Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме

Громова Татьяна Ефремовна

Каледарно-тематический план к рабочей программе 10 класса(Базис)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan_10_kl.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Планируемый предметный результат

Виды и формы текущего и итогового контроля

Дата

план

факт

Введение в курс общей  биологии -12 ч.

1

Что изучает биология

Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления

Уметь объяснять  роль  биологии  в формировании  научного  мировозрения

2

Экскурсия «Осенние явления в живой природе»

Знать: методы  исследований живой природы;

Уметь пользоваться специальной литературой при определении растений и животных; вести фенологические наблюдения

3

Основные  свойства  жизни

Знать: термины  что такое жизнь; основные свойства жизни;

Уметь характеризовать проявление свойств жизни;

Выделять основные  признаки  понятия « биологическая система»

Устный

текущий

4

Определение понятия жизнь

Знать: основные отличия живых организмов от объектов неживой природы;

Уметь: характеризовать  структуру царств живой природы;

Объяснять принципы классификации живых организмов

Устный

текущий

5

Биосистема как структурная единица живой материи

Знать: основные отличия живых организмов от объектов неживой природы;

Уметь: характеризовать  структуру царств живой природы;

Объяснять принципы классификации живых организмов

Устный

текущий

6

Структурные уровни организации жизни

Знать: основные уровни живой материи;

Уметь  перечислять уровни организации ; основные свойства живого

Устный

текущий

7

Практические аспекты биологии

Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления;

Уметь объяснять роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно- научной картины мира

Устный

текущий

8

Методы биологических  исследований

Знать: объекты и методы изучения в биологии

Уметь: применять знания  в определении живых объектов

Устный

текущий

9

Методы определения  видов  растений и животных

Знать: объекты и методы изучения в биологии

Уметь: применять знания  в определении живых объектов; пользоваться определителями растений и животных

Устный

текущий

10

Лабораторная работа 1.«Определение и морфологическое описание вида»

Знать: объекты и методы изучения в биологии

Уметь: применять знания  в определении живых объектов; пользоваться определителями растений и животных

Лабораторная  работа 1.

11

Значение биологических знаний

Знать: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления

Уметь объяснять  роль  биологии  в формировании  научного  мировозрения

Устный

текущий

12

Урок обобщения по теме  «Введение в биологию»

Знать основные  свойствах  живого; структурныхе уровни

Уметь называть  уровни организации жизни; методы  биологических исследований

 Тестирование по теме « Введение в биологию»

Биосферный уровень организации жизни  -15 ч.

13

Анализ тестирования по теме «Введение в биологию»

Учение В.И.Вернадского о биосфере

Знать: что такое биосфера; компоненты биосферы; биогенное вещество, косное вещество; границы биосферы

Уметь: характеризовать г8раницы биосферы; приводить примеры компонентов биосферы

Устный

текущий

14

Роль живого вещества в биосфере

Знать:  что такое биомасса, живое вещество;

Уметь приводить примеры проявления функций живого вещества;

Объяснять: роль живых организмов  в биосфере

Устный

текущий

15

Теория биогенеза и абиогенеза о происхождения живого вещества

Знать: научные точки  зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез;

Уметь: развернуто обосновывать суждения по проблеме происхождения жизни;

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни

Устный

текущий

16

Теория А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле

Знать: основные условия среды, необходимые для синтеза органических веществ; гипотезы  Опарина на возникновение жизни; что такое коацерватные капли;

Уметь описывать методику проведения опыта С.Миллера;

объяснять условия среды  и роль различных источников  энергии  на процессы образования органических веществ;  коацерватных капель;

сравнивать коацерваты с живыми существами

Устный

текущий

17

Физико- химическая эволюция в развитии Земли

Знать: возможные источники энергии для первичной химической эволюции; ядерные  реакции, ультрафиолетовое  излучение, вулканизм, молнии;

Уметь развернуто обосновывать, что вода – необходимое условие для жизни;

Анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни на Земле

Характеризовать абиотическую эоу на Земле

Устный

текущий

18

Появление и усложнение первичных форм жизни в биосфере

Знать: условия для синтеза органических веществ;

 Уметь описывать методику проведения опыта С. Миллера и П. Юрии;

анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни  на Земле

Устный

текущий

19

История развития жизни на  Земле

Знать термины анаэробы, аэробы, автотрофы, гетеротрофы;

Перечислять  главные события в истории Земли;

Уметь  характеризовать каждую эпоху в эволюции Земли

Устный

 текущий

20

Биосфера как глобальная экосистема

Знать: что такое биосфера;

Уметь описывать компоненты биосферы;

характеризовать верхние и нижние границы  распространения  жизни  в биосфере

Устный

 текущий

21

Роль биологического круговорота веществ в биосфере

Знать: что такое круговорот веществ и энергии;

Уметь описывать круговорот веществ и роль живых организмов в круговороте веществ

Устный

 текущий

22

Механизмы устойчивости биосферы

Знать: основные механизмы устойчивости биосферы – саморегуляция, самовоспроизведение,;

Уметь решать биологические задачи по теме «Устойчивость биосферы»

Устный

текущий

23

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы

Знать: что такое ноосфера

Уметь объяснять влияние человека на биосферу

Устный

текущий

24

Лабораторная работа 2. «Оценка состояния условий  окружающей среды»

Знать: основные условия среды;

Уметь владеть методикой определения условий окружающей

Лабораторная работа 2.

25

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

Знать: что собой представляет биосферный уровень и какие процессы в нем протекают;

Уметь характеризовать биосферный уровень

Устный

текущий

26

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Уметь  называть какое влияние оказывает человек на окружающую среду; меры охраны окружающей среды;

Знать растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения

Устный

текущий

27

Урок обобщения по теме «Биосферный уровень организации жизни»

Знать: что такое  биосфера, ее строении , роль живого вещества в биосфере, работы А.И.Опарина, истории  развитии  жизни

Уметь характеризовать биосферу  и роль живого вещества в биосфере

Тестирование по теме «Биосферный уровень  организации жизни»

Биогеоценотический уровень организации жизни  -17 ч.

28

Анализ тестирования по теме «Биосферный уровень организации жизни»

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Знать популяция, биоценоз, экосистема;

Уметь называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы;

приводить примеры естественных и искусственных  экосистем;

характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических в экосистемах и круговороте веществ в природе;

объяснять  причины устойчивости экосистемы

29

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Знать:  популяция, биоценоз, экосистема;

Уметь называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы;

Устный

текущий

30

Строение и свойства биогеоценозов

Знать: что такое биогеоценоз, экосистема; типы взаимодействий между организмами

Уметь  выделять продуцентов, консументов и редуцентов; составлять трофические цепи

Устный

текущий

31

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе

Знать: какие устанавливаются связи в биогеоценозе; Что такое адаптации и коадаптации;

Уметь характеризовать типы цепей питания и составлять цепи питания

Устный

текущий

32

Приспособленность видов к совместной  жизни в биогеоценозе

Знать: видовое разнообразие;

Уметь характеризовать различные виды приспособленности организмов к совместному сосуществованию

Устный

текущий

33

Лабораторная работа 3.  «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Знать: : видовое разнообразие;

Уметь характеризовать различные виды приспособленности организмов к совместному сосуществованию в лесном биогеоценозе

Лабораторная работа 3.

34

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов

Знать: : основные механизмы устойчивости  биогеоценоза -саморегуляция, саморазвитие,

Уметь решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценоза»»

Устный

текущий

35

Смена биогеоценозов и ее причина

Знать: что такое сукцессия, виды сукцессий, причины сукцессий;

Уметь описывать механизм сукцессий; объяснять причину сукцессий

Устный

текущий

36

Ритмилогическоие изменения в биогеоценозе

Знать: какие ритмы протекают в биогеоценозах, суточные, годовые, приливно- отливные ритмы;

Уметь  причину ритмов в природе

Устный

текущий

37

Многообразие морских биогеоценозов

Знать: многообразие биотов ; какие имеются морские биоты, взаимоотношения между членами морских биогеоценозах

Уметь ориентироваться в многообразии видов морских биогеоценозах; составлять схемы цепей питания в морских биогеоценозах

Устный

текущий

38

Биогеоценозы пресных вод

Знать: многообразие биотов ; какие имеются биоты пресных водоемов, взаимоотношения между членами  в пресном биогеоценозе

Уметь ориентироваться в многообразии видов пресных биогеоценозах; составлять схемы цепей питания между организмами пресных биогеоценозах

Устный

текущий

39

Многообразие естественных биогеоценозов суши

Знать: многообразие биотов ; какие имеются биоты суши, взаимоотношения между членами  в наземных биогеоценозах

Уметь ориентироваться в многообразии видов  в наземных биогеоценозах; составлять схемы цепей питания между организмами наземных биогеоценозах

Устный

текущий

40

Агробиоценозы, их свойства и значение

Знать: что такое агроценоз,;

Уметь приводить примеры агроценозов; выделять отличия межлу агроценозом и биогеоценозом

Устный

текущий

41

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов

Знать: различные биогеоценозы; многообразие видов растений и животных  различных биогеоценозов;

Уметь объяснять причины необходимости охраны биогеоценозов

Устный

текущий

42

Природопользование в истории человечества

Знать историю природопользования в различные эпохи исторического развития человека;

Уметь объяснять причину  нанесения вреда природы в первобытные времена

Устный

текущий

43

Экологические законы природопользования

Знать:  как используется природа в современном обществе;

Уметь выявлять причины сложившихся напряжений в отношениях человека и природы;

Устный

текущий

44

Урок обобщения и подведение итогов по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Знать: что такое биогеоценозы, экосистемы

Уметь описывать  многообразие экосистем, экологические законы

Тестирование по теме  «Биогеоценотический  уровень организации жизни»

Популяционно – видовой уровень организации жизни – 24ч.

45

Анализ тестирования по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Основные свойства и критерии вида

Знать понятия: вид, популяция;

Уметь называть признаки популяций, критериев вида;

отличать понятия вид и популяция;

приводить примеры: виды растений и животных, практическое  значение изучения популяций

46

Лабораторная работа 4.

«Изучение морфологических критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии коллекциях животных»

Знать понятия: вид, популяция;

Уметь называть признаки популяций, критериев вида;

отличать понятия вид и популяция;

приводить примеры видов растений и животных, практическое  значение изучения популяций

Лабораторная работа 4.

47

Популяция как форма существования вида

Знать понятия: вид, популяция;

Уметь называть:признаки популяций, критериев вида;

отличать понятия вид и популяция;

приводить примеры  видов растений и животных, практическое  значение изучения популяций

Устный

текущий

48

Популяция как структурно – функциональный компонент биогеоценоза

Знать понятия: вид, популяция;

Уметь называть признаки популяций, критериев вида;

отличать понятия вид и популяция;

приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций

Устный

текущий

49

Популяция как основная единица эволюции

Знать понятия: вид, популяция;

Уметь называть признаки популяций, критериев вида;

отличать понятия вид и популяция;

приводить примеры видов растений и животных, практическое значение изучения популяций

Устный

текущий

50

Понятие «Микроэволюция» и «Макроэволюция»

Знать понятия: биологический прогресс, биологический регресс;

Уметь раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином направлении

Устный

текущий

51

Видообразование и его свойства

Знать и приводить примеры различных видов популяций;

Уметь описывать  сущность географического видообразования; сущность экологического видообразования;

анализировать содержание определений понятия микроэволюция

Устный

текущий

52

Филогенетические основы системы многообразия видов

Знать: что такое систематика; таксон, вид, популяция;

Уметь пользоваться и ориентироваться в современной системе органического мира

Устный

текущий

53

Сохранение биологического разнообразия – важнейшая задача, стоящая перед человечеством

Знать:разнообразие растений и животных нашей планеты,называть антропогенные факторы воздействия на организмы; проблемы утраты биоразнообразия

Уметь анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы

Устный

текущий

54

Человек как уникальный вид живой природы

Знать определение терминам: антропогенез, антропология;

Уметь объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными;

определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Устный

текущий

55

Этапы эволюции человека

Знать: признаки биологического объекта – человек;

Уметь объяснять  место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными;

перечислять факторы антропогенеза;

характеризовать стадии развития человека

Устный

текущий

56

Расы человека, их происхождение и родство

Знать: что такое расы, механизмы образования человеческих рас;

Уметь объяснять  родство, общность происхождения и эволюцию человека; доказывать единство человеческих рас; 

проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника для выполнения заданий «Проверьте себя»

Устный

текущий

57

Особенности популяционно – видового уровня

Знать: что такое популяция, вид; структура популяции, процессы, протекающие в популяции;

Уметь характеризовать популяцию как самостоятольную  целостную дискретную биосистему

Устный

текущий

58

Основные закономерности эволюции

Знать: основные понятия – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация;

Уметь формулировать закономерности эволюционного процесса

Устный

текущий

59

Современные представления об эволюции органического мира

 Знать: признаки микроэволюции; факторы эволюции;

Уметь объяснять .что эволюционный процесс необратим, имеет прогрессивное усложнение форм жизни и в процессе эволюции вырабатываются адаптации к среде обитания

Устный

текущий

60

Естественный отбор и его формы. Повторение темы «Биосферный уровень»

Знать: что такое борьба за существование; естественный отбор, формы естественного отбора

 Уметь пр менять знания при определении формы отбора и пользуясь текстом учебника анализировать схемы форм искусственного отбора

Устный

текущий

61

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия. Повторение темы «Биосферный уровень»

Знать понятия – сорт, порода, штамм микроорганизмов; что такое искусственный отбор и его формы;

Уметь выделять принципы искусственного отбора,применять методы искусственного отбора, приводить примеры сортов культурных растений, пород домашних животных; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, пород животных , ухода за ними.

Устный

текущий

62

Основные направления эволюции. Повторение темы «Биосферный уровень»

Знать: что такое макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация;

Уметь формулировать основные направления эволюции и установить связь между тремя направлениями эволюции

Устный

текущий

63

Прогресс и регресс в эволюции живой природы. Повторение темы «Биоценотический уровень»

Знать: что такое биологический прогресс и биологический регресс;

Уметь выявлять роль ароморфозов в развитии органического мира;

Устный

текущий

64

Современное состояние изучения видов. Повторение темы «Биоценотичесчкий уровень»

Знать: современное состояние видов в природе, систему органического мира до Дарвина  и современную систему;

Уметь ориентироваться в видовом составе растений и животных, методы изучения многообразия живых организмов

Устный

текущий

65

Значение изучения популяций и видов. Повторение темы «Биоценотический уровень»

Устный

текущий

66

Генофонд и причины гибели видов. Повторение  темы « Популяционно-видовой уровень»

Знать: что такое генофонд, генотип, вид, популяция

 Уметь анализировать и применять знания к чему приведет гибель любого вила на Планете

Устный

текущий

67

Всемирная стратегия охраны природных видов. Повторение  темы «Популяционно-видовой уровень»

Знать: видовой состав растений и животных;  кто из них находится на грани исчезновения; меры по охране окружающего мира;

Уметь доказывать жизненную важность сохранения экологического равновесия в биосфере

Устный

текущий

68

Урок обобщения по теме «Популяционно- видовой уровень»

Знать, что такое   популяция,  их структура; эволюцию  человека; естественный отбор; всемирную стратегию охраны природы.

Уметь объяснять и характеризовать  закономерности развития и эволюционные преобразования на популяционно – видовом  уровне

Итоговое тестирование по теме «Популяционно – видовой уровень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по биологии (7 класс)

Календарно-тематическое планирование   раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному  учебнику, допущенным Мини...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...

Программа и каледарно-тематическое планирование для УМК Spotlight 5

Данная программа предназначена для обучения учащихся V классов на основе учебно-методических комплектов «Английский в фокусе», которые являются совместным изданием издательства «Просвещение» и британс...

каледарно-тематическое планирование по физкультуре

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор Р. И. Тарнапольская – Смоленск : Ассоциация 21 век, 2011) и   примерной прогр...

План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....

Каледарно-тематическое планирование курса "История" 11 класс (углубленный уровень)

Каледарно-тематическое планирование курса "История" 11 класс (углубленный уровень) составлено к учебнику "История России. С древнейших времен до 1914 года"  под ред. Н.С.Борис...