Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме
Каледарно-тематический план к рабочей программе 10 класса(Базис)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_10_kl.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Планируемый предметный результат | Виды и формы текущего и итогового контроля | Дата | |
план | факт | ||||
Введение в курс общей биологии -12 ч. | |||||
1 | Что изучает биология | Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировозрения | |||
2 | Экскурсия «Осенние явления в живой природе» | Знать: методы исследований живой природы; Уметь пользоваться специальной литературой при определении растений и животных; вести фенологические наблюдения | |||
3 | Основные свойства жизни | Знать: термины что такое жизнь; основные свойства жизни; Уметь характеризовать проявление свойств жизни; Выделять основные признаки понятия « биологическая система» | Устный текущий | ||
4 | Определение понятия жизнь | Знать: основные отличия живых организмов от объектов неживой природы; Уметь: характеризовать структуру царств живой природы; Объяснять принципы классификации живых организмов | Устный текущий | ||
5 | Биосистема как структурная единица живой материи | Знать: основные отличия живых организмов от объектов неживой природы; Уметь: характеризовать структуру царств живой природы; Объяснять принципы классификации живых организмов | Устный текущий | ||
6 | Структурные уровни организации жизни | Знать: основные уровни живой материи; Уметь перечислять уровни организации ; основные свойства живого | Устный текущий | ||
7 | Практические аспекты биологии | Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления; Уметь объяснять роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно- научной картины мира | Устный текущий | ||
8 | Методы биологических исследований | Знать: объекты и методы изучения в биологии Уметь: применять знания в определении живых объектов | Устный текущий | ||
9 | Методы определения видов растений и животных | Знать: объекты и методы изучения в биологии Уметь: применять знания в определении живых объектов; пользоваться определителями растений и животных | Устный текущий | ||
10 | Лабораторная работа 1.«Определение и морфологическое описание вида» | Знать: объекты и методы изучения в биологии Уметь: применять знания в определении живых объектов; пользоваться определителями растений и животных | Лабораторная работа 1. | ||
11 | Значение биологических знаний | Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировозрения | Устный текущий | ||
12 | Урок обобщения по теме «Введение в биологию» | Знать основные свойствах живого; структурныхе уровни Уметь называть уровни организации жизни; методы биологических исследований | Тестирование по теме « Введение в биологию» | ||
Биосферный уровень организации жизни -15 ч. | |||||
13 | Анализ тестирования по теме «Введение в биологию» Учение В.И.Вернадского о биосфере | Знать: что такое биосфера; компоненты биосферы; биогенное вещество, косное вещество; границы биосферы Уметь: характеризовать г8раницы биосферы; приводить примеры компонентов биосферы | Устный текущий | ||
14 | Роль живого вещества в биосфере | Знать: что такое биомасса, живое вещество; Уметь приводить примеры проявления функций живого вещества; Объяснять: роль живых организмов в биосфере | Устный текущий | ||
15 | Теория биогенеза и абиогенеза о происхождения живого вещества | Знать: научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез; Уметь: развернуто обосновывать суждения по проблеме происхождения жизни; Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни | Устный текущий | ||
16 | Теория А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле | Знать: основные условия среды, необходимые для синтеза органических веществ; гипотезы Опарина на возникновение жизни; что такое коацерватные капли; Уметь описывать методику проведения опыта С.Миллера; объяснять условия среды и роль различных источников энергии на процессы образования органических веществ; коацерватных капель; сравнивать коацерваты с живыми существами | Устный текущий | ||
17 | Физико- химическая эволюция в развитии Земли | Знать: возможные источники энергии для первичной химической эволюции; ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии; Уметь развернуто обосновывать, что вода – необходимое условие для жизни; Анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни на Земле Характеризовать абиотическую эоу на Земле | Устный текущий | ||
18 | Появление и усложнение первичных форм жизни в биосфере | Знать: условия для синтеза органических веществ; Уметь описывать методику проведения опыта С. Миллера и П. Юрии; анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни на Земле | Устный текущий | ||
19 | История развития жизни на Земле | Знать термины анаэробы, аэробы, автотрофы, гетеротрофы; Перечислять главные события в истории Земли; Уметь характеризовать каждую эпоху в эволюции Земли | Устный текущий | ||
20 | Биосфера как глобальная экосистема | Знать: что такое биосфера; Уметь описывать компоненты биосферы; характеризовать верхние и нижние границы распространения жизни в биосфере | Устный текущий | ||
21 | Роль биологического круговорота веществ в биосфере | Знать: что такое круговорот веществ и энергии; Уметь описывать круговорот веществ и роль живых организмов в круговороте веществ | Устный текущий | ||
22 | Механизмы устойчивости биосферы | Знать: основные механизмы устойчивости биосферы – саморегуляция, самовоспроизведение,; Уметь решать биологические задачи по теме «Устойчивость биосферы» | Устный текущий | ||
23 | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы | Знать: что такое ноосфера Уметь объяснять влияние человека на биосферу | Устный текущий | ||
24 | Лабораторная работа 2. «Оценка состояния условий окружающей среды» | Знать: основные условия среды; Уметь владеть методикой определения условий окружающей | Лабораторная работа 2. | ||
25 | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле | Знать: что собой представляет биосферный уровень и какие процессы в нем протекают; Уметь характеризовать биосферный уровень | Устный текущий | ||
26 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | Уметь называть какое влияние оказывает человек на окружающую среду; меры охраны окружающей среды; Знать растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения | Устный текущий | ||
27 | Урок обобщения по теме «Биосферный уровень организации жизни» | Знать: что такое биосфера, ее строении , роль живого вещества в биосфере, работы А.И.Опарина, истории развитии жизни Уметь характеризовать биосферу и роль живого вещества в биосфере | Тестирование по теме «Биосферный уровень организации жизни» | ||
Биогеоценотический уровень организации жизни -17 ч. | |||||
28 | Анализ тестирования по теме «Биосферный уровень организации жизни» Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Знать популяция, биоценоз, экосистема; Уметь называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных экосистем; характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических в экосистемах и круговороте веществ в природе; объяснять причины устойчивости экосистемы | |||
29 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | Знать: популяция, биоценоз, экосистема; Уметь называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы; | Устный текущий | ||
30 | Строение и свойства биогеоценозов | Знать: что такое биогеоценоз, экосистема; типы взаимодействий между организмами Уметь выделять продуцентов, консументов и редуцентов; составлять трофические цепи | Устный текущий | ||
31 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе | Знать: какие устанавливаются связи в биогеоценозе; Что такое адаптации и коадаптации; Уметь характеризовать типы цепей питания и составлять цепи питания | Устный текущий | ||
32 | Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе | Знать: видовое разнообразие; Уметь характеризовать различные виды приспособленности организмов к совместному сосуществованию | Устный текущий | ||
33 | Лабораторная работа 3. «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | Знать: : видовое разнообразие; Уметь характеризовать различные виды приспособленности организмов к совместному сосуществованию в лесном биогеоценозе | Лабораторная работа 3. | ||
34 | Условия сохранения устойчивости биогеоценозов | Знать: : основные механизмы устойчивости биогеоценоза -саморегуляция, саморазвитие, Уметь решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценоза»» | Устный текущий | ||
35 | Смена биогеоценозов и ее причина | Знать: что такое сукцессия, виды сукцессий, причины сукцессий; Уметь описывать механизм сукцессий; объяснять причину сукцессий | Устный текущий | ||
36 | Ритмилогическоие изменения в биогеоценозе | Знать: какие ритмы протекают в биогеоценозах, суточные, годовые, приливно- отливные ритмы; Уметь причину ритмов в природе | Устный текущий | ||
37 | Многообразие морских биогеоценозов | Знать: многообразие биотов ; какие имеются морские биоты, взаимоотношения между членами морских биогеоценозах Уметь ориентироваться в многообразии видов морских биогеоценозах; составлять схемы цепей питания в морских биогеоценозах | Устный текущий | ||
38 | Биогеоценозы пресных вод | Знать: многообразие биотов ; какие имеются биоты пресных водоемов, взаимоотношения между членами в пресном биогеоценозе Уметь ориентироваться в многообразии видов пресных биогеоценозах; составлять схемы цепей питания между организмами пресных биогеоценозах | Устный текущий | ||
39 | Многообразие естественных биогеоценозов суши | Знать: многообразие биотов ; какие имеются биоты суши, взаимоотношения между членами в наземных биогеоценозах Уметь ориентироваться в многообразии видов в наземных биогеоценозах; составлять схемы цепей питания между организмами наземных биогеоценозах | Устный текущий | ||
40 | Агробиоценозы, их свойства и значение | Знать: что такое агроценоз,; Уметь приводить примеры агроценозов; выделять отличия межлу агроценозом и биогеоценозом | Устный текущий | ||
41 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов | Знать: различные биогеоценозы; многообразие видов растений и животных различных биогеоценозов; Уметь объяснять причины необходимости охраны биогеоценозов | Устный текущий | ||
42 | Природопользование в истории человечества | Знать историю природопользования в различные эпохи исторического развития человека; Уметь объяснять причину нанесения вреда природы в первобытные времена | Устный текущий | ||
43 | Экологические законы природопользования | Знать: как используется природа в современном обществе; Уметь выявлять причины сложившихся напряжений в отношениях человека и природы; | Устный текущий | ||
44 | Урок обобщения и подведение итогов по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» | Знать: что такое биогеоценозы, экосистемы Уметь описывать многообразие экосистем, экологические законы | Тестирование по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» | ||
Популяционно – видовой уровень организации жизни – 24ч. | |||||
45 | Анализ тестирования по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» Основные свойства и критерии вида | Знать понятия: вид, популяция; Уметь называть признаки популяций, критериев вида; отличать понятия вид и популяция; приводить примеры: виды растений и животных, практическое значение изучения популяций | |||
46 | Лабораторная работа 4. «Изучение морфологических критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии коллекциях животных» | Знать понятия: вид, популяция; Уметь называть признаки популяций, критериев вида; отличать понятия вид и популяция; приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций | Лабораторная работа 4. | ||
47 | Популяция как форма существования вида | Знать понятия: вид, популяция; Уметь называть:признаки популяций, критериев вида; отличать понятия вид и популяция; приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций | Устный текущий | ||
48 | Популяция как структурно – функциональный компонент биогеоценоза | Знать понятия: вид, популяция; Уметь называть признаки популяций, критериев вида; отличать понятия вид и популяция; приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций | Устный текущий | ||
49 | Популяция как основная единица эволюции | Знать понятия: вид, популяция; Уметь называть признаки популяций, критериев вида; отличать понятия вид и популяция; приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций | Устный текущий | ||
50 | Понятие «Микроэволюция» и «Макроэволюция» | Знать понятия: биологический прогресс, биологический регресс; Уметь раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином направлении | Устный текущий | ||
51 | Видообразование и его свойства | Знать и приводить примеры различных видов популяций; Уметь описывать сущность географического видообразования; сущность экологического видообразования; анализировать содержание определений понятия микроэволюция | Устный текущий | ||
52 | Филогенетические основы системы многообразия видов | Знать: что такое систематика; таксон, вид, популяция; Уметь пользоваться и ориентироваться в современной системе органического мира | Устный текущий | ||
53 | Сохранение биологического разнообразия – важнейшая задача, стоящая перед человечеством | Знать:разнообразие растений и животных нашей планеты,называть антропогенные факторы воздействия на организмы; проблемы утраты биоразнообразия Уметь анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы | Устный текущий | ||
54 | Человек как уникальный вид живой природы | Знать определение терминам: антропогенез, антропология; Уметь объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными; определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. | Устный текущий | ||
55 | Этапы эволюции человека | Знать: признаки биологического объекта – человек; Уметь объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; перечислять факторы антропогенеза; характеризовать стадии развития человека | Устный текущий | ||
56 | Расы человека, их происхождение и родство | Знать: что такое расы, механизмы образования человеческих рас; Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека; доказывать единство человеческих рас; проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника для выполнения заданий «Проверьте себя» | Устный текущий | ||
57 | Особенности популяционно – видового уровня | Знать: что такое популяция, вид; структура популяции, процессы, протекающие в популяции; Уметь характеризовать популяцию как самостоятольную целостную дискретную биосистему | Устный текущий | ||
58 | Основные закономерности эволюции | Знать: основные понятия – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; Уметь формулировать закономерности эволюционного процесса | Устный текущий | ||
59 | Современные представления об эволюции органического мира | Знать: признаки микроэволюции; факторы эволюции; Уметь объяснять .что эволюционный процесс необратим, имеет прогрессивное усложнение форм жизни и в процессе эволюции вырабатываются адаптации к среде обитания | Устный текущий | ||
60 | Естественный отбор и его формы. Повторение темы «Биосферный уровень» | Знать: что такое борьба за существование; естественный отбор, формы естественного отбора Уметь пр менять знания при определении формы отбора и пользуясь текстом учебника анализировать схемы форм искусственного отбора | Устный текущий | ||
61 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия. Повторение темы «Биосферный уровень» | Знать понятия – сорт, порода, штамм микроорганизмов; что такое искусственный отбор и его формы; Уметь выделять принципы искусственного отбора,применять методы искусственного отбора, приводить примеры сортов культурных растений, пород домашних животных; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, пород животных , ухода за ними. | Устный текущий | ||
62 | Основные направления эволюции. Повторение темы «Биосферный уровень» | Знать: что такое макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; Уметь формулировать основные направления эволюции и установить связь между тремя направлениями эволюции | Устный текущий | ||
63 | Прогресс и регресс в эволюции живой природы. Повторение темы «Биоценотический уровень» | Знать: что такое биологический прогресс и биологический регресс; Уметь выявлять роль ароморфозов в развитии органического мира; | Устный текущий | ||
64 | Современное состояние изучения видов. Повторение темы «Биоценотичесчкий уровень» | Знать: современное состояние видов в природе, систему органического мира до Дарвина и современную систему; Уметь ориентироваться в видовом составе растений и животных, методы изучения многообразия живых организмов | Устный текущий | ||
65 | Значение изучения популяций и видов. Повторение темы «Биоценотический уровень» | Устный текущий | |||
66 | Генофонд и причины гибели видов. Повторение темы « Популяционно-видовой уровень» | Знать: что такое генофонд, генотип, вид, популяция Уметь анализировать и применять знания к чему приведет гибель любого вила на Планете | Устный текущий | ||
67 | Всемирная стратегия охраны природных видов. Повторение темы «Популяционно-видовой уровень» | Знать: видовой состав растений и животных; кто из них находится на грани исчезновения; меры по охране окружающего мира; Уметь доказывать жизненную важность сохранения экологического равновесия в биосфере | Устный текущий | ||
68 | Урок обобщения по теме «Популяционно- видовой уровень» | Знать, что такое популяция, их структура; эволюцию человека; естественный отбор; всемирную стратегию охраны природы. Уметь объяснять и характеризовать закономерности развития и эволюционные преобразования на популяционно – видовом уровне | Итоговое тестирование по теме «Популяционно – видовой уровень» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс
Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...
Программа и каледарно-тематическое планирование для УМК Spotlight 5
Данная программа предназначена для обучения учащихся V классов на основе учебно-методических комплектов «Английский в фокусе», которые являются совместным изданием издательства «Просвещение» и британс...
каледарно-тематическое планирование по физкультуре
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор Р. И. Тарнапольская – Смоленск : Ассоциация 21 век, 2011) и примерной прогр...
План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....
Каледарно-тематическое планирование курса "История" 11 класс (углубленный уровень)
Каледарно-тематическое планирование курса "История" 11 класс (углубленный уровень) составлено к учебнику "История России. С древнейших времен до 1914 года" под ред. Н.С.Борис...