Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс ФГОС по теме: "Дигибридное срещивание". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами среднего общего образования по учебнику Сивоглазова, Агафоновой, Захаровой. В технологической карте содержаться планируемые результаты УУД. В работе представлены приложения: задания к уроку, лист успеха учащегося, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по биологии 10 класс | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: технологической карты к уроку биологии
Автор разработки: учитель химии и биологии Витман Диана Александровна
Общая часть | |||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | |||||||||
Биология | 10 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. | |||||||||
Используемый учебник | |||||||||||
Название | Класс | Авторы | |||||||||
Общая биология (базовый уровень) | 10 | В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
-Знание основных понятий генетики -объяснять особенности дигибридного скрещивания - объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности - раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования - умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание | - Учащиеся научатся ставить цель и задачи своей учебной деятельности на уроке и наметить пути их реализации - учащиеся научатся систематизировать полученные знания, выделять главное, существенное, устанавливать причинно- следственные связи - осуществлять самоанализ и самоконтроль своей учебной деятельности - аргументировать и отстаивать свою точку зрения - умения принимать полученные знания для решения задач в новых нестандартных условиях | - Сформированность ответственного отношения к учению - готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию -усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества - вести здоровый образ жизни | |||||||||
ТСО (оборудование), наглядные пособия | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | ||||||||||
Экран, мультипроектор, компьютер, плакат «Дигибридное скрещивание», раздаточный материал: карточки с заданиями, лист успеха для самооценки | http// www. bionet.nsc.ru /public/ Институт цитологии и генетики, Сибирское отделение РАН, htt //humbio.ru/humbio/genetics.htm/ База знаний биологии человека. Генетика, htt//interneturok.ru Видеоуроки | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | ||||||
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности | Личностные. Соотносить поступок с моральной нормой оценивать ситуацию с т.з. правил поведения и этики; мотивиро-вать свои действия | Лист успеха учащегося Слайд 1 презентации | Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих учащихся и выяснить причину отсутствия. Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие, но для этого необходимо повторить некоторые знания, выбрать маршрут и определиться с целью и задачами нашего путешествия. За время прогулки вы сможете набрать определенное количество баллов и получить различные статусы ученика. Заявка на оценку: от 24 - Вы, Гений! (Оценка «5») от 19 до 23 - Вы, несомненно одаренная личность! (Оценка «4») от 14 до 18- Вы способный ученик, у вас все впереди! У вас скрытые таланты и я предлагаю их вам раскрыть! (Оценка «3») Менее 13- Не унывай, друг, ты удивительная личность, просто сегодня не твой день! (Оценка «2») | Приветствие учителя. Дежурный учащийся доводит до сведения учителя отсутствующих и их причину отсутствия. | 2 минуты | ||||||
II. Актуализация опорных знаний и умений (проверка ранее изученного материала) | Предметные. Знание основных понятий генетики Метапредметные. Структурировать свои знаний, устанавливать причинно-следственные связи Личностные. Умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи | Слайды 2 – 5 презентации Проверяется правильность выполнения задания с помощью проектора. | Проверяет усвоение учащимися учебного материала прошлой темы, выявляет пробелы знаний и проводит коррекцию знаний учащихся. Учитель: сколько ошибок нашли? (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя). 2) О ком эти строки? «У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок. Успех его работы объясняется тем, что он обладает двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен». Показ портрета Г.Менделя. - Учитель: Именно он на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности теории наследственности. | Учащиеся выполняют задания, работая в парах. На столах стихотворение, почитайте его и найдите в тексте ошибки 1)Стих (приложение 2) Продолжаем мы сегодня разговор вести Про генетику – науку о наследственности. Трудно было, очень трудно начинать, Столько терминов пришлось запоминать: Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели, Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. Потихоньку все же стали понимать, Рецессивный – значит, будет подавлять, Доминантный – значит, будет отступать. И задачки стали лучше вы решать. Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), Это первый Менделя закон. Ну а если в F1 нет расщепления - Это правило единообразия первого поколения. Победителем в начале будет тот, Кто ошибки в этом стихотворении найдет! Кто запомнил больше терминов – считайте! Что ж, удачи вам, дерзайте! Ответ: австрийский учёный Иоганн Грегор Мендел 3) Двое учащихся на доске записывают задачи на знание 1 и 2 закона Менделя (индивидуальное задание у доски) 4) Знание символики. (приложения 3,4) Учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе). Р Г F1 А а АА Аа И т.д. (за правильные ответы – баллы выставляют в лист успеха). 5) Карточки с заданием, в котором нужно соотнести понятия. Содержание карточки: Соотнесите понятия: 1. Ген А. Совокупность всех генов организма. 2. Фенотип Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. 3. Моногибридное скрещивание В. Участок молекулы ДНК. 4. Дигибридное скрещивание Г. Скрещивание по одной паре признаков. 5. Генотип Выясняется, какое понятие встретилось впервые – это дигибридное скрещивание. | 10 минут | ||||||
III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание | Предметные. Познакомится с понятием -дигибридное скрещивание Метапредметные. Учащиеся научатся ставить цель и задачи своей учебной деятельности на уроке и наметить пути их реализации Личностные. Готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Слайд 6 презентации | Учитель задаёт вопросы учащимся -Что мы сейчас повторили? - С какой целью? | Ответы учащихся - Основные понятия генетики - Знания необходимы для дальнейшего изучения генетики. Учащиеся формулируют цель, задачи урока, предлагают пути их решения. Дают понятие дигибридному скрещиванию. | 2 минуты | ||||||
IV. Изучение нового материала. Деление учащихся на группы | Предметные. Познакомится с понятием -дигибридное скрещивание, объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности, раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования Метапредметные. Учащиеся научатся систематизировать полученные знания, выделять главное, существенное, устанавливать причинно- следственные связи, аргументировать и отстаивать свою точку зрения Личностные. Готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Слайды 7-8 презентации | Учитель просит учащихся разделиться на три группы и знакомит учащихся с заданиями (находятся на столах учащихся и на слайдах) | Учащиеся делятся на три рабочих группы и знакомятся с заданиями 1 группа 1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? 2. Какое скрещивание называется дигибридным? 3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? Почему не произошло расщепления признака? 2 группа 1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении? Ж.г. Ж.м. З. г. З.м
Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый; З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый. 2. Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу? 3 группа 1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении? (использовать решётку Пеннета) | 2 минуты | ||||||
V. Изучение нового материала. | Предметные. Объяснять особенности дигибридного скрещивания - объяснять суть закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности - раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования - умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание Метапредметные. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей Личностные. Сформированность ответственного отношения к учению - готовность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - вести здоровый образ жизни | Фильм «Дигибридное скрещивание» htt//interneturok.ru Видеоуроки | Показ фильма «Дигибридное скрещивание». Обращает внимание учащихся на текс учебника п. 26 | Просмотр фильма. Выполнение заданий в группах. Обсуждение выполненных заданий. | 15 минут | ||||||
VII. Закрепление. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Предметные. Умения решать генетические задачи на дигибридное скрещивание Метапредметные. Умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Личностные. Сформированность ответственного отношения к учению | Слайды 9-11 презентации | Учитель просит на выбор решить генетическую задачу на дигибридное скрещивание и осуществить самопроверку (приложение № 5) | Учащиеся в парах решают генетическую задачу на выбор и осуществляют самопроверку. | 5 минут | ||||||
VIII. Домашнее задание | Слайд 12 презентации | Учитель объясняет, что необходимо выучит дома. п. 26 стр. 180 № 1-3 «Подумайте и выполните!» - задания после параграфа | Учащиеся записывают домашнее задание в свои дневники. | 1 минута | |||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Личностные. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Слайды 13 -14 презентации Листы успеха ученика | Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?» 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… Обращает внимание учащихся на лист успеха ученика. Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. Учитель просит заполнить «Лист успеха ученика» (приложение 1) и выставить себе оценку за урок. | Высказываются по поводу изученного материала, что понятно, а что необходимо повторить заново, своё отношение к уроку, анализируют своё эмоциональное состояние на уроке. Осуществляют самооценивание своей учебной деятельности выставляют оценки в дневники. | 3 минуты |
Приложение 1
Лист успеха учащегося
Приложение 2
Стихотворение. Задание: найти три ошибки
Продолжаем мы сегодня разговор вести
Про генетику – науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный – значит, будет подавлять,
Доминантный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше вы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.
Победителем в начале будет тот,
Кто ошибки в этом стихотворении найдет!
Кто запомнил больше терминов – считайте!
Что ж, удачи вам, дерзайте!
Приложение 3
Соотнесите понятия:
1. Ген | А. Совокупность всех генов организма. |
2. Фенотип | Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. |
3. Моногибридное скрещивание | В. Участок молекулы ДНК. |
4. Дигибридное скрещивание | Г. Скрещивание по одной паре признаков. |
5. Генотип |
Приложение 4
1 группа
1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________
2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________
3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________
2 группа
Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?
Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;
З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.
Ж.г. | Ж.м. | З. г. | З.м |
|
|
|
3 группа
1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Приложение 5
ЗАДАЧА 1
У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.
ЗАДАЧА 2.
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.
ЗАДАЧА 3.
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
ЗАДАЧА 4.
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.
А –курч. Ж ааВВ * м. ААВВ
а – пр гам. аВ АВ
В – весн АаВВ
в – бв
Р - ?
F1 -?
ЗАДАЧА 5.
Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3 : 3 : 1 : 1. Определите генотипы родителей.
ЗАДАЧА 6.
Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....
ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса
Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...