, что он обладает двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен».

 Показ портрета Г.Менделя.

- Учитель: Именно он на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности теории наследственности.

Учащиеся выполняют задания, работая в парах. На столах стихотворение, почитайте его и найдите в тексте ошибки

1)Стих (приложение 2)

Продолжаем мы сегодня разговор вести

Про генетику – науку о наследственности.

Трудно было, очень трудно начинать,

Столько терминов пришлось запоминать:

Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,

Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,

Рецессивный – значит, будет подавлять,

Доминантный – значит, будет отступать.

И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),

Это первый Менделя закон.

Ну а если в F1 нет расщепления -

Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,

Кто ошибки в этом стихотворении найдет!

Кто запомнил больше терминов – считайте!

Что ж, удачи вам, дерзайте!

Ответ: австрийский учёный Иоганн Грегор Мендел

 3) Двое учащихся  на доске записывают задачи на знание 1 и 2 закона Менделя (индивидуальное задание у доски)

4) Знание символики. (приложения 3,4)

 Учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе).

Р        

Г        

F1        

А        

а     АА    Аа

И т.д. (за правильные ответы – баллы выставляют в лист успеха).

5) Карточки с заданием, в котором нужно соотнести понятия.

Содержание карточки:

Соотнесите понятия:

1. Ген        А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип        Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип        

Выясняется, какое понятие встретилось впервые – это дигибридное скрещивание.

10 минут

III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

 Предметные.

Познакомится с понятием -дигибридное скрещивание

Метапредметные.

 Учащиеся научатся ставить цель и задачи  своей учебной деятельности на уроке и наметить пути их реализации

Личностные.

Готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Слайд  6 презентации

Учитель задаёт вопросы учащимся

-Что мы сейчас повторили?

- С какой целью?

Ответы учащихся

- Основные понятия генетики

- Знания необходимы для дальнейшего изучения генетики.

Учащиеся формулируют цель, задачи урока,  предлагают пути их  решения. Дают понятие дигибридному скрещиванию.

2 минуты

IV. Изучение нового материала.

Деление учащихся на группы

Предметные.

Познакомится с понятием -дигибридное скрещивание,

 объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности,

 раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования

Метапредметные.

 Учащиеся научатся систематизировать полученные знания, выделять главное, существенное, устанавливать причинно- следственные связи,

 аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Личностные.

Готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Слайды  7-8 презентации

Учитель просит учащихся разделиться на  три группы и знакомит учащихся  с заданиями  (находятся на столах учащихся и на слайдах)

Учащиеся делятся на три рабочих группы и знакомятся с заданиями

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Какое скрещивание называется дигибридным?

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? Почему не произошло расщепления признака?

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.        Ж.м.        З. г.        З.м

                           

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2. Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу?

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении? (использовать решётку Пеннета)                  

2 минуты

V. Изучение нового материала.

Предметные.

Объяснять  особенности дигибридного скрещивания

- объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности

- раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования

- умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание

 Метапредметные.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей

Личностные.

Сформированность ответственного отношения  к  учению

- готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- вести здоровый образ жизни

Фильм «Дигибридное скрещивание»

htt//interneturok.ru Видеоуроки

Показ фильма «Дигибридное скрещивание». Обращает внимание учащихся на текс учебника п. 26

Просмотр фильма.

Выполнение заданий в группах.

Обсуждение выполненных заданий.

15 минут

VII. Закрепление. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Предметные.

Умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание

Метапредметные.

Умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Личностные.

Сформированность ответственного отношения  к  учению

Слайды 9-11 презентации

Учитель просит на выбор решить генетическую задачу на дигибридное скрещивание и осуществить самопроверку (приложение № 5)

Учащиеся  в парах решают генетическую задачу на выбор и осуществляют самопроверку.

5 минут

VIII. Домашнее задание

Слайд  12 презентации

 Учитель объясняет, что необходимо выучит дома.

п. 26 стр. 180 № 1-3 «Подумайте и выполните!» - задания после параграфа

Учащиеся записывают домашнее задание в свои дневники.

1 минута

IX. Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Личностные.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Слайды   13 -14 презентации

Листы успеха ученика

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

1.        сегодня я узнал…

2.        было интересно…

3.        было трудно…

4.        я выполнял задания…

5.        я понял, что…

6.        теперь я могу…

7.        я почувствовал, что…

8.        я приобрел…

9.        я научился…

10.        у меня получилось …

11.        я смог…

12.        я попробую…

13.        меня удивило…

14.        урок дал мне для жизни…

15.        мне захотелось…

Обращает внимание учащихся на лист успеха ученика.

Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.
Всё хорошо, решать задачи мне легко – солнышко. Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой. Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией (приложения 6-8)

Учитель просит заполнить «Лист успеха ученика»  (приложение 1) и выставить себе оценку за урок.

Высказываются по поводу изученного материала, что понятно, а что необходимо повторить заново, своё отношение к уроку, анализируют своё эмоциональное состояние на уроке.

Осуществляют самооценивание своей учебной деятельности выставляют оценки в дневники.

3 минуты


Приложение 1

Лист успеха учащегося

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

1. За нахождение ошибок и терминов в стихотворении  

(8 баллов).

2.За знание символики (7 баллов).

3.За знание определений генетических понятий
(по 1 баллу за каждое; всего 4 балла).

4.За знание формулировок законов Г. Менделя.

(каждый закон по 3 балла).

5. Работа в паре (3 балла); решение задачи.

6. Работа в группе по вопросу к фильму (3 балла).

7. За работу у доски (3 балла).

Всего баллов:

Оценка ставится по примерной шкале баллов за урок: 
«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:


 

Приложение 2

Стихотворение. Задание: найти три ошибки

Продолжаем мы сегодня разговор вести 
Про генетику – науку о наследственности. 
Трудно было, очень трудно начинать, 
Столько терминов пришлось запоминать: 
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели, 
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. 

Потихоньку все же стали понимать, 
Рецессивный – значит, будет подавлять, 
Доминантный – значит, будет отступать. 
И задачки стали лучше вы решать. 

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), 
Это первый Менделя закон. 
Ну а если в F1 нет расщепления - 
Это правило единообразия первого поколения. 

Победителем в начале будет тот, 
Кто ошибки в этом стихотворении найдет! 
Кто запомнил больше терминов – считайте! 
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Приложение 3

Соотнесите понятия:

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Приложение 4

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

2 группа

 Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Приложение 5

 ЗАДАЧА 1

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

ЗАДАЧА  2.

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.

ЗАДАЧА  3.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие  признаки являются доминантными? Какой  процент бурых без хохла цыплят  получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

ЗАДАЧА  4.

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.

А –курч.       Ж ааВВ * м. ААВВ

а – пр           гам. аВ       АВ

В – весн        АаВВ

в – бв

Р - ?

F1 -?

ЗАДАЧА  5.

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3 : 3 : 1 : 1. Определите генотипы родителей.

ЗАДАЧА  6.

Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Приложение 6

                  

           

          

          

           

Приложение 7

Приложение 8

   

   

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.

Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....

ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса

Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...