Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей; делать выводы на основе сравнения; выделять и описывать существенные признаки тканей разного типа; объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей. Всё это заложит фундамент для освоения материала по строению конкретных органов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта "Ткани" | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Пояснение к заданию. Заполнить один из этапов занятия с использованием цифровых ресурсов и/или платформ.
Готовый документ загрузить в свой диск и вставить ссылку в таблицу продвижения. (в крайнем случае отправить по почте)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Автор (ФИО) | Уманец | Ольга | Алексеевна | ||
Предмет | биология | Класс 8 | |||
Тема урока | Ткани человека. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Обучающиеся должны знать: основные ткани организма человека. Обучающиеся должны уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций клеток тканей; выделять и описывать существенные признаки тканей организма человека. | Регулятивные: Обучающийся сможет наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы. Познавательные: смогут научиться устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, умозаключение. Обучающийся сможет: выделять общий признак двух или нескольких предметов, объяснять их сходство. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию. | |||
Решаемые учебные проблемы | Почему при одинаковом наборе органоидов клетки человека такие многообразные? Зачем нужны разные виды тканей человеку? | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Ткань; эпителиальная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ПК, проектор для демонстрации презентации, нетбуки. | ||||
Образовательные интернет-ресурсы | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | |||||
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решение проблемы? | Деятельность обучающихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) | ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? | Деятельность обучающихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его | ||||
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||
Деятельность учителя Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. | ||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
| |||||
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план. | Деятельность обучающихся Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. | ||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||
Деятельность учителя Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Деятельность обучающихся Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. | ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя Предлагает выполнить лабораторную работу «Изучение микроскопического строения тканей» http://www.virtulab.net/ , где необходимо применить новые знания и сделать выводы по каждому типу ткани. | Деятельность обучающихся - Выполняют задания на новый материал (работа в группах) - Предлагают свое обобщение и варианты ответов при решении проблем: Почему при одинаковом наборе органоидов клетки человека такие многообразные? Зачем нужны разные виды тканей человеку? | ||||
Принципиально важно при этом: 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». | |||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.) | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика. | ||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Стр. 34-40 - пересказ, проработать рисунки по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....
ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса
Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...